Интеллектуальная викторина по русскому языку и литературе для 6 класса Своя игра


Интеллектуальная викторина по русскому языку и литературе
«Своя игра» для 6 класса.
Цели и задачи:
расширить кругозор учащихся, обобщить и углубить знания по русскому языку и литературе;
развивать внимание, память, мышление, умение сопоставлять, находить аналогии, принимать оптимальные решения;
развивать умение работать сообща, согласовывать свои действия.
воспитывать чувство коллективизма, любовь и уважение к русскому языку
Форма деятельности учащихся: групповая
Оборудование и материалы к уроку:
для ведущего: компьютерная разработка игры-презентация, проектор, экран, таблички с названиями команд,  оценочные листы, призы участникам и победителям.
для участников: чистые листы бумаги, ручки.
Ход занятия:
Правила игры.
 Ведущий
- Правила игрыпросты и знакомы всем. Команды могут выбирать любую тему, любое количество баллов. Отвечать два раза на один и тот же вопрос нельзя. После ответа на вопрос, цифры изменяют свой цвет. Предлагаются вопросы по 6 разделам, пяти уровней сложности (в 10 баллов, в 20 баллов, в 30 баллов, в 40 баллов, в 50 баллов), всего 30 вопросов. В таблице представлены категории и очки. Вопрос озвучивается поочередно для каждой команды. Участники делают ставки. Учащийся получает 1 минуту на его обсуждение. За каждый правильный ответ команда получает баллы. Жюри ведёт подсчёт очков. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
- Начинает игру команда, первой правильно разгадавшая загадку.
Загадка
Спал цветок и вдруг проснулсяШевельнулся, встрепенулся,Больше спать не захотел — Взвился вверх — и улетел. (Бабочка)
- Помимо обычных вопросов, существуют специальные «Вопрос-аукцион»
Вопрос-аукцион
Если вопрос оказывается аукционом, то команды торгуются за него, и в результате он достаётся той команде, которая сделала наибольшую ставку, т.е. выбрала наибольший уровень сложности. Ставки не должны быть ниже номинала вопроса и не должны превышать суммы баллов на счету у команды.
Игровые задания.
Морфемика 10 20 30 40
50
Фонетика 10 20 30 40 50
Узнай строки 10 20 30 40 50
Орфография 10 20 30 40 50
Узнай по описанию 10 20 30 40 50
Загадки 10 20 30 40 50
Блок1. Морфемика.
10 баллов. «Угадай-ка»Угадайте, какое слово спряталось.
1) У него приставка, как у слова переждать;
2) у него корень, как у слова раздумье;
3) у него два суффикса: первый, – как у слова брать, второй – суффикс, образующий прошедшее время глагола;
4) окончание, как у слова сын. Ответ: Передумал
20 баллов. «Чудесный квадрат»
По горизонтали запишите:
1) вид топлива;
2) упрямое животное;
3) корнеплод,
4) синоним к слову знамя.

30 баллов.«Золушка»
Разберите слова в «две корзины»: в одну – где -ок- входит в состав корня, в другую – где -ок- – суффикс.
Совок, лесок, сынок, песок, чулок, клубок, носок, коробок, колобок, дружок, снежок.40 баллов.« Найди сорняк и вырви с корнем».
Водник, водяной, водитель, водолечебница, водоворот;
Лентяй, ленивый, разлениться, олений, поленился;
Смешной, усмешка, смешать, смешинка;
Гусыня, гусиный, гусеница, гусята, гуськом;
Седло, седловина, седина, оседлать.расседлать;
Головной, головка, уголовник, изголовье, подголовник;
Разлиновать, линейка, полинял, линеечка, линия;
Варить, сварим, доварить, утварь, поваренный;
Стол, столик, столетие, настольный
Помешал, мешать, помехи, помещение.
50 баллов.«Кроссворд» (правописание приставок 2-й группы – на -з(-с)).
1) Кощей...
2) Отсутствие сна.
3) Отсутствие страха.
4) Суп с солеными огурцами.
5) Бунт.
6) Отсутствие силы.
7) Восход солнца.
8) Ростки помидоров или огурцов, предназначенные для пересадки из теплицы в открытый грунт.
9) Большое количество жемчуга или других драгоценных камней.
10) Небольшое повествование.
Ответ:

Блок 2. Фонетика.
баллов.Игра «Угадай слово»
Звуки этого слова вы узнаете, взяв последний звук от слова зверь, 2-й звук от слова пятно, звук, который дважды повторяется в слове вокруг, и безударный гласный от слова свекла.(Река.)
Возьмите 4-й звук от слова крылья, 4-й звук от слова ящик, 3-й звук от слова визг и ударный гласный от слова столяр.(Лиса или леса.)
Возьмите 3-й звук от слова редька, ударный гласный от слова позвонит, 4-й звук от слова съехал, 4-й звук от слова юмор.(Тихо.)
баллов.Фонетические «превращения» 
Я – травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращусь в конфету. (Ирис – ирис)
Я – сборник карт: от ударения
Зависят два моих значения.
Хочу – преображусь в название
Блестящей, шелковистой ткани. (Атлас – атлас)
3)Скорей, сестра, на рыб взгляни,
Попались на крючок они.
В ведёрко руки окуни.
Не бойся, это... (Окуни– окуни).
30 баллов.«Перевертыши». Прочитайте слова, потом произнесите звуки в обратном порядке, чтобы получилось:
1) Из слова лён – цифра; (ноль).
Из слова лей – название дерева; (ель).
Из слова лоб – название настила; (пол).
Из слова люк – большой мешок; (куль).
Из слова ток – домашнее животное; (кот).
2) Из слова шел – неправда; (ложь).
Из слова шей – просьба; (ешь).
Из слова куб – охапка чего-либо, связка; (пук).
Из слова лёд – материал для крыши; (толь).
40 баллов.Решите задачу –шутку.
Шел по дороге старик, а навстречу ему боец.» Здравствуй, отец!»,-говорит боец. А старик ему в ответ: «Здорово, служилый! Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца это слово читай – все значение одинаковое. А имя у меня такое же: хочешь, слева направо читай, хочешь наоборот – все одинаково. И живу я в таком домике, что значение не изменится, хоть как читай. Около домика растет растение с чудным названием, что можно как угодно читать. А имя моей бабки с тем же свойством. А когда я в армии служил, то меня называли тоже таким именем, что читай хоть справа, хоть слева – все одинаково. Вот и разгадай.»Н.Сумникова
Задумался боец. Может, ты ему поможешь? Ответ:Дед. Тит. Шалаш. Боб. Анна. Казак.
50 баллов.Во что превратятся башня, борт, бочка, быль, жар, жалость, если заменить в них начальные звонкие согласные на парные глухие?
Ответ:башня – пашня
борт - порт,
бочка - почка,
быль - пыль, жар - шар, жалость – шалость.
Блок 3. «Узнай строки»
10 баллов. И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.М.Ю. Лермонтов «Листок»
20 баллов.Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.А. С. Пушкин «Зимнее утро»
30 баллов.Отгадай по рифме
Гонит – небес – стонет – лес.
Николай Некрасов «Перед дождем».Заунывный ветер гонитСтаю туч на край небес.Ель надломленная стонет,Глухо шепчет темный лес.
40 баллов.Отгадай по рифме
Дышало – блистало – день – сень.
А. С. ПушкинУж небо осенью дышало,Уж реже солнышко блистало,Короче становился день,Лесов таинственная сеньС печальным шумом обнажалась.
50баллов. Назовите средства художественной выразительности.
1.Закружился надо мнойДождь из листьев озорной. (Л. Разводова,метафора)2. Улетает птичья стая,Тучи носятся, рыдая. (И. Мельничук, олицетворение)3. Вот на ветке лист кленовый.Нынче он совсем как новый!Весь румяный, золотой. (Берестов В.Д., эпитет)
Блок 4. Орфография.
10 баллов. Объясни значение приставок.
ПРИшить – «присоединение»
ПРИоткрыть – «неполнота действия»
ПРИморский – «близость к чему-либо»
ПРЕкрасный – «близка к значению слова очень»
20 баллов. Вставь пропущенные буквы.
Не подума_шь, не посмотр_шь, не побор_шь, пил_шь, вид_те, жар_шь , он се_т, не пиш_шь.
30 баллов. -Н- или –НН-?
Занавеше..ая шторами, гружё..ые товаром, плетё..ое кресло, дом построе.., решё..ый вопрос, перчатка связа..а, маринова..ый огурец, смышлё..ый мальчик, слома..ый пена.
40 баллов.Ответьте на шуточные вопросы:
1. Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево?
2. Какие два местоимения мешают автотранспорту?
3. Какие три местоимения самые чистые?
Ответ:
1. ОНО, ТОТ
2. Я – МЫ
3. ВЫ – МЫ – ТЫ
50 баллов.Определите род существительных
Кенгуру , шимпанзе , тире , домино , такси , алоэ , кофе , какао , мадам , кашне, кашпо , ателье , пианино , метро , шоссе , пальто , авеню, эскимо , кино , жалюзи , меню , суфле , желе , колибри , какаду , фламинго , па , жюри , турне .
Блок 5. Узнай по описанию.
10 баллов. Узнай героя
«…Мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых - дело спорилось в его руках…» (Герасим)
20 баллов. Узнай героя
«Ничего не видя, кроме своей клюквы, ползет она и ползет к большому черному пню. Еле передвигает за собой корзинку, вся мокрая и грязная... Лось ее и за человека не считает: у нее все повадки обычных зверей, на каких он смотрит равнодушно, как мы на бездушные камни»(Настя. Произведение Пришвина «Кладовая солнца»)30 баллов.Узнай героя
«Маленький человечек с двойным козырьком кричать перестал. По его загорелому лицу, по щекам блестящими ручейками потекли слезы»(Митраша «Кладовая солнца»)
40 баллов. Узнай героя
Разыскивается мальчик. Американец. Приметы: соломенная шляпа, рубашка с воротничком. Лицо круглое. Веснушки. Характер весёлый. Ловок, остроумен, смел, деловит, находчив и великодушен. Борется с несправедливостью, не бросает друзей в беде.(Том Сойер)
баллов.Литературные перевёртыши
«Бодрствующая уродина» ("Спящая красавица»Шарль Перро)
«Четыре дистрофика» ("Три толстяка»ЮрийОлеша)
«Девочка без ноги» ("Мальчик с пальчик»Шарль Перро)
«Петушок однотонный» («Курочка Ряба»)
«Пёс босиком» ("Кот в сапогах»Шарль Перро)
«Километровочка» ( «Дюймовочка»Андерсен Ганс Христиан)
«Простак коричневой деревни» ("Волшебник Изумрудного города»АлександрМелентьевич Волков)
«Пациент Эхвыздоравливает» («ДоктopАйболит»КорнейЧуковский.
Блок 6. Загадки.
10 баллов.
Слова одной и той же части речи.
Но разное значение у них.
Скажу я «трусость»,
Ты ответишь — «храбрость»,
Скажу я «грусть»,
А ты в ответ мне — «радость».(Антонимы)
20 баллов.
Есть суффикс, стоящий за окончанием,
Он носит другое, сложнее название.
Особый суффикс «СЯ» или «СБ»
Мы называем... (Постфикс)
30 баллов.
1. Что можно видеть с закрытыми глазами?
2. Ты за ней, она от тебя, ты от неё, она за тобой. Что это?
3. Чем больше из неё берёшь, тем больше она становится. Что это?
(Сон,тень, яма)
40 баллов.По кругу написано шесть букв. Сколько слов – имён существительных – можно прочитать?(Сок, кол, око, село, осёл, сокол, лес, лесок, колесо.)
50 баллов.Назови волшебную букву
Старик Хоттабыч и Буратино занялись изучением русского языка. Взял Хоттабыч согласную букву и прибавил к ней часть лица – у него получилось животное. Прибавил к этой же букве полевое растение – и перед ним лиственное дерево.
Не выдержал тогда Буратино:
- Дай-ка и я попробую.
Прибавил он к этой букве морское животное – оно превратилось в насекомое. Удивился Буратино.
А старик Хоттабыч говорит:
- Эта волшебная буква обладает ещё свойством делать кожаный пояс камнем, а речных рыб – столярным инструментом.
Назовите эту волшебную букву! Ответ:буква к (к-рот, к-лён, к-омар, к-ремень, к-лещи).
3.Рефлексия. Обсуждение игры.
Каждый учащийся отмечает плюсы и минусы своей игры, отвечая на вопросы:
Что понравилось? В чём испытывал трудности?
Хотел бы в будущем участвовать в интеллектуальных играх или нет?
Комфортно чувствовал себя в команде или нет?
Оцени свою работу и работу своей команды по пятибалльной системе.
4.Награждение.