Доклад на тему: Трудовое воспитание, как фактор социальной адаптации детей сирот с ОВЗ
Тамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей «Отъясская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Доклад на тему:
«Трудовое воспитание, как фактор социальной адаптации детей-сирот с ОВЗ»
Подготовила: учитель технологии
Заболотникова И.П.
2016год
В свете произошедших социальных изменений в нашем государстве, в условиях реформирования как политического, так и экономического, перед школой-интернатом стоит основная задача социального воспитания , т.е. подготовки воспитанников к вхождению в самостоятельную жизнь, формированию у них определенных социальных знаний, умений и навыков. Эти навыки необходимы воспитанникам в жизненном самоопределении, развитии их способностей, познавательного интереса, духовно-нравственного становления личности.
Успешная социальная адаптация предполагает наличие у детей-сирот комплекса определенных знаний и умений, необходимых для жизнедеятельности в социуме. Полноценное формирование таких знаний и умений затруднено в условиях государственного попечения. Дети, воспитывающиеся вне семьи, идеализируют жизнь за стенами школы-интерната и представления о себе и своих возможностях. Самостоятельная жизнь в их представлении полна развлечениями, весельем, отсутствием контроля.
Перед школой-интернатом в настоящее время стоит актуальная задача воспитания личности, ориентированной на выполнение правил здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни, способной к организации собственной деятельности, готовой самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом, доброжелательной, умеющей слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию и высказывать свое мнение..
Выпускник подготовлен к успешному вхождению в самостоятельную жизнь, если он внутренне готов к самообеспечению на основе труда; правильно выстраивает свои отношения с окружающими его людьми, что обеспечивает продуктивность его социальных контактов; имеет соответствующую его возможностям жизненную перспективу.Наличие этих качеств позволяет предполагать, что подросток не будут беспомощным в таких сферах, как профессиональная деятельность, бытовое самообслуживание, семейная жизнь. Успешность самореализации и жизни возможна, когда человек любит и умеет трудиться.
Трудовая деятельность – та форма проявления жизненной активности человека; которая, оказывает решающее влияние на его развитие. Труд играет большую роль в судьбе школьников с ОВЗ. Трудовая деятельность служит эффективным средством коррекции умственных; физических и личностных нарушений учащихся; а также средством адаптации к самостоятельной жизни по окончании школы.
Специальные исследования позволили разработать и совершенствовать содержание трудового обучения в младших и старших классах. Эта задача решается путем воспитания у учащихся общей готовности к труду и получения ими профессионально-трудовых знаний и навыков по определенной специальности. Трудовое обучение рассматривается как мощное средство коррекции умственного развития ребенка и нравственного его воспитания, что позволяет выпускникам включиться непосредственно в производительный труд.
По мнению Воронковой В.В., в системе педагогических мер воздействия на психику ребенка труд является одним из важнейших средств коррекции недостатков умственного развития детей с ОВЗ.
Включение детей и подростков в трудовую деятельность с самого начала развития педагогики признавалось одним из главных условий подготовки детей с ОВЗ к самостоятельной жизни, но роль труда понималась неодинаково. В одних случаях труд рассматривался как средство физического, умственного и нравственного воспитания (Сеген Э.), в других — как средство активизации учебной деятельности (Демор Ж.). Видный русский дефектолог Кащенко В. П. считал труд дефективных детей в первую очередь средством удовлетворения потребности растущего организма в мышечной деятельности.
Трудовое обучение коррекционной школы ставит своей целью подготовку работников физического труда, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять несложные виды работ на массовых производственных предприятиях в условиях обычного трудового коллектива
Трудовое обучение, как и остальные учебные предметы, решает задачу всестороннего развития учащихся. Оно вносит существенный вклад в физическое, умственное, эстетическое и нравственное развитие. Однако основная задача трудового обучения — дать школьникам начальное профессиональное образование, т. е. вооружить их доступными техническими и технологическими знаниями, профессиональными навыками и умениями, которые необходимы для работы по определенной специальности.
Знания, полученные школьниками на уроках труда, повышают общий уровень интеллекта и создают основу для развития умений правильно регулировать свою деятельность при решении трудовых задач. У подавляющего большинства учащихся коррекционной школы могут быть сформированы высокоавтоматизированные навыки выполнения несложных трудовых операций.
Наибольшая сложность трудового обучения в коррекционной школе состоит в формировании обобщенных умений — способности выполнять трудовые задания не только в определенной ситуации, но и при изменении условий. Перед трудовым обучением стоит задача развития качеств личности, необходимых для успешного участия в коллективном производительной труде.
Большие возможности воспитания в труде объясняются тем, что условия трудового обучения способствуют развитию положительных мотивов и соответствующего эмоционального фона учебно-трудовой деятельности. Труд в учебных мастерских, а затем и на производственной практике постепенно становится средством удовлетворения потребностей школьников.
Трудовую деятельность можно разделить на четыре основных вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд по уходу за растениями и животными, ручной труд. Разделение это условно, так как четких границ между ними нет. Например, застилая свою постель, ребенок, с одной стороны, занимается самообслуживанием, а с другой — помогает навести порядок и в доме; ухаживая за животными, особенно в сельской местности, ребенок участвует в работе по хозяйству.
Еще больше значения придается общественно-полезному труду. Следует отметить, что для повышения интереса и активности школьников с ЗПР в процессе обучения необходимо, чтобы они осознавали важность и полезность того, что они делают, понимали, что результаты их деятельности имеют известное практическое и общественное значение. Такому осознанию содействует соединение обучения с общественно полезным трудом.
Таким образом, система, по которой работает наша школа-интернат, помогает вырабатывать устойчивые мотивированные установки на рационально организованную деятельность и готовность к профессиональному самоопределению в современных социально-экономических условиях, что дает нашим воспитанникам возможность овладеть профессией, которая не только позволила бы упорядочить материальную сторону их жизни, но и помогла бы почувствовать себя полноценными людьми, способными самостоятельно выбирать жизненный путь.