самоанализ и самооценка профессиональной деятельности

Информационно-методическая работа.
Работая в 7-11 классах, по физике я использую учебно-методический комплект (7,8,9 классах) А.В. Перышкина и (10-11 классах) Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева,
Рабочие программы составляю в соответствии с рекомендациями Министерства образования РФ, базисного учебного плана и примерными учебными программами для общеобразовательных учреждений.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации с учетом дополнительных часов за счёт школьного компонента я рассматриваю собственный подход в части структурирования учебного материала. Федеральные законы и нормативные документы, которые использую в своей педагогической деятельности:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании»;
2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 6 октября 2009 г. № 373;
3. Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
4. Федеральный перечень учебников;
5. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
6. Учебный план МБОУ «Усть-Киранская СОШ-И» на 2013 – 2014 учебный год.

Особенности современного образования и в частности предмета физики таковы, что объём информации, который необходимо освоить учащемуся возрастает с каждым учебным годом, а количество часов, отводимых на его изучение, уменьшается. Причём особенности преподавания предмета таковы (несмотря на концентрический характер структуры предмета), что практически каждый урок несет в себе новый объём информации, который ученик должен освоить, т.е. понять и принять. Достаточного времени на осмысление и закрепление практически не остается. Важно, чтобы всем ученикам было интересно заниматься физикой на каждом уроке. У многих учеников заинтересованность предметом перерастает в глубокий и стойкий интерес к науке физике. Поэтому темой самообразования, над которой работаю в данное время, является тема
«Моделирование познавательного интереса учащихся на уроках физики».
Поставив перед собой цель, развитие познавательного интереса детей, я выделила ряд задач: формировать приёмы продуктивной деятельности; прививать навыки исследовательской и проектной деятельности; развивать логическое мышление, воображение учащихся; учить основам самообразования, работе со справочной и научной литературой, с современными источниками информации (интернет); показывать практическую направленность знаний, получаемых на уроках физики; учить мыслить широко, перспективно, видеть роль и место физики в общечеловеческой культуре, её связь с другими науками. Их решение позволит сделать процесс обучения захватывающим, интересным для ребенка и учителя. При этом использую различные методы обучения: словесные, которые дают возможность задать высокий уровень теоретических знаний; наглядные (демонстрации, иллюстрации, просмотр видеоматериалов), позволяющие активизировать ребят с наглядно-образным мышлением; практические (лабораторные работы, исследовательские задачи, сюжетные задачи), которые формируют практические навыки. Этим же задачам подчинены и различные формы работы на уроке: коллективная, индивидуальная, групповая. В своей работе использую следующие педагогические методы:
1.Эксперименты.
Физика является экспериментальной наукой, поэтому развитие практического направления является одним из методов, позволяющих учащимся лучше понять изучаемые темы. Основными формами занятий являются практические работы, на которых учащиеся приобретают навыки планирования физического эксперимента, учатся выбирать рациональный метод измерений, выполнять эксперимент и обрабатывать его результаты. Выполнение таких заданий подготавливают основу для практического применения полученных знаний, развивают интерес к предмету.
2.Занимательные опыты, эксперименты, «фокусы» из подручных материалов.
Использование занимательных опытов из подручных материалов на уроках физики способствует повышению уровня преподавания предмета, интереса к предмету. Вследствие этого повысится уровень познавательной деятельности учащихся.
3.Сказки, рассказы, пословицы и поговорки.
Использование фрагментов из сказок, художественных произведений на разных этапах урока: изучение нового материала, повторения, задания на дом, позволяют повысить интерес к изучаемым физическим явлениям, закономерностям. Написание небольшой сказки или рассказа, куда необходимо «вплести» главную физическую информацию об объекте или явлении. Получив задание, учащиеся анализируют и систематизируют знания по физике, накопленные ранее. Эти фрагменты способствуют видению физических явлений, а это углубляет восприятие и понимание физики
4. Кроссворды.
Они составляются из 10-12 слов учащимися дома, после прохождения темы. На уроке они защищают свои работы и по результатам работы получают оценки. Кроме этого учащимся на уроках даются задания, например, расшифровать тему урока
5.Внеклассная работа.
Развитию познавательного интереса учащихся, умению добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях подчинена и внеклассная работа по предмету. Это мероприятия в рамках предметной декады: физические викторины, различные игры, КВН и др.
6.Олимпиады.
Особое место во внеклассной работе занимает подготовка к олимпиаде по физике. Участие в олимпиаде требует от учащихся знания таких разделов физики, которые выходят за рамки школьной программы. Эти знания ученик может получить как на индивидуальных консультациях, так и при самостоятельном изучении литературы.
7.Задачи.
Самую большую роль в развитии познавательного интереса на уроках физики я отвожу решению задач. Одним из эффективных средств и методов является решение сюжетных задач. Под сюжетными мы понимаем задачи, в которых описан некоторый жизненный сюжет (явление, событие, процесс), с целью нахождения определённых количественных характеристик или значений. Сюжетные задачи - это наиболее исторически ранний вид школьных задач. Они всегда широко использовались и будут использоваться в обучении физике. Ещё задолго до нашей эры в Древнем Египте, Вавилоне, Китае, Индии были известны такие задачи и многие методы их решения. Сюжетные задачи учат видеть и правильно объяснять с точки зрения физики повседневные явления. Решение задач – неотъемлемая составная часть процесса обучения физике, поскольку она позволяет формировать и обогащать физические понятия, развивать физическое мышление учащегося и их навыки применения знаний на практике. Задача интересна, может быть своим содержанием, несущим новое, весьма полезное и красивое, с точки зрения ученика знание, или имеющих внешнюю форму, вызывающую интерес ввиду необычности способа предъявления, то есть занимательные задачи (задачи-рассказы, задачи-парадоксы, задачи-фокусы). Многое в сфере занимательности, в области теории и практики сделали такие авторы, как М. Е. Тульчинский, И. Я. Ланина, Г. Н. Щукина, А. В. Усова и многие другие. Я. И. Перельман отмечал, что занимательные задачи помогут углубить и оживить имеющиеся знания по физике, повысят интерес, облегчат понимание, и будут способствовать более сознательному и прочному усвоению знаний.
9.Презентации-проекты.
Часто учащиеся сами приносят электронные презентации об истории физики, о жизни и творчестве ученых, о экспериментах и достижениях. Это мини-проекты. Они формируют умение знания таких разделов физики, которые выходят за рамки школьной программы. Эти знания ученик может получить как на индивидуальных консультациях, так и при самостоятельном изучении литературы.
10.Рефераты и доклады.
В ходе подготовки учащиеся получают возможность самореализации через исследовательскую деятельность, приобретают знания об особенностях работы с различными источниками, умение анализировать и создавать собственную работу, включая постановку цели и задачи.
11.Нестандартные уроки.
Они также направление на развитие познавательного интереса. Я использую различные нетрадиционные уроки: урок-соревнование, урок-путешествие, устный журнал, урок-сказка (Приложение 1) и т.д.
Для учащихся это переход в новое психологическое состояние, это другой стиль общения,эмоции. Дети поставлены в ситуацию успеха, что способствует пробуждению их активности и повышает их интерес. Опыт показывает, что для эффективного развития учащихся важно предусмотреть для каждого из них «ситуацию успеха», т.е. предлагать такие задания, с которыми они наверняка справятся и почувствуют себя победителями.
Для анализа мною взяты результаты за 2011-2012, 2012-2013 и 2013-2014 учебные годы.
Несмотря на то, что в течение трех лет менялся состав классов, появлялись новые классы, результаты мониторинга позволяют говорить о правильности выбора методов работы.



15