Социально-значимый проект Не прерывается памяти нить


Социально-значимый проект
«Не прерывается памяти нить».
Паспорт
Наименование Социально-значимый проект
«Не прерывается памяти нить»
Заказчик Администрация детского дома
Цель Воспитание у детей социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма; интерес к истории детского дома, родного края.
Задачи 1.Создать условия для совместной социально-полезной деятельности педагогов и воспитанников в ходе реализации социального проекта.
2. Активизировать детей к развитию поисковой деятельности, посредством создания книги памяти «Не прерывается памяти нить».
3.Воспитывать эмоциональную отзывчивость на события социальной значимости через творческую художественную деятельность воспитанников.
4.Разработать содержание организации познавательной деятельности по нравственно – патриотическому воспитанию детей с использованием современных форм, средств и методов.
Сроки реализации с 01.04.2015 по 25.04.2015
(краткосрочный)
Ответственный за реализацию Воспитатель Шатунова Т.В.
Автор проекта Воспитатель Шатунова Т.В.
Источники финансирования Бухгалтерия детского дома, спонсоры, воспитатель
Ожидаемые конечные результаты 1.Создание условий для совместной социально-полезной деятельности педагогов и воспитанников.
2.Повышение интереса к истории детского дома, родного края, ветеранам труда; эмоционального отношения к событиям и отражение их в художественно-творческой деятельности;
1.Название проекта: «Не прерывается памяти нить» 2.Сведения об авторе: Шатунова Т.В. воспитатель 4 гр., I квалификационная категория, средне-специальное образование
3.Тип проекта: социально-значимый
4. Целевая группа: воспитатель Шатунова Т.В., воспитанники среднего и старшего школьного возраста
Актуальность проекта
Знание истории своего села, дома, в котором пусть и временно, но ты живёшь, позволяет сохранить преемственность поколений. Связь времён и поколений обеспечивают традиции, обычаи. Известно, что полюбить можно то, что знаешь. Если не рассказывать воспитанникам о детском доме, его истории, людях, которые трудились здесь, воспитанниках прошлых лет, трудно воспитать в них чувство любви и уважения к месту, в котором он живёт и к людям, которые их окружают. Именно эти чувства необходимо вызывать в процессе работы по ознакомлению воспитанников с историей детского дома. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий. Это результат систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Успеха в этой работе можно достичь только, если сам воспитанник будет знать историю жизни детского дома и всего, что с ним связано. Он должен уметь собрать информацию, найти очевидцев событий и пообщаться с ними. В процессе работы по ознакомлению детей с историей детского дома, нужно вызвать чувство восхищения домом, который стал временно родным для детей, уважения к воспитателям, дающим им своё тепло, любовь, заменившим родителей. Этот процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, которая проходит постоянно, используются различные формы работы по ознакомлению с историей села и детского дома. В процессе бесед, занятий необходимо обязательно использовать наглядный материал: фотографии, слайды, видеоматериалы и видеоролики, презентации и т. д.
Цель проекта: воспитание у детей социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма; интерес к истории детского дома, родного края.
Задачи проекта:
1.Создать условия для совместной социально-полезной деятельности педагогов и воспитанников в ходе реализации социального проекта.
2. Активизировать детей к развитию поисковой деятельности, посредством создания мини-музея «Не прерывается памяти нить».
3.Воспитывать эмоциональную отзывчивость на события социальной значимости через творческую художественную деятельность воспитанников.
Разработать содержание организации познавательной деятельности по нравственно – патриотическому воспитанию детей с использованием современных форм, средств и методов.
Участники проекта: воспитанники 4 группы, воспитатель Шатунова Т.В., бывшие воспитанники и сотрудники детского дома
Сроки реализации проекта:
с 01.04.2015 по 30.04.2015 (краткосрочный)
Этапы и механизмы реализации проекта
I этап – подготовительный с 01.04. по 04.07. 2015 Задачи:
Познакомить детей с темой проекта.
Обсудить пути реализации проекта.
Изготовить поделки для гостей.
II этап –основной с 08.04.по 25.04.2015
Задачи:
1.Формировать интерес детей к истории детского дома, людей, отдавших за долгий труд в нём частичку своей души через создание книги памяти на основе воспоминаний, фотографий и других реликвий.
2.Активизировать детей к развитию поисковой деятельности.
3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость детей на события социальной значимости через творческую деятельность.
III этап заключительный -30.04.2015
Задачи
1.Изучить общественное мнение участников проекта о степени удовлетворённости работой по реализации проекта.
План реализации проекта
№ Мероприятия Срок реализации Ответственный Ресурсы Ожидаемый результат
I этап- подготовительный с 01.04. по 04.07. 2015
1.
2.
Познакомить детей с темой проекта.
Создать рабочую и целевую группы, обсудить пути реализации проекта 01.04.2015
01.04.2015 Воспитатель Шатунова Т.В.
Участники проекта Канцтовары
Канцтовары Выявления условий для осуществления совместной социально-полезной деятельности воспитателя и участников проекта.
Определение направления деятельности проекта.
3. Творческая деятельность воспитанников 02.-07.04.2015 Участники проекта Подручный материал для изготовления подарков приглашённым гостям. Развитие творческих способностей воспитанников
II этап –основной с 08.04.по 25.04.2015
1. Знакомство с историей детского дома. 08.04.-10.04. Участники проекта, приглашённый гость: зам.дирктора д/д по УВР Мишакова Е.А. Документальные материалы, фотографии, фотоаппарат. Заинтересованность воспитанников историей д/д и судьбами людей, работавших и воспитывающихся в нём.
2. Благоустройство территории детского дома 14.04.2015 Участники проекта Инвентарь для уборки территории  Вовлечение в трудовую деятельность, укрепление традиций в деле воспитания трудовой и экологической культуры 
3. Историю детского дома творят люди.
Встречи-беседы с воспитателями и воспитанниками детского дома, оставившими след в его истории. 10.04.- 20.04.2015 Участники проекта Канцтовары, фотоаппарат, компьютер, продукты для беседы за чашкой чая. Упражнение в умении поддерживать беседу, участвовать в коллективном разговоре;
 воспитание уважения к старшему поколению, формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, формирование нравственной позиции;
4. Создание «Книги памяти» 20.04.-22.04.2015 Целевая группа Канцтовары, картон, ткань, фотографии. Развитие творческих способностей воспитанников, систематизация и оформление собранных за время реализации проекта документов и материалов.
5. Акция добра:
тимуровская работа 23.04.2015 Участники проекта Подарки, приготовленные руками воспитанников Воспитание уважения к людям пожилого возраста.
6. Игровая программа «Я, ты, он, она…» с целью укрепления семейных традиций 28.04.2015 Участники проекта Канцтовары, шары, компьютер Сплочение детского коллектива, укрепление семейных традиций, поздравление именинника.
7. Знакомство с историей детских домов периода Великой Отечественной войны для общей характеристики. 29.04.2015 Участники проекта Компьютер, INTERNET Активизация поисковой деятельности, умение находить необходимый материал и систематизировать его.
8. Знакомство с семейным альбомом группы 30.04.2015 Участники проекта Семейный альбом Заочное знакомство с воспитанниками группы прошлых лет, историей жизни в детском доме и после выпуска из него.
III этап заключительный- 30.04.2015
1. Подведение итогов, поощрение активных участников проекта, определение дальнейшего развития проекта и информирование общественности о результатах социально-значимого проекта «Не прерывается памяти нить» через различные источники. 30.04.2015 Участники проекта Канцтовары Улучшение социальной обстановки, изменение отношения детей к базовым социальным ценностям.
Ресурсы:
1.Кадровые: участники проекта и привлечённые специалисты служб детского дома и социальной сферы.
2.Материально – технические: компьютер, оформительские материалы, мультимедиа проектор, канцелярские товары, продукты.
3. Информационные: методическая литература, наглядный дидактический материал.
4. Финансовые: бюджет, волонтёры, спонсоры.
Результативность проекта:
- возросла детская эмпатия, сплотился коллектив группы; - проект дал толчок для развития у детей социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма, побудил интерес к истории детского дома, родного края; -изменилось отношение детей к базовым социальным ценностям.
Пути развития проекта: продолжить работу по воспитанию гражданско-патриотических чувств воспитанников, желания чтить традиции семьи, народа.
Глава 1 « Детский дом – мой приют…..»
Детство – это особый период в жизни человека, который характеризуется недостатком самостоятельности у ребенка и внутренних ресурсов. Это определяет зависимость ребенка от окружения, в котором он находится. Родители  и детские дошкольные учреждения играют главную роль в воспитании ребенка, в ходе которой в результате общения происходит усвоение ребенком социальных качеств, свойств, ценностей, знаний и умений, характерных для жизни.
Воспитание возникло вместе с появлением человеческого общества и существует на протяжении всей его истории, с самого начала выполняя общую функцию передачи от поколения к поколению социального опыта. 
К началу XX в. в России было открыто довольно большое число дошкольных учреждений -  как платных для интеллигенции и рождающейся буржуазии, так и бесплатных детских садов, площадок, приютов, очагов для детей низших слоев населения, а также для детей-сирот.
Лишившись семьи, ребенок лишается своего естественного посредника при общении с внешним миром – родителей, и, следовательно, возможностей для нормального развития. На детские дома возлагается основная задача социализации детей-сирот. Детский дом был призван удовлетворить потребности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в социальной защите, воспитании и обучении. Если проводить параллель с детьми, оставшимися без попечения родителей, то для них жизненно важными потребностями являются удовлетворение потребностей в защите, жилье, охране здоровья, питании, удовлетворении духовных потребностей, ласке, хорошем отношении со стороны окружающих, заботе со стороны взрослых. Свои потребности в достаточной мере дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, могут реализовать в детском доме, который является для них тем местом, где они должны ощущать заботу.
К сожалению, не все дети могли почувствовать семейное тепло, были те, кто рано лишился этого по разным причинам и обстоятельствам. Главной и самой страшной причиной, заставившей многих детей попасть в совершенно незнакомые места, иногда без родных и близких, была Великая Отечественная война.
В годы Великой Отечественной войны (1941–1945гг. ) количество детских домом увеличилось. Новые детские дома открывались для детей – сирот, вывезенных из фронтовых областей, детей потерявших родителей, детей фронтовиков. В сентябре 1942 г. было принято постановление СНК СССР "Об устройстве детей, оставшихся без родителей", где государственным ведомствам, партийным, профсоюзным и комсомольским организациям вменялось проявление заботы о детях-сиротах. Общественники снимали детей с поездов и через приемники - распределители устраивали детей в детские дома. Подростки определялись на работу.
О масштабах этих проблем свидетель ствовало то, что после окончания войны в стране было огромное, без преувеличения, количество детских домов. В частности, в Свердловской области в 1948 г. насчитыва лось 108 таких учреждений (в том числе толь ко в Свердловске – 14, а, например, в Ирбите – 4) с общим числом воспитанников, прибли жающимся к 14 000 человек, а персонала – к 1500. Детские дома были переполнены, и в некоторых содержалось до 400–500 детей.
В советский период тема условий жизни воспитанников детских домов была закрытой для обсуждения, так как считалось, что детдомовцы «были всем обеспечены и ни в чем не нуждались». Война 1941 -1945 гг. прервала деятельность по развитию дошкольной педагогики и становлению дошкольного воспитания. Особое внимание партия и правительство уделяли обеспечению нормальных условий жизни, воспитания и обучения сотен тысяч детей, лишившихся родителей и переселенных в восточные районы страны. В спасении детей участвовала вся страна. Была организована широкая сеть детских домов, интернатов и групп продленного дня. Возник новый тип воспитательных учреждений - дошкольные интернаты, в которых воспитывались дети, временно потерявшие связь с родителями. Широкое распространение получили дошкольные детские дома, в которые попали с разных оккупированных территорий дети на воспитание, а некоторых отдавали местные жители, для того чтобы они не умерли от голода.
В годы войны такой детский дом открылся и в Павде. Там воспитывались дети разных национальностей- крымские татары, поволжские немцы, поляки и др. Великая Отечественная война оставила большой отпечаток на судьбе этих детей. Но благодаря воспитателям и учителям, которые помогли им вырасти и встать на ноги, иногда жертвуя даже своим семейным очагом. Но эти дети до сих пор помнят их с благодарностью и уважением.