Рабочая программа по окружающему миру 1- 4 по Планете знаний
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по окружающему миру составлена на основе:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 год № 373; (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 №2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);
Федерального перечня учебников, утверждённый МО РФ от 31 марта 2014 года № 253;
Образовательной программы ООО МОБУ СОШ с. Ефремкино СОШ им. М. М. Шаймуратова с. Шаймуратово;
Учебного плана школы на 2015 – 2016 учебный год;
Данная рабочая программа по окружающему миру разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 1-4 классах муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы с. Ефремкино средней общеобразовательной школы им. М. М. Шаймуратова на основе УМК «Планета знаний».
Данный учебный предмет (окружающий мир) входит в образовательную область – «Обществознание и естествознание». Срок реализации программы: 1 год.
Структура программы:
Пояснительная записка.
Общая характеристика учебного курса.
Описание места учебного курса в учебном плане.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса.
Содержание учебного курса.
Тематическое планирование учебного курса.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
Планируемые результаты учебного курса
Отдельным приложением идет тематическое планирование уроков учебного предмета по русскому языку с листом корректировки.
Концепция (основная идея) программы: представление целостной широкой картины мира с её внутренними взаимосвязями между различными областями знания является ключевым требованием системы общего развития школьников.
Актуальность программы обусловлена прежде всего тем, что она соответствует новому Государственному стандарту начального общего образования и разработана с учетом современных педагогических технологий.
Цели:
Обобщить и систематизировать знания детей о государственной символике России: флаге, гербе, гимне.
Продолжить расширять представления детей о стране, в которой они живут; воспитывать любовь к родному краю, Родине;
Воспитывать чувство гордости за свою Родину, чувство патриотизма.
Задачи курса:
систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
социализация ребёнка;
развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
формирование самостоятельной познавательной деятельности.
Общая характеристика учебного курса
Настоящая рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена на основе программы по окружающему миру для 1-4 классов общеобразовательной школы разработана на основе авторской программы Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов (Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа 1- 4 классы, - М, АСТ Астрель 2012 г.
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по курсу «Окружающий мир» является урок. В процессе изучения курса используются уроки-экскурсии, уроки-практические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.
Уроки-экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии — формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений.
Уроки-практические занятия связаны с организацией работ учащихся с объектами природы. На этих уроках дети наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят элементарные опыты по определению свойств некоторых из них. Ученики получают разные или одинаковые для всех задания и выполняют их под руководством учителя.
Уроки с демонстрацией объектов или их изображений проводятся тогда, когда педагог не имеет возможности организовать индивидуальную работу школьников из-за сложности изучаемых объектов, или руководствуясь техникой безопасности. Демонстрация изображений объектов проводится также в связи с недоступностью их для непосредственных наблюдений в реальной обстановке или в классе.
С целью достижения высоких результатов образования в процессе реализации программы используются:
Формы организации учебного процесса: работа в группах и в парах, проектная работа, дидактические игры, дифференциация процесса.
Элементы педагогических технологий: игровая, проблемное обучение, уровневая дифференциация, компьютерная.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-репродуктивный, проблемно-ситуативный, рассказ, объяснение, беседа и др. Формы определения уровня развития ЗУН учащихся: рефлексия работы, самооценка, проекты, тесты, и др.
Описание места учебного курса в учебном плане
Согласно Базисному (образовательному) плану общеобразовательных организаций РФ, реализующих образовательную программу начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО учебный предмет «Окружающий мир» изучается в 1 классе в объеме 2 часов в неделю (66 часов в год), во 2 классе в объеме 2 часов в неделю (70 часов в год,)в 3 классе в объеме 2 часов в неделю (70 часов в год), в 4 классе в объеме 2 часов в неделю (70 часов в год). Предмет входит в образовательную область «Обществознание и естествознание» в обязательной части учебного плана. Общий объем учебного времени за год составляет 276 час.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
учебного предмета учебного курса
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника.
Это: готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками. Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир.
Это: формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания; понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Метапредметные результаты. Особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
- познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
- регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
- коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием. Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
1 класс
Личностные
ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;
понимание необходимости выполнения правил личной гигиены для сохранения здоровья;
понимание необходимости бережного отношения к природе;
могут быть сформированыпонимание значения изучения курса «Окружающий мир»;
понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к членам семьи;
понимание своей сопричастности к жизни страны;
понимание красоты окружающего мира.
МетапредметныеРегулятивные
понимать свое продвижение в овладении содержанием курса;
понимать, что уже усвоено и что предстоит усвоить с опорой на маршрутные листы.
осуществлять контроль за усвоением учебного материала при выполнении заданий учебника;
замечать и исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников.
Познавательные
понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
называть и различать окружающие предметы и их признаки;
устанавливать правильную последовательность событий (времен года, месяцев, дней недели, времени суток).
осуществлять поиск информации при выполнении заданий и подготовке проектов;
сравнивать объекты, выделяя сходства и различия;
группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные
участвовать в диалоге при выполнении заданий;
оценивать действия одноклассников.
осуществлять взаимопроверку при работе в паре;
сотрудничать в поиске и сборе информации при выполнении совместно выбранного проекта.
Предметные:
Учащиеся научатся:
называть характерные признаки времен года;
различать и называть части растений; ухаживать за комнатными растениями; выполнять правила поведения в природе, узнавать и называть некоторые охраняемые растения и животные своего края;
различать и называть основные части тела человека; называть органы чувств и рассказывать об их значении;
приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных; рассказывать о значении домашних животных в жизни человека;
приводить примеры представителей разных групп животных (насекомых, рыб, птиц, зверей).
Учащиеся получат возможность научиться:
различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы; характеризовать особенности времен года (состояние неба, тепло или холодно, виды осадков, состояние растений и животных);
называть основные возрастные периоды жизни человека;
рассказывать о мире невидимых существ и их роли в распространении болезней;
называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
рассказывать о способах движения и питания животных; рассказывать об условиях, необходимых для
Учащиеся научатся:
понимать свое продвижение в овладении содержанием курса; понимать, что уже усвоено и что предстоит усвоить с опорой на маршрутные листы.
Учащиеся могут научиться: осуществлять контроль над усвоением учебного материала при выполнении заданий учебника;
замечать и исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников
2 класс
Личностные
положительное отношение и интерес к изучению природы и человека;
осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями;
способность к самооценке;
осознание себя как гражданина России, чувство гордости за свою родину;
знание основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение;
понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения:
чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;
понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи = семье.
устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории страны;
умение оценивать трудность предлагаемого задания;
адекватная самооценка;
чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
установка на здоровый образ жизни и ее реализация в своем поведении;
осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы;
основы экологической культуры;
осознанное положительное отношение к культурным ценностям.
Метапредметные Регулятивные
принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
планировать свои действия в соответствии с поставленной цепью;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль.
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы.
Познавательные
находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе;
понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы;
использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений;
осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных • несущественных признаков.
Предметные:
Человек и природа
называть характерные признаки времен года;
различать и называть части растений;
ухаживать за комнатными растениями;
выполнять правила поведения в природе, узнавать и называть некоторые охраняемые растения и животные;
различать и называть основные части тела человека;
называть органы чувств и рассказывать об их значении;
приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
рассказывать о значении домашних животных в жизни человека;
приводить примеры представителей разных групп животных (насекомых, рыб, птиц, зверей).
различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
характеризовать особенности времен года (состояние неба, тепло или холодно, виды осадков, состояние растений и животных);
называть основные возрастные периоды жизни человека;
рассказывать о мире невидимых существ и их роли в распространении болезней;
называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
рассказывать о способах движения и питания животных;
рассказывать об условиях, необходимых для жизни растений и животных;
различать деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения;
рассказывать, как развивается растение из семени;
выращивать растение одним из изученных способов.
Человек и общество
называть свое имя, отчество, фамилию, дату рождения, домашний адрес;
выражать приветствие, благодарность, просьбу;
выполнять элементарные правила личной гигиены, пользоваться предметами личной гигиены;
рассказывать о профессиях родителей и работников школы;
проявлять уважительное отношение к окружающим людям;
выполнять основные правила безопасного поведения, дома, в школе, на улице, в природе и общественных местах;
приводить примеры видов труда людей;
узнавать герб и флаг России, называть ее столицу;
различать и называть виды транспорта (наземный, водный, воздушныйразличать виды эмоционального состояния человека;
воспроизводить гимн России.
3 класс
Личностные
положительного отношения и интереса к изучению природы и человека;
осознания своего продвижения в овладении знаниями и умениями;
способности к самооценке;
осознания себя как гражданина России, чувства гордости за свою родину;
знаний основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение;
понимания необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения;
чувства прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;
понимания значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье.
устойчивого интереса к изучению природы, человека, истории страны;
способности оценивать трудность предлагаемого задания;
адекватной самооценки
чувства ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
установки на здоровый образ жизни и ее реализация в своем поведении;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений в мире природы;
основ экологической культуры;
осознанного положительного отношения к культурным ценностям.
Метапредметные
Регулятивные
принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль.
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы.
Познавательные
находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе;
понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы;
использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений;
осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков;
проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам;
устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе;
обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы;
выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов.
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания;
сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий;
устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии;
собирать краеведческий материал, описывать его.
Коммуникативные
сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре;
строить монологические и диалогические высказывания;
обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий.
распределять обязанности при работе в группе;
учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение.
Предметные результаты
находить стороны горизонта по Солнцу и компасу;
различать наиболее распространенные растения;
различать наиболее распространенных животных;
проводить наблюдения и простые опыты, фиксировать их результаты;
устанавливать некоторые связи между организмами и средой их обитания;
приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе;
выполнять правила личной гигиены;
оценивать свое поведение в природе;
выполнять правила поведения в природе;
находить на карте город, село, в котором они живут;
рассказывать о главных символах государства;
рассказывать о символах своего города;
рассказывать о главных достопримечательностях своего города;
рассказывать об основных правах и обязанностях ребенка
находить стороны горизонта по местным признакам;
моделировать несложные природные процессы;
объяснять некоторые взаимосвязи в живой и неживой природе;
выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания;
пользоваться различной справочной литературой;
получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;
сравнивать и делать выводы.
Человек и природа
проводить самостоятельно и под руководством учителя наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы, фиксировать результаты;
давать характеристику погоды по результатам наблюдений;
показывать на карте и глобусе границы России, некоторые города России;
приводить примеры полезных ископаемых и доказывать необходимость их бережного использования;
приводить примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни;
рассказывать о строении человеческого организма, физиологии основных органов;
устанавливать связи между объектами и явлениями природы;
рассказывать о форме Земли, ее движении вокруг своей оси;
выполнять правила поведения в природе.
приводить примеры приспособленности растений природных сообществ к совместной жизни;
объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком;
объяснять, что такое круговорот воды в природе, защитная окраска животных;
давать оценку влиянию деятельности человека на природу;
определять причины положительного и отрицательного воздействия хозяйственной деятельности человека на природу;
участвовать в мероприятиях по охране природы.
Человек и общество
выполнять правила поведения в обществе;
различать государственную символику Российской Федерации; показывать на карте границы Российской Федерации;
различать права и обязанности гражданина, ребенка
описывать достопримечательности столицы и родного края; показывать их на карте;
различать и объяснять наиболее распространенные типы названий городских улиц;
понимать значение денег и планирования бюджета для жизни общества и семьи;
характеризовать основные научные достижения ученых.
4 класс
Личностные
положительного отношения и интереса к изучению природы и человека;
осознания своего продвижения в овладении знаниями и умениями;
способности к самооценке;
осознания себя как гражданина России, чувства гордости за свою родину;
знаний основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение;
понимания необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения;
чувства прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;
понимания значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье.
устойчивого интереса к изучению природы, человека, истории страны;
способности оценивать трудность предлагаемого задания;
адекватной самооценки
чувства ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
установки на здоровый образ жизни и ее реализация в своем поведении;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений в мире природы;
основ экологической культуры;
осознанного положительного отношения к культурным ценностям.
Метапредметные
Регулятивные
принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль.
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы.
Познавательные
находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе;
понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы;
использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений;
осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков;
проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам;
устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе;
обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы;
выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов.
осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания;
сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий;
устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии;
собирать краеведческий материал, описывать его.
Коммуникативные
сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре;
строить монологические и диалогические высказывания;
обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий.
распределять обязанности при работе в группе;
учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение.
Предметные результаты
находить стороны горизонта по Солнцу и компасу;
различать наиболее распространенные растения;
различать наиболее распространенных животных;
проводить наблюдения и простые опыты, фиксировать их результаты;
устанавливать некоторые связи между организмами и средой их обитания;
приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе;
выполнять правила личной гигиены;
оценивать свое поведение в природе;
выполнять правила поведения в природе;
находить на карте город, село, в котором они живут;
рассказывать о главных символах государства;
рассказывать о символах своего города;
рассказывать о главных достопримечательностях своего города;
рассказывать об основных правах и обязанностях ребенка.
находить стороны горизонта по местным признакам;
моделировать несложные природные процессы;
объяснять некоторые взаимосвязи в живой и неживой природе;
выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания;
пользоваться различной справочной литературой;
получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;
сравнивать и делать выводы.
Человек и природа
проводить самостоятельно и под руководством учителя наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы, фиксировать результаты;
давать характеристику погоды по результатам наблюдений;
показывать на карте и глобусе границы России, некоторые города России;
приводить примеры полезных ископаемых и доказывать необходимость их бережного использования;
приводить примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни;
рассказывать о строении человеческого организма, физиологии основных органов;
устанавливать связи между объектами и явлениями природы;
рассказывать о форме Земли, ее движении вокруг своей оси;
выполнять правила поведения в природе.
приводить примеры приспособленности растений природных сообществ к совместной жизни;
объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком;
объяснять, что такое круговорот воды в природе, защитная окраска животных;
давать оценку влиянию деятельности человека на природу;
определять причины положительного и отрицательного воздействия хозяйственной деятельности человека на природу;
участвовать в мероприятиях по охране природы.
Содержание учебного курса
1 класс
Пришла пора учиться (13 ч)
Что изучает предмет «Окружающий мир». Ты и твоё имя. Ты учишься в школе. Устройство школьного здания. Занятия в школе. Правила поведения в школе. Профессии работников школы. Взаимоотношения учитель — ученик, ученик — ученик. Необходимость бережного отношения к школьному имуществу. Во дворе школы. Устройство школьного двора. Дорога в школу. Основные правила безопасного поведения на улице. Твой распорядок дня.
Человек (13 ч)
Как развивается человек: младенец, дошкольник, младший школьник, подросток, взрослый, старый. Основные особенности каждого возрастного периода. Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств человека: глаза, нос, уши, язык, кожа и их значение.
Человеку важно быть здоровым. Основные части тела человека: голова, шея, туловище, руки, ноги. Элементарные правила личной гигиены. Осанка. Основные условия здорового образа жизни: правильное питание, соответствующая погоде одежда, закаливание, занятия физкультурой и спортом. Предупреждение инфекционных заболеваний.
Эмоциональные состояния от восприятия явлений окружающего мира: грусть, веселье, злость, испуг, спокойствие, удивление и т. п. Способность замечать эмоциональные состояния окружающих людей, сопереживать им. Первые представления о самонаблюдении и самоконтроле. Значение внимательности и наблюдательности в жизни человека.
Природа в жизни человека (21 ч)
Природа живая и неживая. Явления природы. Первые представления о воде и воздухе.
Времена года. Временные периоды: год, месяц, неделя, сутки. Общее представление о сезонных ритмах. Особенности погоды в разные времена года. Сезонные изменения в жизни растений и животных.
Мир растений. Строение растения (на примере цветкового): корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Ядовитые растения. Как развивается растение. Условия жизни растений: свет, тепло, вода, воздух, почва. Комнатные растения, уход за ними. Значение комнатных растений в жизни человека.
Мир животных. Где живут животные. Строение и разнообразие животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Движение и питание животных. Что необходимо животным для жизни. Дикие и домашние животные. Уход за домашними животными. Значение домашних животных в жизни человека.
Необходимость бережного отношения к растениям и животным. Редкие растения и животные, их охрана. Красная книга.
Человек среди людей ( 20ч)
Наша страна — Россия. Столица, герб, флаг, гимн. Представление о народах, населяющих нашу страну.
Дом, домашний адрес. Общее представление о городе и селе. Как строят дома. Семья, её состав. Статус ребёнка в семье (дочь, сын, внук, внучка, брат, сестра). Родственные связи. Внимательное и заботливое отношение членов семьи друг к другу, обязанности членов семьи, профессии родителей. Отдых в семье. Основные правила безопасного поведения дома.
2 класс
Как люди познают мир (16 часов)
Первые представления о науке как способе познания мира. Люди науки (учёные), разнообразие их профессий.
Наблюдения, опыты, измерения, фиксация результатов. Общее представление о приборах и инструментах. Измерение температуры воздуха и воды с помощью термометра, определение времени по часам. Организация наблюдений за сезонными изменениями в природе.
Знакомство с источниками информации: энциклопедии, словари, справочники. Значение и использование символов и знаков человеком.
Искусство как способ познания мира.
Мы живём на планете Земля (14 часов)
Первые представления о космосе: звёзды, созвездия, планеты. Солнечная система.
Наша планета Земля. Первые представления о форме Земли. Спутник Земли —Луна.
Глобус — модель Земли. Материки и океаны. Вращение Земли вокруг оси, смена дня и ночи.
Космические исследования: наблюдения за планетами и звёздами с помощью приборов; искусственные спутники Земли; первый полёт человека в космос.
Как человек изучал земной шар: некоторые географические открытия, исследование морей и океанов.
Природа вокруг нас (23 часа)
Первые представления о телах и веществах: твёрдых, жидких и газообразных; энергии, свете, цвете и звуке в природе и жизни человека.
В мире камня. Знакомство с разнообразием и использованием камня человеком. Красота камня.
Общее представление об окружающей среде. Разнообразие условий жизни растений и животных на суше и в воде.
Растения и животные — обитатели суши, их приспособленность к условиям жизни на примере леса.
Растения и животные — обитатели водоёмов, признаки их приспособленности к условиям жизни.
Общее представление о взаимосвязях между растениями и животными в природе. Влияние человека на живую природу, необходимость бережного отношения к природе.
Люди вокруг нас (13 часов)
Первые представления о человеке как социальном существе: человек — член общества. Роль общения с другими людьми в развитии человека. Роль труда в жизни человека и общества. Значение совместного труда в обществе. Ознакомление с жизнью людей в первобытном обществе.
Семья — ячейка общества. Состав семьи, бюджет, деньги. Распределение обязанностей в семье. Посильная помощь детей другим членам семьи.
Этика и культура поведения человека в обществе. Поведение дома, на улице, в гостях. Нежелательные привычки, их преодоление. Освоение правил поведения в обществе.
Экскурсии: в лиственный лес, в хвойный лес, к водоёму.
3 класс
Природа вокруг нас (8 ч)
Окружающая человека среда. Экология — наука о взаимодействии человека и всех других живых существ с окружающей средой.
Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование по Солнцу, компасу и местным признакам.
Разнообразие явлений природы, физические и химические явления.
Тела и вещества, их свойства. Первые представления о строении вещества.
Вода, воздух, горные породы и почва (16 ч)
Три состояния воды. Свойства воды в жидком состоянии: текучесть, прозрачность, цвет, запах, вкус, теплопроводность, способность растворять другие вещества.Свойства снега и льда. Свойства воды в газообразном состоянии.
Вода в природе: родники, водоёмы (озеро, река, море, океан — естественные водоёмы; пруд, водохранилище — искусственные водоёмы). Облака, роса, туман, иней, изморозь. Круговорот воды в природе.
Значение воды в жизни человека. Энергия падающей воды. Необходимость рационального использования воды, охрана воды от загрязнения.
Воздух — необходимое условие жизни. Состав воздуха: азот, кислород, углекислый газ. Примеси в воздухе.
Свойства воздуха: занимает место, не имеет цвета и запаха, плохо проводит тепло, сжимаем и упруг, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.
Ветер. Использование энергии ветра человеком.
Загрязнение воздуха дымом, пылью, другими газами. Необходимость охраны воздуха от загрязнения.
Горные породы, их разнообразие: твёрдые, жидкие, газообразные.
Горные породы как полезные ископаемые. Некоторые доступные для наблюдения свойства полезных ископаемых: песка, глины, гранита, известняка. Использование важнейших полезных ископаемых человеком. Добыча и охрана полезных ископаемых.
Почва и её состав: перегной, песок, глина, вода, воздух. Главное отличие почвы от горной породы — плодородие. Как образуется почва. Значение и охрана почвы.
О царствах живой природы (16 ч)
Четыре царства живой природы — растения, животные, грибы, бактерии.
Отличие живых существ от тел неживой природы. Основные среды обитания живых существ: наземно-воздушная, водная, почвенная, другие живые существа.
Первые представления о растении как организме.
Органы растения: корень, побег, цветок и плод, их значение в жизни растения. Вещества, из которых состоит растение.
Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые.
Как человек научился выращивать растения. Предки культурных растений.
Питание и дыхание растений. Испарение воды листьями растений. Размножение растений. Расселение плодов и семян. Развитие растений из семени.
Значение растений в природе и жизни человека. Влияние деятельности человека на мир растений. Редкие и исчезающие растения своей местности. Охрана растений.
Первые представления об организме животного. Отличие животных от растений.
Разнообразие животных: черви, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.Как человек приручил животных. Наши домашние животные и их предки.
Как животные воспринимают окружающий мир. Передвижение, дыхание, питание, размножение и развитие животных.
Значение животных в природе и жизни человека. Необходимость бережного отношения к животным. Меры по охране животных.
Грибы, особенности их строения и разнообразие. Значение грибов в природе и жизни человека.
Бактерии, их значение в природе и жизни человека.
Человек (10 ч)
Человек — часть живой природы. Общее представление об организме человека. Отличие человека от животных. Окружающая среда и здоровье человека.
Кожа. Гигиена кожи. Первая помощь при ранениях, ушибах, ожогах, обморожении.
Опорно-двигательная система. Скелет, его значение для организма. Осанка и здоровье. Как сохранить правильную осанку. Мышцы. Работа мышц. Значение физической культуры и труда для укрепления мышц.
Кровеносная система, её значение. Необходимость укрепления органов кровообращения.
Дыхательная система. Гигиена дыхания. Предупреждение простудных заболеваний.
Пищеварительная система, её значение. Гигиена питания. Зубы и уход за ними.
Выделение. Значение удаления из организма ненужных и вредных продуктов жизнедеятельности.
Органы чувств, их значение и гигиена.
Нервная система, её значение в организме человека. Гигиена нервной системы. Эмоции и темперамент.
Человек в обществе (18 ч)
Народы, живущие на территории России. Национальные обычаи, традиции.
Города России. История возникновения. Имя города, символы города. История города в памятниках и достопримечательностях.
Москва — столица России. Герб Москвы. Москва в исторических памятниках.
Государственные символы России. История происхождения герба, флага, гимна. Государственные награды.
Основной закон страны. Конституция. Права и обязанности ребёнка. Как устроено наше государство. Органы власти.
Экскурсии: ориентирование на местности, знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы, изучение влияния деятельности человека на природу.
4 класс
Наш край (22 ч)
Значение природных условий края для жизни и деятельности людей.
Погода: температура воздуха, облачность, осадки, ветер. Изменчивость погоды. Предсказание погоды.
Вид местности. Рисунок местности, план местности, карта местности. Масштаб и условные знаки. Из истории создания карт.
Формы поверхности суши: равнина, гора, холм, долина, овраг, балка. Изменение форм поверхности суши в результате естественного разрушения горных пород.
Формы поверхности суши, созданные человеком: карьер, отвалы, насыпь, курган.
Полезные ископаемые нашего края. Их значение в жизни человека.
Почвы нашего края, их виды. Охрана почв.
Природные сообщества: луг, лес, водоём. Разнообразие организмов в сообществах, их приспособленность к условиям жизни и взаимосвязи. Влияние деятельности человека на природные сообщества, их рациональное использование и охрана.
Искусственные сообщества: поле и сад. Выращивание зерновых, овощных, технических, плодовых и ягодных растений. Животные искусственных сообществ, их связь с растениями. Уход за искусственными сообществами — условие их существования.
Экскурсии: в смешанный лес, к водоёму, на луг или в поле.
Наша Родина на планете Земля (12 ч)
Форма и размеры Земли. Карта полушарий. Материки и океаны.
Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Тепловые пояса.
Распределение света и тепла — основная причина разнообразия условий жизни на Земле.
Путешествие по материкам: пустыня Африки, экваториальные леса Южной Америки, Антарктида, Австралия, Евразия.
Наша Родина на карте. Формы поверхности России: равнины, горы. Основные водоёмы России: реки, озера, моря. Некоторые крупные города России.
Основные природные зоны России: зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, степи. Особенности природных условий в каждой зоне, разнообразие организмов, их приспособленность к условиям жизни и взаимосвязи.
Зависимость жизни и деятельности людей от природных условий каждой зоны. Влияние деятельности человека на природные зоны. Охрана природы в каждой природной зоне.
Основные экологические проблемы России. Причины нарушения природного равновесия и пути преодоления сложившейся ситуации.
Международное сотрудничество по охране природы. Ответственность людей за будущее планеты Земля.
История нашей Родины (34 ч)
Что изучает история. Источники знаний о прошлом (былины, легенды, летописи, находки археологов). История на карте.
История Отечества. Знакомство с основными этапами и событиями истории государства.
Древняя Русь. Образование государства. Крещение Руси. Культура, быт и нравы древнерусского государства.
Российское государство в XIII—XVII вв.
Нашествие монголо-татар. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Александр Невский.
Объединение земель вокруг Москвы. Иван III. Конец ордынского ига. Грозный царь Иван IV.
Смутное время на Руси. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Начало династии Романовых. Культура, быт и нравы государства в XIV—XVII вв.
Российское государство в XVIII—XIX вв.
Пётр I — царь-реформатор. Строительство Петербурга. Создание русского флота. Быт и нравы Петровской эпохи.
Правление Екатерины II. Жизнь дворян, крепостных крестьян. Военные успехи: А.В. Суворов и Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы Екатерининской эпохи. М.В. Ломоносов и создание первого университета.
Правление Александра I. Война с Наполеоном. Бородинское сражение. Полководец М.И. Кутузов.
Реформы в России, отмена крепостного права. Александр II — царь-освободитель. Культура, быт и нравы в России XIX в.
Россия в XX в.
Революция в России и свержение самодержавия. Жизнь и быт людей в 20—30-е годы.
Великая Отечественная война (1941—1945). Крупнейшие битвы Великой Отечественной войны. Тыл в годы войны.
Основные вехи развития России во 2-й половине XX века.
Основные достижения страны в науке и культуре. Изменения в быту и повседневной жизни.
Ближние и дальние соседи России.
Тематическое планирование учебного курса.
Раздел (ч.) Класс (ч.) Основные виды учебной деятельности обучающихся1 2 3 4 Пришла пора учиться 13 Рассказывают, что изображено на иллюстрации в учебнике. Отвечают на вопросы учителя. Называют и различают окружающие предметы и их признаки. Сопоставляют признаки предметов и явлений, определяют сходства и различия. Группируют предметы по заданному признаку. Устанавливают правильную последовательность событий. Обсуждают правила общения со сверстниками и взрослыми в школе, дома, на улице и выполняют их. Рассказывают о значении школы в жизни детей. Оценивают своё поведение и поведение других детей в школе, во дворе школы, на улице.
Человек 13 10 Ознакомление с особенностями строения тела человека, с органами человека и их значением для организма. Выявление сходства и различия между человеком и животными. Выводы о зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды. Ознакомление со свойствами кожи, значением кожи для организма. Представление о необходимости ухода за кожей. Ознакомление с работой мышц. Представление о необходимости укрепления мышц, значении физической культуры и труда для укрепления мышц. Общее представление о скелете человека и его значении для организма. Наблюдения и выводы о значении правильной осанки, знакомство с правилами ее формирования.
Природа в жизни человека 21 24 8 Наблюдение за связями между человеком и окружающей его средой (как природной, так и социальной ее составляющих). Представление о науке «экология» и важности охраны природы. Обнаружение примеров разнообразия неживой и живой природы в окрестностях школы. Наблюдение и фиксация результатов наблюдений. Индивидуальная и групповая работа. Наблюдение за примерами положительного и отрицательного влияния человека на природу. Ознакомление со строением и работой кровеносной системы. Представление о необходимости укрепления сердца и сосудов, о составе и значении крови в организме. Расширение представлений об органах чувств, о правилах гигиены. Представления о нерв- ной системе человека, ее значении для организма. Ознакомление с правилами гигиены нервной системы и необходимостью их выполнения
Человек среди людей
Люди вокруг нас 19 13 18 Знакомство с народами, населяющими нашу страну. Расширение представлений о многонациональном характере населения России. Ознакомление с традициями и обычаями народов нашей страны. Представление о науке истории, которая изучает прошлое человеческого общества. Ознакомление с понятием «историческое время». Ознакомление с понятиями «село», «город». Представление об исторически сложившихся занятиях крестьян и горожан. Продолжение знакомства с устройством города. Знакомство с появлением названий улиц, переулков, проспектов. Представление о старинных домах, которые встречаются на улицах городов. Продолжение знакомства с символами города. Представление о том, что символом города может быть не только герб (исторический памятник, музей, университет, завод . Знакомство с понятием «государство». Ознакомление с современным государственным устройством России). Как люди познают мир 16 Рассказывают о значении науки и жизни людей; приводить примеры разных наук.
Рассказывают о наблюдениях, проведённых во время летних каникул.
Объясняют значение приборов и инструментов. Измеряют температуру воды, воздуха и тела человека; записывают результаты измерения температуры воздуха в дневнике наблюдений. Приводят примеры некоторых символов и объясняют их значение. Рассказывают о назначении искусства; приводят примеры различных видов искусства. Характеризуют своё отношение к различным видам искусства. Определяют время по часам. Оценивают красоту окружающей природы.
Мы живём на планете Земля. 17 Называют 2-3 созвездия, узнают их очертания на рисунках-схемах, на небе. Рассказывают о составе Солнечной системы. Пересказывают своими словами небольшую часть текста учебника с опорой на иллюстрации. Называют основную причину осеннего похолодания и сокращения продолжительности дня- изменение положения Солнца на небосклоне. Используют пословицы, поговорки, стихи и загадки. Называют и показывают на глобусе материки и океаны, столицу России.
Вода, воздух, горные породы и почва 16 Установление опытным путем некоторых свойств чистой жидкой воды: бесцветности, прозрачности, отсутствия запаха, плохой теплопроводности. Ознакомление с некоторыми примерами использования знаний о свойствах воды на практике. Установление опытным путем свойства воды растворять вещества. Ознакомление с растворимыми и нерастворимыми в воде веществами. Ознакомление со свойствами воды в твердом и газообразном состояниях. Представление о переходе вещества из одного состояния в другое. Знакомство с процессом образования родников. Представление о различных типах водоемов. Работа со схемами и рисунками для получения нужной информации. Развитие творческих способностей.
О царствах живой природы 18 Ознакомление с царствами живой природы и науками, которые их изучают, с отличиями живых существ от тел неживой природы. Представление о среде обитания живых существ, знакомство с четырьмя средами обитания. Ознакомление с органами растений и их разнообразием, со значением органов в жизни растений. Сравнение и выявление существенных признаков, описание объекта и фиксации результатов наблюдений. Знакомство с основными группами растений: водорослями, мхами, папоротниками, хвойными и цветковыми. Выявление отличительных признаков групп растений. Расширение знаний о культурных растениях и их значении в жизни человека. Ознакомление с предками некоторых культурных растений. Представление об опылении растений, о его значении в жизни растения. Расширение представлений о способах расселения плодов и семян растений, показ значения расселения плодов и семян. Расширение знаний о развитии растения из семени. Выявление опытным путем условий, необходимых для развития растения из семени. Расширение знаний о значении рас- тений в природе и жизни человека, о влиянии человека на мир растений. Представление о необходимости бережного отношения к растениям. Знакомство с редкими растениями своей местности и мерами охраны растений .Наш край 22 Представление о погоде и ее явлениях (изменение температуры воздуха, облачность, осадки). Наблюдения, фиксация результатов наблюдений. Актуализация знаний об образовании ветра, полученных в 3 классе; наблюдение за зависимостью погоды от ветра. Осознание влияния таких явлений природы, как гроза, смерч, гололед, на жизнь людей. Знакомство со значением планов и карт в жизни человека. Закрепление представлений о горизонте, формах земной поверхности, представление о видах равнин, устройстве холмов, строении и образовании оврагов, причинах их образования.
Наша Родина на планете Земля 12 Углубление знаний учащихся о форме Земли, представлений о научных методах познания окружающего мира. Повторение о глобусе как модели Земли, знакомство с картой полушарий, ориентация в географических картах. Знакомство с суточным и годовым вращением Земли, влиянием вращения планеты на климатические особенности районов. Знакомство с природными условиями Сахары, ее растительным и животным миром, занятиями населения Сахары; наблюдение за приспособленностью организмов к условиям жизни в пустынях и их взаимосвязями. Знакомство с природными условиями экваториальных лесов Америки, растительным и животным миром, занятиями населения, значением экваториальных лесов в жизни планеты и необходимостью их охраны. Знакомство с природными условиями Антарктиды, Австралии, Евразии, особенностями жизни обитателей регионов.
История нашей Родины 36 Знакомство с понятием «историческая карта», ее отличиями от географической, с условными обозначениями, которые встречаются на исторической карте, с историческими источниками (вещественными, письменными, устными). Знакомство с деятельностью первых русских князей. Знакомство с деятельностью князя Владимира и основными положениями христианства — религии, которую приняла Русь. Знакомство с особенностями культуры Древней Руси. Расширение и углубление представлений о борьбе русских княжеств с иноземными захватчиками. Знакомство с деятельностью князя Дмитрия Донского. Знакомство с основными событиями России XVII века; рассказать о преобразованиях в государстве при первых Романовых.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
Литература для учителя:
Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа: 1-4 классы. Учебно- методический комплект «Планета знаний»: примерная основная образовательная программа (сборник). М.: АСТ: Астрель, 2011. 1 ч. -607 с., 2 ч. 575 с.
Окружающий мир.1 класс: система уроков по учебнику Ивченковой Г. Г., Потапова И. В. / авт.-сост. Т. С. Гулуева. – Волгоград: Учитель, 2013. 252 с.
Литература для обучающегося:
1 класс
Окружающий мир: 1-й класс.: учебник. Ивченкова Г. Г., Потапов И. В. Москва: АСТ Астрель, 2011 г. – 143с.: ил. – (Планета знаний)
Окружающий мир: рабочая тетрадь № 1, 2: к учебнику Ивченковой Г. Г., Потапова И. В. «Окружающий мир»: 1 кл. в 2 ч. Ивченкова Г. Г., Потапов И. В. Москва: АСТ Астрель, 2015 г. – 126 с.: ил. – (Планета знаний).
2 класс
Окружающий мир: 2-й класс: учебник в 2 ч. Ивченкова Г. Г., Потапов И. В. Москва: АСТ Астрель, 2013 г. – 316 с.: ил. – (Планета знаний)
Окружающий мир: рабочая тетрадь № 1, 2: к учебнику Ивченковой Г. Г., Потапова И. В. «Окружающий мир»: 2 кл. в 2 ч. Ивченкова Г. Г., Потапов И. В. Москва: АСТ Астрель, 2015 г. – 126 с.: ил. – (Планета знаний).
3 класс
Окружающий мир: 3-й класс: учебник в 2 ч. Ивченкова Г. Г., Потапов И. В. Москва: АСТ Астрель, 2013 г. – 316 с.: ил. – (Планета знаний)
Окружающий мир: рабочая тетрадь № 1, 2: к учебнику Ивченковой Г. Г., Потапова И. В. «Окружающий мир»: 3 кл. в 2 ч. Ивченкова Г. Г., Потапов И. В. Москва: АСТ Астрель, 2015 г. – 126 с.: ил. – (Планета знаний)..
4 класс
Окружающий мир: 4-й класс.: учебник в 2 ч. Ивченкова Г. Г., Потапов И. В. Москва: АСТ Астрель, 2013 г. – 316 с.: ил. – (Планета знаний)
Окружающий мир: рабочая тетрадь № 1, 2: к учебнику Ивченковой Г. Г., Потапова И. В. «Окружающий мир»: 4 кл. в 2 ч. Ивченкова Г. Г., Потапов И. В. Москва: АСТ Астрель, 2015 г. – 126 с.: ил. – (Планета знаний).
Технические средства обучения
ПК HP (Тех. требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт-дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет.)
Принтер Samsung
Интерактивная доска Triumph Board.
Интернет ресурсы
Цифровые информационные инструменты и источники (по тематике курса изобразительного искусства)
Сайты: «Бибигон», «Солнышко».
Планируемые результаты учебного курса
к концу 4 класса
Личностные
У обучающихся будут сформированы:
положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;
способность к самооценке;
осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие;
знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение;
понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе;
чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;
понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье;
могут быть сформированы:
устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;
умение оценивать трудность предлагаемого задания;
адекватная самооценка;
чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
установка на здоровый образ жизни и её реализация в своём поведении;
осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы;
осознанное положительное отношение к культурным ценностям;
основы экологической культуры;
уважительное отношение к созидательной деятельности человека на благо семьи, школы, страны;
целостное представление о природе и обществе как компонентах единого мира.
Предметные
Человек и природа
Обучающиеся научатся:
проводить самостоятельно наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы; фиксировать результаты;
давать характеристику погоды (облачность, осадки, температура воздуха, направление ветра) по результатам наблюдений за неделю и за месяц;
различать план местности и географическую карту;
читать план с помощью условных знаков;
различать формы поверхности суши (равнины, горы, холмы, овраги), объяснять, как Солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши, как изменяется поверхность суши в результате деятельности человека;
показывать на карте и глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, крупные реки, границы России, некоторые города России;
приводить примеры полезных ископаемых и доказывать необходимость их бережного использования;
объяснять, что такое природное сообщество, приводить примеры признаков приспособленности организмов к условиям жизни в сообществах, некоторых взаимосвязей между обитателями природных сообществ, использования природных сообществ и мероприятий по их охране;
характеризовать особенности природы своего края: формы поверхности, важнейшие полезные ископаемые, водоёмы, почву, природные и искусственные сообщества; рассказывать об использовании природы своего края и её охране;
устанавливать связи между объектами и явлениями природы (в неживой природе, между неживой и живой природой, в живой природе, между природой и человеком);
рассказывать о форме Земли, её движении вокруг оси и Солнца, об изображении Земли на карте полушарий;
объяснять, что такое природные зоны, характеризовать особенности природы и хозяйственной деятельности человека в основных природных зонах России, особенности природоохранных мероприятий в каждой природной зоне;
выполнять правила поведения в природе.
Обучающиеся получат возможность научиться:
рассказывать о грозных явлениях природы, объяснять зависимость погоды от ветра;
предсказывать погоду по местным признакам;
характеризовать основные виды почв;
характеризовать распределение воды и суши на Земле;
объяснять, что такое экосистема, круговорот веществ в природе, экологическая пирамида, защитная окраска животных;
приводить примеры приспособленности растений природных сообществ к совместной жизни;
объяснять причины смены времён года;
применять масштаб при чтении плана и карты;
отмечать на контурной карте горы, моря, реки, города и другие географические объекты;
Человек и общество
Обучающиеся научатся:
различать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн); показывать на карте границы Российской Федерации;
различать права и обязанности гражданина, ребёнка;
описывать достопримечательности столицы и родного края; показывать их на карте;
описывать основные этапы развития государства (Древняя Русь, Московское царство, Российская империя, Российское государство);
называть ключевые даты и описывать события каждого этапа истории (IX в. — образование государства у восточных славян; 988 г. — крещение Руси; 1380 г. — Куликовская битва; 1613 г. — изгнание иностранных захватчиков из Москвы, начало новой династии Романовых; 1703 г. — основание Санкт-Петербурга; XVIII в. — создание русской армии и флота, новая система летоисчисления; 1755 г. — открытие Московского университета; 1812 г. — изгнание Наполеона из Москвы; 1861 г. — отмена крепостного права; февраль 1917 г. — падение династии Романовых; октябрь 1917 г. — революция; 1922 г. — образование СССР; 1941–1945 гг. — Великая Отечественная война; апрель 1961 г. — полёт в космос Гагарина; 1991 г. — распад СССР и провозглашение Российской Федерации суверенным государством);соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком; соотносить дату исторического события с «лентой времени»;
Обучающиеся получат возможность научиться:
описывать государственное устройство Российской Федерации, основной положения Конституции;
сопоставлять имена исторических личностей с основными этапами развития государства (князь Владимир, Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван III, Иван IV, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, царь Алексей Михайлович, император Пётр I, Екатерина II, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков, М. В. Ломоносов, М. И. Кутузов, Александр II, Николай II, В. И. .Ленин, И. В. Сталин, маршал Г. К. Жуков, действующий президент РФ);характеризовать основные научные и культурные достижения своей страны;
описывать культурные достопримечательности своего края.
МетапредметныеРегулятивные
Обучающиеся научатся:
принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями.
Обучающиеся могут научиться:
самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;
понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты;
Тематическое планирование уроков по окружающему миру в 1 классе
№ урока План. дата
Факт. дата Тема урока Кол-во часов Примечания
1 03.09 Что такое окружающий мир. 1 2 07.09 Ты и твое имя. 1 Кто ты такой?
3 10.09 Инструктаж по ТБ.
Твоя школа (экскурсия по школе) 1 4 14.09 Урок-игра. Твоя школа. 1 5 17.09 Во дворе школы .1 6 21.09 Во дворе школы (экскурсия) 1 7 28.09 Вот и лето прошло. 1 8 01.10 Урок-путешествие. Вот и лето прошло. 1 9 05.10 Вот и лето прошло. Закрепление. 1 10 08.10 Урок-путешествие. Дорога в школу. 1 11 12.10 Твой распорядок дня. 1 Режим школьника.
12 15.10 Экскурсия «Осень» 1 13 19.10 Урок-путешествие. Осень 1 14 22.10 Как ты рос
1 Кто живёт рядом с тобой?
15 26.10 Урок-игра. Как ты воспринимаешь мир 1 16 29.10 Как ты воспринимаешь мир 1 17 05.11 Твоё тело 1 18 09.11 Как ты питаешься 1 19 12.11 Твоя одежда 1 20 16.11 Твоя одежда Закрепление. 1 21 19.11 Будь здоров! 1 22 23.11 Будь здоров! Закрепление. 1 23 26.11 Твоё настроение. 1 Моя семья.
24 30.11 Твоё настроение 1 25 03.12 Будь внимательным! 1 26 07.12 Будь внимательным! Закрепление. 1 27 10.12 Полна природа удивленья. 1 Я живу в Башкортостане.
28 14.12 Вода и воздух. 1 29 17.12 Вода и воздух. Закрепление. 1 30 21.12 Экскурсия «Зима». 1 Экскурсия «Зима в Шаймуратово».
31 24.12 Зима. 1 32 28.12 Времена года. 1 33 14.01 Растение. 1 34 18.01 Как устроено растение. 1 35 21.01 Деревья. 1 36 25.01 Кустарники, травы. 1 37 28.01 Экскурсия. Деревья, кустарники, травы. 1 38 01.02 Как развивается растение. 1 39 04.02 Как развивается растение. Закрепление. 1 40 08.02 Растения в нашем классе. 1 41 11.02 Насекомые. 1 42 22.02 Птицы. 1 43 25.02 Рыбы, звери. 1 44 29.02 Жизнь животных. 1 45 03.03 Урок-путешествие. Жизнь животных. 1 46 07.03 Домашние животные. 1 47 10.03 Домашние животные. Закрепление. 1 48 14.03 Береги природу, человек! 1 49 17.03 Урок – игра. Береги природу, человек. 1 50 21.03 Наша Родина. 1 Символика Родины
51 24.03 Урок- викторина. Наша Родина.
1 Символика моей республики.
52 04.04 Наш дом 1 53 07.04 Урок-экскурсия. Наш дом. 1 54 11.04 Наши родственники. 1 55 14.04 Наши родственники. Закрепление. 1 Моя малая родина
56 18.04 Хороший день. 1 57 21.04 Хороший день. Закрепление. 1 58 25.04 Экскурсия «Весна». 1 59 28.04 Весна. 1 60 02.05 Наша безопасность. 1 61 05.05 Наша безопасность. Закрепление. 1 62 12.05 Урок – путешествие. Будем вежливы.
1 Что значит любить свою Родину?
63 16.05 Будем вежливы. 1 Красная книга Республики Башкортостан.
64 19.05 Урок–экскурсия. Мы едем, едем, едем…
1 Животные и растения в Красной книге Республики.
65 23.05 Урок-путешествие. Мы едем, едем, едем… 1 66 25.05 Урок-отчет. Скоро лето. 1 Моя семья летом.
Тематическое планирование уроков по окружающему миру в 4 классе
№ урока План. дата
Факт. дата
Тема урока с указанием этнокультурных особенностей РБ Кол-во часов Примечания
1 03.09 Что такое погода. 1 2 07.09 Грозные явления природы. 1 3 10.09 Предсказание погоды 1 4 14.09 Значение планов и карт в жизни. 1 5 17.09 Инструктаж по ТБ. Экскурсия в смешанный лес. 1 Лес «Буляк»
6 21.09 Понятие о масштабе. 1 7 28.09 Наша местность на плане и карте. 1 8 01.10 План местности. 1 9 05.10 Географическая карта. 1 10 08.10 Равнины. 1 11 12.10 Горы. 1 Уральские горы.
12 15.10 Как солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши. 1 13 19.10 Как деятельность человека изменяет поверхность суши. 1 14 22.10 Богатства недр. 1 15 26.10 Разнообразие почв. 1 Почва нашего региона.
16 29.10 Что такое природное сообщество. 1 17 05.11 Животные — обитатели луга. 1 18 09.11 Какие растения растут в лесу. 1 Растительный мир леса «Запас»
19 12.11 Животные — обитатели леса. 1 Обитатели леса «Буляк»
20 16.11 Водоём. 1 Озеро в Таусенгирово.
21 19.11 Искусственные сообщества. Поле. 1 22 23.11 Животные — обитатели полей. Сад. 1 Питомник.
23 26.11 Какую форму имеет Земля. 1 24 30.11 Карта полушарий. 1 25 03.12 Движение Земли. 1 26 07.12 В пустынях Африки. 1 27 10.12 Экваториальные леса Южной Америки. 1 28 14.12 Антарктида. Австралия. Евразия. 1 29 17.12 Карта России. 1 Карта нашего района.
30 21.12 Зона арктических пустынь. 1 31 24.12 Тундра. 1 32 28.12 Зона лесов. 1 33 14.01 Степи. 1 Башкирские степи.
34 18.01 Экологические проблемы России. 1 35 21.01 Исторические источники. 1 Прошлое Башкортостана.
36 01.02 Первые русские князья. 1 37 04.02 Князь Владимир. Крещение Руси. 1 38 08.02 Культура Древней Руси. 1 Исторические личноси Башкортостана.
39 11.02 Борьба с иноземными захватчиками. Александр Невский. 1 40 15.02 Куликовская битва. Дмитрий Донской. 1 41 18.02 Первый русский царь. Преобразования в государстве. 1 42 22.02 Как жили люди на Руси в XIV—XVI веках. 1 43 25.02 Смутное время. К. Минин и Д. Пожарский. 1 44 29.02 Русское государство при первых Романовых. 1 45 03.03 Расширение границ России в XVII веке. 1 46 07.03 Проверочная работа 1 47 10.03 Пётр I. Реформы в Российском государстве. 1 48 14.03 Изменения в Российском государстве. 1 49 17.03 Образование и наука в XVIII веке 1 50 21.03 Война 1812 года. 1 51 24.03 Отмена крепостного права. 1 52 04.04 Наука и техника в XIX веке. 1 53 07.04 Город и горожане.. 1 54 11.04 Мода XIX века. 1 Национальный костюм башкир
55 14.04 Культура XIX века. 1 Культура башкир.
56 18.04 Повторительно-обобщающий урок. 1 57 21.04 Революция в России. 1 58 25.04 Россия в годы Советской власти. 1 59 28.04 Великая Отечественная война. 1 Фронтовики моего села.
60 02.05 Тыл в годы войны. 1 61 05.05 Победа над фашизмом. 1 62 12.05 Восстановление народного хозяйства. 1 63 16.05 По северным городам России. 1 64 19.05 По городам Центральной России 1 65 23.05 Города Урала и Сибири. 1 Города Урала
66 26.05 Дальний Восток. Южные города России. 1 67 30.05 Повторительно-обобщающий урок. 1 68 31.05 Россия в мировом сообществе. 1 69 Жизнь современного человека. 1 70 Экскурсия в лес «Запас». 1 Лист корректировки учебной программы
№ урока Тема урока Причина изменений в программе Способ корректировки