рабочая программа по русскому языку для 1 класса по Планете знаний
«Согласовано»
Руководитель МО
_____/Н.Н.Герфанова /
Протокол № __
от «__» ___ 2014г. «Согласовано»
Заместитель директора по УР
МБОУ «Школа 171»
Советского района г. Казани
________ /Р.Н.Шигапова/
«__» ____2014г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ «Школа № 171» Советского района г. Казани
_______ / Р.Н.Галиакберова/
Приказ №______
от «___» _____2014 г.
Рабочая программа
учителя второй квалификационной категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 171
с углубленным изучением отдельных предметов»
Советского района г. Казани
Шайхиевой Гулюсы Навилевныпо русскому языку для 1 в класса
Рассмотрено на заседании
педагогического совета,
протокол № ___
от « __» ___ 2014г.
2014 - 2015 учебный год
Учебно - тематическое планирование
по русскому языку
Класс: 1В
Учитель: Шайхиева Г.Н.
Количество часов: 99 часов, в неделю 3 часа
Планируемых контрольных работ
Планирование составлено на основе
Программы Министерства образования РФ; Начальное общее образование, авторской программы УМК Т. М. Андриановой, В. А. Илюхиной, Л.Я.Желтовской «Букварь», «Прописи», «Русский язык», УМК «Планета Знаний» утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Литература
1)Т. М. Андрианова. Букварь. Москва, АСТ, Астрель 2010
2)Т. М. Андрианова. Рабочая тетрадь к «Букварю». Москва, АСТ, Астрель 2013
3)В. А. Илюхина. Прописи № 1, № 2, № 3, № 4 к «Букварю» Т. М. Андриановой. Москва, АСТ, Астрель 2013
4)Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина. Обучение в 1 классе по «Букварю» и «Прописям».
5)Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина. Русский язык. 1 класс. Учебник. Москва, АСТ, Астрель 2010
6)Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина. Русский язык. 1 класс. Рабочие тетради № 1, № 2. Москва, АСТ, Астрель 2013
7)Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина. Обучение в 1 классе по учебнику «Русский язык».
8 ) Л.Я.Желтовская «Русский язык» Учебник. Москва, АСТ, Астрель 2010
9) Л.Я.Желтовская «Русский язык» Рабочие тетради №1, №2 Москва, АСТ, Астрель 2013
1.Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 379 от 09.12.2009 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»
Примерные программы начального общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
Учебный план образовательного учреждения на 2014/2015 учебный год
Локальный акт образовательного учреждения об утверждении структуры рабочей программ
Программы соответствует новому Государственному стандарту начального общего образования по искусству и разработана с учётом современных педагогических технологий.
Цели:
познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников;
социокультурная цель включает формирование: а) коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи); б) навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи изучения русского языка в начальной школе:
1) развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;
2) освоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка;
3) овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
4) воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа; пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.
Введением в язык является первый интегрированный этап общего курса — «Обучение грамоте и развитие речи». Его продолжительность (99 часов, в неделю – 3 часа) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. В обучении грамоте различают два периода: подготовительный (добуквенный) и основной (букварный).
2.Планируемые результаты освоения программы по русскому языку
к концу 1 класса
Личностные.
понимание важности нового социального статуса «ученик»;
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятие образа «хорошего ученика»;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
осознание роли речи в общении людей;.Предметные.
различать устную и письменную речь, а также основные языковые средства (слова, предложения, текст);
интонировать различные по эмоциональной окрашенности предложения;
различать звуки и буквы, различать гласные и согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие звуки;
использовать при письме все способы буквенного обозначения мягких и твёрдых согласных;
узнавать и называть все буквы русского алфавита, использовать знание алфавита для упорядочивания слов;
выполнять основные гигиенические требования при письме.
МетапредметныеРегулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
адекватно воспринимать оценку учителя;
осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;
вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом);
находить и исправлять ошибки, допущенные в словах (специальные задания);
в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа»
Познавательные.
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение).
Коммуникативные.
вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
3.Содержание программы
Обучение грамоте: 99 часов
1. Подготовительный (добуквенный период) – 8 часов. Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Знакомство с правилами гигиены письма.
Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки
1.Знакомство с прописью Разлиновка прописи. Письмо горизонтальных и наклонных линий.
2.Основной алгоритм письма. Семь элементов основного алгоритма письма.
3.Написание элементов букв И, Г, П, Т.,Л.
4.Написание элементов букв н, к, Э.,К,И.
5.Написание элементов букв у, п, Н.
6.Соединение трёх и четырёх «крючков» в связку.
7.Упражнения в написании элементов основного алгоритма письма.
8.Упражнения в написании элементов букв.
2. Основной (буквенный период) – 58 часов. Знакомство с начертанием всех заглавных и строчных букв, основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке. Запись слов и предложений после их предварительного звукослогового анализа. Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового орфографического чтения написанных слов.
1. Письмо строчной буквы а. Письмо заглавной буквы А.
2. Письмо строчной буквы у. Письмо заглавной буквы У.
3. Письмо строчной буквы о. Письмо заглавной буквы О.
4. Письмо заглавной буквы М. Письмо строчной буквы м.
5-6. Письмо строчной буквы н. Письмо заглавной буквы Н.
7. Письмо строчной буквы р. Письмо заглавной буквы Р.
8-10. Письмо заглавной буквы Л. Письмо строчной буквы л. Письмо изученных букв.
11. Письмо строчной буквы ы.
12. Письмо строчной буквы и. Письмо заглавной буквы И.
13. Письмо строчной букв й. Письмо заглавной буквы Й.
14. Письмо строчной буквы б. Письмо заглавной буквы Б.
15. Письмо строчной буквы п. Письмо заглавной буквы П.
16. Письмо строчной буквы в. Письмо заглавной буквы В.
17. Письмо строчной буквы ф. Письмо заглавной буквы Ф.
18. Письмо строчной буквы г. Письмо заглавной буквы Г.
19. Письмо строчной буквы к. Письмо заглавной буквы К.
20. Письмо строчной буквы д Письмо заглавной буквы Д..
21. Письмо строчной буквы т. Письмо заглавной буквы Т.
22. Письмо строчной буквы ж. Письмо заглавной буквы Ж.
23. Письмо строчной буквы ш. Письмо заглавной буквы Ш.
24. Письмо строчной буквы з. Письмо заглавной буквы З.
25. Письмо строчной буквы с. Письмо заглавной буквы С.
26. Письмо строчной буквы е. Письмо строчной буквы ё. Письмо заглавной буквы Е.
Письмо заглавной буквы Ё.
27. Письмо строчной буквы ю. Письмо заглавной буквы Ю.
28. Письмо строчной буквы я. Письмо заглавной буквы Я.
29. Письмо строчной буквы. Мягкий знак как показатель мягкости ь.
30. Разделительный мягкий знак.
31. Письмо строчной буквы х Письмо заглавной буквы Х..
32. Письмо строчной буквы ц. Письмо заглавной буквы Ц.
33. Письмо строчной буквы ч. Письмо заглавной буквы Ч.
34-35. Письмо строчной буквы щ. Письмо заглавной буквы Щ.
36-38. Закрепление по теме «Письмо изученных букв». Диагностика.
39-43. Тренинг. Закрепление по теме «Письмо изученных букв».
44-46. Письмо изученных букв.
47-49. Письмо изученных строчных букв.
50-52. Диагностика и тренинг. Письмо изученных букв.
53-57. Письмо изученных букв и слов с ними.
58. Диагностика. Повторение написания изученных букв.
3.Послебуквенный период – 33 часа. Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений.
Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка, восклицательный, вопросительный знак в конце). Выработка умения писать большую букву в именах людей и кличках животных. Привлечение детей к словам, написание которых расходится с произношением (безударные гласные, сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу).
1. Синтаксис и пунктуация – 4 часа
1.Речь устная и письменная
2.Слово и предложение
3.Предложение и текст
4.Знаки препинания
2. Фонетика и графика – 18 часов
1. Слог
2. Перенос слов
3.Звуки и буквы
4. Алфавит
5. Гласные звуки
6. Ударение
7-8. Ударные и безударные гласные
9.Согласные звуки
10.Парные твердые и мягкие согласные звуки
11.Мягкий знак – показатель мягкости
12.Парные звонкие и глухие согласные звуки
13.Непарные звонкие и глухие согласные звуки
14.Шипящие согласные звуки
15-18. Сочетание жи-ши; ча-ща; чу-щу; чк-чн 3. Слово – 8 часов
1. Большая буква в фамилиях, именах, отчества
2. Большая буква в кличках животных
3. Большая буква в названиях стран, городов, деревень, рек .
4. Кто? Что?
5. Предлог
6. Какой? Какая? Какое? Какие?
7. Что делал? Что делает?
8. Родственные слова
4. Повторение изученного в течение года – 3 часа
4.Литература
1)Т. М. Андрианова. Букварь. Москва, АСТ, Астрель 2010
2)Т. М. Андрианова. Рабочая тетрадь к «Букварю». Москва, АСТ, Астрель 2013
3)В. А. Илюхина. Прописи № 1, № 2, № 3, № 4 к «Букварю» Т. М. Андриановой. Москва, АСТ, Астрель 2013
4)Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина. Обучение в 1 классе по «Букварю» и «Прописям».
5)Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина. Русский язык. 1 класс. Учебник. Москва, АСТ, Астрель 2010
6)Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина. Русский язык. 1 класс. Рабочие тетради № 1, № 2. Москва, АСТ, Астрель 2013
7)Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина. Обучение в 1 классе по учебнику «Русский язык».
8 ) Л.Я.Желтовская «Русский язык» Учебник. Москва, АСТ, Астрель 2010
9) Л.Я.Желтовская «Русский язык» Рабочие тетради №1, №2 Москва, АСТ, Астрель 2013
Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте по «Прописям»
№ урока Тема урока К-вочасов Тип урока Вид
контроля,
измерите
ли Планируемы результаты освоения программы Дата
проведения
Предметные МетапредметныеЛичностные план факт
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Пропись №1
Добукварный период – 8 часов
1. Знакомство с прописью Разлиновка прописи. Письмо горизонтальных и наклонных линий. 1 Урок изучения нового материала Сам.выполнение простейших заданий. Составление предложений на задан.
тему Знакомство учащихся с гигиеническими правилами письма: посадка, положение прописи, ручки. Выявление уровня готовности руки к письму Учиться соблюдать гигиенические требования при письме. Контролировать свои действия в процессе работы. Организовывать свое рабочее место и поддерживать порядок на парте Пробуждение интереса к учебному предмету 2. Основной алгоритм письма. Семь элементов основного алгоритма письма. 1 Урок изучения нового материала Знакомство с этапами овладения алгоритмом письма с помощью маршрутного листа (6 элементов). Формирование умения писать и соединять «крючок» и наклонную линию Отслеживать этапы освоения основного алгоритма письма с помощью маршрутного листа. Различать последовательность написания элементов буквы и Становление позиции ученика.
Осознание особенностей своего нового статуса. 3. Написание элементов букв И, Г, П, Т.,Л. 1 Урок изучения нового материала Творческая работа. Р.Р. Составление рассказа на заданную тему узор». Освоение письма элементов букв И,Г, П, Т, Л Выполнять задание по образцу. Сопоставлять похожие элементы прописных букв И, Г, П,Т, Л находить сходства и различия в их написании. Развитие наблюдательности Умение работать в паре со сверстником, слушать его и отвечать самому. 4. Написание элементов букв н, к, Э.,К,И. 1 Урок изучения нового материала Интеллектуаль-ный марафон «Отметить значком элементы букв».
Р.Р. Составление предложений с данными словами. Формирование умения выписывать новый элемент («стульчик») буквы к.
Формирование умения выписывать новый элемент («двойной крючок»), находить основные места соединения элементов и букв между собой в слове: 1/2, 1/3, просветов в верхней и нижней частях букв и их соединенийАнализировать образцы письма: находить места соединения элементов в букве и в слове, находить усвоенные элементы в незнакомых буквах, обозначать их условными значками. Проверять выполнение задания товарищем при работе в парах, корректно сообщать об ошибках товарища
Контролировать расстояние между элементами во время их написания. Самостоятельно находить усвоенные элементы в незнакомых буквах, обозначать их условными значками. Формирование умения ответственно относиться к выполнению задания, к проверке работы товарища.
Пробуждение интереса к учебному предмету.
Развитие умения соотносить результат своего труда с эталоном и адекватно его оценивать. 5. Написание элементов букв у, п, Н. 1 Урок изучения нового материала Творческое задание на с.19. Знакомство с новым элементом «петля». Отработка умений писать изученные элементы букв.
Знакомство с новым элементом «бугорок». Формирование умений воспроизводить услышанный алгоритм написания элемента на письме, комментировать вслух письмо заданного элемента. Участвовать в анализе новых элементов. Соблюдать пропорции при написании петли буквы у. Развитие наблюдательности
Сопоставлять услышанный алгоритм с написанным элементом. Рассуждать при сравнении выполняемых элементов букв. Комментировать вслух написание изученных элементов Формирование положительного отношения к учебной деятельности. Совершенствование навыков самоконтроля.
Развивать внимание, усидчивость 6. Соединение трёх и четырёх «крючков» в связку. 1 Урок изучения нового материала Задание интеллектуального марафона на с.21.Составление предложений с данными словами. Формирование умений соединять крючки в связку. Отработка умений писать изученные элементы букв. Писать буквы и, ш. Соблюдать наклон при письме. Проверять выполнение задания товарищем. Развитие наблюдательности. Становление навыка рефлексии и адекватной самооценки собственных достижений 7. Упражнения в написании элементов основного алгоритма письма. 1 Урок обобще-ния и система-тизации Написание элементов под диктовку. Отработка умений писать элементы основного алгоритма письма, воспроизводить их по памяти. Развитие пространственных представлений Воспроизводить полностью основной алгоритм письма (букву и) и комментировать его при письме. Воспроизводить написание элементов по памяти (под диктовку учителя) Умение работать в коллективе, осознавая себя его неотъемлемой частью. 8. Упражнения в написании элементов букв. 1 Урок повторе-ния Р.Р. Составление предложений по схемам. Упражнение в написании элементов букв Тренировать написание основного алгоритма письма (буквы и), воспроизводить его по образцу и на слух. Сопоставлять предложенные элементы букв и соединений, находить известные Самоутверждение в ситуации успеха за счет уже имеющихся знаний.
Букварный период – 58 часов
9 Письмо строчной буквы а. Письмо заглавной буквы А. 1 Урок изучения нового материала Задание интеллектуаль-ного марафона на с.27.
Р.Р. Составление предложений с данными словами. Освоение алгоритма написания строчной буквы а. Освоение алгоритма написания заглавной буквы А.
Формирование осознанного отношения к письму (использование основного алгоритма письма при написании буквы а). Развитие наблюдательности и умения анализировать письмо новой буквы Сравнивать написание букв а и и, находить общие элементы. Планировать последовательность написания буквы а. Анализировать графические ошибки в написании буквы а. Вписывать изученную букву в образец, читать незнакомые слова с опорой на рисунок. Находить изученную строчную букву в алфавите Формирование положительного отношения к учебе и к учебному предмету. 10. Письмо строчной буквы у. Письмо заглавной буквы У. 1 Урок изучения нового материала Задание интеллектуаль-ного марафона на с.29.
Р.Р. Составление рассказа на заданную тему. Задание №1 на с.33. Освоение алгоритма написания строчной буквы у. Освоение алгоритма написания заглавной буквы У.
Формирование умений сравнивать две изученные буквы (а и у), писать две буквы в связке, показывая безотрывное соединение двух букв (отрыв-отдых при написании первой буквы). Развитие внимания на игровом материале Воспроизводить написание буквы у по образцу. Сравнивать написание букв а и у, находить одинаковые элементы. Правильно соединять две буквы. Восстанавливать последовательность алгоритма письма буквы у Умение работать в паре со сверстником, слушать его и отвечать самому, с целью развития социальных навыков взаимодействия. Пропись №2
11. Письмо строчной буквы о. Письмо заглавной буквы О. 1 Урок изучения нового материала Задание №2, с.5 – самостоятельно.
Р.Р. Составление предложен.. Восстановить слово.
Р.Р. Составление рассказа на заданную тему Освоение алгоритма написания строчной буквы о. Освоение алгоритма написания заглавной буквы О.
Формирование умения проводить анализ начертания изучаемой буквы, способов соединения с другими буквами Экспериментировать с изображением буквы о (сложение листа бумаги), наблюдать, делать выводы (совпадение верхней и нижней частей буквы о).
Участвовать в анализе начертания буквы о, совместно вырабатывать алгоритм ее написания. Сопоставлять верхнее и нижнее соединение букв с буквой о. Писать слова (слоги) по образцу (по пунктиру, самостоятельно). Умение осуществлять самоконтроль, ориентируясь на заданную инструкцию. 12. Письмо заглавной буквы М. Письмо строчной буквы м. 1 Урок изучения нового материала Задания №1,2, с.41 - самостоятельно.
Р.Р. Составление предложений по картинке. Задание №1 на с.37.Р.Р. Составление рассказа на заданную тему Освоение алгоритма написания строчной буквы м. Освоение алгоритма написания
Заглавной буквы М.
Формирование умения писать буквы в связке
Воспроизводить написание буквы, по произнесенному алгоритму. Писать слово из 4-х букв (мама). Читать слова с опорой на рисунки, определять место буквы в слове, вписывать недостающие буквы. Восстанавливать деформированное слово (дописывать недостающие элементы букв) Самоутверждение в ситуации успеха за счет уже имеющихся знаний.
Совершенствование навыков самоконтроля. 13. Письмо строчной буквы н.
Письмо заглавной буквы Н. 1 Урок изучения нового материала Задание №1 на с.39 - самостоятельно. Формирование умения самостоятельно строить алгоритм написания новой буквы. Освоение алгоритма написания заглавной буквы Н, строчной буквы н. Развитие графической зоркости Анализировать написание буквы Н, находить знакомые элементы письма. Писать предложение, правильно оформлять его на письме. Классифицировать буквы по разным признакам. Восстанавливать буквы по характерным элементам Становление положительной учебной мотивации.
Развитие творческого мышления. 14 Письмо изученных букв. 1 Урок обобще-ния и система-тизации Интеллектуаль-ный марафон на с.23.
Письмо под диктовку. Закрепление умений писать буквы в связке; правильно оформлять предложение на письме; писать имена с большой буквы Дописывать букву в словосочетание, предлагать разные варианты. Составлять слова из слогов. Вычленять слово в таблице, заполненной буквами Умение грамотно излагать свои мысли.
Учиться выслушивать мнения, отличные от собственного. 15. Письмо строчной буквы р. Письмо заглавной буквы Р. 1 Урок изучения нового материала Задание №2, с.15 – самостоятельно.
Р.Р. Составление рассказа на заданную тему. Задание №1, с.19 – самостоятельно.
Р.Р. Составление предложений с данными словами Освоение алгоритма написания строчной и
заглавной буквы р, Р, способов соединения ее с другими буквами на письме Анализировать начертание новой буквы, самостоятельно выводить алгоритм ее написания. Конструировать буквы из элементов Умение преодолевать трудности в учебном процессе. Стремление к достижению результатов. 16. Письмо заглавной буквы Л. Письмо строчной буквы л. 1 Урок обобще-ния и система-тизации Задание №1, с.21.
Запись слов под диктовку. Задание №1,2, с.17.
Письмо слов под диктовку. Освоение алгоритма написания строчной буквы л, заглавной буквы Л, способов соединения ее с другими буквами на письме. Формирование умения интонировать вопросительное предложение Писать слова и предложения по пунктиру и самостоятельно. Правильно оформлять запись предложения, соблюдать интервал между словами. Анализировать графические ошибки, находить правильно написанную букву Самоутверждение в ситуации успеха за счет уже имеющихся знаний.
Закрепление навыков взаимодействия в классном коллективе. 17-18. Письмо изученных букв. 2 урок закрепле-ния Интеллектуальный марафон на с.23.
Письмо под диктовку. Закрепление умений писать слова по пунктиру и самостоятельно; правильно оформлять предложение на письме. Развитие внимания, наблюдательности Писать слова и предложения по образцу, выбирать способ выполнения задания (письмо по пунктиру или самостоятельно). Наблюдать за изменением слов по родам и по числам. Читать предложение-палиндром.
Развитие умения соотносить результат своего труда с эталоном и адекватно его оценивать. 19. Письмо строчной буквы ы. 1 Урок изучения нового материала Ребусы.
Письмо под диктовку. Освоение алгоритма написания строчной буквы ы. Выполнять задание по образцу. Восстанавливать деформированные буквы. Устанавливать последовательность поэтапного письма. Наблюдать за изменением слов по числам. Решать ребусы Развитие воображения, логики, смекалки 20. Письмо строчной буквы и. Письмо заглавной буквы И. 1 Урок изучения нового материала Интеллектуаль-ный марафон на с.27.
Письмо слов под диктовку. Задания №1,2, с.29 – самостоятельно.
Р.Р. Составление предложений с данными словами Формирование навыка писать имена и фамилии с большой буквы.
Освоение алгоритма написания заглавной буквы И. Обучение умению делать паузы при письме, формирование навыка безотрывно выполнять соединение букв Сопоставлять начертание буквы и с другими буквами. Комментировать письмо изученных букв. Узнавать деформированные слова и восстанавливать их. Задавать вопросы, формулировать задание товарищу
Выводить самостоятельно алгоритм написания букв И. Наблюдать за соединением букв между собой, правильно соединять их на письме. Подбирать букву, чтобы восстановить слово. Сопоставлять строчные и заглавные буквы Формирование коммуникативных умений, развитие речи
Направленность на самосовершенствование и достижение положительных результатов учения, как залога успешного формирования положительной учебной мотивации младшего школьника. 21. Письмо изученных заглавных букв. 1 Урок закрепле-ния Р.Р. Составление предложений с данными словами.
Задание №1, с.33 самостоятельно.
Письмо под диктовку. Закрепление умений писать буквы, слоги, слова, предложения по образцу (самостоятельно и по пунктиру); записывать печатный шрифт письменными буквами. Писать слова под диктовку и по образцу. Определять букву на слух по заданному алгоритму. Записывать печатные слоги письменными буквами. Восстанавливать деформированные слова
Формирование адекватной самооценки.
22. Письмо строчной букв й. Письмо заглавной буквы Й. 1 Урок изучения нового материала Задание №1,2, с.35.
Р.Р. Составление предложений на заданную тему.
Письмо под диктовку. Письмо по памяти.
Р.Р. Составление и запись предложений с данными словами. Формирование умений соблюдать при письме высоту и ширину букв; правильно употреблять заглавные буквы при письме (начало предложения, имена людей, клички животных). Правильно употреблять заглавные буквы при письме (начало предложения, имена людей, клички животных). Конструировать слово из предложенного набора букв. Сравнивать свою работу с образцом, оценивать свои достижения с помощью листа диагностики Умение осуществлять самоконтроль, ориентируясь на заданную инструкцию. 23. Письмо строчной буквы б. Письмо заглавной буквы Б. 1 Урок изучения нового материала Задания интеллектуаль-ного марафона на с.45.
Р.Р. Составление предложений на заданную тему. Письмо под диктовку.
Задания интеллектуаль-ного марафона на с.49 Освоение алгоритма написания строчной буквы б, заглавной буквы Б, способов соединения ее с другими буквами на письме. Развитие графической зоркости, наблюдательности Анализировать начертание буквы б, вырабатывать алгоритм ее написания. Находить правильно выполненную букву среди 6 предложенных, объяснять графические ошибки в других буквах Совершенствование навыков социального взаимодействия при работе в паре. 24. Письмо строчной буквы п. Письмо заглавной буквы П. 1 Урок изучения нового материала Задание №2, с.47 самостоятельно.
Письмо слов под диктовку. Составление анаграмм.
Письмо под диктовку. Освоение алгоритма написания строчной буквы п, заглавной буквы П, способов соединения ее с другими буквами на письме. Развитие графической зоркости, наблюдательности Анализировать начертание буквы б, вырабатывать алгоритм ее написания. Наблюдать за изменением значения слова при замене буквы на письме. Формирование положительной учебной мотивации на основе сформированной позиции школьника. 25. Письмо строчной буквы в. Письмо заглавной буквы В. 1 Урок изучения нового материала Задание №1,2, с.55 – самостоятельно.
Списывание с печатных слов. Задания №1,2, с. 59 – самостоятельно.
Письмо слов под диктовку. Освоение алгоритма написания строчной буквы в, заглавной буквы В, способов соединения ее с другими буквами на письме. Развитие монологической речи Проговаривать алгоритм написания строчной буквы в. Записывать буквы по алгоритму под диктовку; слова, данные печатными буквами. Находить общие элементы в буквах Умение работать в коллективе, осознавая себя его неотъемлемой частью. 26. Письмо строчной буквы ф. Письмо заглавной буквы Ф. 1 Урок изучения нового материала Р.Р. Составление рассказа на заданную тему.
Составление и запись слов из букв. Задания интеллектуаль-ного марафона на с.61.
Р.Р. Составление рассказа по сюжетной картинке. Освоение алгоритма написания строчной буквы ф, заглавной буквы Ф, способов соединения ее с другими буквами на письме. Формирование умения самостоятельно выстраивать алгоритм написания изучаемой буквы Находить известные элементы в новых буквах. Самостоятельно выстраивать алгоритм написания изучаемой буквы. Вычленять из ряда правильно написанную букву. Развитие умения соотносить результат своего труда с эталоном и адекватно его оценивать. Пропись №3
27, Письмо строчной буквы г.Письмо заглавной буквы Г. 1 Урок изучения нового материала Письмо под диктовку. Классификация слов по обозначенному признаку.
Задания №1,2, с.9 – самостоятельно Развитие орфографической зоркости путем наблюдения за получением нового слова с помощью перестановки букв. Формирование умений: а) дополнять предложенные слова недостающими элементами в буквах; б) выдерживать интервал между словами Комментировать алгоритм буквы, определять правильность написания и пути устранения графических ошибок. Выполнять написание слов по образцу. Наблюдать за получением нового слова с помощью перестановки букв Развитие логики, внимания, наблюдательности 28. Письмо строчной буквы к. Письмо заглавной буквы К. 1 Урок изучения нового материала Задания интеллектуального марафона на с.7.
Р.Р. Составление и запись предложений с данными словами. Анаграммы. Ребусы.
Р.Р. Составление и запись предложений с данными словам Освоение алгоритма написания буквы к. Формирование знаний о месте соединения новой буквы. Формирование умений: а) правильно записывать слова по образцу; б) соблюдать точный интервал между словами Объяснять устранение графических ошибок. Рассуждать при дописывании в слове недостающих элементов букв. Овладевать графической зоркостью
Формирование положительного отношения к учебе и к учебному предмету. 29. Письмо строчной буквы д Письмо заглавной буквы Д.. 1 Урок изучения нового материала Задания интеллектуаль-ного марафона на с.15.
Р.Р. Составление и запись предложений по сюжетной картинке.
Списывание с печатного текста Р.Р. Восстановление деформирован-ных предложений и запись этих предложений.
Анаграммы..Формирование умения самостоятельно строить алгоритм написания новой буквы. Освоение алгоритма написания буквы д, Д. Формирование умений объяснять, из каких частей букв можно «собрать» новую букву и как устранить в ней допущенные графические ошибки Самостоятельно объяснять и проговаривать алгоритм написания буквы д. Сравнивать предложенную группу слов, наблюдать за их изменением. Без ошибок переводить печатный текст в письменный, видеть в словах «опасные» места. Составлять из слов слова, знать, какие из них всегда пишутся с большой буквы и почему Развитие морально-нравственных качеств личности по средствам соотнесения текста учебного материала и жизненных ситуаций. 30. Письмо строчной буквы т. Письмо заглавной буквы Т. 1 Урок изучения нового материала Задания интеллектуаль-ного марафона на с.17.
Письмо под диктовку. Задания интеллектуаль-ного марафона на с. 21. Освоение алгоритма написания строчной буквы т, заглавной Т. Отработка всех видов соединения т с другими буквами Видеть в букве т уже изученную букву п. Составлять самостоятельно алгоритм проговаривания для написания. Обосновывать правильность выбора буквы из группы с графическими ошибками. Находить графические ошибки в заданных словах Самоутверждение в ситуации успеха за счет уже имеющихся знаний.
Совершенствование навыков самоконтроля. 31. Письмо строчной буквы ж. Письмо заглавной буквы Ж. 1 Урок изучения нового материала Р.Р. Восстановление деформирован-ного предложения.
Задания №1,2, с.25 – самостоятельно. Письмо под диктовку.
Р.Р. Составление и запись Освоение алгоритма написания строчной буквы ж, заглавной Ж. Формирование умений: а) разбирать букву на мелкие графические детали; б) выполнять работу по образцу Видеть в предложенных буквах графические ошибки и показывать пути их устранения. Писать предложенные слова по образцу. Записывать печатные слова письменными буквами. Находить в группе слов одинаковую часть и доказывать сходство Умение грамотно излагать свои мысли
Учиться выслушивать мнения, отличные от собственного. 32. Письмо строчной буквы ш. Письмо заглавной буквы Ш. 1 Урок изучения нового материала Задания интеллектуаль-ного марафона на с.27.
Составление и запись слов – самостоятельно. Анаграммы.
Составление слов из предложенных.
Письмо под диктовку. Анализ алгоритма написания буквы Ш (соотнести графику с изученными буквами). Развитие графической зоркости Находить знакомые элементы в букве Ш. Различать слова, которые всегда пишутся с большой буквы. Наблюдать за словами, которые имеют изменения на конце, доказывать разницу между ними. Подбирать в слово правильные недостающие элементы. Наблюдать за написанием слов со слогом ши. Работать с анаграммами. Самоутверждение в ситуации успеха за счет уже имеющихся знаний. 33. Письмо строчной буквы з. Письмо заглавной буквы З. 1 Урок изучения нового материала Задания интеллектуального марафона на с.23.
Списывание. Р.Р. составление и запись предложений на заданную тему.
Задания №1,2, с.27. Освоение алгоритма написания строчной буквы з, загланой З. Формирование умений: а) выделять уже известный элемент; б) воспроизводить на слух алгоритм проговаривания слогов; в) записывать слова по образцу. Формулировать пути устранения графических ошибок в букве. Классифицировать буквы с дописанными недостающими элементами. Доказывать обоснованность предложенной классификации. Находить в группе предложенных слов общую часть, давать признаки сходства и различия между ними. Восстанавливать слова с пропущенными элементами. Решать ребусы Развитие произвольности внимания. 34. Письмо строчной буквы с. Письмо заглавной буквы С. 1 Урок изучения нового материала Р.Р. Восстановление деформирован-ных предложений и их запись. Р.Р. Восстановление деформирован-ных предложений.
Письмо под диктовку.
Освоение письма строчной буквы с, заглавной С. Упражнение в написании слов по образцу с соблюдением всех правил графического письма: соблюдать отступы в начале и конце строки, интервал между словами, точно соединять буквы и элементы в буквах. Обучение отдыху при письме Наблюдать за словами, находить различия в них. Подбирать к заданному элементу буквы, в которых он встречается. Уметь анализировать слова в предложении Совершенствование зрительного восприятия предметов окружающей действительности. 35.. Письмо строчной буквы е. Письмо строчной буквы ё. Письмо заглавной буквы Е. Письмо заглавной буквы Ё. 1 Урок изучения нового материала Задание №1,2, с.33 – самостоятельно.
Списывание. Задания интеллектуаль-ного марафона на с.35.
Р.Р. Восстановление и запись деформирован-ных предложений. Составление под руководством учителя алгоритма написания букв е, ё. Объяснение правил соединения их с другими буквами
Составление алгоритма написания букв Е, Ё. Сравнение изучаемых букв с пройденными ранее. Развитие наблюдательности Списывать слова с образца. Списывать печатный текст. Наблюдать за изменением слов, различать признаки их изменения. Дописывать недостающие элементы в букве, классифицировать их по графическому признаку. Решать ребусы. Изменять слова по образцу, доказывать обоснованность своего выбора
Сравнивать изучаемые буквы с ранее изученными. Находить в изучаемых буквах уже изученные элементы. Дописывать в предложении окончания у некоторых слов Пробуждение интереса к учебному предмету.
Развитие умения соотносить результат своего труда с эталоном и адекватно его оценивать.
Формирование положительного отношения к учебной деятельности. Совершенствование навыков самоконтроля. 36. Письмо строчной буквы ю. Письмо заглавной буквы Ю. 1 Урок изучения нового материала Задания интеллектуаль-ного марафона на с.35.
Р.Р. Восстановление и запись деформирован-ных предложений. Составление алгоритма написания буквы ю, заглавной Ю. Формирование умения воспринимать на слух алгоритмы изученных букв и угадывать их без фиксирования на бумаге Конструировать букву ю из знакомых элементов. Находить недочёты в графическом написании предложенной ленты букв ю. Объяснять вид соединения, устанавливать причину недочёта. Сравнивать начертание новой буквы с изученными, вычленять схожие элементы Становление навыка рефлексии и адекватной самооценки собственных достижений Пропись № 4
37. Письмо строчной буквы я. Письмо заглавной буквы Я. 1 Урок изучения нового материала Р.Р. Составление и запись предложений на заданную тему.
Списыван. Составление алгоритма
написания буквы я, Я. Письмо по образцу под комментирование учителя. Вступать в диалог с учителем при объяснении новой буквы. Воспроизводить изменённые имена по образцу. Находить в родственных словах общую часть, устанавливать их лексическое значение, доказывать обоснованность своего выбора. Восстанавливать слова путём дописывания недостающих элементов Формирование умения писать в заданном темпе. Расширение словарного запаса 38. Письмо строчной буквы. Мягкий знак как показатель мягкости ь. 1 Урок изучения нового материала Задание интеллектуаль-ного марафона на с.41.
Наблюдение за элементами буквы ь. Формирование умений: а) сопоставлять изучаемую букву с известными буквами и выделять в них схожие элементы; б) различать мягкий знак смягчающий (показывающий мягкость) и разделительный Анализировать образец, работать по образцу. Отгадывать загадки. Наблюдать за изменением слов при добавлении ь. Дополнять заданный элемент до буквы. Правильно ставить ударение Заинтересованность в процессе учения.
Направленность на результат. 39. Разделительный мягкий знак. 1 Урок изучения нового материала Задания интеллектуаль-ного марафона на с.23.
Списывание. Р.Р. составление и запись предложений на заданную тему.
Задания №1,2, с.27. Составление алгоритма написания буквы ъ. Анализ двух видов соединения ъ с другими буквами Наблюдать за написанием буквы ъ в словах. Наблюдать за словами типа сесть—съесть, объяснять написание ъ в словах. Дописывать недостающие элементы в буквах и группировать их по выбранному графическому признаку Развитие морально-нравственных качеств личности по средствам соотнесения текста учебного материала и жизненных ситуаций. 40. Письмо строчной буквы х Письмо заглавной буквы Х.. 1 Урок изучения нового материала Задания интеллектуаль-ного марафона на с.23.
Списывание. Р.Р. составление и запись предложений на заданную тему.
Задания №1,2, с.27. Коллективный анализ алгоритма написания букв х, Х. Упражнение в написании буквы. Формирование умения правильно ставить ударение в словах Наблюдать за изменением слов по родам. Соблюдать при списывании заданные параметры написания букв и слов. Анализировать своё письмо и находить пути исправления графических ошибок. Самоутверждение в ситуации успеха за счет уже имеющихся знаний.
Совершенствование навыков самоконтроля. 41. Письмо строчной буквы ц. Письмо заглавной буквы Ц. 1 Урок изучения нового материала Р.Р. Восстановление деформирован-ных предложений и их запись. Р.Р. Восстановление деформирован-ных предложений.
Письмо под диктовку.
Наблюдение над образцом написания буквы ц, Ц. Упражнение в написании буквы. Формирование умения правильно выписывать букву в словах Находить графические ошибки в заданных буквах. Наблюдать за словами, делать выводы о написании слова в одном случае с большой буквы, а в другом — с маленькой (в середине предложения). Восстанавливать деформированное предложение. Собирать буквы из заданных элементов, слова из букв Формирование умений работать в паре 42. Письмо строчной буквы ч. Письмо заглавной буквы Ч. 1 Урок изучения нового материала Задание №1,2, с.33 – самостоятельно.
Списывание. Задания интеллектуально-го марафона на с.35.
Р.Р. Восстановление и запись деформирован-ных предложений. Сравнение начертания буквы ч с изученными ранее буквами. Составление алгоритма написания буквы Ч. Наблюдение за правописанием сочетаний чк, чуСамостоятельно, без помощи учителя составлять алгоритм написания буквы ч. Собирать из слогов слова и самостоятельно их записывать с предварительным анализом Развитие внимания, мышления, способности анализировать. 43. Письмо строчной буквы щ. 1 Урок изучения нового материала Задания интеллектуаль-ного марафона на с.35.
Р.Р. Восстановление и запись деформирован-ных предложений. Объяснение написания буквы щ (соотнести с написанием схожих букв). Письмо буквы под графическое комментирование учителя (с соблюдением заданного темпа) Самостоятельно списывать печатный текст. Давать письменный ответ на поставленный вопрос. Самостоятельно определять допущенное количество графических ошибок в слове, находить пути их устранения Формирование умение оценивать свои возможности, например, через написание образца по подсказке (по точкам) или самостоятельно 44. Письмо заглавной буквы Щ. 1 Урок изучения нового материала Р.Р. Составление и запись предложений на заданную тему.
Списывание. Наблюдение за написанием слов с сочетаниями ча–ща, чу–щу. Упражнение в написании фамилии, имя, отчества, названии города с большой буквы Самостоятельно составлять алгоритм написания буквы Щ. Строго следовать образцу при письме, соблюдать все правила графического начертания букв, их соединений, интервала между словами, отступов на строке Совершенствование зрительного восприятия предметов окружающей действительности. 45. Закрепление по теме «Письмо изученных букв». 1 Урок закрепле-ния Задание интеллектуаль-ного марафона на с.41.
Упражнение в написании изученных букв Находить и выделять в изученных буквах заданный элемент. Контролировать соблюдение высоты, ширины наклона букв, интервала между словами, отступов на строке. Объяснять смысл пословицы Развитие произвольности внимания. 46-47. Закрепление по теме «Письмо изученных букв». Диагностика. 2 Урок обобще-ния и система-тизации Диагностика.
Письмо под диктовку. Упражнение в написании изученных букв Находить и выделять в изученных буквах заданный элемент. Контролировать соблюдение высоты, ширины наклона букв, интервала между словами, отступов на строке. Объяснять смысл пословицы Развитие произвольности внимания. 48-49. Тренинг.
Закрепление по теме «Письмо изученных букв». 2 Урок закрепления Тренинг.
Списывание. Диагностика и тренинг имеющихся знаний, умений и навыков
Диагностика и тренинг имеющихся знаний, умений и навыков
Самоутверждение в ситуации успеха за счет уже имеющихся знаний. 50-52. Тренинг.
Закрепление по теме «Письмо изученных букв». 3 Урок контроля Тренинг.
Письмо под диктовку. Диагностика и тренинг имеющихся знаний, умений и навыков
Диагностика и тренинг имеющихся знаний, умений и навыков
Самоутверждение в ситуации успеха за счет уже имеющихся знаний. 53-55 Письмо изученных букв. 3 Урок обобщен-ния и система-тизации Интеллектуаль-ный марафон на с.23.
Письмо под диктовку. Закрепление умений писать буквы, слоги, слова, предложения по образцу (самостоятельно и по пунктиру); записывать печатный шрифт письменными буквами. Писать слова под диктовку и по образцу. Определять букву на слух по заданному алгоритму. Записывать печатные слоги письменными буквами. Восстанавливать деформированные слова
Формирование адекватной самооценки.
56-58. Письмо изученных строчных букв. 3 Урок обобще-ния и система-тизации Письмо слов под диктовку. Закрепление умений писать буквы, слоги, слова, предложения по образцу (самостоятельно и по пунктиру); записывать печатный шрифт письменными буквами. Писать слова под диктовку и по образцу. Определять букву на слух по заданному алгоритму. Записывать печатные слоги письменными буквами. Восстанавливать деформированные слова
Формирование адекватной самооценки.
59-61 Диагностика и тренинг.
Письмо изученных букв. 3 Урок закрепле-ния Проверка знаний – диагностика. Диагностика и тренинг имеющихся знаний, умений и навыков
Диагностика и тренинг имеющихся знаний, умений и навыков
Самоутверждение в ситуации успеха за счет уже имеющихся знаний. 62-63. Письмо изученных букв и слов с ними. 2 Урок закрепле-ния Нахождение слов в таблице букв.
Р.Р. Составление и запись предложений с данными словами. Закрепление умений писать буквы, слоги, слова, предложения по образцу (самостоятельно и по пунктиру); записывать печатный шрифт письменными буквами. Писать слова под диктовку и по образцу. Определять букву на слух по заданному алгоритму. Записывать печатные слоги письменными буквами. Восстанавливать деформированные слова
Формирование адекватной самооценки.
64-65. Письмо изученных букв и слов с ними. 2 Урок закрепле-ния Р.Р. Восстановление деформированных предложений.
Списывание с печатного текста. Закрепление умений писать буквы, слоги, слова, предложения по образцу (самостоятельно и по пунктиру); записывать печатный шрифт письменными буквами. Писать слова под диктовку и по образцу. Определять букву на слух по заданному алгоритму. Записывать печатные слоги письменными буквами. Восстанавливать деформированные слова
Формирование адекватной самооценки.
66. Диагностика.
Повторение написания изученных букв. 1 Урок обобще-ния и система-тизации
Диагностика. Диагностика и тренинг имеющихся знаний, умений и навыков
Диагностика и тренинг имеющихся знаний, умений и навыков
Самоутверждение в ситуации успеха за счет уже имеющихся знаний. Календарно тематическое планирование уроков русского языка
№ Тема раздела, урока
Кол-во
час. Тип урока Вид контроляизмерителиПланируемые результаты освоения материала Датапроведения
Предметные МетапредметныеЛичностные План Факт
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Синтаксис и пунктуация (4 ч.)
1 Речь устная и письменная
1 Урок изучения нового материала Текущий Познакомить учащихся со способами сохранения и передачи устной и письменной речи Различать (на практическом уровне) случаи использования устной и письменной речи (собственной и чужой). Обсуждать (в паре) возможности аудио- видеотехники сохранять и передавать речь. Наблюдать за словарными словами (система заданий). Узнавать о происхождении слов из этимологического словарика в конце учебника (система заданий). Запоминать правильное произношение слов, предложенных в рубрике «Говори правильно!» Пробуждение интереса к учебному предмету 2 Слово и предложе-ние1 Урок изучения нового материала Текущий Закреплять навыки правильного оформления предложения на письме Анализировать и корректировать предложения с нарушенным порядком слов. Находить в предложениях смысловые пропуски и ошибки в графическом оформлении предложений. Наблюдать за распространением предложения Заинтересован-ность в правильном выполнении заданий. 3 Предложе-ние и текст
1 урок обобщения и системати-зацииТекущий Обобщить знания учащихся об основных признаках текста, познакомить с деформирован-ными непунктирован-ными текстами Соотносить тексты и заголовки к ним. Выбирать наиболее подходящий заголовок из ряда предложенных. Анализировать и восстанавливать непунктированные и деформированные тексты. Составлять устный рассказ с опорой на рисунок. Узнавать значение слов из толкового словарика в конце учебника (система заданий) Самоутвержде-ние в ситуации успеха за счет уже имеющихся знаний. 4 Знаки препинания
1 Урок изучения нового материала Текущий Тренировать детей в выборе соответствующих знаков препинания при письме Определять соответствие интонационных средств смыслу предложения. Воспроизводить одно и то же предложение с логическим ударением на разных словах. Придумывать вопросительные предложения и задавать эти вопросы товарищу Становление позиции ученика.
Осознание особенностей своего нового статуса. Фонетика и графика (18 ч.)
5 Слог
1 Урок изучения нового материала Текущий Закреплять умения детей определять количество слогов в слове. Познакомить учащихся с понятиями «односложные слова», «двусложные» и т.д. Объяснять слогообразующую роль гласного звука. Определять количество слогов в слове. Восстанавливать слова с нарушенным порядком слогов, конструировать слова из слогов Развитие произвольности внимания. 6 Перенос слов
1 Урок изучения нового материала Текущий Обучать детей правилам переноса слов (без стечения согласных). Развивать внимание детей и орфографическую зоркость
Обучать детей переносу слов с й и ь в середине. Познакомить с правилом переноса слов с удвоенными согласными Обсуждать необходимость переноса слов. Сравнивать деление слов на слоги и для переноса. Запоминать пословицу и записывать её по памяти
Анализировать слова и выбирать подходящее правило переноса слов на письме. Конструировать слова из заданного слова с помощью перестановки букв (решать анаграммы) Совершенствование зрительного восприятия предметов окружающей действительнос-ти.
Формирование положительного отношения к учебной деятельности. Совершенство-вание навыков самоконтроля. 7 Звуки и буквы
1 Урок изучения нового материала Запись слов условными значками звуков Тренировать детей в различении букв и звуков и в проведении звуко-буквенного анализа слов Объяснять смыслоразличительную роль звуков речи. Выполнять звуко-буквенный анализ. Корректировать слова путем замены в них букв Умение работать в паре со сверстником, слушать его и отвечать самому. 8 Алфавит
1 Урок изучения нового материала Тренинго-вые упражне-ния в рабочей тетради №1 Тренировать детей в правильном назывании букв и в распределении слов по алфавиту Правильно называть буквы русского алфавита. Объяснять необходимость существования алфавита. Распределять слова по алфавиту. Приводить примеры использования алфавита в своей учебной и жизненной практике.
Договориваться об очередности действий при работе в паре (кто первый, кто второй) Формирование положительного отношения к учебе и к учебному предмету. 9 Гласные звуки 1 Урок изучения нового материала Тренинго-вые упражне-ния в рабочей тетради №1 Закреплять у учащихся умение обозначать гласные звуки на письме. Приводить в систему знания детей о гласных звуках и об их смыслоразличительной роли Соотносить гласные звуки и буквы, обозначающие эти звуки. Восстанавливать слова, записанные без букв, обозначающих гласные звуки, и контролировать их написание по орфографическому словарику в конце учебника (система заданий). Объяснять смыслоразличительную роль гласных звуков, приводить свои примеры Формирование умения ответственно относиться к выполнению задания, к проверке работы товарища. 10 Ударение
1 Урок изучения нового материала Текущий Обобщить знания учащихся об ударном слоге и ударном гласном звуке Находить ударный гласный в слове. Наблюдать за смыслоразличительной ролью ударения. Экспериментировать с изменением ударения в словах. Наблюдать за словами с буквой ё, самостоятельно делать вывод о том, что слог с буквой ё всегда ударный Пробуждение интереса к учебному предмету.
Развитие умения соотносить результат своего труда с эталоном и адекватно его оценивать. 11
12
Ударные и безударные гласные
2 Урок повторе-нияТренинго-вые упражне-ния в рабочей тетради №1 Познакомить учащихся с правилом проверки безударных гласных Совместно вырабатывать порядок проверки безударного гласного в слове. Объяснять наличие словарных слов на страницах учебника и необходимость их запоминания. Конструировать слова из заданного слова с помощью перестановки букв (решать анаграммы) Развивать внимание, усидчивость 13 Согласные звуки
1 Урок изучения нового материала Тренинго-вые упражне-ния в рабочей тетради №1 Приводить в систему знания детей о согласных звуках и об их смыслоразличительной роли Объяснять смыслоразличительную роль согласных звуков, приводить свои примеры. Восстанавливать слова, записанные без букв, обозначающих согласные звуки и контролировать их написание по орфографическому словарику в конце учебника. Восстанавливать деформированный текст. Составлять устный рассказ на заданную тему («Как я помогаю взрослым»). Умение работать в коллективе, осознавая себя его неотъемлемой частью. 14 Парные твердые и мягкие согласные звуки
1 Урок изучения нового материала Текущий Закреплять умение учащихся обозначать твёрдость и мягкость согласных звуков на письме буквами, обозначающими гласные звуки Дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки и обозначать их на письме. Осознавать отсутствие специальных букв для обозначения мягких и твёрдых согласных Самоутвержде-ние в ситуации успеха за счет уже имеющихся знаний.
15 Мягкий знак – показатель мягкости
1 Урок изучения нового материала Тренинго-вые упражне-ния в рабочей тетради №1 Закреплять умение учащихся обозначать мягкость согласного звука на письме мягким знаком Характеризовать роль мягкого знака и букв е, ё, и, ю, я как показателей мягкости предшествующих согласных звуков. Изменять предложение по образцу Формирование положительного отношения к учебе и к учебному предмету. 16
Парные звонкие и глухие согласные звуки
1 Урок изучения нового материала Тренинго-вые упражне-ния в рабочей тетради №1 Приводить в систему знания детей о парных звонких и глухих согласных звуках Дифференцировать в словах парные звуки (по твердости–мягкости и по звонкости–глухости). Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. Работать с толковым словариком в конце учебника Умение работать в паре со сверстником, слушать его и отвечать самому, с целью развития социальных навыков взаимодействия. 17 Непарные звонкие и глухие согласные звуки
1 Урок изучения нового материала Тренинго-вые упражне-ния в рабочей тетради №1 Приводить в систему знания детей о непарных звонких и глухих согласных звуках Определять непарные согласные звуки (звонкие и глухие). Подбирать близкие по значению слова и слова с противоположным значением. Дополнять предложение подходящими по смыслу словами Заинтересован-ность в процессе учения.
Направленность на результат. 18 Шипящие согласные звуки
1 Урок изучения нового материала Текущий Познакомить учащихся с шипящими согласными звуками, не имеющими пары по твёрдости: [ч]–[щ] и по мягкости [ж]–[ш] Находить и правильно называть повторяющиеся звуки в скороговорках. Дифференцировать в словах шипящие звуки ж, ш, ч, щ. Запоминать правильное произношение слов, предложенных в учебнике Самоутвержде-ние в ситуации успеха за счет уже имеющихся знаний.
Совершенство-вание навыков самоконтроля. 19 Сочетание жи-ши
1 Урок изучения нового материала Тренинго-вые упражне-ния в рабочей тетради №2 Тренировать учащихся в правописании слов с жи-ши Сравнивать произношение и написание сочетаний жи и ши. Восстанавливать слова, вставляя пропущенные буквы и слоги. Конструировать слова из слогов. Распределять работу в паре и контролировать её выполнение Формирование умений работать в паре 20 Сочетание ча-ща1 Урок изучения нового материала Текущий Тренировать учащихся в правописании слов с ча-щаИзменять слова по образцу. Выписывать из текста ответы на вопросы. Восстанавливать слова с пропущенными буквами Социализация через развитие навыков межличностного взаимодействия. 21 Сочетание чу-щу1 Урок изучения нового материала Текущий Тренировать учащихся в правописании слов с чу-щуИзменять слова в предложении так, чтобы повествование шло от первого лица. Изменять и записывать слова по образцу. Узнавать и называть предмет по его описанию. Определять ударные слоги и составлять из них слова Становление положительной учебной мотивации.
Развитие творческого мышления. 22 Сочетание чк-чн1 Урок изучения нового материала Текущий Тренировать учащихся в правописании слов с чк, чнДоказывать, почему не нужно обозначать на письме мягкость согласного [ч] в сочетаниях чк и чн. Придумывать предложения с заданным словом.
Рассматривать ребусы, устанавливать в них роль точек и запятых, решать ребусы Умение грамотно излагать свои мысли.
Учиться выслушивать мнения, отличные от собственного. Слово (8 ч.)
23 Большая буква в фамилиях, именах, отчествах
1 Урок изучения нового материала Текущий Приводить в систему знания учащихся по правописанию имен, отчеств и фамилий Различать имена собственные и имена нарицательные (без использования терминов). Сопоставлять (при работе в парах) полные и краткие имена. Произносить имя собеседника с интонацией вежливого обращения. Находить информацию по заданной теме (имена, отчества писателей и поэтов) Устойчивый интерес к предмету, как основа формирования положительной учебной мотивации. 24 Большая буква в кличках животных
1 Урок изучения нового материала Текущий Учить детей различать названия животных и их клички Соотносить название животного с его кличкой. Сопоставлять и объяснять случаи употребления прописной или строчной буквы в словах (майка — Майка). Дифференцировать клички животных (при работе в паре). Составлять устный рассказ по предложенной теме («Домашние питомцы») Заинтересован-ность в процессе учения.
Направленность на результат. 25 Большая буква в названиях стран, городов, деревень, рек
1 Урок обобщения и систематизации Тренинго-вые упражне-ния в рабочей тетради №2 Тренировать учащихся в правописании некоторых географических названий (без термина) Объяснять написание в словах больших букв. Выбирать слова и дополнять ими двустишия. Рассказывать о своём городе (деревне, улице). Узнавать, какие ещё значения имеют слова «Лена» и «Владимир» Совершенство-вание навыков социального взаимодействия при работе в паре. 26 Кто? Что?
1 Урок изучения нового материала Тренинго-вые упражне-ния в рабочей тетради №2 Продолжить знакомство учащихся со словами, обозначающими предметы и отвечающими на вопросы кто? что? Дифференцировать слова, отвечающие на вопросы кто? и что?. Дополнять группы слов своими примерами. Составлять различные слова из данного набора букв. Группировать слова и составлять из них предложения Умение преодолевать трудности в учебном процессе.
Стремление к достижению результатов. 27 Предлог
1 Урок изучения нового материала Текущий Познакомить учащихся с предлогом. Обучать детей правописанию предлогов со словами Объяснять роль предлога для связи слов в предложении. Правильно использовать предлоги в своей речи. Определять название предмета по его описанию. Использовать предлоги при решении ребусов Самоутвержде-ние в ситуации успеха за счет уже имеющихся знаний.
Закрепление навыков взаимодействия в классном коллективе. 28 Какой? Какая? Какое? Какие?
1 Урок изучения нового материала Тренинго-вые упражне-ния в рабочей тетради №2 Познакомить учащихся со словами, обозначающими признаки предметов Находить среди группы слов «лишнее». Подбирать к словам-названиям предметов слова-названия признаков и наоборот. Списывать предложения, вставляя нужные по смыслу слова. Обсуждать смысл пословицы Развитие внимания, мышления, способности анализировать. 29 Что делал? Что делает?
1 Урок изучения нового материала Текущий Познакомить со словами, обозначающими действия предметов Подбирать к словам-названиям предметов слова-названия действий. Образовывать глаголы от имён существительных по образцу (без использования терминов). Объяснять использование слов в прямом и переносном значении. Заменять фразеологические обороты соответствующими словами Умение работать в коллективе, осознавая себя его неотъемлемой частью. 30
Родственные слова
1 Урок изучения нового материала Текущий Обобщить представления учащихся о «родственных словах» Группировать родственные слова, находить «лишнее» слово в группе. Письменно отвечать на вопросы к тексту. Придумывать клички животным в соответствии с описанием их внешнего вида. Фантазировать на тему стихотворения в учебнике Развитие воображения, логики, смекалки Повторение изученного в течение года ( 3 ч.)
31/
33
До свидания, первый класс! (повторение)
3 Урок обобщения и системати-зацииТекущий Обобщить знания учащихся по темам, изученным в 1 классе Высказывать своё мнение по поводу выводов главного героя из стихотворения «После первых уроков». Выполнять звуко-буквенный анализ слов по образцу. Рассказывать о своих планах на летние каникулы. Выбирать тему проектной деятельности (летний проект) Обсуждать и оценивать свои достижения и достижения одноклассников (по результатам проверочных работ).