Конспект урока ОРКСЭ Модуль: Основы исламской культуры. Тема Гостеприимность.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы исламской культуры»
Традиции гостеприимства
Конспект урока
Составитель: Соболева Татьяна Николаевна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №19»г. Нижневартовска
2014 год
г. Нижневартовск
План-конспект урока
Модуль: Основы исламской культуры
Тема урока: Традиции гостеприимства
Цель: познакомить и уточнить представления учащихся о гостеприимстве.
Учить основам гостеприимства, познакомить с традициями гостеприимства в исламской культуре.
Задачи: Обучающая: обучающийся узнает:
Что такое гостеприимство
О традициях гостеприимства в исламской культуре
Познакомиться с основными правилами поведения в гостях и с гостями.
Развивающая:
Развивать речь, обогащать словарный запас, развивать кругозор, умение анализировать и оценивать свои поступки и чувства
Воспитывающая: воспитывать качества личности (доброта, ответственность, уважение); воспитывать бережное отношение к людям. Воспитывать культуру поведения.
Методы: беседа, работа в группах, работа с текстом
Основные термины и понятия: гостеприимство, радушие, благодать.
Методическое обеспечение: (авторы УМК) учебное пособие «Основы исламской культуры».
Материально-техническое обеспечение: компьютер, мультимедийная установка, презентация.
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир, искусство, философия.
Оборудование: мультимедийная установка, экран, толковые словари, листочки, ручки, карандаши.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся смогут составить представление о таком понятии как «гостеприимство».
Научатся анализировать поведение людей в гостях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое. Выработают правила поведения в гостях и с гостями.
Осознавать, что значит быть гостеприимным.
Проявят свои творческие способности
Ход урока
Деятельность педагога Деятельность обучающихся1. Организационный этап.
1.1.Приветствие. Круг радости.
–Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Можно обменяться при этом крепким рукопожатием обеих рук. В исламе основное приветствие звучит так: «Ассаляму алейкум» — на арабском языке означает "мир вам". В ответ принято говорить:
« Ва-алейкум ас-саля́м» — что означает "и вам мир".
Давайте пожелаем мысленно друг другу и всем на земле мира и согласия. 1. 1.Эмоционально настраиваются на работу. Создается положительный дружеский эмоциональный настрой.
2. Постановка цели и задач урока. Актуализация знаний.
2.1 Определение темы урока и постановка задач.
-Тему сегодняшнего урока вы сможете сформулировать, поняв смысл сунны (священное предание) которая исходит от пророка Ибрахима.
В хадисе говорится: «Покуда для гостя накрыт стол, ангелы просят о прощении грехов хозяина». В другом варианте этот хадис звучит так: «В дом, в который не входит гость, и ангелы не входят».
О чем пойдет речь на уроке?
Что мы узнаем нового на уроке?
Чему научимся?
Какие вопросы нам предстоит обсудить?
Нужны ли вам эти знания?
2.1. Слушают
Дети отвечают на вопросы.
Ставят перед собой задачи на урок: узнать, что такое гостеприимство; познакомимся с основными традициями гостеприимства в исламской культуре; познакомимся с основными правилами поведения в гостях и с гостями.
3. Первичное усвоение новых знаний.
-Тема урока ГОСТЕПРИИМСТВО, традиции гостеприимства в исламской культуре.
3.1. Беседа « Что такое гостеприимство и что значит быть гостеприимным»
Кто и когда приходит к вам в гости?
Как встречают гостей в вашем доме?
Как вы понимаете слово «гостеприимство»?
Каким должен быть дом, чтобы его можно было назвать гостеприимным? Учитель обобщает ответы учащихся, обращая внимание на то, что у многих народов всегда с радостью и почтением, с уважением и дружелюбием принимают гостей, при этом обязательно накроют стол, подадут вкусное угощение, развлекут гостя беседой, играми и песнями.
4. Первичное закрепление.
4.1. Словарная работа.
В словаре Д.Н.Ушакова – дается следующее определение слова «гостеприимство» – это:«…радушие по отношению к гостям, любезный приём гостей.
4.2. Информация по теме.
А в исламе это еще древний обычай, которому следуют и сегодня. На Кавказе пожилые люди любят говорить: «Куда не приходит гость, туда не приходит и благодать».
-Как вы понимаете эти слова?
-Что означает благодать?
Когда кавказская семья садится за стол для приема пищи, всегда накрывают на 1 персону больше, чем людей в семье. Считается, что гость, который может прийти во время еды, сразу должен садиться за стол.
В каждом доме имеется «комната гостя», которая всегда готова к приему.
По традиции, первые 3 дня гостю не принято задавать вопросы: кто он, откуда и так далее. Гость живет в доме на правах почетного члена семьи. Защита жизни и здоровья гостя, а также его имущества возлагалось на хозяина дома.
По древнему татарскому обычаю в честь гостя расстилалась праздничная скатерть и на стол выставлялись лучшие угощения - сладкий чак-чак, щирбет, липовый мед, душистый чай.
4.3. Прослушивание стихотворения казахского поэта М. Курманалина «Гостеприимный дастархан».
Приехал долгожданный гость,
Давно он не был в нашем доме.
Его встречать нам довелось
С радушием, в вежливом поклоне.
И угощение принесли
С гостеприимством дастарханаВ казане бешбармак кипит
Из мяса жирного барана.
Пока варился наш обед,
Мы гостя дружно привечали,
Он был заботою согрет
И ароматной чашкой чая.
И вот на блюде бешбармак
Баранья голова дымится
Традиций знанье не пустяк,
Мне это в жизни пригодится!
О каких традициях казахского народа рассказал нам поэт в своем стихотворении? 4.1.Учащиеся вместе с учителем формулируют определение гостеприимства. Учитель пишет это слово на доске и обращает внимание на то, что оно состоит из двух частей – «гость» и «приём».
Понимание слов «радушие», «любезный».
4.2. Дета слушают. Отвечают на вопросы.
Понимание слова «благодать».
Дети слушают. Высказывают свои мнения, думают над темой, вспоминают всю необходимую информацию, данные и факты.
4.3.Дети рассказывают стихотворение.
Отвечают на вопрос. Формулируют традиции гостеприимства.
5. Первичная проверка понимания
5.1. Предложить прослушать туркменскую притчу «Долг хозяина»
Народ Туркестана славится своим гостеприимством, чувством собственного достоинства и страстной любовью к лошадям.
У туркестанца по имени Анвар Бек был некогда великолепный и чрезвычайно легконогий, чистокровной породы конь. Не было такого человека, который не мечтал бы обладать этим конём, многие домогались его, но Анвар отказывался продавать коня, какую бы цену ему ни предлагали.
И был у него друг, коновод, которого звали Якуб. Тот время от времени приходил к Анвару, надеясь выторговать у него коня. Но Анвар и слышать об этом не хотел.
И вот однажды, прослышав, что у Анвара наступили тяжёлые времена, Якуб подумал: «А что как пойти к Анвару теперь? По нынешним временам он, конечно, согласится, ведь цена коня так велика, что, продав его, Анвар сразу сможет поправить свои дела». Не теряя ни секунды, Якуб отправился к другу.
По обычаю той страны Анвар поприветствовал друга и, прежде чем приступить к обсуждению дел, пригласил гостя к столу, как того требовал закон гостеприимства. Вскоре им накрыли на стол, и они поели с величайшим удовольствием. Когда же Якуб наконец изложил цель своего прихода, бедный Анвар ответил:
— Милый друг, теперь нам уже не о чем говорить. Гостеприимство — прежде всего. Ты пришёл ко мне в тяжёлые для меня времена, а не оказать тебе почтения я не мог, поэтому мне пришлось зарезать коня, чтобы было что поставить на стол и наилучшим образом исполнить долг хозяина.Источник:http://pritchi.ru/id_24155.2.Провести беседу по данным по вопросам:
Что было прежде всего для хозяина?
Чего не пожалел для гостя хозяин?
В чем же заключался долг хозяина?
5.3.Просмотр ролика этикет гостеприимства http://my.mail.ru/mail/sitem1976/video/_myvideo/321.html «Этика гостеприимства в Исламе».Приложение 1.
5.4 Работа в группах,
выработка правил поведения в гостях и с гостями
5.5. Вывод, обобщение.
5.1. Дети слушают.
5.2.Отвечают на вопросы, анализируют. Находят смысл притчи, формулируют, в чем состоит долг хозяина.
Дети просматривают ролик. Обсуждают в группах.
Записывают на листках правила поведения с гостями и в гостях
5.4. Работа в группах.
Выступление по группам
6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
6.1.Совместно с родителями подготовиться к проведению воскресного чаепития «Приходите в гости к нам»
По группам:
1. приглашение и прием гостей (правила приема гостей, оформление)
2.накрытие стола, блюда (традиции, традиционные блюда)
3.развлечение гостей (стихи, песни, танцы)
4.интересные истории о гостеприимстве.
На основе подготовленного материала составляется сценарий внеурочного мероприятия , совместное чаепитие «Приходите в гости к нам».
7. Рефлексия (подведение итогов занятия)
7.1. Организует рефлексию.
Детей поблагодарить за творческое сотрудничество на занятии..
7.1. Проводят рефлексию:
- Мне понравился…
- Я узнала…
_Меня заинтересовало…
-Мне еще нужно узнать…
ХОД УРОКА
1. Организационный этап.
1.1.Приветствие. Круг радости.
2. Постановка цели и задач урока. Актуализация знаний
2.1 Определение темы урока и постановка задач.
3. Первичное усвоение новых знаний.
3.1. Беседа « Что такое гостеприимство и что значит быть гостеприимным».
4. Первичное закрепление.
4.1. Словарная работа.
4.2. Информация по теме.
4.3.Прослушивание стихотворения казахского поэта М. Курманалина «Гостеприимный дастархан».
5. Первичная проверка понимания.
5.1. Прослушивание туркменской притчи «Долг хозяина».
5.2.Провести беседу по данным по вопросам.
5.3.Просмотр ролика этикет гостеприимства http://my.mail.ru/mail/sitem1976/video/_myvideo/321.html «Этика гостеприимства в Исламе». Приложение 1.
5.4 Работа в группах, выработка правил поведения в гостях и с гостями
5.5. Вывод, обобщение
6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
7. Рефлексия (подведение итогов занятия).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Содержание ролика
Я начинаю с именем Аллаха. Вся хвала принадлежит Аллаху, да пребудет благословение и приветствие над Посланником Аллаха, его семейством и сподвижниками! Да направит Аллах нас всех на то, что Он любит и чем Он будет доволен!
Посланник (мир ему и благословение) любил и возвеличивал гостей, более того, он искал гостей и почитал их – это одно из великих качеств нрава Пророка (мир ему и благословение).
Он (мир ему и благословение) говорил: «Кто верит в Аллаха и в Судный день – пусть возвеличивает гостя».
Также он сказал: «Нет добра в том, кого не посещают».
Сегодня мы нуждаемся в размышлении о том, как принимать гостей, дабы походить на Пророка (мир ему и благословение). Многим людям в нашей цивилизованной жизни иногда не нравится присутствие гостей. Такие склонности, как негативное отношение к гостям, запрещал Пророк (мир ему и благословение). Посланник Аллаха (мир ему и благословение) обучил нас, что когда мы желаем позвать гостей, то нужно звать благочестивых людей, а также нельзя звать только богатых, забыв о бедных.
Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Ешьте еду только благочестивых людей, и пусть вашу едят только благочестивые люди».
Посланник Аллаха (мир ему и благословение), когда звал гостей, начинал с бедных. Иногда некоторые люди, придающие значение улучшению в даавате, забывают эту сторону, за которую получают воздаяние и в которой выполняется сунна Посланника (мир ему и благословение).
Посланник (мир ему и благословение) прекрасно встречал гостей. Приветливое, радостное гостеприимство – это самое важное, с чего нужно начинать встречу, затем следует посадить гостя в удобное место. Пророк (мир ему и благословение), когда к нему вошли гости, дал им подушку, а сам сел на полу.
Возвеличивать гостя, предлагать ему самое лучшее и красивое место является сунной Посланника Аллаха (мир ему и благословение), и это указывает на его достоинство и щедрость.
Желательно принявшему гостя скорее подать ему еду. Всевышний Аллах сказал: «Наши посланцы принесли Ибрахиму (Аврааму) радостную весть и сказали: «Мир!» Он сказал: «И вам мир!» – и поторопился, чтобы принести жареного телёнка» (сура «Худ», аят 69).
Нехорошо запаздывать с едой или ждать какого-либо человека, заставляя остальных гостей воздерживаться от еды, – угощайте гостей сразу.
Также желательно подать еду разом и преподнести её насколько можно красиво. Важной сунной является не утруждать гостей. Хозяину рекомендуется кушать вместе с гостями. Не следует прекращать принимать пищу, пока не прекратит кушать гость, также не следует убирать что-либо со стола, пока не удостоверитесь, что гость уже наелся, дабы не стеснять гостя, убрав еду и оставив его желающим это поесть.
Важный аспект для гостя – это помочь домочадцам прибраться, будь он мужчина или женщина, чтобы восполнить долг гостеприимства, ведь мы знаем, что гость является причиной ризка, а с его уходом прощаются грехи домочадцам.
Посланник (мир ему и благословение) отвечал на приглашения, в том числе на приглашения бедных, будь это на территории города или за городом, и говорил, что ответ на приглашение – это послушание Аллаху и Его Посланнику (мир ему и благословение). Особенно он отвечал на приглашение на свадьбу, когда режут акику и на другие шариатские важные угощения, которые человеку не следует оставлять без внимания.
Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если бы меня пригласили на бульон, то я ответил бы». Пророк (мир ему и благословение) сказал так из-за скромности. А некоторые люди, если их не приглашают на важное большое мероприятие, на подобные простые приглашения даже не отвечают.
Гостю, прежде чем войти, следует попросить разрешение и сесть там, где посадит его хозяин. Может случиться так, что если гость сядет самовольно, то сядет на какое-то место, а хозяину это не понравится, поэтому следует садиться туда, куда хозяин указал или вместе с джамаатом, если людей много. Когда гость войдёт, ему не следует садиться меж двух уже присутствующих гостей и тем самым разделять их, не следует перебивать их речь, но если увидел что-то порицаемое, то нужно покинуть это место, чтобы не быть соучастником порицаемого, которое присутствует в этом обществе.
Пророк (мир ему и благословение) с некоторыми сподвижниками ходил в гости к другому сподвижнику. И однажды, когда преподнесли еду, один из сподвижников отказался есть. У него спросили о причине, и он ответил, что соблюдает пост. И тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Твой брат старался для тебя, а ты говоришь, что постишься?» Поэтому учёные говорят, что человеку желательно удовлетворить желание брата, который пригласил его к себе, и нарушить желательный пост; однако если знаешь, что хозяин дома не расстроится твоему соблюдению поста, то в этом нет проблем.
Гостю рекомендуется кушать так, чтобы хозяин чувствовал, что гость радуется и ему приятна эта пища; также следует поблагодарить хозяина и сделать за него дуа.
Пророк (мир ему и благословение), когда покушал со сподвижниками в доме у другого сподвижника, сказал: «Поблагодарите хозяина». Они спросили: «Что и как сделать?» И Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Сделайте ему дуа».
Пророк (мир ему и благословение) читал такое дуа:
افطر عندكم الصائمون واكل طعامكم الأبرار وصلت عليكم الملائكة اللَّهُمَّ بَارِكْ لَهُمْ فِيمَا رَزَقْتهمْ وَاغْفِرْ لَهُمْ وَارْحَمْهُمْ
«Пусть разговляются у вас постящиеся, и пусть вкушают вашу еду праведные, и пусть благословляют вас ангелы. О Аллах, благослови их в том, чем Ты наделил их, и прости их и помилуй».
Любое дуа может прочитать гость для хозяина – всё это является сунной Посланника (мир ему и благословение).
Этикой гостя является не обременять хозяина. Всевышний Аллах сказал: «…Когда поедите, то расходитесь…» (сура «аль-Ахзаб», аят 53). Гостю после трапезы не стоит долго оставаться в доме хозяина, чтобы не обременять его.
Соблюдающим сунну Посланника (мир ему и благословение) уготовано очень великое гостеприимство в Судный день, когда люди посетят Пророка (мир ему и благословение) его источник – хавз. Если сегодня мы последуем смыслу слов Аллаха: «Скажи (о Мухаммад): “Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас”» (сура «Алю Имран», аят 31), то мы выпьем воду из источника хавза, иншааллах, в Судный день.
Стенограмма проповеди Мухаммада ас-Сакафа