Рабочая программа по технологии для 1 класса по программе 2100.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный методический комплект:
«Технология» (Прекрасное рядом с тобой) Учебник для 1 класса
Авторы О.А. Куревина, Е.А. Лутцева (Москва «Баласс» 2012 г.)
«Технология. 1 класс» Методические рекомендации для учителя
Авторы О.А. Куревина, Е.А. Лутцева (Москва «Баласс» 2013 г.)
Количество часов на изучение программы 33
Количество часов в неделю 1
Рабочая программа по технологии создана на основе:
- федерального компонента государственного стандарта начального общего образования (2010);
- учебного плана МБОУ «СОШ № 4 ЗМР РТ» на 2014-2014 учебный год;
- в соответствии с примерной программой образовательной системы «Школа 2100».
Общая характеристика учебного предмета
В основе курса лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат творческой деятельности учащихся. Технология как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.
Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Задачи курса:
формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах;
формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);
развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);
ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития.
Задачи курса реализуются через культурологические знания, являющиеся основой для последующей художественно-творческой деятельности, которые в совокупности обеспечивают саморазвитие и развитие личности ребёнка.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно- эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно- прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих умений:
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих знаний и умений.
Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое, сцена.По художественно-творческой изобразительной деятельности:
знать особенности материалов (изобразительных и графических), используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа; линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объёмное изображение, рельеф, мозаика.Уметь реализовывать замысел образа с помощью полученных на уроках изобразительного искусства знаний.
По трудовой(технико-технологической) деятельности:
знать
виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия; конструкции однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;
названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;
технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
способы разметки: сгибанием, по шаблону;
способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
виды отделки: раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой и её вариантами;
уметь под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;
с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и средних по размеру), использовать пресс для сушки изделий.
Уметь реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности.
Содержание программы
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание.
Профессии близких; профессии, знакомые детям.
Разнообразные предметы рукотворного мира (произведения художественного искусства, быта и декоративно-прикладного искусства).
Роль и место человека в окружающем ребёнка мире; о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения.
Бережное отношение к природе – источник сырьевых ресурсов – природные материалы.
Самообслуживание порядок на рабочем месте, уход и хранение инструментов (кисточка помыта, ножницы зачехлённые, иголка в игольнице, карандаш в подставке), гигиена труда.
Организация рабочего места (рациональное размещение материалов и инструментов) и сохранение порядка на нём во время и после работы.
Простейший анализ задания (образца), планирование трудового процесса.
Работа с доступной информацией в учебнике рисунки, схемы, инструкционные карты; образцы изделий.
Самоконтроль в ходе работы по инструкционной карте, соотнесение с образцом. Самоконтроль качества выполненной работы – соответствие предложенному образцу.
Выполнение коллективных работ.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Знакомство с материалами (бумага, картон, нитки, ткань), пластические материалы (глина, пластилин), природные материалы. Их практическое применение в жизни. Свойства материалов: цвет, пластичность, мягкость, твёрдость, прочность; гладкость, шершавость, влагопроницаемость, коробление (для бумаги и картона). Сравнение материалов по их свойствам декоративно-художественные и конструктивные. Виды бумаги (рисовальная, цветная тонкая), тонкий картон.
Подготовка материалов к работе. Сбор и сушка природного материала. Экономное расходование материалов.
Инструменты и приспособления для обработки доступных материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования. Сравнение с инструментами, которыми пользуются художники (кисточки, стеки), поэты (слово), музыканты (ноты).Знакомство с графическими изображениями: рисунок, схема (их узнавание). Обозначение линии сгиба на рисунках, схемах.
Общее понятие о технологии. Элементарное знакомство (понимание и называние) с технологическим процессом изготовления изделия из материалов: разметка деталей, их выделение, формообразование, сборка. Разметка деталей «на глаз», по шаблону. Выделение деталей отрыванием, резанием ножницами. Формообразование деталей сгибанием, складыванием. Клеевое соединение деталей изделия. Отделка (изделия, деталей) рисованием, аппликацией, прямой строчкой.
Технологии и приёмы выполнения различных видов декоративно-художественных изделий (аппликация, мозаика, лепка, оригами и пр.).
3. Конструирование.
Элементарное понятие конструкции. Изделие, деталь изделия.
Конструирование и моделирование изделий из природных материалов, из бумаги складыванием, сгибанием, по образцу и рисунку. Неразборные (однодетальные) и разборные (многодетальные) конструкции (аппликации, изделие из текстиля, комбинирование материалов), общее представление. Неподвижное соединение деталей.
4. Художественно-творческая деятельность.
Эстетические понятия.
I. Эстетическое в жизни и в искусстве. (Эстетическое как категория. Эстетический идеал.Эстетический вкус: критерии - мера, гармония, тождество, соотношение.)
II. Основы композиции. (Мера – соотношение части и целого. Тождество абсолютное равенство. Зеркальность изображения. Гармония в жизни и искусстве. Соотношение частей.)III. Из истории развития искусства. (Искусство первобытного общества. Связь утилитарного и эстетического.)Эстетический контекст.
Эстетическое в действительности и в искусстве.
Эстетический идеал в искусстве разных народов.
Эстетический вкус народа и человека, выраженный в произведении искусства.
Деталь как часть произведения искусства: живописи, скульптуры, архитектуры, литературы.
Симметрия в произведениях скульптуры, архитектуры. Понятие орнамента (геометрического и растительного). Повторение и инверсия.
Соотношение плоского и объёмного в искусстве: живопись скульптура, барельеф горельеф.
1. Мозаика в витражах, панно, картинах, мозаичная техника в живописи.
2. Понятие сюжета. Чередование частей в изо, музыке, литературе, театре.
Подражание природным явлениям в искусстве и дизайне.
Примечание. Содержание художественно-творческой и трудовой деятельности выстраивается по горизонтальным параллелям, что обеспечивает интегративные связи.
5. Использование информационных технологий.
(Демонстрация учителем готовых материалов на цифровых носителях (СD) по изучаемым темам.)
Понятия: 1. Культурологические: эстетическое, эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое, сцена.2. Художественно-изобразительные: изобразительный материал, инструмент, линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объёмное изображение, рельеф, мозаика.3. Технико-технологические: изделие, однодетальное и многодетальное изделие, материал, инструмент, деталь изделия, шаблон, заготовка, разметка деталей, резание ножницами, клеевое (неподвижное) соединение деталей, отделка, стежок, строчка.Календарно-тематическое планирование (технология) на 2014-2015 уч.год.(33 часа)
№ Тема урока Тип урока Виды учебной деятельности.
Планируемые результаты. Характеристика деятельности. Дата
Познавательные
УУД Регулятивные УУД Коммуникат. УУД Личностные УУД План Факт
1. Жизнь и искусство (8 часов)
1 Урок-игра «Человек и жизнь»
Урок-игра Наблюдать связи человека с природой и предметным миром; предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, наблюдать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий.
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделий; слушать и понимать речь других. Формирование социальной роли ученика;
Формирование положительного отношения к учению;
Представления о ценности природного мира для практической деятельности человека.
2-3 Экскурсия «Отношение человека к природе». Инструктаж по правилам безопасности
Во время экскурсии. Урок-экскурсия 4-5 Урок исследование «Разные люди разные культуры»
Урок исследование 6 Урок путешествие «Мудрость народа» Урок путешествие 7-8 Урок-сказка «Идеал в жизни и в искусстве» Урок-сказка 2. Работаем с пластилином (2 часа).
9 Рабочее место. Непослушный цыплёнок. Дымковские игрушки. (конструирование)
Техника безопасности при работе с пластилином. Урок
ознакомления с новым материалом. С помощью учителя
выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять изученные материалы: их виды, физические и технологические свойства).
Устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно.
Умение вступать в диалог с учителем и одноклассниками.
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе;
осмысление своего поведения в школьном коллективе.
10 Резвая лошадка. Весёлый музыкант
(конструирование) Комбинированный 3. Работаем с цветной бумагой (4 часа).
11 Работаем с цветной бумагой.
Рабочее место. Твой помощник ножницы (инструменты, мате- риалы). Техника безопасности при работе с бумагой и картоном. Урок
ознакомления с новым материалом. Анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное;
Осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки);
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
С помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделий;
слушать и понимать речь других. Называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять свое отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
12 Аленький цветочек (отрезание, наклеивание).
ТБ при работе с ножницами, клеем. Комбинированный 13 Салфетка с узорами (вырезание, соединение) Комбинированный 14 Салфетка под чашку (вырезание, соединение) Комбинированный 4. Работаем по шаблону (4 часа).
15 Мозаика (шаблон, вырезание, конструирование) Урок ознакомления с новым материалом Воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда;
планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний
Выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
учиться совместно с учителем и другими учениками; давать
эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений, в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие 16 Скоро Новый год (резание, наклеивание) В лесу родилась ёлочка (разметка, сборка)
Комбинированный 17-18
Снеговичок (разметка, сборка) Комбинированный 5. Сгибаем и складываем бумагу (2часа).
19 Рабочее место. Симметрия (сгибание, складывание) Урок ознакомления с новым материалом С помощью учителя и под его контролем: организовывать свою деятельность, подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда.
Сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки;
моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями.
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Умение вступать в диалог с учителем и одноклассниками;
понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос;
Формирование социальной роли ученика;
Формирование положительного отношения к учению;
Представления о ценности природного мира для практической деятельности человека. 20 Весёлые снежинки
(складывание) Что узнали. Чему научились Урок обобщения. 6. Конструируем и моделируем (6 часов).
21 Изделие и его конструкция (конструирование) Работаем с набором
«Конструктор» Урок ознакомления с новым материалом С помощью учителя:
моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями по образцу и его рисунку;
определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты. Конструировать объекты с учётом технических и художественно-декоративных условий: определять особенности конструкции Умение организовать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда.
С помощью учителя и под его контролем организовывать свою деятельность: работать в малых группах, осуществлять сотрудничество. Осмысление своего поведения в школьном коллективе;
ориентация на понимание причин успеха в деятельности. 22 Подарок ко Дню защитника Отечества (разметка, сборка, отделка) Урок применения знаний, умений 23 Подвижное и неподвижное соединение деталей Модель самоката Комбинированный урок 24 Подарок ко Дню
8 марта (разметка, сборка, отделка) Комбинированный 25 Искусство оригами (конструирование, складывание) Урок применения знаний, умений 26 Быстрые самолёты
(конструирование) Комбинированный Знакомимся с тканью и нитками (7 часов).
27 Рабочее место. Учимся шить и вышивать (приёмы подготовки к шитью). ТБ при работе с иглой. Урок ознакомления с новым материалом С помощью учителя:
осуществлять самоконтроль качества выполненной работы (соответствие предложенному образцу или заданию, с помощью шаблона);
оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполненной работы; принимать участие в обсуждении результатов деятельности одноклассников;
обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую – в изделия.
Умение отбирать оптимальные способы выполнения задания;
- умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
- умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия.
Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности;
Формирование бережного отношения к труду других людей;
Формирование адекватной самооценки.
28 Учимся шить и вышивать (приёмы подготовки к шитью). Урок ознакомления с новым материалом 29 Иглы и игольницы (инструменты, соединение разных материалов) Урок ознакомления с новым материалом 30 Нитки. Закладки (отделка строчкой прямого стежка) Урок ознакомления с новым материалом 31 Нитки. Закладки (отделка строчкой прямого стежка) Урок применения знаний, умений 32-33 Что узнали. Чему научились. Урок применения знаний, умений