Адаптированная рабочая программа по родному языку в 10-11 классах для обучающихся с умеренной умственной отсталостью
Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья № 23»
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР: ___________ Р.З.Юсупова
«____»_______________2015г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы :__________И.Н. Дешевых
«____»____________2015г.
Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету « Родной язык»
для обучающихся
с умеренной умственной отсталостью
в 10-11 классах.
Разработала: Трофимова В.Ю..,
учитель ВК
Утверждено на заседании
Педагогического совета от «___»_____2015г
протокол №__
Ульяновск,2015г.
Пояснительная записка. Рабочая программа по родному языку для обучающихся с умеренной умственной отсталостью в 10-11 классах составлена с учётом особенностей познавательной деятельности школьников на основании нормативно-правовых документов:«Закон об образовании в РФ»,2012г, № 273- ФЗ;
Федеральный государственный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 03.02.2015, №35850;
Конвенция о правах ребенка. 15. 09 .1990г.;
Федеральный закон «О ратификации Конвенсии о правах инвалидов» № 46- ФЗ, от 03.05.2012г.
программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1 под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой. М.: Гуманит. издательский центр ВЛАДОС, 2013 год, допущены Министерством образования Российской Федерации
базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Приложение к приказу Министерства образования РФ от 10.04.2002г №29/2065-п, вариант 1).
программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углублённой трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида.
При составлении программы учитывались возрастные и психофизиологические особенности обучающихся, содержание программы отвечает принципам психолого - педагогического процесса и коррекционной направленности обучения и воспитания
Содержание программы курса родной язык для обучения детей с умеренной умственной отсталостью сформировано на основе принципов: соответствия содержания образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования.
Рабочая программа предполагает возможность реализации актуальных в настоящее время компетентностного, личностно–ориентированного, деятельностного подходов, которые определяют цели и задачи.
Основная цель обучения родному языку состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие обучающихся с умеренной умственной отсталостью: помочь им овладеть речевой деятельностью на родном языке через полноценное восприятие и понимание письменной и устной речи, пользоваться им в жизни как основным средством общения, а также сформировать умения и навыки грамотного письма. Недостаточность развития фонематического слуха ( в ряде случаев и остроты слуха ) нарушает узнавание слов и, как следствие, их предметную соотнесенность.Кроме того, у обучающихся с отклонениями в умственном развитии отмечается снижение скорости восприятия , переработки воспринимаем информации за единицу времени ,а также искажение первичной информации , что соответствует 1-ой степени нарушения жизнедеятельности в аспекте « общение »по классификации определения статуса инвалида. Для речи обучающихся с отклонениями в умственном развитии характерна скупость словарного запаса и недоразвитие логико- грамматических структур. Также у них недостаточно развит психологический уровень понимания речи. Это – трудности понимания основного смысла всего сообщения и его фрагментов, слов в контексте, установление связей между фрагментами сообщения, неумение делать обобщение, выводы. Для практики важно разграничить результаты процессов понимания, восприятия информации и усвоения знаний. При восприятии простой информации процессы понимания и усвоения могут происходить практически одномоментно, однако, в большинстве случаев обучения понятый учебный материал для его усвоения должен закрепляться путем повторения, варьирования ситуации, прокладывания новых смысловых связей.
Курс родного языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков;
формирование умений опознавать, анализировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом.
В методике преподавания родному языку определены задачи обучения предмету детей с ограниченными возможностями здоровья:
научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;
выработать навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию;
повысить уровень общего развития обучающихся;
научить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
развивать нравственные качества школьников.
Учебный материал по курсу родной язык для обучающихся с умеренной умственной отсталостью в 10-11 классах дается в определенной последовательности в виде повторения тех разделов, которые будут актуальны для решения поставленных задач. Большое значение имеет речевая направленность курса, т.е. работа, связанная с обогащением словарного запаса обучающихся.
Необходимо в процессе обучения родному языку сформировать у обучающихся умение писать
под диктовку слова и предложения с предварительным анализом; делить слова на слоги, сформировать умение написания слов в алфавитном порядке, различать гласные и согласные, глухие и звонкие согласные, мягкие и твёрдые согласные.
Содержание обучения родному языку имеет практическую направленность, тесно связано с жизнью. Программа определяет оптимальный объем знаний и умений, который доступен большинству школьников с умеренной умственной отсталостью.
При планировании уроков предусмотрены различные виды деятельности и их единство и взаимосвязь, позволяющие оптимально достигать результатов обучения.
При подаче материала школьникам с ограниченными возможностями здоровья применяется чаще всего используемая в практике обучения родному языку типология уроков по дидактической цели: урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала; урок комплексного применения знаний; урок обобщения и систематизации знаний и умений; урок актуализации знаний и умений; урок контроля и коррекции знаний и умений. Особое внимание уделено познавательной активности обучающихся, их мотивированности к учебной работе. В связи с этим при организации учебно–познавательной деятельности предполагается работа с различным раздаточным, дидактическим материалом и индивидуальными заданиями. В дидактический материал и индивидуальные задания включены вопросы и задания в форме познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков.
Общая характеристика учебного предмета.
Содержание обучения родному языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим у обучающихся формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Курс родного языка для школьников с умеренной умственной отсталостью в 10-11 классе направлен на совершенствование речевой деятельности обучающихся на основе овладения знаниями об устройстве родного языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие обучающихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
В 10-11 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу. Обучающиеся закрепляют свои знания о гласных и согласных: учатся дифференцировать звонкие и глухие, мягкие и твёрдые согласные, ударные и безударные гласные в словах. Продолжается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Школьники с умеренной умственной отсталостью изучают названия предметов, действий и признаков, закрепляют свои знания об именах собственных. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки умственно отсталого школьника к самостоятельной жизни, к общению. Тема «Предложение» включена в программу 10-11 классов, работа над ней организуется так, чтобы в процессе упражнений формировать у обучающихся навыки построения простого предложения разной степени распространенности. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
На уроках родного языка большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, так как возможности умственно отсталых школьников выражать свои мысли в письменной форме ограничены. В 10-11 классах проводится работа с деформированным текстом, ответы на поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, пересказ по плану и опорным словам.
В ходе обучения родному языку в 10-11 классах по-прежнему уделяется внимание четкому и аккуратному письму.
На уроках родного языка реализуются межпредметные связи, прежде всего за счет введения в лексикон обучающихся новых слов, необходимых для изучения математики, труда, злементов физики и химии и др. предметов, а также через организацию обучения с опорой на знания учащихся, полученные на уроках по другим предметам, и формирование и развитие, помимо предметных БУД, также и межпредметных БУД (работа с учебником, составление плана, развернутый ответ на вопрос учителя, пересказ задания своими словами, аргументация своего мнения, применение полученных знаний в новых ситуациях и др.).
Основная форма организации обучения родному языку является урок. Специфическая особенность обучения на уроках в школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – их коррекционная направленность. Коррекция недостатков развития умственно отсталых учеников проводится в условиях комплексного решения образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач. Тип урока определяется в зависимости от его основной дидактической цели: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, обобщающий урок, урок повторения, контрольный урок, комбинированный урок.
На уроках родного языка сочетаются фронтальная, индивидуальная и групповая работа. Развитие речи обучающихся осуществляется через систематическую словарную работу (ознакомление с новыми словами, составление с ними словосочетаний и предложений, подбор однокоренных слов и т.п.), через проведение работы с деформированным текстом, по подбору подписей к серии картинок, по составлению плана текста. Значимое место в системе уроков родного языка в 10-11 классах по-прежнему занимает работа над ошибками, которые допускают обучающиеся в классных и контрольных работах. Данной работе может быть отведена часть урока, весь урок; она может проводиться коллективно или каждым обучающимся в отдельности, самостоятельно по индивидуально для него подобранным заданиям (по карточкам).
В конце учебного года на последних уроках предлагаются задания занимательного характера различного уровня сложности для привития интереса к изучаемому предмету, развития навыков самостоятельного мышления, поиска решения нестандартных заданий, применения имеющихся знаний в новых, сложных ситуациях.
Результативность занятий обеспечивается только при условии тесной связи учителя с родителями.
Проблема обеспечения речемыслительной деятельности обучающихся в старших классах с интеллектуальными нарушениями – одна из актуальных для школьного обучения, поскольку социализация невозможна без грамотной устной и письменной речи.
Положительный эффект в воспитании и обучении обучающегося может быть достигнут при проведении уроков с использованием следующих принципов:
- воспитывающей и развивающей направленности обучения;
- систематичности и последовательности;
- связи обучения с жизнью;
- коррекции в обучении;
- наглядности;
- сознательности и активности обучающегося;
- индивидуального и дифференцированного подхода;
- прочности знаний, умений и навыков.
Занятия проводятся в классно-урочной форме.
Формы организации учебного процесса
В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Методы обучения на уроках родного языка:
-объяснительно- иллюстративные (рассказ, описание, упражнение, беседа, практическая работа, анализ таблицы, схемы)-репродуктивные (пересказ прочитанного, списывание готового материала с доски, выполнение заданий по образцу, работа с книгой-проблемно- сообщающие (объяснение причин различия в фактах, процессах, объяснение с опорой на наглядность, доказательства путем сравнения подобий предметов)
-частично-поисковые (комментирование практических действий с выводом, выбор примеров подтверждений с опорой на наглядность, перенос общих признаков известного на новое Требования к усвоению программы и формированию базовых учебных действий (ЗУН):
-знание гласных и согласных звуков и букв;
- знание правил переноса слов при письме;
- знание вежливых слов;
- знание предлогов;
- знание, что такое предложение;
- знание правописания звонких - глухих согласных в корне и в конце слова;
- знание правописания ударных и безударных гласных в корне;
-умение пользоваться основными формами речи;
-умение составлять предложения;
-умение использовать в речи вежливые слова;
-умение различать гласные и согласные;
-умение различать мягкие и твёрдые согласные;
-умение различать звонкие и глухие согласные;
-умение правильно использовать в речи предлоги;
-умениеправильно писать безударные гласные в корне слова;
-умение различать предметы, действия и признаки.
-практическое применение усвоенных форм речи;
-практическое применение предложений, разных по цели высказывания;
-практическое применение форм вежливых слов;
-самостоятельное составление словосочетаний и предложений;
Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом школы на 2015-2016 учебный год рабочая программа по родному языку в 10 классе рассчитана :Класс Количество часов
В неделю В год
10 1 34
В соответствии с учебным планом школы на 2015-2016 учебный год рабочая программа по родному языку в 11 классе рассчитана :Класс Количество часов
В неделю В год
11 1 34
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «родной язык»
Одним из результатов обучения родному языку является осмысление и интериоризация (присвоение) обучающимися системы ценностей.
Познавательные ценности – формирование уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;
Коммуникативные ценности - курс родного языка способствует формированию процесса общения, развитию грамотной речи. Приобретаемые навыки - ориентиры на воспитание стремления у обучающихся грамотно вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, выражать свою точку зрения.
Нравственные ценности - формирование понимания ценности жизни во всех её проявлениях.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи- понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Планируемые результаты освоения учебной программы
В связи с тем, что способности к познавательной деятельности обучающихся с умеренной умственной отсталостью сугубо индивидуальны, приведённые ниже требования по формированию учебных умений и навыков, которые могут быть применимы не ко всем обучающимся, но являются ориентиром, к которому следует стремиться.
В основе содержания обучения родному языку лежит овладение обучающимися следующими видами ключевых компетенций:
Учебно-познавательная – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
Общекультурная – круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир.
Социальная – означают владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности, овладение минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
Информационная – при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, копир, модем) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а так же в окружающем мире.
Коммуникативная – включают знания и способы взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе;
Ценностно-смысловая. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Личностного самоопределения – знания о человеке, его внутреннем мире, отношениях, о собственных психических качествах, возможностях, способностях, ценностях, целях, идеалах. В сфере личностных учебных действий должны быть сформированы:
интерес к родному языку, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения и принятия образца «хорошего ученика»
выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация учения
адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности ;ориентация на понимание и принятие предложений и оценки учителя, одноклассников, родителей
понятие об основных моральных нормах и ориентация на их выполнение
В сфере регулятивных учебных действий должны быть сформированы:
умение удерживать цель деятельности до получения ее результата;
умение планировать свои действия для выполнения конкретного задания;
умение учитывать установленные правила поведения на уроках математики;
умение проводить пошаговый контроль результатов своей деятельности;
умение быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей;
умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, других людей;
умение оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности;
умение оценивать (сравнивать с эталоном) результаты чужой деятельности;
умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
умение выполнять инструкции учителя;
умение принимать и сохранять учебную задачу;
умение использовать по назначению учебные материалы ;умение выполнять действия по образцу и по подражанию;
умение выполнять задание от начала до конца;
умение выполнять задание в течение определенного периода времени умение выполнять задание с заданными качественными параметрами умение выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников, родителей;
умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритму деятельности и т.д.
В сфере коммуникативных учебных действий должны быть сформированы:
умение адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач
умение строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения
умение использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
умение формулировать и обосновывать собственное мнение и позицию
умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
умение задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром . В сфере познавательных учебных действий должны быть сформированы умения:
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
следить за звуковым и интонационным оформлением речи.
строить грамматически правильные синтаксические конструкции.
различать оттенки лексических значений слов.
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
использовать схемы, демонстрационные таблицы, индивидуальные раздаточные задания, карточки, перфокарты, макеты и т. д. для решения поставленных задач.
Содержание учебного предмета «Родной язык»
«Родной язык» 10 класс
Задачи
- сформировать и развить у обучающихся навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
- продолжить коррекцию речи и мышления школьников;
- научить обучающихся правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- обеспечить общее развитие обучающихся и сформированность у них нравственных качеств для дальнейшей успешной адаптации их в жизни;
-развивать устную и письменную речь;
Предложение.
Порядок букв в русской азбуке.
Гласные и согласные звуки и буквы.
Ударение в слове.
Слог как часть слова.
Перенос слов при письме.
Твёрдые и мягкие согласные.
Мягкий знак (ь) на конце слова.
Мягкий знак (ь) в середине слова.
Гласные после шипящих.
Парные звонкие и глухие согласные.
Звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова.
Разделительный мягкий знак.(ь).
Разделительный твёрдый знак.(ь).
Названия предметов.
Имена собственные.
Вежливые слова.
Названия действий.
Названия признаков.
Предлоги.
Закрепление пройденного материала..Требования к уровню подготовки выпускников 10 класса.
Планируемые результаты освоения программы (знания и умения):
-знание гласных и согласных звуков и букв;
-знание правил переноса слов при письме;
-знание вежливых слов;
-знание предлогов;
-знание, что такое предложение;
- знание написания гласных после шипящих
-знаниеправописания звонких - глухих согласных в корне и в конце слова;
-знаниеправописания ударных и безударных гласных в корне;
-умениепользоваться основными формами речи;
-умение составлять предложения;
-умение использовать в речи вежливые слова;
-умение различать гласные и согласные;
-умение различать мягкие и твёрдые согласные;
-умение различать звонкие и глухие согласные;
-умение правильно использовать в речи предлоги;
-умение правильно писать безударные гласные в корне слова;
-умение различать предметы, действия и признаки.
-практическое применение усвоенных форм речи;
-практическое применение предложений, разных по цели высказывания;
-практическое применение форм вежливых слов;
-самостоятельного составления словосочетаний и предложений;
«Родной язык» 11 класс
Задачи
-выявление склонностей и потребностей к совершенствованию речемыслительной деятельности, к употреблению в пассивном и активном словаре фразовых клише для формирования устной и письменной речи
-развитие у обучающихся в старших классах правильных речевых потребностей, необходимых для пользования им в жизни как основным средством общения
- формирование и развитие у обучающихся навыков грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики.
Предложение.
Знаки препинания в конце предложения.
Алфавит.
Гласные и согласные звуки и буквы.
Ударные и безударные гласные.
Деление слов на слоги.
Правописание безударных гласных.
Непроверяемые безударные гласные.
Гласные после шипящих.
Твёрдые и мягкие согласные.
Мягкий знак (ь) на конце и в середине слова.
Разделительный мягкий знак.(ь).
Разделительный твёрдый знак (ъ)
Парные звонкие и глухие согласные на конце слова.
Парные звонкие и глухие согласные в середине слова.
Названия предметов.
Имена собственные.
Названия действий.
Названия признаков.
Предлоги.
Родственные слова.
Закрепление пройденного материала..Требования к уровню подготовки выпускников 11 класса.
Планируемые результаты освоения программы (знания и умения):
-знание гласных и согласных звуков и букв;
-знаниевежливых слов;
-знание предлогов;
-знание, что такое предложение;
-знание правописания звонких - глухих согласных в корне и в конце слова;
-знание правописания ударных и безударных гласных в корне;
-знание написания гласных после шипящих
-знание написания имён собственных
-знание родственных слов
-умение делить слова на слоги;
- умение составлять предложения;
- умение ставить знаки препинания в конце предложения;
- умение различать гласные и согласные;
- умение различать мягкие и твёрдые согласные;
-умение различать звонкие и глухие согласные;
-умениеправильно использовать в речи предлоги;
-умение правильно писать безударные гласные в корне слова;
- умение различать предметы, действия и признаки.
-практическое применение усвоенных форм речи;
-практическое применение предложений, разных по цели высказывания;
-практическое применение форм вежливых слов;
-умение самостоятельного составления словосочетаний и предложений;
Календарно-тематический план по родному языку в 10 классе.
№ п/п Тема урока Кол-во часов Дата проведения Базовые учебные действия. Планируемые результаты
Личностные Познавательные Коммуникативные Регулятивные
Предложение.
1 Формирование внутренней позиции учащегося на понимание необходимости учения
Формирование умения строить грамматически правильные синтаксические конструкции.
Формирование умения использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе
2 Входная контрольная работа№1«Различение гласных и согласных звуков».
1 Формирование умения осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
Формирование умений проводить сравнение, обобщение и классификацию по заданным критериям Формирование умения вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия Формирование умения осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку
3 Работа над ошибками. 1 Формирование умения проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения Формирование умения слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его Формирование умения осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач
4
Порядок букв в русской азбуке.
1 Формирование интереса к письму, к письменной форме общения. Формирование умения следить за звуковым и интонационным оформлением речи.
Формирование умений строить сообщения в устной и письменной форме Формирование самоконтроля
5 Гласные и согласные звуки и буквы.
1 Формирование умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Формирование умения объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры составляемых слов.
Формирование речевых действий: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки Формирование умения
проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности.
6 Ударение в слове.
1 Формирование
Осознания ответственности за произнесённое и написанное слово.
Формирование умения
объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе изучения ударения в слове. Формирование умения
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его Формирование умения
осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
7
Слог как часть слова.
1 Формирование
способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Формирование умений проводить сравнение, обобщение и классификацию по заданным критериям Формирование умения
использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные Формирование умения
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе
8
Перенос слов при письме.
1 Формирование
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности. Формирование умений проводить сравнение, обобщение и классификацию по заданным критериям Формирование умения
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения,
формировать речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки Формирование умения
осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности
9
Твёрдые и мягкие согласные.
1 Формирование умения
чувствовать красоту и выразительность речи, проявлять любовь и уважение к русскому языку Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге объектов и устанавливать аналогии Формирование умения
использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные Формирование умения
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач
10
Мягкий знак (ь) на конце слова.
1 Формирование умения
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Формирование умений строить рассуждения в форме связи простых суждений изучаемого материала Формирование умения
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его Формирование умения
адекватно реагировать на внешний контроль и оценку,
корректировать в соответствии с ней свою деятельность
11 Мягкий знак (ь) в середине слова.
1 Формирование умения
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
Формирование умения
объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе изучения программного материала.
Формирование умения
договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации
Формирование умения
активно участвовать в учебной деятельности
12 Гласные после шипящих.
1 Формирование
способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Формирование умений проводить сравнение, обобщение и классификацию по заданным критериям Формирование умения
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения
Формирование умения
осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности
13 Парные звонкие и глухие согласные.
1 Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Формирование умения
объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе изучения программного материала.
Формировать речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки Формирование умения
проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности.
14 Звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова.
1 Формирование умения
чувствовать красоту и выразительность речи, проявлять любовь и уважение к русскому языку Формирование умения
объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе изучения звонких и глухих согласных. Формирование умения
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
Формирование умения
осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
15 Контрольная работа №2«Различение слов с парными звонкими и глухими согласными»
1 Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в единстве его природной и социальной частей Формирование умения
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале Формирование умения
вступать в диалог и поддерживать его Формирование умения
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач
16 Работа над ошибками. 1 Формирование
способности к осмыслению социального окружения, своего места в нем Формирование умения
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами.
Формирование умения
вступать в диалог и поддерживать его Формирование умения
принимать цели и произвольно включаться в деятельность
17
17 Разделительный мягкий знак. (ь).
1 Формирование умения
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; Формирование умения
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале Формирование умения
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения Формирование умения
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач
18 Разделительный твёрдый знак.(ь).
1 Формирование умения
ориентироваться на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей. Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге объектов и устанавливать аналогии Формирование умения
осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку,
корректировать в соответствии с ней свою деятельность Формирование умения
использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.
19 Названия предметов.
2 Формирование умения
чувствовать красоту и выразительность речи, проявлять любовь и уважение к русскому языку Формирование умения
следить за звуковым и интонационным оформлением речи.
Формирование умения
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения
Формирование умения
принимать цели и произвольно включаться в деятельность
20 Имена собственные.
2 Приобретение и систематизация знаний о русском языке; любовь и уважение к языку и культуре. Формирование умения
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале Формирование умения
представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме, вступать в диалог и поддерживать его Формирование умения
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач
21 Запись вежливых слов, предложений с вежливыми словами.
1 Формирование умения
чувствовать красоту и выразительность речи, проявлять любовь и уважение к русскому языку Формирование умения
следить за звуковым и интонационным оформлением речи.
Формирование умения
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его Формирование умения
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач
22 Проведение теста «Вежлив ли ты?» 1 Формирование
Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи и устанавливать аналогии Формирование умения
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою Формирование умения
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
23 Названия действий.
2 Формирование умения
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
Формирование умения
различать оттенки лексических значений слов.
Формирование умения
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
Формирование умения
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач
24 Названия признаков.
2 Формирование
интереса к письму, к письменной форме общения. Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге объектов и устанавливать аналогии Формирование умения
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
Формирование умения
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
25 Контрольная работа №3
«Разделительный мягкий и твёрдый знак» 1 Формирование умения
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге объектов и устанавливать аналогии Формирование умения
представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме Формирование умения
принимать цели и произвольно включаться в деятельность
26 Работа над ошибками. 1 Формирование умения
чувствовать красоту и выразительность речи, проявлять любовь и уважение к русскому языку Формирование умения
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале Формирование умения
представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме Формирование умения
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
27 Предлоги.
1 Приобретение и систематизация знаний о русском языке; любовь и уважение к языку и культуре. Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу Формирование умения
использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные Формирование умения
адекватно реагировать на внешний контроль и оценку,
корректировать в соответствии с ней свою деятельность
28 Итоговая контрольная работа № 4
«Различение мягких и твёрдых согласных в словах» 1 Формирование умения
ориентироваться на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей. Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге объектов и устанавливать аналогии Формирование умения
осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку,
корректировать в соответствии с ней свою деятельность Формирование умения
использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.
29 Работа над ошибками. 1 Формирование умения
чувствовать красоту и выразительность речи, проявлять любовь и уважение к русскому языку Формирование умения
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале Формирование умения
представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме Формирование умения
принимать цели и произвольно включаться в деятельность
30 Закрепление пройденного материала..1 Формирование
интереса к письму, к письменной форме общения. Формирование умений проводить сравнение, обобщение и классификацию изучаемых объектов по заданным критериям Формирование умения
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою Формирование умения
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Календарно-тематический план по родному языку в 11 классе.
№ п/п Тема урока Кол-во часов Дата проведения Базовые учебные действия. Планируемые результаты
Личностные Познавательные Коммуникативные Регулятивные
Предложение.
1 Формирование внутренней позиции учащегося на понимание необходимости учения
Формирование умения
строить грамматически правильные синтаксические конструкции.
Формирование умения
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем Формирование умения
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе
2 Входная контрольная работа№1 «Предложение»
1 Формирование умения
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
Формирование умений проводить сравнение, обобщение и классификацию по заданным критериям Формирование умения
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия Формирование умения
осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку
3 Работа над ошибками. 1 Формирование умения
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения Формирование умения
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его Формирование умения
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач
4
Знаки препинания в конце предложения.
1 Формирование
интереса к письму, к письменной форме общения. Формирование умения
следить за звуковым и интонационным оформлением речи.
Формирование умений строить сообщения в устной и письменной форме Формирование самоконтроля
5 Алфавит.
1 Формирование умения
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Формирование умения
объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе изучения алфавита.
Формировать речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки Формирование умения
проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности.
6 Гласные и согласные звуки и буквы.
1 Формирование умения
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Формирование умения
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале Формирование умения
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем Формирование умения
осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку
7 Ударные и безударные гласные.
1 Формирование внутренней позиции учащегося на понимание необходимости учения
Формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения Формирование умения
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия Формирование умения
осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
8 Деление слов на слоги.
1 Формирование
интереса к письму, к письменной форме общения. Формирование умений проводить сравнение, обобщение и классификацию по заданным критериям Формирование умения
договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации Формирование умения
осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности
9 Правописание безударных гласных.
1 Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Формирование умений строить рассуждения в форме связи простых суждений изучаемого материала Формирование умений строить сообщения в устной и письменной форме Формирование умения
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе
10 Непроверяемые безударные гласные.
1 Формирование умения
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
Формирование умения
объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе изучения программного материала.
Формирование умения
договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации Формирование умения
проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности.
11 Гласные после шипящих.
1 Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Формирование умения
объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования написания гласных после шипящих; Формирование умения
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его Формирование умения
осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
12
Твёрдые и мягкие согласные.
1 Формирование
способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Формирование умений проводить сравнение, обобщение и классификацию по заданным критериям Формирование умения
использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные Формирование умения
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе
13
Мягкий знак (ь) на конце и слова.
1 Формирование
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности. Формирование умений проводить сравнение, обобщение и классификацию по заданным критериям Формирование умения
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения,
формировать речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки Формирование умения
осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности
14
Мягкий знак (ь) в середине слова.
1 Формирование умения
чувствовать красоту и выразительность речи, проявлять любовь и уважение к русскому языку Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге объектов и устанавливать аналогии Формирование умения
использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные Формирование умения
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач
17 Контрольная работа №2
«Мягкий знак (ь) на конце и в середине слова»
1 Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в единстве его природной и социальной частей Формирование умения
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале Формирование умения
вступать в диалог и поддерживать его Формирование умения
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач
18 Работа над ошибками. 1 Формирование
способности к осмыслению социального окружения, своего места в нем Формирование умения
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами.
Формирование умения
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия Формирование умения
принимать цели и произвольно включаться в деятельность
17
19 Разделительный мягкий знак.(ь).
1 Формирование умения
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
Формирование умений строить рассуждения в форме связи простых суждений изучаемого материала Формирование умения
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем Формирование умения
проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности.
Разделительный твёрдый знак (ъ)
1 Формирование умения
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Формирование умения
объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе изучения программного материала.
Формирование умения
договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации Формирование умения
активно участвовать в учебной деятельности
Парные звонкие и глухие согласные на конце слова.
1 Формирование умения
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; Формирование умения
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале Формирование умения
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения Формирование умения
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач
20 Парные звонкие и глухие согласные в середине слова.
1 Формирование умения
ориентироваться на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей. Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге объектов и устанавливать аналогии Формирование умения
осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку,
корректировать в соответствии с ней свою деятельность Формирование умения
использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.
21 Названия предметов.
.
1 Формирование умения
чувствовать красоту и выразительность речи, проявлять любовь и уважение к русскому языку Формирование умения
следить за звуковым и интонационным оформлением речи.
Формирование умения
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения
Формирование умения
принимать цели и произвольно включаться в деятельность
22 Имена собственные.
1 Приобретение и систематизация знаний о русском языке; любовь и уважение к языку и культуре. Формирование умения
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале Формирование умения
представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме, вступать в диалог и поддерживать его Формирование умения
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач
23 Названия действий.
2 Формирование умения
чувствовать красоту и выразительность речи, проявлять любовь и уважение к русскому языку Формирование умения
следить за звуковым и интонационным оформлением речи.
Формирование умения
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его Формирование умения
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач
24 Названия признаков
2 Формирование
Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи и устанавливать аналогии Формирование умения
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою Формирование умения
адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;
25 Предлоги.
1 Формирование умения
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
Формирование умения
различать оттенки лексических значений слов.
Формирование умения
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
Формирование умения
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач
26 Контрольная работа №3
«Имена собственные».
1 Формирование умения
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге объектов и устанавливать аналогии Формирование умения
представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме Формирование умения
адекватно реагировать на внешний контроль и оценку,
корректировать в соответствии с ней свою деятельность
27 Работа над ошибками. 1 Формирование умения чувствовать красоту и выразительность речи, проявлять любовь и уважение к русскому языку Формирование умения делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале Формирование умения представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме Формирование умения адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
28 Родственные слова.
2 Приобретение и систематизация знаний о русском языке; любовь и уважение к языку и культуре. Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу Формирование умения использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные Формирование умения адекватно реагировать на внешний контроль и оценку,
корректировать в соответствии с ней свою деятельность
29 Итоговая контрольная работа №4«Правописание безударных гласных».
1 Формирование умения ориентироваться на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей. Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге объектов и устанавливать аналогии Формирование умения осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку,
корректировать в соответствии с ней свою деятельность Формирование умения использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.
30 Работа над ошибками. 1 Формирование умения чувствовать красоту и выразительность речи, проявлять любовь и уважение к русскому языку Формирование умения делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале Формирование умения представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность
31 Закрепление пройденного материала.
1 Формирование интереса к письму, к письменной форме общения. Формирование умений проводить сравнение, обобщение и классификацию изучаемых объектов по заданным критериям Формирование умения слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою Формирование умения адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
7.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Родной язык»
К материально-техническим средствам обучения, которые эффективно используются на уроках родного языка, относятся персональные компьютеры и мультимедиа проектор, CD-диски с дидактическим материалом по предмету.
Среди форм подачи материала на уроке с использованием компьютерных технологий я применяю следующие:
компьютерные презентации
тестирование на компьютере
работа на интерактивной доске
8.Учебное и учебно-методическое обеспечение
Для учителя:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой.- М.: Гуманитар. издательский центр ВЛАДОС, 2013. Сб.1., издание 8.
А.К. Аксенова «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе» Москва «Просвещение», 2004г.
Диктанты по русскому языку. Для специальных (коррекционных) школ VIII вида. Гуманитарный издательский центр Владос, 2003г.
Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г. «Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида» пособие для учителя, Москва «Просвещение», 2002г.
Сборник диктантов и изложений. 5-9 классы; коррекционное обучение/ авт.-сост. Т.П.Шабалкова.- Волгоград: учитель, 2007г
О.И. Волошина «Тесты. Русский язык. Начальная школа 1 – 4 класс» Москва «Дрофа», 2000г.
Е.А. Нефедова, О.В. Узорова «Справочное пособие по русскому языку» Москва АСТ, 2000г.
Н.Г.Кувашова «Тематический тестовый контроль по русскому языку в начальной школе» Волгоград, 2002г.
С.В. Савинова «Диктанты по русскому языку для специальных коррекционных учреждений VIIIвида» Москва «Владос», 2003г.
Для обучающихся:
Тесты, индивидуальные карточки, контрольно-измерительные материалы, , перфокарты.
-Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская «Рабочая тетрадь по русскому языку № 1, 2, 3, 4 для учащихся 5 – 9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида», Москва, «Просвещение», 2004г.
-М.Р. Львов «Школьный словарь антонимов», Москва, Просвещение, 2006г.
-А.А. Бондаренко «Пишу правильно орфографический словарь» Москва, Просвещение, 2006г.
Д.Ушаков «Большой толковый словарь», Москва, Астрель, 2008г.
9.Содержание мониторинга динамики развития обучающихся.
Мониторинг динамики процесса обучения является составной частью общего мониторинга ОГКОУШ № 23. Система специального обучения детей в школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья не предусматривает освоение ими цензового образования, сопоставимого по уровню с нормально развивающимися сверстниками. Для этой категории детей она ориентирована на подготовку ребенка к самостоятельной и, насколько возможно, независимой жизни. Приоритетом образования детей с ОВЗ является социальная и трудовая подготовка, осуществляемая по специальным программам и специальными методами обучения. Разработанных и общепринятых критериев оценки знаний обучающихся с различной степенью умственной отсталости нет. Критерии оценки знаний обучающихся на уроках родного языка разработаны мною с учётом психофизического развития и возможностей учащихся с ОВЗ.
Для мониторинга динамики развития обучающихся на уроках применяю следующие формы контроля:Предварительный контроль – фронтальный опрос (беседа).
Текущий контроль – фронтальный опрос (беседа), самостоятельная работа в рабочих тетрадях, на карточках (индивидуально-дифференцированные (и-д) задания), дидактическая игра, программированный контроль – компьтерное и-д тестирование.
Периодический контроль – самостоятельная работа в рабочих тетрадях, на карточках (индивидуально-дифференцированные (и-д) задания), компьютерное и-д тестирование.
Итоговый контроль – самостоятельная работа в рабочих тетрадях, контрольная работа по результатам четвертей в рабочих тетрадях, на карточках (индивидуально-дифференцированные (и-д) задания), компьютерное и-д тестирование.
МОНИТОРИНГ ОВЛАДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ СОЦИАЛЬНЫМИ (ЖИЗНЕННЫМИ) КОМПЕТЕНЦИЯМИ
1.Таблица овладения обучающимся социальными (жизненными) компетенциями
Ф.И. обучающегося Результаты анализа личностных результатов обучающегося
0 баллов – нет продвижения 1 балл – минимальное продвижение 2 балла – среднее продвижение 3 балла - значительное продвижение
2.Сводная таблица овладения обучающимся социальными (жизненными) компетенциями
Результаты анализа личностных результатов обучающегося/количество обучающихся / в %
0 баллов – нет продвижения 1 балл – минимальное продвижение 2 балла – среднее продвижение 3балла - значительное продвижение
Кол чел/% Кол чел/% Кол чел/% Кол чел/%
МОНИТОРИНГ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИМИСЯ 10-11 КЛАССОВ ПО ПРЕДМЕТУ
«РОДНОЙ ЯЗЫК»
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием образовательной области – родного языка и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности обучающегося и овладении им социальным опытом.
1.Таблица овладения обучающимися программой по предмету ««РОДНОЙ ЯЗЫК» в 10классе
Ф.И. обучающегося Результаты анализа освоения программы
«МИНИМАЛЬНЫЙ»
«ДОСТАТОЧНЫЙ»
2.Таблица овладения обучающимися программой по предмету ««РОДНОЙ ЯЗЫК» в 10 классе
Количество человек/% Результаты анализа освоения программы
«МИНИМАЛЬНЫЙ»
«ДОСТАТОЧНЫЙ»
Всего Кол.чел/% Кол.чел/%
«МИНИМАЛЬНЫЙ»
обучающийся обнаруживает частичное знание и понимание основных положений учебного материала;
способен выполнить действия (от 30 до 50% заданий) только совместно с взрослым с дополнительными словесными и жестовыми инструкциями и уточнениями;
допускает ряд ошибок, которые самостоятельно исправить не может.
«ДОСТАТОЧНЫЙ»
обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала;
допускает неточности и единичные ошибки, которые исправляет с частичной помощью учителя;
способен выполнить задания (свыше 50% заданий) с незначительной физической помощью взрослого с дополнительными словесными и жестовыми инструкциями и уточнениями;
способен выполнить действия по образцу, по подражанию с дополнительными словесными и жестовыми инструкциями и уточнениями после частичного выполнения с взрослым.
1.Таблица овладения обучающимися программой по предмету ««РОДНОЙ ЯЗЫК» в 11классе
Ф.И. обучающегося Результаты анализа освоения программы
«МИНИМАЛЬНЫЙ»
«ДОСТАТОЧНЫЙ»
2.Таблица овладения обучающимися программой по предмету ««РОДНОЙ ЯЗЫК» в 11 классе
Количество человек/% Результаты анализа освоения программы
«МИНИМАЛЬНЫЙ»
«ДОСТАТОЧНЫЙ»
Всего Кол.чел/% Кол.чел/%
«МИНИМАЛЬНЫЙ»
обучающийся обнаруживает частичное знание и понимание основных положений учебного материала;
способен выполнить действия (от 30 до 50% заданий) только совместно с взрослым с дополнительными словесными и жестовыми инструкциями и уточнениями;
допускает ряд ошибок, которые самостоятельно исправить не может.
«ДОСТАТОЧНЫЙ»
обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала;
допускает неточности и единичные ошибки, которые исправляет с частичной помощью учителя;
способен выполнить задания (свыше 50% заданий) с незначительной физической помощью взрослого с дополнительными словесными и жестовыми инструкциями и уточнениями;
способен выполнить действия по образцу, по подражанию с дополнительными словесными и жестовыми инструкциями и уточнениями после частичного выполнения с взрослым.
10. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся.
Оценивание устного ответа обучающихся.
В классах для обучающихся с умеренной умственной отсталостью отметки не выставляются. Учитель повышает роль положительной словесной оценки. Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности. Формой выражения уровня выполнения отдельных заданий, так и работы ученика в течение всего урока является раздача символики в виде солнышка.
Символика «Солнышко улыбается» раздается, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, допускает неточности, которые исправляет сам.
Символика «Солнышко задумалось» раздается, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но допускает неточности и единичные ошибки, которые исправляет с частичной помощью учителя;
Символика «Солнышко грустит» раздается, если ученик обнаруживает частичное знание и понимание основных положений данной темы, допускает ряд ошибок, при выполнении работ нуждается в помощи учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Формой выражения уровня выполнения работы ученика является выставление символики в виде солнышка.
Символика «Солнышко улыбается» выставляется, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, допускает неточности, которые исправляет сам.
Символика «Солнышко задумалось» выставляется, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но допускает неточности и единичные ошибки, которые исправляет с частичной помощью учителя;
Символика «Солнышко грустит» выставляется, если ученик обнаруживает частичное знание и понимание основных положений данной темы, допускает ряд ошибок, при выполнении работ нуждается в помощи учителя.