АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» 2 КЛАСС
Адаптированная образовательная программа
для детей с УМЕРЕННОЙ умственной отсталостью
«Физическая культура»
2 класс
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты
Предметные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу«Физическая культура».
Обучающийся получит возможность для формирования:
понимания значения предметно-практической деятельности.
У обучающегося будут сформированы:
- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной учителем;
- понимание причин успеха в учебе.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- понимания значения предметно-практической деятельности;
- способности к самооценке на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Смыслообразование: мотивация учебной деятельности; самоопределение: самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности;
- овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- внутренняя позиция ведения ЗОЖ;
- положительное отношение к выполнению утренней зарядки.
Цели программы – это обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
Обучающийся научится:
- участвовать в беседе; давать ответы на вопросы.
-Знакомство с правилами поведения и техникой безопасности на уроке Физической культуры.
Совершенствование навыков ходьбы и бега. Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах. Выполнение во время ходьбы и бега несложных заданий с предметами: обегать их, собирать, передавать друг другу, перекладывать с места на место;
Наклонам и поворотам головы вперед, назад, в стороны, круговым движениям.
Наклонам туловища. Наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук вверх, в стороны, на затылок, на пояс. Повороты туловища с передачей предмета (флажки, мячи). Опускание и поднимание предметов перед собой. Выставление правой и левой ноги поочередно вперед, назад, в стороны, в исходное положение. Резкое поднимание согнутых в колене ног, как при маршировке. Сгибание и разгибание ступни в положении стоя и сидя.
Упражнения на выработку осанки.
Выполнение движений в соответствии с разнообразным характером музыки;
Выразительная и эмоциональная передача в движениях игровых образов и содержания песен.
Прохлопывание прозвучавшей мелодии;
- бег, ходьба с приседанием, кружение с продвижением;
- играм на метание мячика;
- играм на умение ловить мяч;
- играм на передачу мячика по полу с помощью ног;
- играм на бросание мячика в цель;
- уметь ловить большой мяч;
- уметь ловить мяч маленького размера;
- упражнениям – кошка и собака;
- упражнениям для укрепления мышц спины;
- упражнениям для правильной осанки
- упражнениям для мышц ног и рук;
- упражнениям на координацию.
- осуществлять текущий самоконтроль с помощью учителя.
Обучающийся получит возможность научится:
-выстраивать последовательность реализации собственного замысла.
В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащегося, при организации беседы он активизируется, т.е. усвоенные слова включаются в речь.
Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений.
Содержание курса
У детей с умеренной умственной отсталостью, наиболее ярко выражена несформированность тонких движений рук, они не могут выполнять целенаправленные действия руками, испытывают затруднения при выполнении противоположных действий каждой рукой. Также отмечается недостаточность мышечной силы. У таких детей развитие базовых психических функций происходит не только медленно, но и патологически неравномерно, темп, качество психических новообразований на каждом возрастном этапе значительно отличаются от нормального развития.
При условии целенаправленного педагогического воздействия, дети с таким диагнозом способны овладеть определенными знаниями, умениями и навыками.
Дети с умственной отсталостью плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон тела. Сегодня ученые и педагоги единодушно признают, что между развитием мелкой моторики кистей рук и общим развитием ребенка, его успехами в учебе и творчестве, существует прямая связь. Поэтому в программе обучения важно использовать задания, которые развивают моторику рук:
копировать понравившиеся рисунки на бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.
нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином или глиной. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребенок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев.
существует интересный способ развития пальцев рук отщипывание. От листа бумаги или салфетки дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию.
Самым важным и основным из коррекционнно-развающих средств для мелкой моторики рук является пальчиковая гимнастика. При проведения пальчиковой гимнастики используются следующие методы:
массаж рук;
упражнения с мячами небольшого размера;
игры с пальчиками это такие игры как «Сорока белобока кашку варила», «Идет коза рогатая», «Ладушки-ладушки! Пекла бабка оладушки», «Пальчики у нас попляшут», «Водичка, водичка умой мое личко». Самое главное – разнообразие пальчиковых игр.
Главное в играх с предметами предоставить ученику свободу для игры, поощрять самостоятельность и любознательность.
Под влиянием целенаправленной коррекционной работы активно развиваются высшие психические функции, активизируется межполушарное и межанализаторное взаимодействие, совершенствуется восприятие, мышление, речь ребенка.
Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные физической культуре, способствуют общему развитию младших умственно отсталых школьников, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию.
Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами и развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений.
Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная), развивают способность переживать содержание музыкального образа. В свою очередь, эмоциональная насыщенность музыки позволяет разнообразить приемы движений и характер упражнений.
Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое
развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз.
Программа по физической культуре состоит из пяти разделов: «Упражнения на ориентировку в пространстве»; «Ритмико-гимнастические упражнения»; «Упражнения направленные на укрепление мышц»; «Игры под музыку».
В зависимости от задач урока учитель может отводить на каждый раздел различное количество времени, имея в виду, что в начале и конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.
Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям ориентироваться в пространстве.
Основное содержание второго раздела составляют ритмико-гимнастические
упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных навыков. В раздел ритмико-гимнастических упражнений входят задания на выработку координационных движений. Основная цель данных упражнений научить умственно отсталых детей согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы. Задания на координацию движений рук лучше проводить после выполнения ритмико-гимнастических упражнений, сидя на стульчиках, чтобы дать возможность учащимся отдохнуть от активной физической нагрузки.
Упражнения направленные на укрепление мышц – это приседания, отжимания от стола, упражнения «лодочка», упражнения «ножницы», приседание с выпадами назад.
Во время проведения игр под музыку перед учителем стоит задача научить учащихся создавать музыкально-двигательный образ. Причем учитель должен сказать название, которое определяло бы характер движения, например: «зайчик» (подпрыгивание), «лошадка» (прямой галоп), «кошечка» (мягкий шаг), «мячик» (подпрыгивание и бег) и т. п. Объясняя задание, учитель не должен подсказывать детям вид движения (надо говорить: будете двигаться, а не бегать, прыгать, шагать). После того как ученики научатся самостоятельно изображать повадки различных животных и птиц, деятельность людей, можно вводить инсценирование песен
Обучению умственно отсталых детей танцам - отдельные движения и элементы танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения. Например, освоение хорового шага связано со спокойной русской мелодией, а топающего с озорной плясовой. Почувствовать образ помогают упражнения с предметами. Ходьба с флажками в руке заставляет ходить бодрее, шире. Яркий платочек помогает танцевать весело и свободно, плавно и легко.
Задания этого раздела должны носить не только развивающий, но и познавательный характер. Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся с их названиями (полька, гопак, хоровод, кадриль, вальс), а также с основными движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, переменчивый шаг, присядка и др.).
Содержание программы
2 класс (34 часа)
Упражнения на ориентировку в пространстве
Совершенствование навыков ходьбы и бега. Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах. Челночный бег. Повороты туловища стоя на носочках. Выполнение во время ходьбы и бега несложных заданий с предметами: обегать их, собирать, передавать друг другу, перекладывать с места на место.
Метание мяча. Бросание мяча в цель.
Ритмико-гимнастические упражнения
Общеразвивающие упражнения. Разведение рук в стороны, раскачивание их перед собой,
круговые движения. Наклоны и повороты головы вперед, назад, в стороны, круговые движения. Наклоны туловища, сгибая и не сгибая колени. Повороты туловища с передачей предмета (флажки, мячи). Опускание и поднимание предметов перед собой. Выставление правой и левой ноги поочередно вперед, назад, в стороны, в исходное положение. Резкое поднимание согнутых в колене ног, как при маршировке. Сгибание и разгибание ступни в положении стоя и сидя. Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на координацию движений. Движения рук вверх-вниз. Разнообразные перекрестные движения рук и ног сидя и лёжа. Упражнения выполняются ритмично, под музыку. Ускорение и замедление движений в соответствии с изменением темпа музыкального сопровождения. Выполнение движений в заданном темпе и после остановки музыки.
Упражнения на расслабление мышц. Свободное падение рук с исходного положения в
стороны или перед собой. Раскачивание рук поочередно и вместе вперед, назад, вправо, влево в положении стоя и наклонившись вперед. Встряхивание кистью (отбрасывание воды с пальцев, имитация движения листьев во время ветра). Выбрасывание то левой, то правой ноги вперед (как при игре в футбол).
Упражнения направленные на укрепление мышц – это приседания, отжимания от стола, упражнения «лодочка», упражнения «ножницы», приседание с выпадами назад.
Игры под музыку
Выполнение движений в соответствии с разнообразным характером музыки, динамикой. Игры с пением и речевым сопровождением. Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии.
Во время проведения игр под музыку перед учителем стоит задача научить учащихся создавать музыкально-двигательный образ. Причем учитель должен сказать название, которое определяло бы характер движения, например: «зайчик» (подпрыгивание), «лошадка» (прямой галоп), «кошечка» (мягкий шаг), «мячик» (подпрыгивание и бег) и т. п. Объясняя задание, учитель не должен подсказывать детям вид движения (надо говорить: будете двигаться, а не бегать, прыгать, шагать). После того как ученики научатся самостоятельно изображать повадки различных животных и птиц, деятельность людей, можно вводить инсценирование песен. Игры на внимание – «найти свой стул», подобрать мячик.
Тематическое планирование
по окружающему миру
Классы: 2
Учитель: Ирсманбетова Эльмаз Меметовна
Количество часов: всего - 34 ч.; в неделю - 1 час.
№ п/п
Тема урока
Кол-во
часов
1
2
3
Введение. Ходьба и бег.
2
Упражнения на ориентировку в пространстве. Ходьба и бег.
1
Упражнения на ориентировку в пространстве.
1
Ритмико-гимнастические упражнения.
1
Танцевальные упражнения под песню «Вышла курочка гулять».
1
Упражнения на ориентировку в пространстве.
1
Танцевальные упражнения.
1
Игра с мячом, с приседанием.
1
Развитие координации рук – построение пирамиды.
1
Развитие координации рук – построение пирамиды из 4 частей и бросание мячика в пирамиду.
1
Выполнение во время ходьбы и бега несложных заданий с предметами.
1
Наклонам и поворотам головы и туловища.
1
Опускание и поднимание предметов перед собой. Выставление правой и левой ноги.
1
Поднимание согнутых в колене ног, как при маршировке. Сгибание и разгибание ступни в положении стоя и сидя.
1
Упражнения на выработку осанки.
1
Выразительная и эмоциональная передача в движениях игровых образов и содержания песен.
1
Приседание и отжимание.
1
Упражнение «Лодочка», «Ножницы».
1
Прохлопывание прозвучавшей мелодии.
1
Бег, ходьба с приседанием, кружение с продвижением
1
Игры с мячом.
1
Упражнения для укрепления мышц спины.
2
Упражнения для правильной осанки,
упражнение – «Кошка и собака».
1
Упражнения на координацию.
1
Игры под музыку – «Найти свой стул».
1
Игры под музыку – как делают животные.
1
Игры на внимание – подобрать мячик.
1
Ритмико-гимнастические упражнения.
1
Танцевальные упражнения под песню «Бедный ёжик».
1
Игры с мячом.
1
Бег, ходьба с приседанием, кружение с продвижением.
1
Упражнения на укрепление мышц.
1
Итого:
34 часа
Календарно-тематическое планирование
34 урока (1 ч в неделю)
№ п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Дата
БУД
план
факт
1
2
3
4
5
6
Введение. Ходьба и бег.
2
14.09.16
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу«Физическая культура»;
Обучающийся получит возможность для формирования:
понимания значения предметно-практической деятельности.
У обучающегося будут сформированы:
- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной учителем;
- понимание причин успеха в учебе.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- понимания значения предметно-практической деятельности;
- способности к самооценке на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Смыслообразование: мотивация учебной деятельности; самоопределение: самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности;
- овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- внутренняя позиция ведения ЗОЖ;
- положительное отношение к выполнению утренней зарядки.
Цели программы – это обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- участвовать в беседе; давать ответы на вопросы.
-Знакомство с правилами поведения и техникой безопасности на уроке Физической культуры.
Совершенствование навыков ходьбы и бега. Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах. Выполнение во время ходьбы и бега несложных заданий с предметами: обегать их, собирать, передавать друг другу, перекладывать с места на место;
Наклонам и поворотам головы вперед, назад, в стороны, круговым движениям.
Наклонам туловища. Наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук вверх, в стороны, на затылок, на пояс. Повороты туловища с передачей предмета (флажки, мячи). Опускание и поднимание предметов перед собой. Выставление правой и левой ноги поочередно вперед, назад, в стороны, в исходное положение. Резкое поднимание согнутых в колене ног, как при маршировке. Сгибание и разгибание ступни в положении стоя и сидя.
Упражнения на выработку осанки.
Выполнение движений в соответствии с разнообразным характером музыки;
Выразительная и эмоциональная передача в движениях игровых образов и содержания песен.
Прохлопывание прозвучавшей мелодии;
- бег, ходьба с приседанием, кружение с продвижением;
- играм на метание мячика;
- играм на умение ловить мяч;
играм на передачу мячика по полу с помощью ног;
играм на бросание мячика в цель;
уметь ловить большой мяч;
уметь ловить мяч маленького размера;
- упражнение – кошка и собака;
упражнения для укрепления мышц спины;
упражнения для правильной осанки
упражнения для мышц ног и рук;
упражнения на координацию.
- осуществлять текущий самоконтроль с помощью учителя.
Обучающийся получит возможность научится:
-выстраивать последовательность реализации собственного замысла.
В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащегося, при организации беседы он активизируется, т.е. усвоенные слова включаются в речь.
Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений.
Упражнения на ориентировку в пространстве. Ходьба и бег.
1
21.09.16
Упражнения на ориентировку в пространстве.
1
28.09.16
Ритмико-гимнастические упражнения.
1
05.10.16
Танцевальные упражнения под песню «Вышла курочка гулять».
1
12.10
Упражнения на ориентировку в пространстве.
1
19.10
Танцевальные упражнения.
1
26.10
Игра с мячом, с приседанием.
1
09.11.
Развитие координации рук – построение пирамиды.
1
16.11
Развитие координации рук – построение пирамиды из 4 частей и бросание мячика в пирамиду.
1
23.11
Выполнение во время ходьбы и бега несложных заданий с предметами.
1
30.11
Наклонам и поворотам головы и туловища.
1
07.12
Опускание и поднимание предметов перед собой. Выставление правой и левой ноги.
1
14.12
Поднимание согнутых в колене ног, как при маршировке. Сгибание и разгибание ступни в положении стоя и сидя.
1
21.12
Упражнения на выработку осанки.
1
11.01.17
Выразительная и эмоциональная передача в движениях игровых образов и содержания песен.
1
18.01.17
Приседание и отжимание.
1
25.01.17
Упражнение «Лодочка», «Ножницы».
1
01.02.17
Прохлопывание прозвучавшей мелодии.
1
08.02.17
Бег, ходьба с приседанием, кружение с продвижением
1
15.02.17
Игры с мячом.
1
22.02.17
Упражнения для укрепления мышц спины.
2
01.03.17
Упражнения для правильной осанки,
упражнение – «Кошка и собака».
1
15.03.17
Упражнения на координацию.
1
22.03.17
Игры под музыку – «Найти свой стул».
1
05.04.17
Игры под музыку – как делают животные.
1
12.04.17
Игры на внимание – подобрать мячик.
1
19.04.17
Ритмико-гимнастические упражнения.
1
26.04.17
Танцевальные упражнения под песню «Бедный ёжик».
1
03.05.17
Игры с мячом.
1
10.05.17
Бег, ходьба с приседанием, кружение с продвижением.
1
17.05.17
Упражнения на укрепление мышц.
1
24.05.17
Планирование составлено на основе: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы. Автор: В.В. Воронкова - М.: «Просвещение», 2008.
Учебник: Худенко Е.Д. Развитие речи. Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 2 класс. - М.: АРКТИ, 2005. - 120 с.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715
15Основний шрифт абзацуЗвичайна таблицяНемає спискуFont Style36Font Style40Font Style37Нижній колонтитул
Знак ЗнакList Paragraph