Адаптированная программа для детей с умеренной умственной отсталостью
МБОУ Есаульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллекта)
СОГЛАСОВАНО:УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по УВРДиректор МБОУ
Есаульская СКШИ
________ В.А. Речкалова__________ Р.К. Байгутина
« » __________ 2016 г.« » __________ 2016г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
на 2016 – 2017 уч.год
ученика 7 класса
Составитель рабочей программы
учитель математики
Елисеева Т.П.
Рассмотрено на заседании ШМО
Протокол № 1 от « » ____________ 2016 г.
Руководитель ШМО: _________ Т.Г. Воронова
СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ
Ф.И.О._______________________________________________________________________
Дата рождения ________________________________________________________________
Диагноз___________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Содержание рабочей программы.
1.Пояснительная записка
2.Общая характеристика предмета.
3.Место предмета в учебном плане.
4. Система оценки достижений обучающихся
5.Содержание учебного предмета.
6 .Тематическое планирование уроков математики в 7 классе (прилагается).
7.Учебно – методический комплекс.
8.Планируемые результаты УУД по математике в 7 классе.
1.Пояснительная записка.
Адаптированная образовательная программа (АОП) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимися с нарушениями интеллекта (умеренная умственная отсталость)
АОП составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
Федеральный уровень:
Конвенция о правах ребенка (Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1998 г. Подписана от имени СССР 26 января 1990.);
Декларация прав ребенка (Провозглашена резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1995 г.);
Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Постановление главного Государственного врача от 10.08.2015 г. № 26 «Об утверждении САНПИН 2.4.2. 3286-15 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ»
Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20. 09. 2013 г. N 1082 г. «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от19.12.2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 октября № 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам»;
Региональный уровень
Приказ МОиН Челябинской области № 01-2540 от 25.08.2014 «Об утверждении модельных областных базисных учебных планов для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов), для обучающихся с ОВЗ общеобразовательных организаций Челябинской области на 2014-2015 учебный год»;
Письмо МОиН Челябинской области 0т 11.09. 2015 г «О направлении рекомендаций по вопросам разработки и реализации адаптированных образовательных программ в общеобразовательных организациях»;
Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 17.07.2014 г.
№ 03-02/5561 «Об использовании в работе рекомендаций к содержанию заключений ПМПК»
Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 12.12.2014 г. № 03-02/9894 «Об использовании в работе рекомендаций к содержанию заключений ПМПК по форме ОГЭ и ЕГЭ для лиц с ОВЗ»
Приказ МОиН Челябинской области от 03.02. 2016 г. «Об исполнении органами местного самоуправления в сфере образования, возложенных на них мероприятий ИПРА инвалида и ИПРА ребенка – инвалида ФГУМСЭ»
Устав МБОУ « Есаульская школа-интернат»;
Локальные акты МБОУ «Есаульская школа-интернат»
Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы (сборник 1), Москва, ВЛАДОС, 2000 год.
Программа направлена на формирование элементарных математических представлений, знаний, умений и навыков у учащихся, имеющих стойкое нарушение познавательной деятельности. Овладение элементарными математическими представлениями способствует общему развитию учащихся, коррекции недостатков познавательной деятельности, привитию достигнутых практических умений и навыков. У детей с данной структурой нарушения трудности в формировании элементарных математических представлений обусловлены грубыми нарушениями интеллекта, познавательной деятельности, речи, повсеместными нарушениями моторики и анализаторных систем. Содержание и структура программы составлены с учетом этих особенностей, а также возможностей обучающихся к формированию и усвоению знаний.
Принципы реализации Программы:
• гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
• воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
• общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
• принцип педагогической организации среды жизнедеятельности воспитанников;
• принцип личностно-ориентированного подхода, диктующий необходимость прогнозирования индивидуального развития ребенка и, подчеркивающий важность специальной коррекционно-развивающей работы;
• принцип интегрированного характера образовательного процесса, утверждающего необходимость соединения в образовательном процессе учебных и воспитательных стратегий со стратегиями диагностическими, охранно-оздоровительными, коррекционно-развивающими, социальными;
• принцип обогащения мотивации учебной деятельности.
Программа направлена на решение следующих основных задач:
1. Образовательные задачи:
1.Формировать осознанные и прочные во многих случаях доведенные до автоматизма навыки вычислений, представления о геометрических фигурах.
2. Пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Формировать простейшие измерительные навыки.
3.Научить читать и записывать числа в пределах 100.
4. Учить выполнять арифметические действия .
5. Учить решать простые задачи .
2. Воспитательные задачи:
1.Воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе.
2.Воспитывать настойчивость, терпеливость, трудолюбие.
3.Воспитывать бережное отношение к учебным вещам, раздаточному материалу.
3. Развивающие задачи:
1.Сенсомоторное развитие.
2.Коррекция зрительного восприятия, памяти, внимания.
3.Развитие основных мыслительных операций (сравнение, анализ). Формирование навыков группировки и классификации.
4.Формирование умения работать по словесной инструкции.
5.Формирование умения планировать свою деятельность.
6.Расширение представлений об окружающем мире, обогащение словаря.
7. Формирование умения осуществлять контроль и самоконтроль.
8. Развитие познавательного интереса.
Обучение математике детей с умеренной умственной отсталостью носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами.
Ключевая идея курса заключается в формировании интереса к математике, в овладении учащимися элементарными математическими знаниями, умениями. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений. Специфика курса – коррекция имеющихся недостатков общего, речевого развития и нравственного воспитания учащихся.
Индивидуальная программа по математике в соответствии с Учебным планом МБОУ Есаульская специальная (коррекц.) школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья в 7 классе рассчитана на 34 учебные недели (3 часа математики в неделю в соответствии с расписанием).
Количество часов математики в год – 102ч.
Программой не предусмотрено проведение контрольных и проверочных работ.
Программа составлена с учетом уровня зоны ближайшего развития учащихся. Школьникам предлагается материал, содержащий доступные для усвоения детьми с ограниченными возможностями здоровья понятия.
Программа ориентирована на использование учебника.
Специфика познавательной деятельности учащихся
с умеренной умственной отсталостью
Дети с умеренной умственной отсталостью обнаруживают большие трудности в освоении математических представлений в связи с глубоким недоразвитием познавательной деятельности.
Внимание у детей данной категории слабо концентрируется, быстро рассеивается, привлекается в основном яркими, красочными объектами.
Память обучающихся с интеллектуальной недостаточностью характеризуется нарушениями и запоминания, и сохранения, и воспроизведения. Школьники с проблемами в интеллектуальном развитии самостоятельно не овладевают приемами запоминания, поэтому на учителя ложится задача их формирования.
Моторная сфера детей с умеренной степенью умственной отсталости имеет выраженные нарушения. Наибольшие трудности обучающиеся испытывают при выполнении заданий, связанных с точной координацией мелких движений пальцев рук. В свою очередь, это негативно сказывается на овладении письмом и некоторыми трудовыми операциями. Проведение специальных упражнений, включенных как в содержание коррекционных занятий, так и используемых на отдельных уроках, способствует развитию координации и точности движений пальцев рук и кисти, а также позволяет подготовить обучающихся к овладению учебными и трудовыми действиями, требующими определенной моторной ловкости.
Умственно отсталым детям свойственно нарушение всех операций мышления (слабость аналитико-синтетической деятельности, низкая способность к отвлечению и обобщению, сравнение с опорой на несущественные признаки и т.д.). При этом темп мышления умственно отсталого школьника замедлен, тугоподвижен. Наибольшие нарушения отмечаются в словесно-логическом мышлении, наиболее сохраненным является наглядно-действенное мышление. Такие недостатки мышления умственно отсталых обучающихся, как снижение критичности, нарушение регулирующей роли мышления, конкретность, непоследовательность, стереотипность и нарушение целенаправленности непосредственно связаны с недоразвитием личности и отклонениями в поведении.
Грубое нарушение интеллектуальной деятельности ребенка с умеренной умственной отсталостью, в большинстве случаев осложненное недоразвитием слухового, зрительного и речедвигательного анализаторов, приводит к значительным затруднениям в овладении речью.
Недоразвитие всех психических функций у ребенка с выраженной умственной отсталостью приводит к тому, что без специально разработанной системы работы он не может обучаться даже элементарным основам математики
Актуальный уровень УУД
знает:
числовой ряд 1-100 ;
смысл арифметических действий умножения и деления (на равные части и по содержанию),
таблицы умножения и деления чисел в пределах 20,
порядок действий в примерах в 2 арифметических действия;
единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени;
умеет:
считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2;
откладывать на счетах любые числа в пределах 100;
складывать и вычитать числа без перехода через разряд;
использовать знание таблиц умножения для решения соответствующих примеров на деление;
различать числа, полученные при счете и измерении;
находить точку пересечения линий;
Основное содержание предмета
Учитывая особенности детей с интеллектуальными нарушениями, индивидуальная программа предусматривает повторяемость материала (в разных формах). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется, что способствует более прочному усвоению элементарных математических знаний умственно отсталыми учащимися.
Учебный материал в программе по математике предусматривает изучение следующих тем:
Таблица разрядов, классы. Числовые выражения.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд.
Сложение двузначного числа с однозначным и вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд.
Письменное сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.
Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Таблица деления на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 равных частей. Взаимосвязь умножения и деления.
Простая арифметическая задача на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз.
Зависимость между стоимостью, ценой, количеством.
Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями.
Единица (мера) длины метр. Обозначение: 1 м. Соотношение: 1 м = 100см .
Единица (мера) массы – килограмм. Обозначение – 1 кг.
Замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дуга.
Ломаные линии: замкнутая, незамкнутая. Граница многоугольника – замкнутая ломаная линия. Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины. Построение отрезка, равного длине ломаной. Построение ломаной по данной длине ее отрезков.
Квадрат как частный случай прямоугольника.
Построение прямоугольника (квадрата) с помощью чертёжного треугольника.
Планируемые результаты реализации специальной индивидуальной программы
Планируемые личностные результаты освоения программы:
1) Социально – эмоциональное участие в процессе общения;
2) Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
3) Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
4) Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Планируемые предметные результаты
Учащийся возможно будет знать:
количественные числительные в пределах 100;
линии – прямую, кривую, отрезок, ломанная;
единицы (меры) стоимости, длины, массы, времени:1 р., 1 м; 1 кг.
название, порядок дней недели;
Учащийся возможно научится:
Устный счет в пределах 20. Сложение и вычитание в пределах 100. Образование 100. Устная и письменная нумерация в пределах 100. Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд. Соотнесение единиц, десятков, сотен.
Овладеть табличным умножением и делением;
Составление и решение задач в пределах 100. Счет в пределах 100 в процессе производительного труда.
Меры стоимости: 1 рубль. Практическая работа с чеками.
Меры длины: 1 метр.
Меры времени: определение времени по часам .
Меры массы: 1 килограмм.
Геометрический материал: овал. Сравнение круга и овала; квадрата, прямоугольника, треугольника. Ломаная линия.
Система оценки достижений обучающихся с умеренной умственной отсталостью планируемых результатов освоения специальной индивидуальной программы
При оценке результатов достижений обучающихся с умеренной умственной отсталостью используется качественная оценка успешности усвоения учебной программы («усвоил», «усвоил с помощью», «не усвоил»), т.е. безоценочная система на протяжении всего периода обучения. Промежуточная аттестация не проводится.
Учебно – методический комплекс
Учебно-дидактический материал для учащихся:
Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентирована на учебник для 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Математика. 4 класс: учебник для спец. (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / М.Н. Перова.– 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 231с.: ил.
Методические пособия для учителя:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы. Москва. Просвещение, 2011г.
Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Пособие для учителя. – М.: «Просвещение», 2005 г.
М. Владимирский, А. Б. Горстко, Я. М. Ерусалимский Математика Общий курс С-П «Лань» 2002 г.
П. И. Алтыпов, Л. И. Звавич 700 тестов и проверочных заданий по математике. М. «Дрофа» 2000 г.
Энциклопедия для детей. Математика. Ред. М. Аксёнова «Аванта»2002 г.
С. Е. Степурина Математика 7-8 классы. Тематический и итоговый контроль. Волгоград «Учитель»2008 г.
М. Н. перова, В. В. Эк Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе (пособие для учителя). М. «Просвещение»1992 г.
М. Н. Перова Дидактические игры и упражнения по математике М. «Просвещение» 1996 г.
О. Глушкова Тесты по математике (для начальной школы) М. АСТ пресс1998 г.
Г. В. Степанова Занятия по математике для детей 5-6 лет с трудностями в обучении М. «ТЦ Сфера» 2010 г.
Ф. Р. Залялетдинова Нестандартные уроки математики в коррекционной школе 5-9 класс М. «Вако» 2007 г.
Ю. В. Нестеренко, С. Н. Олехник, М. К. Потапов задачи на смекалку М. «Дрофа» 2003 г.
Ю. В. Щербакова, И. Ю. Гераськина Занимательная математика на уроках и внеклассных мероприятиях 5-8 класс. М. «Глобус» 2010 г.
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта (программно-методические материалы». Ред. И. М.Бгажнокова М. «Владос» 2010 г.
Я иду на урок в начальную школу. Математика.(книга для учителя). Ред. М. «Первое сентября» 2001 г.
Матекина э. И. Математика в начальной школе:тестовые проверочные задания. Ростов н/Д «Феникс» 2015г.
А. В. Андрущенко Развитие пространственного воображения на уроках математики 1-4 класс (пособие для учителя) М. «Владос» 2003 г.
О. А. Бибина Изучение геометрического материала в 5-6 классах спц. Коррекционной общеобразовательной школы 8 вида (пособие для учителя-дефектолога) М. «Владос» 2005 г.
М. Н. Перова Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе 8 вида. М. «Владос» 2001 г. Дидактический материал
Название
Циферблат
Параллелепипед
Конус
Шар
Куб
Пирамида
Цилиндр
Призма
Доли
Циркуль
Угольник
Транспортир
Счеты
Калькулятор
Таблицы
Раздел, тема Название таблицы
Сложение и вычитание с переходом через разряд Сложение с переходом через десяток
Сложение и вычитание с переходом через разряд Вычитание с переходом через разряд
Точка, луч, линия
Нахождение неизвестных компонентов Компоненты сложения
Нахождение неизвестных компонентов Компоненты вычитания
Умножение Компоненты умножения
Деление Компоненты деления
Многоугольники Многоугольники
Меры стоимости Цена, количество, стоимость
Углы Углы и их виды
Меры массы Меры веса
Меры длины Длина. Расстояние
Меры времени Время
Меры массы
Масса
Соотношение скорость, время расстояние Скорость. Время. Расстояние
треугольники Треугольники
Прямоугольник Площадь прямоугольника
Прямоугольник Периметр прямоугольника
Геометрические фигуры Геометрические фигуры
Нумерация Цифры-прописи
Умножение и деление Таблица умножения
Классы и разряды Таблица классов и разрядов
объемы Объемы
Линейка Виды шкал
Прямая, луч, отрезок Плоскость, прямая, луч
Отрезок Отрезок, длина отрезка
Нумерация Округление чисел
Умножение и деление Свойства единицы
Деление с остатком Деление с остатком
Линейка Правильно черти