Подготовка учащихся к ЕГЭ через систему психологического сопровождения на всех ступенях обучения
Подготовка учащихся к ЕГЭ
через систему психологического сопровождения
на всех ступенях обучения.
МБОУ «Лицей №19»
Педагог-психолог: Е.В. Познахиринаг. Майкоп 2016
Великая цель образования — не только знания, но и прежде всего действия.Н.И. Мирон
Одной из важнейших задач школы на современном этапе является необходимость решения задач сопровождения ребенка в условиях модернизации образования, изменениях в его структуре и содержании.
Системность работы педагога-психолога по выявлению, проработке возникающих у учеников трудностей на разных этапах обучения и есть залог успешной психологической подготовки к сдаче выпускных экзаменов.
Психологическое сопровождение развития учащегося может рассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление.
Целью психологического сопровождения обучающихся в учебно-воспитательном процессе является:
обеспечение нормального развития детей (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте);
привитие психологической культуры (умения заботиться о собственной психической сфере, умение работать с чувствами, эмоциями, мыслями);
изучение простейших способов психологической саморегуляции и психогигиены.
Задачи психологического сопровождения:
предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы,
психологическое обеспечение образовательных программ;
развитие психологической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов. разработки индивидуальных образовательных маршрутов;
формирование адекватной самооценки;
охрана и укрепление физического и психологического здоровья;
профилактика неврозов.
Виды (направления) работ по психологическому сопровождению:
Диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг).Консультирование (индивидуальное и групповое).
Развивающая, коррекционная работа (индивидуальная и групповая).
Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры.
Профилактика.
Главный принцип организации психологической службы – системность: психолог, реализовывает все функции и делает это систематически.
Хотелось бы подчеркнуть, что все положительные моменты ЕГЭ не сработают в нашу пользу, если мы не не будем проводить обучение учащихся на всех этапах: начальное звено; среднее и старшее. Психотехнические навыки сдачи экзаменов не только повышают эффективность подготовки к экзаменам и позволяют более успешно вести себя во время экзаменов, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.
Цель психологической службы – формирование системы, способствующей созданию социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития каждого школьника. На основе преемственности между начальным звеном и среднем у учащихся развивается познавательная активность; учебная мотивация и повышается самооценка; так же это способствует снижению уровня тревожности; формированию произвольности и самоорганизации; развитию познавательной сферы учащихся;Преемственность предполагает принятие общих для всех ступеней основной идеи, содержания образования, методов, организационных форм обучения и воспитания, методики определения результативности. Приоритетная цель школьного образования: развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути её реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Научить учиться. Путь достижения этой цели — формирование УУД, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Овладение учащимися УУД создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться. Поэтому приоритетной целью обучения становится формирование (начальная школа), а затем развитие личностных и метапредметных УУД в основной школе. Чтобы ученикам было легче адаптироваться к новым условиям, очень важно учителю начать обучение предмету с использованием тех методических приёмов, которыми пользуются учителя начальной школы. Ведь если посмотреть на материал, который изучается в пятом классе, то видно, что он большей частью является обобщением тех знаний, с которыми учащиеся пришли из начальной школы.
Таким образом преемственность — это двухсторонний процесс. С одной стороны начальная ступень, которая формирует УУД, необходимые для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны — основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.
В начальной школе с помощью различного психодиагностического инструментария. проводится диагностика в начале года с целью выявления детей, испытывающих трудности. После чего происходит формирование групп для коррекционно-развивающей, профилактической и консультативной работы с обучающимися, педагогами и родителями. В конце года проводится итоговая диагностика с целью определения эффективности работы.
На уроках психологии занятия ведутся по программе «Я и мой мир». Эта программа уделяет серьезное внимание способам формирования учебной установки в близких и доступных детям формах- это игры и сказки. Через игровые роли и сказочные образы дети получают возможность осознать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления. Занятия: «Неприятность эту мы переживем»; «Путешествие в страну Нехочухи»; «Волшебный стульчик».
В средней и старшей школе продолжается работа по выявлению детей с низкой мотивацией, испытывающих трудности при обучении и сдаче экзаменов. С учащимися ведется такая работа как: тренинги («Как преодолеть стресс», «Я – хозяин своих эмоций», «Конфликт или взаимодействие»); дискуссии по темам важных для самих детей (для чего я хожу в школу; что такое дружба; доброта живет в нас); упражнения на расслабления: «дыхательная гимнастика»; «снятие внутреннего напряжения». С обучающимися 8-9 кл. проводятся профориентационные занятия по программе «Диагностика и самоопределение. Введение в мир профессий»; (провести элемент тренинга «Что поможет мне учиться» раздать присутствующим задания для решения проблем).
Данная модель психологической подготовки учащихся к ЕГЭ позволяет организовать такую систему работы психологической службы, которая способствует: развитию учебной мотивации и познавательной активности; повышению самооценки учащихся; снижению уровня тревожности; формированию произвольности и самоорганизации; развитию познавательной сферы учащихся; составлению рекомендаций, учитывающих личностные особенности ребенка и позволяющих как педагогу-психологу, так и учителям, разработать как индивидуальные траектории подготовки выпускников к успешной сдаче ЕГЭ, так и планы работы с классом или группой учащихся в целом.
Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная работа, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации направленных на успешную подготовку к ЕГЭ. Методы и приемы психологической подготовки к ЕГЭ:
Цель 1. Ознакомление с процедурой ЕГЭ
Успешность сдачи этой формы экзамена во многом зависит от знакомства учащихся с данной специфической процедурой (процессуальный компонент готовности). Вместе с тем именно такой ракурс часто оказывается «белым пятном» при подготовке к ЕГЭ, Как показывает анализ практики, учитель-предметник при подготовке к ЕГЭ в основном делает акцент на предметном содержании материала, а процедурные аспекты невольно отходят на второй план.Для достижения этой цели применяются следующие формы работы:• Рассказ с последующим обсуждением.• Просмотр видеозаписи с последующим обсуждением.Использование наглядных средств в презентации новой информации является одним из наиболее известных психолого-педагогических приемов, способствующих повышению результативности работы. В психологической подготовке к ЕГЭ в качестве наглядных материалов можно использовать видеозаписи экзамена. Они имеют постановочный характер, поскольку запись реального экзамена невозможна (да и нежелательна, как дополнительный стрессовый фактор). Это позволяет отобрать наиболее существенные моменты процедуры экзамена и отразить их в записи. В подготовленных записях обращается особое внимание на следующие процедурные моменты:1. Общая ситуация экзамена; обстановка в школе и классе, процесс регистрации учеников, предъявление паспорта, размещение учеников за партами и т. д.
2. Начало экзамена: чтение инструкции, запись на доске времени начала и окончания экзамена и т. д.3. Раздача конвертов с материалами экзамена.4. Начало работы: заполнение бланков и т. д.Данные видеозаписи могут демонстрироваться как выпускникам, так и родителям (например, во время родительского собрания). Просмотр сопровождается обсуждением возможных трудностей и ресурсов процедуры. Необходимо отметить, что опыт использования такой формы работы оказывает также своеобразное коррекционное воздействие и способствует снижению тревоги. Пугающая и незнакомая процедура оказывается логичной и понятной.
Цель 2. Формирование адекватного мнения о ЕГЭЭта цель направлена на преодоление «мифологии», содержание которой было раскрыто ранее, а также формирование личностно-смыслового отношения к ЕГЭ (личностный компонент готовности).Проработка «мифологии» является необходимым условием продуктивной работы по подготовке к ЕГЭ. Если этот этап пропущен, то в дальнейшем негативные предубеждения будут препятствовать продуктивной работе. Основной целью проработки является осознание существующих предубеждений и их обсуждение в группе, что позволяет в результате сформировать более позитивное отношение к ЕГЭ.Оптимальным методом в данном случае является групповая дискуссия. Целью такой дискуссии будет не достижение участниками единого мнения, а свободное обсуждение позиций и мнений по обозначенному ведущим вопросу. Важно отметить, что перед ведущим не стоит задача формирования предельно позитивного отношения. Как показывает практика, свободное обсуждение этой проблемы в группе позволяет выразить собственные страхи и тревоги, поделиться своими соображениями с другими членами группы и в конечном счете найти ресурсные моменты в новой форме экзамена. Ведущему необходимо владеть фактической информацией
Цель 3. Формирование конструктивной стратегии деятельности на экзамене.К сожалению, даже после опыта сдачи пробных или репетиционных экзаменов ребенок не в состоянии сформулировать для себя наиболее продуктивную стратегию деятельности. Для достижения этой цели необходима специальная работа.
Она может проводиться в различных формах:• Фронтальная форма (охвачены все выпускники). В этом случае подготовка может происходить в виде классных часов или психологических занятий. Достоинством такой формы является экономия времени и возможность охватить большое количество учащихся, но возможность обеспечить индивидуальный подход в этом случае меньше.• Индивидуальная форма (консультации) максимально обеспечивает адресность рекомендаций, но наиболее трудоемка.
Цель 4. Знакомство с приёмами волевой мобилизации и приёмами самообладания.
Задачу психопрофилактической работы по психологической подготовке к ЕГЭ можно сформулировать следующим образом: предупреждение трудностей в интеллектуальном и личностном развитии, организацию восстановительных мероприятий, а также осуществление мероприятий по управлению психическим состоянием. Это могут быть следующие направления работы:
обучение психической саморегуляции;
формирование уверенности в своих силах;
выработка навыков мобилизации в стрессе;
развитие творческого потенциала.
Психопрофилактическая работа осуществляется посредством включения во все виды работ психолога. Это происходит и на развивающих занятиях, и на консультациях, и, естественно, при проведении психологической диагностики.
.ПРИЕМЫ СОВЛАДАНИЯ С ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙТРЕВОЖНОСТЬЮ
1. Переименование. Известно, что зачастую наибольшую тревогу вызывает не само событие (например, предстоящий экзамен), а мысли по поводу этого события. Можно попытаться регулировать ход своих мыслей относительно экзамена, придавая им позитивность и конструктивность. Полезно дать позитивное или нейтральное мысленное определение экзамену, делающее восприятие этого события более спокойным: не «трудное испытание», не «стресс», не «крах», а просто «тестирование или «очередной экзамен».2. Разговор с самим собой. Часто школьников пугает неопределенность предстоящего события, невозможность проконтролировать его ход. Для того чтобы снизить тревожность учащихся по поводу непредсказуемых моментов при сдаче экзамена, можно порекомендовать им поговорить с учителями, психологом, родителями или товарищами о возможных стрессовых ситуациях на экзамене и заранее продумать свои действия. Следует спросить себя, какая реальная опасность таится в этом событии, как выглядит худший результат и что в этом случае нужно будет сделать. Каковы возможные трудности экзамена для меня лично и как их облегчить?
Сбросить внутреннее напряжение при подготовке к сдаче ЕГЭ, помогают следующие методы саморегуляции:
1.Релаксация (расслабление).
2.Самовнушение. Оно должно быть позитивным, жизнеутверждающим, конструктивным – простые, четкие типичные фразы в утвердительной форме без частицы «не» (я хочу, я могу и т.п.). Используй такие формулы самовнушений: Я уверенно сдам ЕГЭ.Я уверенно и спокойно справлюсь с заданиями.Я с хорошим результатом пройду все испытания.Я спокойный и выдержанный человек.Я смогу справиться с заданием.Я справлюсь.Я должен сделать.........................
Эти самовнушения, повторенные в медленном темпе несколько раз, перед сном, «запишутся» в программирующем аппарате мозга, помогут тебе быть спокойным, уверенным и мобильным и не поддаваться негативным изменениям в своем настроении.
Во время экзамена концентрировать внимание т.е. понять и спокойно обдумать вопросы, поставленные в задании, собраться с мыслями для их решения; рационально использовать отведенное на экзамен время.
Обучение способам релаксации и снятию эмоционального и физического напряжения помогает повышению сопротивляемости стрессу, актуализации внутренних ресурсов.
Немаловажная задача - работа с родителями:
ознакомление родителей со способами правильного общения с ребёнком;
оказание ему психологической поддержки;
создание в семье благоприятного психологического климата;
рекомендации по организации режима дня старшеклассников;
поддержка и помощь детям в период до, во время и даже после экзаменов.
Практические советы учителям- предметникам в организации подготовки обучающихся к ЕГЭ:
адекватно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и способностями;
организовать системную продуманную работу в течение всех лет обучения предмету;
составить график работы по проведению консультаций с учащимися и приступить к его реализации с начала учебного года;
индивидуально выполнить экзаменационную работу по предмету с последующей фиксацией возникающих при выполнении заданий трудностей;
провести анализ собственных затруднений при выполнении тестовых заданий и обозначить способы их устранения;
проанализировать результаты пробного тестирования;
составить план собственной работы по подготовке обучающихся в процессе преподавания предмета к ГИА.
Модель психологической подготовки учащихся к ЕГЭ через систему психологического сопровождения учащихся на всех ступенях обучения является эффективной для успешной психологической подготовки учащихся к ЕГЭ.