Исследовательская работа по теме: Роль внутренних монологов в трагедии А.С. Пушкина Моцарт и Сальери.
Урок мужества, посвященный 26- летию вывода войск из Афганистана
Классный час в 10 классе.
Подготовила : Цирульникова Р.С.
Нарткала,2015
Цели:
Ознакомление учащихся с причиной ввода советских войск в Афганистан.
Определение исторического значения афганской войны.
Воспитывать чувство долга, ответственности, самопожертвования, патриотизма.
Привлечь к поисковой работе по сбору материала о герояхафгацах – наших земляках.
Ожидаемые результаты:
подготовка обучающихся к участию в общественно-политической жизни страны, готовности достойного служения Отечеству;
решение проблемы преемственности поколений;
повышение статуса героико-патриотического воспитания в образовательных учреждениях.
СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ
Перед сценой установлены стенды с фотографиями воинов-земляков, погибших в «горячих точках». Перед каждой фотографией – зажженная свеча. За сценой звучат стихи: Не забыть нам ни смертей, ни ран,Которые принёс Афганистан,Ни жизней искалеченных солдат,Которые зовут друг друга «брат»,Ни тех, что спрятала надгробная доска.Ах, если б раньше вывели войска...
2 ведущий
Нет — войнам, боли и страданьям,Спасибо тем, кто защищал,День вывода войск из Афганистана,Сегодня праздником нам стал.Гордимся теми, кто вернулся,На чьих глазах мелькали драмы,И теми, кто на век, остался,Скорбят их жёны, дети, мамы.Над нами небо голубое,От радости слёзы на глазах,Мы помним всех, это святое,Вы с нами вечно, вы в сердцах.
.
Ведущий 1: Более 20 лет назад закончилась десятилетняя война в Афганистане. Эти события сыграли существенную роль в истории нашей Родины. А знание истории необходимо, так как тот, кто не знает прошлого, осужден на повторение пройденных человечеством ошибок.
Ведущий 2: Впервые вопрос о вводе наших войск в Афганистан был поставлен на повестку дня 15 марта 1979 года, когда вспыхнул антиправительственный мятеж населения в Герате. Афганские руководители обратились с просьбой оказать военную помощь в подавлении этого мятежа путем ввода советских войск на территорию Демократической Республики Афганистан (ДРА).
Ведущий 1: Официально провозглашенная главная цель советского военного присутствия в ДРА формулировалась однозначно – оказание помощи в стабилизации обстановки и отражении возможной агрессии извне. Им предписывалось защищать местное население от банд, а также распределять продовольствие, горючее и предметы первой необходимости. Наше правительство надеялось, что ввод войск будет носить кратковременный характер.
Ведущий 2: 25 декабря 1979 года в 15.00 начался ввод ограниченного контингента советских войск на территорию Афганистана, через Кушку – на Герат и Кандагар, а дальше на Кабул.В ночь на 27 декабря 1979 года специальные группы КГБ СССР «Зенит » и «Гром», образованные на время операции в Афганистане из сотрудников «Альфа» вместе со спецназом Главного разведывательного управления взяли штурмом президентский дворец на окраине Кабула. Вся операция «Шторм-333» длилась не более 20 минут, кроме дворца были захвачены ещё 17 объектов в Кабуле.На следующее утро в Кабул стали прибывать советские войска. Так началась десятилетняя Афганская война…
Чтец:
Всего лишь час до вылета нам дан, Всего лишь час последней передышки. Сказали нам: летим в Афганистан. В Кабул летят вчерашние мальчишки. Сегодня мы не пишем не строки. И, куполам свою судьбу доверив, Опустимся в афганские пески, И сапогами скалы будем мерить…
Ведущий 1: Командующим 40-й армией, то есть ограниченного контингента, введенного в Афганистан, был назначен Борис Всеволодович Громов – генерал-майор. Планируя любые военные операции, командование армии вплотную сталкивалось с единственной проблемой: как сохранить жизнь людей? И советских, и афганских! Как избежать гибели солдат
Звучит песня А. Розенбаума «В черном тюльпане».
Ведущий 2: 14 апреля 1988 г. министры иностранных дел Афганистана, Пакистана, Советского Союза и США подписали в Женеве пять документов по политическому урегулированию положения вокруг Афганистана. Согласно Женевским соглашениям, вступавшим в силу через месяц, советские войска должны были покинуть территорию Афганистана через девять месяцев.
Ведущий 1: Первый вывод наших войск состоялся в июне-июле 1980 г. В 1983 г. на территорию Советского Союза возвращено еще несколько подразделений. Крупномасштабный вывод советских войск из Афганистана был проведен в три этапа. Первый – октябрь 1986 года. Второй – 15 мая 1988 года. Третий – 15 февраля 1989 года. С территории Афганистана войска уходили в боевой обстановке. Главная проблема заключалась в организации боевого охранения колонн на марше.
Чтец:
Взрывы. Война. Смерть.Друзей полегла треть.Кундуз. Кандагар. Кабул.Назад в цинковом гробу.Мать не найдет покой.Господи, упокой...Звук — сердца стук.«ПОМНИМ» —Звоном летит колокольным.
Ведущий 2: Последним покидал Афганистан батальон 201-й дивизии. Перед выводом Б.В. Громов построил батальон и, зная, что с ним уже больше не придется встречаться, поблагодарил всех бойцов и сказал, что в этот особенный день разведбат 201-й дивизии войдет в историю как последнее подразделение советских войск, покинувшее территорию Афганистана. Но последним Афганистан покинул БТР, на котором выезжал командующий 40-й армией Герой Советского Союза генерал-полковник Борис Всеволодович Громов.
Чтец:
Спокойно спите, матери-отцы, Невесты-жены, сердцу дорогие. Храним мы свято честь родной страны, Мы, верные сыны твои, Россия. И, повстречавшись на родной земле, Уйдя в круговорот воспоминаний, Помянем не вернувшихся парней Единственной минутою молчания.
Объявляется минута молчания.
Группа учащихся рассказывает о воинах –афганцах – наших земляка. Материал собран в ходе поисковой работы.
Бозиев Аслан Фицевич Бозиев А.Ф. родился в г. Нарткала 11.01.1966 года. В 1973 году поступил в первый класс Нарткалинской средней школы №1. Классным руководителем в старших классах у него была учитель русского языка и литературы Кролевец Ра17716574485500иса Петровна. Когда учился в школе, готовил себя к службе в армии. Активно занимался спортом, играл в спортивные игры. Учился средне, в классе пользовался авторитетом, отношения с одноклассниками были ровные. В 1983 году окончил 10 класс. После школы устроился слесарем в районную «Сельхозтехнику», на предприятие, где много лет ударно работал его отец , Фица Бозиев. На службу в армию был призван 1984 году. Сначала была «учебка» в городе Термез республики Узбекистан. Там в учебной армейской части солдат-новобранцев обучали воинской специальности или готовили к должности младшего командира. После трех месяцев обучения их направили выполнять интернациональный долг в Демократическую Республику Афганистан, а точнее, на войну. Написал письмо родителям уже в пути. Для родителей , особенно для матери, это был большой удар, ведь в наше мирное время можно было не вернуться домой живым. Прибыли в г. Джелалабад провинции Нангархар. Это был транспортный и торгово-распределительный пункт на дороге Кабул—Пешавар (Пакистан), у реки Кабул. Административный центр восточной афганской провинции Нангархар, цитадель талибов и оппозиционной "Исламской партии Афганистана". Основной целью ИПА являлось свержение народного строя в ДРА и установление исламского режима. Председатель ИПА – Гульбуддин Хекматиар пользовался особым расположением ЦРУ США и получал до 40% всей американской помощи.
Погодные условия были тяжелые, зимой там тепло, как поздней весной, а летом стоит нестерпимая жара при почти 100-процентной влажности.
25407048500Служил в разведке. За время службы получил самую дорогую для него награду медаль «За отвагу». Данной медалью награждались военнослужащие за мужество, отвагу и стойкость в боях с врагами Демократической Республики Афганистан. О других медалях (юбилейных) он даже и не захотел говорить. Обо всем этом он рассказал сжато и с нежеланием, видно, что не очень хотелось вспоминать эти события. Многое уже стерлось из памяти , прошло почти 30 лет . Это был далекий 1984 год. Горная трасса от Кабула до Джелалабада представляла обычную вырубленную в горах дорогу, которую часто минировали. С высоких скал, окружающих трассу, по военным колоннам постоянно стреляли. Зажатые в ущельях колонны горели, шла война, они теряли боевых товарищей. Регулярно в Союз улетали «Черные тюльпаны», самолеты увозившие тела советских солдат на Родину. В самолёт загружали обычно от восьми до пятнадцати гробов, сопровождал этот груз обычно офицер из подразделения откуда были погибшие или близкий друг, который был в бою вместе с погибшем товарищем. Доставив груз в Союз, их передавали в райвоенкоматы, откуда призывались погибшие.
2644140125095000А это Махипар - первый высокогорный серпантин, который предстоит преодолеть через полчаса езды от Нангархара в сторону Кабула. Многометровые горные тоннели в них только два легковых автомобиля могут разъехаться. На самой высокой точке Махипара в 80-е годы стояла советская застава, о чем напоминает "Привет из Джамбула" - до сих пор сохранившаяся надпись масляной краской на скале.
Со слов Аслана, если бы он снова оказался в Джелалабаде, наверное более подробно вспомнил бы эти страшные страницы своей жизни.
После Афганистана Аслан работал на заводе «Телеавтоматика», в данное время работает таксистом. У него два сына, младший недавно вернулся из армии. В конце беседы Аслан сказал: « Время уходит, происходит большая переоценка ценностей. А главное, что государств, в которых родились мы, уже нет. Нет СССР, как нет и Демократической Республики Афганистан. Пройдут еще годы и, наверное, не будет и нынешних государств, в которых мы живем, а дети тех, кто сражался на этих горных тропах за непонятные сегодня идеалы, будут пересказывать внукам страшные истории о войне. Если бы в этих краях никогда не было войны, то здесь можно было бы построить дом и жить бок о бок с афганцами, которые по своей натуре, пусть и хитроваты, но порядочны. Они живут по шариату, верят в Аллаха и Мухаммеда. И этого права их никогда и никто не лишит. У каждого народа свои понятия о цивилизации и мироустройстве. Но ведь в этом и суть - все мы разные, но должны постараться сохранить в целости наш общий дом, имя которому планета Земля.»Сокуров Мухадин Каншоубиевич.
( интервью записала дочь Амилия)
Мой отец родился 07.09. 1968 г. в г. Нарткала. В 1974 г. поступил в 1-й класс Нарткалинской средней школы №3, которую окончил в 1985 г. В 1986 году был призван в ряды Советской Вармии. Начал службу в Самарканде. С 1987 по 1989 годы исполнял интернациональный долг в г. Кабул Демократической Республики Афганистан.По словам Мухадина Каношубиевича, проходившего службу в Афганистане, вначале было трудно, он никак не мон привыкнуть к тому, что повсюду взрываются снаряды, кругом стрельба. Были ситуации, когда было страшно, поначалу он смотрел на все это как на какое-нибудь кино, еще не понимая, что там могут убить, ранить. Но со временм к этой обстановке он начал привыкать. Время шло. В один прекрасный солнечный день вдруг начали стрелять, подняли панику. Оказалось, что началась Афганская война.Она была одной из самых затяжных, длилась 9 лет, но не принесла стране ни славы, ни почестей.Эта война вырастила из мальчишек настоящих мужчин. Они сражались, не потому, что заставили, а за Родину, за свое! Мой отец сам стал частью Афганистана, частью его земли.
Автоматные очереди, ращзравающиеся под ногами бомбы,кишлаки,вооруженными боевиками, горная дорога, каждыц метр которой таит опасность, глащза раненых друзей – все это всплывает в памяти моего отца до сих пор.
« Тако живлописный горныый Афган, такой жестокий страшный Афган» - часто говорит мой отец, с грустью на лице.
Мой папа всегда верил, что наступит мирное время, ни вернуться домой на маленькую Родину.
Каждый гол мой отец вспоминает с болью в сердце день, когда люди несут цветы каждый год к памятнику погибшим при исполнении воинского долга.
Родители узнали о том, что он в Афганистане в конце службы. Они были в шоке, но папа уже вскоре вернулся домой. Хорошо помогло ему знание основ военной службы, которые он получил еще в школе при изучении Начальной военной подготовки. Вернувшись с армии поступил на учебу. Женился, имеет троих детей. Из положенных льгот после долгих мытарств получил квартиру. В данный момент работает в г. Москва, так как здесь не мог уже найти работу и содержать семью.
У папы имеются медали « 70 лет вооруженных сил СЧСР»,, « 15 лет вывода войск из демократической республики Афганистан», « Воину –интернационалисту от благодарного Афганского народа»
Рассказывая все это, папа был очень грустным. Это было самое тяжелое испытание в его жизни. Я люблю и горжусь своим папой
Кумахов Заур Хабалович.
819154004310003320415515683500 Кумахов Заур Хабалович родился 24.09.1964 г. в городе Нарткала, в большой дружной семье. В семье он был самым младшим, седьмым ребенком. В 1981 г. окончил среднюю школу №3 г. Нарткала. В 1982 г. поступил в КБГУ на инженерно-технический факультет. После первого курса был призван в ряды Вооруженных Сил Советской Армии. С июля по октябрь 1983 г. служил в Ашхабаде, затем в составе ограниченного контингента Советских войск был переправлен в Демократическую Республику Афганистан. Демобилизовался в мае 1985 г. После службы в армии восстановился в университете и окончил его в 1989 г. Работал в различных строительных организациях мастером, прорабом. В последние годы занимается предпринимательством, создал свою фирму.
Женат. Воспитывает троих детей.
Шкахов Руслан Мухамедханович- воин-интернационалист, участник войны в Афганистане.
12065-34290000Прошло 25 лет, как закончилась 10-летняя война в Афганистане. Эти события сыграли существенную роль в истории нашей Родины. 15 марта 1979года , когда вспыхнул антиправительственный мятеж в Герате, Афганское руководство обратилось с просьбой оказать военную помощь в подавлении этого мятежа путем ввода советских войск на территорию Демократической Республики Афганистан.
25 декабря 1979 года в 15часов начался ввод советских войск, так началась 10-летняя афганская война.
Тяжелейшим итогом войны является гибель наших солдат и офицеров. Убито и умерло от ран 13838военнослужащих, погибло 572 военнослужащих КГБ, 28 сотрудников МВД, 190 военных советников, инвалидами стали 6669 человек. Гепатитом поражены 115308, брюшным тифом- 31080.
Воины-афганцы дополнили славную историю российских побед. Многие из них награждены государственными наградами за мужество и героизм.
15 февраля 2014 года исполняется 25 лет со дня вывода советских войск из Афганистана:
В последний раз взлетаю над Кабулом.
Домой! Домой! Теперь уж навсегда. Ночь звездами полна и реактивным гулом. И где-то в ней горит моя звезда. Граница! Родина! А, значит, будем живы.
Одним из ребят, которым повезло остаться в живых, и является Шкахов Руслан Мухамедханович, 1964 года рождения. Он учился в МКОУ «СОШ№3"г.Нарткала с 1972 по 1982г.г.
Совсем недавно мы, учащиеся 8-9 классов, волонтеры посетили вместе с классными руководителями Токарь Н.В. и Цирульниковой Р.С. семью Шкаховых, познакомились с мамой воина-афганца Любовью Наибовной , 75-летней женщиной, которая поддерживает семейный очаг. Она уже прабабушка. Мы долго беседовали с ней, братом Асланом, т.к. Руслана не было дома. Затем созвонились и с Русланом. Вот что узнали об этом человеке и его семье.
Мама, Любовь Наибовна, очень рано осталась без поддержки мужа. Он трагически погиб, работая шофером. На руках остались двое маленьких детей-мальчишек, а через 2 месяца родилась и дочка Лара. Любови Наибовне было всего 25 лет и трое маленьких детей, недостроенный дом в с. Урвань. В 1968 году Администрация района предложила ей квартиру на 5 этаже или в одноэтажном барачном доме. И она согласилась на второе. Не покладая рук работала в общепите более 40 лет, затем уборщицей в ЖЭКе, сейчас- в теплосети.
Подрастали дети. Руслан после окончания школы поступил в Майкопский техникум по обработке дерева. Оттуда и был призван в ряды Советской Армии исполнять интернациональный долг в Афганистане. Служил сержантом в диверсионном батальоне спецминирования. Был контужен. Долгих 2 года он жил рядом со смертью, но она не одолела его. В1986году он вернулся домой. Любовь Наибовна с гордостью показала нам награды сына, документы, газеты, которые свидетельствовали о пройденном пути ее сына.
-1200159906000Руслан награжден медалями: «За заслуги перед Отечеством», «За отвагу», памятными медалями: «20 лет вывода войск из Афганистана», «70 лет Вооруженным силам СССР», «От благодарного афганского народа», «Воину- интернационалисту». В 1990 году Руслану присвоено звание младшего лейтенанта.
3413125212788500Вернувшись из армии, он поступил на ПГС КБГУ, проучился 2 года и вынужден был оставить учебу, т.к. женился и надо было содержать семью. Получил двухкомнатную квартиру в г. Нарткале, работал мебельщиком, воспитывал двух девочек. Принимал активное участие в общетвенной жизни района. Он был председателем Совета афганцев Урванского района, членом КПСС делегатом 37, 38 Кабардино-Балкарской областной комомольской конференции.
left498792500center498792500Жизнь не всегда преподносит подарки. Сейчас Руслану Мухамедхановичу 49 лет, получает небольшую пенсию, около 5 тысяч. Конечно, все пережитое им отразилось на его здоровье. Ему кажется, что он не у дел. Но о нем знают его дети, родственники, его приглашают на митинги в День Победы, в школу, где Руслан рассказывает о себе и о тех, кто не вернулся из далекого Афганистана.
Просматривая пожелтевшие газеты, представленные нам мамой воина-афганца, мы видели, как она дорожит ими, как ей хочется, чтобы о нем знали все, чтобы он был ей опорой, как ей хочется гордиться им. В течение беседы она несколько раз набирала его номер сотового телефона, чтобы услышать голос сына. В районной газете «Маяк» за 14 мая 2009 года в статье «Победа во имя грядущего» мы видим на снимке двух ветеранов: Уралова А.В. и Шкахова Р.М.- участника ВО войны и воина-афганца. Они пришли почтить память погибших в годы Великой Отечественной.
-351790-17780000 Время все дальше уносит события 25-летней давности. Но мы должны помнить юношей, навечно оставшихся молодыми и тех, кто смог остаться в живых. Нет сейчас смысла спорить о том, кому нужна была та война. 18-летние мальчишки выполняли свой воинский долг, их посылала страна и хочется , чтобы она помнила о них, помогала жить достойно.
Заключение.
Ведущий 1: Тяжелейшим итогом афганской войны является гибель наших солдат и офицеров. Убито и умерло от ран и болезней 13 833 военнослужащих, в том числе 1979 офицеров и генералов, погибло 572 военнослужащих КГБ, 28 сотрудников МВД, 190 военных советников, из них 145 офицеров, инвалидами стали 6669 афганцев, из них 1479 человек, инвалиды 1-й группы. Гепатитом поражено 115308 человек, брюшным тифом 31080 солдат и офицеров. Во время вывода советских войск из Афганистана были эвакуированы на Родину все обелиски, которые были установлены на местах гибели солдат и офицеров 40-й армии.
Ведущий 2: Российская армия издавна славится своими победами: на полях сражений с монголо-татарским игом, в годы Отечественной войны 1812 года, самоотверженным героизмом на фронтах в годы Великой Отечественной войны. Воины-интернационалисты дополнили славную историю российских побед. Недаром многие из них награждены государственными наградами за самоотверженность, мужество и героизм, проявленные при оказании интернациональной помощи Республике Афганистан. В наше время в российских парнях не иссякли верность долгу и традициям старших поколений: непреклонная воля к победе, отвага, мужество.
Чтец: С днем вывода войск и Афганистана,С днем воинской славы любимой страны,Сегодня мы вновь говорим неустанно:Пусть горя не будет, не нужно войны.И чествуем мы ветеранов военных,И помним о тех, кто погиб на войне,И верим, что будет лишь мир непременно,А зло не прорвется к нам больше извне...
Звучит песня Петлюры «Зажгите свечи».
Пояснительная записка
Номинация: « Классному руководителю»
Название разработки: Урок мужества, посвященный 26- летию вывода войск из Афганистана. Классный час в 10 классе. Подготовила : Цирульникова Р.С.кл руководитель10 кл.
Цели:
•Ознакомление учащихся с причиной ввода советских войск в Афганистан.
•Определение исторического значения афганской войны.
•Воспитывать чувство долга, ответственности, самопожертвования, патриотизма.
•Привлечь к поисковой работе по сбору материала о герояхафгацах – наших земляках.
Область применения : классные часы, посвященные патриотическому воспитанию молодежи.
Возрастная группа: старшеклассники.
Ожидаемые результаты:
•подготовка обучающихся к участию в общественно-политической жизни страны, готовности достойного служения Отечеству;
•решение проблемы преемственности поколений;
•повышение статуса героико-патриотического воспитания в образовательных учреждениях.
• Изучение истории родного края.
Список литературы
©http://pozdravok.ru/pozdravleniya/prazdniki/vyvod-voysk-iz-afganistana/2.htm