Конспект урока истории в 7 классе Заседание круглого стола критиков и лириков по теме: «Эпоха Петра Великого
7 класс ________
Урок обобщение. Заседание круглого стола критиков и лириков по теме: «Эпоха Петра Великого».
Цель урока:
Урок проводится в завершении изучения темы “Эпоха Петра Великого” как обобщающий, поэтому учащиеся должны показать знание, умение и навыки работы с дополнительной литературой для самостоятельного изучения, поиска информации для решения проблемных заданий с помощью компьютерных технологий, электронных и традиционных носителей информации.
Данная форма проведения урока позволяет учащимся учиться формировать критическое мышление, анализировать, аргументировано доказывать и отстаивать свою точку зрения, видеть альтернативные подходы в изучении темы “Эпоха Петра I”, развивать свои творческие способности и учиться грамотно вести дискуссию.
Задачи:
I. Объяснить учащимся, что:
эпоха Петра I явилась переломным моментом в истории России, когда страна стала на совершенно новый путь развития;
значение петровских преобразований для страны огромно: реформы в управлении государством, промышленности, экономике, церкви, культуре изменили страну до неузнаваемости, поставив ее в один ряд с ведущими мировыми державами;
после Северной войны внешнеполитическое положение России изменилось кардинально: страна решила вековую проблему выхода к Балтийскому морю, вырос ее престиж, появилась новая, регулярная, боеспособная армия;
огромную роль в этих изменениях сыграла личность царя, его неуемная энергия, направленная на развитие страны.
II. Используя материал по теме:
способствовать нравственно патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны;
сформировать у учащихся восхищение личностными качествами Петра I, его преобразовательной деятельностью;
воспитывать интерес к истории как учебному предмету.
III. Используя материал по теме:
развивать у учащихся критическое мышление, умение анализировать, аргументировано доказывать и отстаивать свою точку зрения, видеть альтернативные подходы, развивать свои творческие способности и учиться грамотно вести дискуссию;
формировать у учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений, умения работать с картой и историческим документом, как историческими источниками;
расширить представления о роли и значении личности в истории.
Оформление доски:
Тема урока. Эпиграф
“Почва для истории великого человека есть история народа.”
С.М. Соловьев
Понятия: сенат, коллегии, главный магистрат, губернии, синод, подушная подать, «Великое посольство».
Материально-техническое и дидактическое оснащение: Схемы (кластеры), компьютер, мультипроектор, интерактивная доска, презентация в MS Power Point, раздаточный материал (см приложение)
Методическая цель урока: Использование игр для развития памяти и мышления, учащихся при обобщении изученной темы.
Тип урока: повторительно-обобщающий
Форма урока: комбинированный, с использованием инновационных информационных технологий.
План:
Личность Петра I
Внешняя политика Петра I
Внутренняя политика Петра I
Итоги правления Петра I
Ход урока
Организационный момент. Постановка целей и задач урока
Вступительное слово учителя.
Зачитывается стихотворения. Кому посвящены следующие строки?
СЛАЙД 1
Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещение,
Не призирал страны родной:
Он знал её предназначенье.
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
А.С. Пушкин
Ответы учащихся: Строки посвящены Петру Алексеевичу Романову. Императору России. Царю Петру I Великому. Правил в России с 1682 -1725гг
СЛАЙД 2
Сегодня мы проводим заключительный урок по теме “Эпоха Петровских преобразований”. Подумаем и сделаем вывод, о историческом значении данных преобразований для будущего России и какова роль самого Петра I в осуществлении этих реформ.
СЛАЙД 3
Проблемный вопрос звучит так: «ПетрI: тиран или реформатор?» вопрос в тетрадь.
На ваш взгляд чтобы ответить на данный вопрос, какие моменты мы должны просмотреть сегодня на уроке?
Ответ детей совпадают с планом работы на уроке.
СЛАЙД 4
План:
Личность Петра I
Внешняя политика Петра I
Внутренняя политика Петра I
Итоги правления Петра I
Мы с вами заранее разделились на 2 команды – ЛИРИКИ И КРИТИКИ. Но это не значит, что в своем мнении вы должны оставаться непреклонными. Может быть, к концу урока вы измените свои позиции по отношению к петровским преобразованиям.
За правильные ответы и выполненные задания будете получать жетоны, а в конце урока мы подведем итог и выставим оценки.
Итак, приступим к работе круглого стола.
Постараемся дать объективную характеристику изученной эпохе.
А напутствием к работе послужат следующие слова Петра I.
Фрагмент из фильма «Слуга государев»
Личность Петра I
Первый император России, Петр подается исследователями то, как величайший деятель, мудрый преобразователь, то, как зловещая персона в истории России, развязавшая террор против своего народа, ставший вместо царя-батюшки всесильным хозяином.
СЛАЙД 5
Перед вами оценка, данная реформам Петра Великого философами, историками, писателями различных временных отрезков.
На ваших рабочих столах находятся листы – задание № 1
Ваша задача – проанализировав документ попробовать определить свою позицию по отношению к реформам Петра I. Но свое мнение пока не высказываем.
На ваших рабочих столах находятся листы – задание № 1
Лист задание № 1
Работа со схемой
Оценка петровских преобразований
Идеологи
В.Н.Татищев, М.В. Ломоносов, С.М.Соловьев
Н.М.Карамзин
К.С.Аксаков
А.С.Хомяков
Их позиция
Сторонники петровских реформ, благодаря которым Россия стала великой державой и приобщилась к европейской цивилизации
Противники петровских реформ, благодаря которым были разрушены национальные русские устои.
II. Проверка домашнего задания.
На дом было дано следующее задание: разгруппировать положительные и отрицательные моменты этого времени. Для этого мы определились, кто у нас будут критиками и лириками. Первое слово мы предоставим лирикам.
Соседство положительных и отрицательных моментов в эпохе Петра I.
Материалы круглого стола лириков и критиков.
Лирики: Положительное в правлении Петра I: великое посольство, создал регулярную армию, открыл Навигационную школу, основал Санкт-Петербург, победа под Полтавой, выход к Балтийскому морю, Россия стала империей, выход к Каспийскому морю, заключил выгодный Ништадтский договор, преобразовал государственную систему, церковь стала частью государственной системы, ввел «Табель о рангах», произвел первую перепись населения, провел административно-территориальное деление, произошел подъем в экономическом развитии страны, создал сильный флот, наладил кораблестроение, проводил политику протекционизма, наладил экспорт, ввел новый календарь, открывались новые школы, стала издаваться первая газета «Ведомости», открывались библиотеки и музеи, Академия наук, развивалась живопись, изменения в быту в лучшую сторону, завозились новые диковинки.
Критики: Казнь стрельцов, устранил сестру Софью от власти, не смог завоевать выход к Черному морю, ввел новую систему налогов, подавил восстание в Астрахани, восстание Булавина, жестоко обошелся с царевичем Алексеем.
Учитель на разные чаши весов ложит монеты. Перевешивает чаша лириков.
Несмотря на то, что имеются отрицательные моменты, в правлении огромное число положительного, которое способствовало поднятию России на новый экономический уровень, что способствовало конкурентоспособности с европейскими государствами.
СЛАЙД 6
Вывод по домашнему заданию.
Несмотря на то, что имеются отрицательные моменты, в правлении Петра I огромное число положительного, которое способствовало поднятию России на новый экономический уровень, что способствовало конкурентоспособности с европейскими государствами.
А теперь более подробно рассмотрим суть преобразований.
Перед началом любых преобразований складываются определенные предпосылки, т.е. подготовленная почва для нововведений. Не исключением стали и реформы Петра I.
ВОПРОС:
Охарактеризуйте предпосылки реформ Петра Великого.
Ответы учащихся СЛАЙД 7
1. Отставание России в социально – экономическом, военном и культурном отношении от европейских стран.
2. активная волевая деятельность Петра I, ориентирование на преобразования в стране.
3. осознание необходимости реформ с использованием европейского опыта.
Вывод: реформы необходимо было проводить как во внешней, так и во внутренней политики государства.
2. Внешняя политика.
Работа с документом №1
Документ № 1
«Свое первое боевое крещению Петр получил в войне с Турцией в 1695-1696 гг. во время Азовских походов. Тогда был взят Азов - оплот Турции на Черном море. В более удобной и глубокой бухте Петр заложил новую гавань Таганрог. В 1697-1698 гг. с Великим посольством под именем Петра Михайлова царь впервые побывал в Европе. После заключения мира с Турцией в 1700 г. в области внешней политики главной задачей Петр считал борьбу со Швецией за выход к Балтийскому морю. Летом 1700 г. Россия вступила в войну, получившую название Северной. В годы Северной войны (1700-1721 гг.) Петр показал себя талантливым полководцем и замечательным стратегом. Он несколько разбил шведскую армию - лучшую в тогдашней Европе. Северная война закончилась подписанием Ништадского мира между Россией и Швецией. За Россией оставались завоеванные ею прибалтийские земли. В 1710-1713 гг. Россия участвовала в войне с Турцией. В 1711 г. Петр возглавил Прусский поход, закончившийся неудачей. В результате Персидского похода 1722-1723 гг. Россия приобрела земли на южном побережье Каспийского моря».
Вопросы:
Перечислите основные направления внешней политики Петра I.
Какие основные внешнеполитические задачи ставил перед страной Петр 1 ?
3 . Все ли поставленные задачи были решены? Свой ответ аргументируйте.
Ответы учащихся на вопросы. Работа с картой. Слайд 8 и 9
1.
1.Юго-западное выход к Черному морю;
2. Западное выход к Балтийскому морю;
3. Южное Иран
2
Выход в Балтийское море.
Выход в Черное море.
Поднять международный авторитет страны.
3. НЕ ВСЕ ЗАДАЧИ БЫЛИ РЕШЕНЫ.
Петр не получил выход в Черное море, но добился выхода в Балтийское море. Был создан военно – морской флот. Поднят международный авторитет России.
Работа с документом № 2.
“Ее королевское величество Свейское уступает сим его царскому величеству Российского государства в совершенное вечное владение в сей войне от короны Свейской завоеванные провинции: Лифляндию, Эстляндию, Ингерманландию и часть Карелии
О чем идет речь в документе?
В чем значение этого события?
Речь идет о подписании Ништадского мира с Россией -30 августа 1721г. По которому Россия укрепилась на Балтике, приобрела новые земли.
2. Признание нашей страны на международном уровне. Наша страна стала одной из ведущих держав мира. В октябре 1721 года Петр I принял титул Отца Отечества, стал Всероссийским Императором, Петром Великим. С него начался новый этап нашей истории – императорской России, просуществовавшей до 1917 года.
Вывод о внешней политики Петра I СЛАЙД 10
Россия получила выход в Балтийское море;
Созданы условия для морской торговли с Европой;
Россия стала великой морской державой;
Встала в разряд великих мировых держав.
Физминутка.
Внутренняя политика. СЛАЙД 11
Отдавая в течение долгих лет свое время, силы, энергию Северной войне, Петр I ни на минуту не забывал о необходимости реформ в самой стране.
Какие сферы жизни общества подверглись реформированию?
Политическая, экономическая, социальная, духовная.
Работа с документом № 3
Документ № 3
«С 1690-х гг. Петр начал проводить реформы во всех областях русской жизни.
В 1-й четверти XVIII века Петр изменил систему государственного управления: Сенат, в 1708-1715 гг. проведена губернская реформа, а в 1718-1721 гг. приказы заменены коллегиями.
Была создана регулярная армия и флот, введена рекрутская повинность и обязательная воинская служба для дворян.
Шло развитие мануфактур. Политика протекционизма.
Были открыты новые учебные заведения, принята гражданская азбука, основана Академия наук, появились театры и типографии.
В 1722 г. принят Табель о рангах - законодательный акт, который привел в систему все государственные чины.
В 1700 г. в России было введено новое летоисчисление от Рождества Христова.
Петр начал проводить политику ограничения церковной власти (Синод).
22 октября 1721 г. Сенат преподнес Петру I титул императора всероссийского. Россия стала империей.
В 1718-1724 гг. была проведена податная реформа, которая увеличила налоговое бремя в 1,5-2 раза. В 1722 г. принят указ о престолонаследии».
1. Какие реформы во внутренней политике были проведены Петром 1?
2. Составьте краткий перечень реформ. Изменения в:
государственном секторе, экономике, социальной сфере, духовной сфере.
Какие последствия имели данные преобразования для страны. Сложился ли абсолютизм в стране?
Краткий анализ и просмотр СЛАЙД 12 -15
ВЫВОД СЛАЙД 16
В петровское время сформировалась новая система государственного управления. Возникли Сенат и коллегии. Россия была разделена на губернии. Образовалось единое дворянское сословие. Была введена подушная подать. Русская Православная Церковь стала частью государственной системы. В сфере управления создавались единые нормативные документы, в том числе Табель о рангах, регламентировавшая прохождение государственной службы. В России начинался период абсолютизма. В результате экономической политики за сверхкороткий срок была создана мощная промышленность, способная полностью обеспечить военные и государственные нужды и ни в чем не зависела от импорта.
Итоги правления Петра I
Мы с вами возвращаемся к проблемному вопросу, поставленному в начале урока.
«Петр I: тиран или реформатор?»
Прежде чем отвечать на него мы хотели бы отметить как ответили на данный вопрос учащиеся и ученики нашей школы.
Исследование проводил Чернев Дмитрий СДАЙД 17
Чтобы определиться с ответом подытожим все то о чем говорили на уроке.
СЛАЙД 18
То нетленное наследство, которое оставил нам Петр Великий, есть пример небывалого в истории труда, силы воли в борьбе с препятствиями, в борьбе со злом; пример любви к своему народу, пример непоколебимой веры в свой народ, в его способности, в его значение пример страсти к знанию, преданности вере, что обещает народам долголетие
У вас у каждого есть возможности стать Великими. Нужно лишь поставить цели и достигать их. Я верю, что вы будете строить такую жизнь, где будет всем хорошо и уютно.
СЛАЙД 19
Таким образом, мы выяснили, что эпоха Петра I Великого была временем серьезного переустройства нашей страны. Изменения, реформы этого правителя затронули все сферы жизнедеятельности нашей Родины в XVIII столетии.
Имели место положительные результаты этих реформ:
Россия превращается в империю (1721 год) c мощной армией и флотом.
Улучшилось международное положение России.
Произошло ускорение темпов социально-экономического и культурного развития России.
Но также происходят отрицательные процессы, влияющие на развитие страны:
Консервация феодально-крепостнических отношений.
Подавление личности государством.
Становление абсолютной монархии в России.
Подчинение церкви государству.
Как писал русский историк 18 века М.М.Щербатов «Для того чтобы достигнуть уровня, на который вывел Россию ПЕТР I, двигаясь с привычной российской неспешностью потребовалось бы 200лет»
5. Домашнее задание:
Вам предлагается проблемное домашнее задание:
Вводная фраза в тетрадь – Я считаю Петра I .. потому что, ( так как) .
В своем ответе вы можете опираться на текс параграфов 17-25.
Ваши конспекты уроков.
Выставление оценок по подсчету фишек.
СЛАЙД 20
Рефлексия по формуле ПОПС:
П – позиция «Я считаю, что.»
О – обоснования «Потому, что.»
П – пример «Например»
С – следствие «Поэтому»
Если осталось время раздать лист - тестирование СМ НИЖЕ
Лист тестирование
1. Соотнесите событие и дату, а из полученных букв составьте слово и объясните его значение:
Основание
1. Санкт-Петербурга 1724 г. – Н
2. Начало Северной войны 1721 г. – А
3. Академия наук 1703 г. – С
4. Учреждение Синода 1708 г. – Т
5. «Мать Полтавской баталии» произошла в 1700 г – Е
2. Рекрутская система набора в армию в России была введена а) в 1703 г.; б) в 1705 г.; в) в 1709 г.; г) в 1701 г.
3. Полтавская битва произошла: а) в 1705 г.; б) в 1709 г.; в) в 1707 г.; г) в 1704 г.
4. Отставание России от европейских стран выразилось: а) в отсутствии открытого выхода к морю, что мешало развитию внешней торговли; б) в отсутствии регулярной боеспособной армии; в) в несовершенной системе государственного управления; г) верны все ответы.
5. . В 1703 г. Петр I основал город, который назывался: а) Санкт - Петербург; б) Архангельск; в) Тарту.
Ответы
1 Сенат-высший законодательный и распорядительный орган при царе.
2. б
3 б
4 г
5 а
Образцом для реформы государственного управления Петр I избрал шведское государственное устройство. Ввел много иностранных слов. Давайте проведем словарную работу. Объясните понятия:
Сенат-высший законодательный и распорядительный орган при царе.
Коллегии-правительственные учреждения, которые ведали определенными участками государственного управления и распространяли свою деятельность на всю территорию страны.
Губернии-новые административные единицы.
Синод-высший церковный орган.
Главный магистрат-центральное учреждение для управления городами.
Дополнительный материал для учителя
Меншиков Александр Данилович с 1686 г. был денщиком у Петра I, затем бомбардиром Преображенского полка. В 1707 г. Петр I пожаловал Меншикову звание «Светлейшего князя».
В 1727 году Верховный тайный совет лишил все чины Меншикова А.Д. и сослал в Сибирь. До конца жизни Меншиков оставался неграмотным.
Лефорт из богатой купеческой семьи, преподавал в женевском коллегиуме. В 1675 г. поселился в Москве в Немецкой слободе. В 1692 году командовал Московским отборным полком. Отличился в Азовских походах, за что был назначен адмиралом русского флота. Лефорт создавал русский флот в Воронеже.
Именно Лефорт предложил Петру I идею отправиться в Европу, чтобы научиться различным наукам.
Апраксин был из дворянского и графского рода с 1698 – воевода в Новгороде. Участвовал в Северной войне. Подавил восстание в Астрахани. Заключал договора. С 1708-1713 – Казанский губернатор, сенатор. Был замечен в деле царевича Алексея, но сумел оправдаться. Участвовал в создание «пехотных» полков Семеновского и Преображенского. Участник Азовского похода. Возглавил Адмиралтейский приказ. С 1712 по 1723 г. управлял Эстляндией, Ингерманландией, Карелией, Финляндией.
Головкин Г.И. государственный деятель, канцлер. Сопровождал Петра в «Великом посольстве» 1697-98, вместе с ним работал на голл. верфях в Саардаме. Участвовал в сражении со шведскими кораблями близ устья Невы (май 1703). Возглавлял Посольский приказ (1706-17), затем президент Коллегии иностранных дел (1717-34). Личный инициативы не проявлял и был лишь исполнителем царской воли.
Проверка знаний.
Тест
1. К какому их указанных событий относится годы 1700, 1709, 1721?[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]2. «Матерью Полтавской баталии» Петр I назвал А) Взятие Нарвы В) Битву при Ниеншанце Б) Сражение при Лесной Г) Гангутское сражение
3. К внешней политике Петра I относитсяа) Семилетняя войнаб) Великое посольствов) присоединение Левобережной Украиныг) участие в Северной союзед) первый раздел Речи Посполитойе) Ништадский мирУкажите правильный ответ1) авг 2) агд 3) бге 4) вгд
4. Создание Святейшего Синода привело кА) церковному расколу В) усилению самостоятельности церквиБ) подчинению церкви государству Г) Секуляризации церковных земель
5. Первая половина XVIII в. в историю России вошла как: а) елизаветинское время; б) петровская эпоха; в) екатерининская эпоха.6. Укажите даты Северной войны: а) 17001721 гг.; б) 17091721 гг.; в) 16991720 гг.; г) 1701 1721 гг.7. Петр I начал свою реформаторскую деятельность с реформ в области: а) просвещения; б) военной; в) промышленности.8. Россия с XVIII в. становится империей. Первым императором был: а) Петр II; б) Михаил Романов; в) Петр I.9. Определите причины поражения русских войск под Нарвой: а) предательство командного состава; б) небоеспособность русской армии; в) отсутствие Петра I в армии во время
10. Рекрутская система набора в армию в России была введена а) в 1703 г.; б) в 1705 г.; в) в 1709 г.; г) в 1701 г.11. Полтавская битва произошла: а) в 1705 г.; б) в 1709 г.; в) в 1707 г.; г) в 1704 г. 12. Отставание России от европейских стран выразилось: а) в отсутствии открытого выхода к морю, что мешало развитию внешней торговли; б) в отсутствии регулярной боеспособной армии; в) в несовершенной системе государственного управления; г) верны все ответы.13. В 1703 г. Петр I основал город, который назывался: а) Санкт - Петербург; б) Архангельск; в) Тарту.14. Укажите, кто опирался на стрельцов в борьбе за царский престол: а) царевна Софья; б) Глинские (родственники Петра); в) князь В. Голицын; г) немцы на Кукуе.
Ключ: 1- б; 2 – б; 3 - 3; 4 – б; 5 – б; 6 – а; 7 – б; 8 – в; 9 – б; 10 – б; 11 –б; 12 – г; 13 – а; 14 - а
13PAGE 15
13PAGE 14615
Урок обощения по эпохе Петра Великого.ppt
22. Слайд 22Урок обощения по эпохе Петра Великого.ppt
21. Слайд 21Заголовок 1Заголовок 315