ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ С СЕМЬЯМИ
ВОСПИТАННИКОВ
В настоящее время стремительно возрастает объем информации, которая используется для научных исследований и практической жизни. В этих условиях необходим человек, обладающий не только некоторой фиксированной суммой знаний, умений и навыков, но, главное, умеющий ориентироваться в информационном пространстве, способный ставить перед собой цель, достигать ее, не ущемляя прав окружающих его людей, умеющий адекватно себя оценивать и прогнозировать развитие дальнейших событий.
Изменение условий жизни приводит к коренному изменению целей и ценностей школы и дошкольного образования: парадигма образования изменяется со «знаниевой» на «деятельностную». Как отмечено в документе «О приоритетных направлениях развития образования в Российской Федерации», «формируются современные представления о фундаментальности образования – это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться».
В силу этого, новые федеральные нормативные документы образования (ФГТ ДО, ФГОС НОО), отвечая требованиям времени и обеспечивая непрерывность образовательного процесса на всех его ступенях, переносят акцент с формирования у детей знаний, умений и навыков на формирование интегративных качеств, нравственных характеристик личности, умения учиться, готовности к самоизменению, саморазвитию и самовоспитанию в течение всей жизни как основной результат образования.
Приоритет цели саморазвития личности требует новых подходов не только к организации процесса обучения, но и новой системы взаимодействия между образовательным учреждением и семьей ребенка. Роль семьи несравнима по своему значению ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье развивается и формируется личность человека. Только в условиях тесного сотрудничества образовательных учреждений как социальных институтов и семьи, единства целей и подходов к обучению и воспитанию можно помочь детям приобрести полноценный жизненный опыт, «открыть» для себя путь самоизменения и саморазвития, успешно самореализоваться в будущем.
Приоритет семьи в воспитании ребенка зафиксирован сегодня в нормативных документах образования. Так, стратегическими для системы дошкольного образования документами являются:
«Концепция дошкольного воспитания» (1989), которая акцентирует внимание на следующих положениях: «Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного, делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога, что особенно необходимо при подготовке детей к школе».
Закон Российской Федерации «Об образовании» и Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, в соответствии с которыми одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В соответствии с этим документом родители должны участвовать в реализации образовательной программы: «образовательные задачи должны решаться и в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях), в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности с семьей».
Между тем, сегодня, когда в обществе происходят сложные социально-экономические процессы, и одновременно коренным образом изменяются цели и ценности образования, родители потеряли привычные ориентиры в вопросах обучения и воспитания своих детей. Старые методы взаимодействия с детьми, которые вырабатывались в культуре веками, не работают, а новые не только не осознаны, но даже не прожиты в опыте взрослых – их учили и воспитывали по-другому. Все это требует изменения традиционных подходов к взаимодействию педагогов дошкольных образовательных учреждений с семьями воспитанников.
В последние годы формы работы с родителями в дошкольных образовательных учреждениях стали более разнообразными: конкурсы, семейные гостиные, родительские клубы, мастерские, вечера вопросов и ответов, «круглые столы», уголки для родителей, лектории, тренинги, интернет-конференции и прочее. Все чаще используются интерактивные методы работы с родителями («мозговой штурм», деловая игра, проект, видеокурсы и др.), ориентированные на получение знаний родителями не в «готовом» виде, а в результате самостоятельного поиска, осмысления. У родителей появилась реальная возможность не только обогатить свои знания в вопросах воспитания и развития ребенка, но еще и понять причины своих проблем в воспитании, выработать навыки эффективного взаимодействия с детьми.
Вместе с тем, несмотря на все достоинства таких нововведений, они охватывают лишь малую часть родителей, которые изначально испытывают потребность в повышении своей педагогической грамотности, и воспитатели ДОУ готовы им такую помощь оказать. Но даже те родители, которые стремятся к самообразованию и обычно достаточно четко представляют, что и как хотят воспитать и развить в своем ребенке, при этом очень редко задумываются над тем, чего недостает им самим, какие модели и установки они закладывают в ребенке своим поведением.
Вместе с тем общеизвестно, что дети обучаются не только тому, чего хотят от них окружающие, но и перенимают особенности поведения. Семья воздействует на ребенка постоянно, поэтому родные и близкие обладают практически неограниченными возможностями влияния на формирование личностных качеств ребенка. Следовательно, бесполезно говорить о высоких целях, если сами взрослые им не следуют. В этом одна из ключевых проблем воспитания и причина того, что многие цели и задачи образования только декларируются, но не осуществляются.
Поэтому остаются актуальными вопросы: как пробудить у родителей понимание того, что для содействия культурному развитию ребенка и его успешной социализации взрослым необходимо начать, прежде всего, с самих себя, с собственного самоизменения и самовоспитания? И как подготовить к такому взаимодействию воспитателей – ведь для этого они тоже должны вовлечься в процесс самоизмения и самовоспитания и приобрести позитивный опыт?
Системная целенаправленная работа с родителями на дошкольной ступени образования готовит к школьной жизни как детей, так и самих родителей, которым предстоит заключать общественный договор в качестве равноправных партнеров в образовательной политике государства.









13PAGE 15


13PAGE 14115