Выступление на педагогическом совете Организация работы с родителями по профилактике семейного неблагополучия и предупреждению антивитального поведения обучающихся, воспитанников
КГБОУ «Новоалтайская общеобразовательная школа-интернат»
Выступление па педагогическом совете
«Организация работы с родителями по профилактике семейного неблагополучия и предупреждению антивитального поведения обучающихся, воспитанников»
Подготовила
Чичерина Е.Ф.
социальный педагог
Новоалтайск, 2016г
Семья является самым главным институтом социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания. Приобретает нравственные умения и навыки. Воспринимает ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в обществе. Именно семья призвана обеспечивать основные, базовые потребности ребенка.
Однако далеко не всегда семья выполняет жизненно важные для развития и социального становления ребенка функции. Такие семьи объединяются понятием «неблагополучная семья». К данной категории семей относят:
семьи с низким материальным достатком;
семьи, ведущие асоциальный образ жизни;
семьи, в которых нарушены детско-родительские отношения (то есть имеют место конфликты, насилие, отчуждение, безразличие.)
«Неблагополучная семья» - это семья, в которой наблюдается нарушение или распад нравственно-этических норм и семейного уклада, постоянно проявляются серьезные нарушения в межличностных, внутрисемейных отношениях, порождающие ошибки и просчеты в воспитании детей.
Работать школе с такими семьями очень сложно. Чем глубже степень семейного неблагополучия, тем более закрытой для внешнего мира она становится, тем сильнее нарушено поведение детей, труднее оказывать помощь такой семье, ведь нужно найти подход, установить психологический контакт. Родители из семей с тяжелой степенью неблагополучия неохотно вступают в контакт со школой или вообще не вступают, могут демонстрировать открытую враждебность в ответ на призывы педагогов к сотрудничеству.
В практике чаще всего встречаются неблагополучные семьи, где один или оба родителя злоупотребляют алкоголем. Болезненное пристрастие калкоголю ведет к деградации личности. Под влиянием алкоголя пьющийчеловек способен на унижение, оскорбление членов своей семьи, в следствие
чего у ребёнка может проявляться агрессия, чувство вины и стыда, депрессия. Жизнь ребенка в такой семье приводит к душевным травмам,
серьёзным образом сказывается на формировании личности
Поэтому одной из обязательных составляющих работы всех членов педагогического коллектива с детьми, имеющими какие-либо социальные, психологические или педагогические проблемы, является работа с их семьями.
Социально - педагогическая реабилитация семьи, влияние на внутрисемейную ситуацию должны быть направлены, в первую, на обеспечение жизненно важных потребностей ребенка и защиту его базовых прав – права на жизнь и необходимый для полноценного развития уровень жизни.
Этим обусловлено и существенное сходство в структуре технологий, которые обязательно включают три уровня: профилактический, диагностический, реабилитационный.
Профилактический уровень. Профилактика - это комплекс мер, проводимых путем организации общедоступной медико-психологической и социально-педагогической поддержки семьи.
При работе с семьей, в которой при воспитании ребенка прибегают к насилию, необходимо объяснить членам семьи пагубные последствия физических наказаний детей и разъяснить гуманистические методы воспитания. Организация педагогического просвещения родителей этой категории направлена на то, чтобы они поняли разницу между допустимым и недопустимым поведением, поскольку родители часто не осознают последствий, к которым может привести физическое наказание ребенка.
Педагогическое просвещение включает деятельность информационного и обучающего плана по рассмотрению основных закономерностей развития ребенка, возрастных психологических факторов становления его личности на конкретных стадиях, проблем каждого возраста и выработке общих рекомендаций по их разрешению. Необходимо уделять внимание таким проблемам, как роль матери во взаимоотношениях с ребенком на ранних стадиях его жизни, значение эмоциональных факторов во взаимоотношениях в семье, познакомить с понятием возрастных кризисов, проводить работу по формированию и развитию умений общаться с детьми, руководить их деятельностью, развивать речь, положительные качества.
Классные руководители и воспитатели должен заниматься пропагандой ненасильственного воспитания, разъяснять, что существует множество методов, с помощью которых можно воспитать в детях послушание, ответственность, не прибегая к телесным наказаниям.
Например:
хвалить детей за хорошие поступки;
поощрять за любое изменение к лучшему, даже если оно незначительное, так как это способствует усилению уверенности ребенка в себе;
стараться научить ребенка исправить неправильный поступок;
избегать пустых угроз;
не выражать предпочтение одному из детей, если в семье не один ребенок;
не требовать от ребенка того, что он не может сделать;
оценивать сам поступок, а не того, кто его совершил;
использовать любую возможность, чтобы показать ребенку свою любовь.
Эффективность профилактической работы напрямую зависит от правильного выбора способа общения с семьей.
Считается недопустимым небрежное, снисходительное или слишком официальное общение при встречах с членами семьи, а также упреки и устрашения. Предвидя трудный разговор, педагог должен тщательно подготовиться. Собрать больше информации о семье, тщательно обдумать содержание и форму беседы. В начале встречи нужно отметить благоприятные стороны жизни семьи, положительные качества собеседника. Завоевав распоряжение, необходимо найти тактичную форму для определения проблемы.
Успешной работе с семьей помогает атмосфера дружеских, партнерских, неформальных отношений между педагогами и родителями, чему способствует проведение тематических встреч, вечеров отдыха и др. В процессе их совместной подготовки предоставляется возможность лучше узнать друг друга, проявить взаимный интерес. Умело организуя общение детей и взрослых, педагоги помогают им ощутить радость и удовлетворение от совместных дел, чего прежде, данная семья не испытывала.
Диагностический уровень. Здесь возможны два варианта деятельности педагогов.
При добровольном обращении членов семьи к педагогам - оценка ситуации, в случае необходимости, организация консультации педагога-психолога, социального педагога.
В остальных случаях – сбор достоверной информации о семье, организация встречи с ней, обеспечение обратной связи.
Этапы диагностики:
сбор информации;
анализ информации;определение социального статуса (или категории) семьи.
Проведение диагностики предполагает соблюдение определенных принципов. Выделим наиболее важные из них.
Методологические принципы:
объективность в сборе фактов и их интерпретации;
множественность источников информации;
достоверность информации.
Этические принципы:
конфиденциальность;
степень открытости.
На данном этапе обязательно используются следующие диагностические методы:
наблюдение;
беседа (по заранее обдуманному плану);
анкетирование (письменный опрос);
Реабилитационный уровень. Этот уровень является важнейшим в системе работы с семьей, так как проводится на всех этапах общения. Реабилитация - это система мер, имеющих целью быстрейшее и наиболее полное восстановление полноценного функционирования различных категорий семей. В практической работе с родителями обучающихся, воспитанников классный руководитель использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия.
Традиционные формы работы с родителями.
1. Родительские собрания.
2. Индивидуальные консультации и беседы педагогов.
3. Тематические консультации.
Рекомендации по проведению родительских собраний.
1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.
2.Тема собраний должна учитывать возрастные особенности детей.
3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.
4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личности учащихся.
Индивидуальные консультации и беседы.
Это одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, необходимо провести индивидуальные консультации-собеседования с ними.
Готовясь к консультации необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые, помогут планированию воспитательной работы с классом.
Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителем и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя, в неофициальной обстановке, и выяснить все необходимое для своей профессиональной работы с ребенком:
1. Особенности здоровья ребенка.
2. Его увлечения, интересы.
3. Предпочтения в общении с семьей.
4. Поведенческие реакции.
5. Особенности характера.
6. Мотивация учения.
7. Моральные ценности семьи и т. д.
Беседа.
Беседа в воспитательном арсенале классного руководителя и воспитателя имеет огромное значение. Беседу лучше всего использовать в целях предупреждения конфликтных ситуаций. Использовать беседу в работе с родителями необходимо для того, чтобы наладить доверительную атмосферу, выявить трудные точки соприкосновения в конфликтных ситуациях. Результаты беседы не должны становиться гласными, если кто-то из участников беседы этого не хочет. В беседе классный руководитель должен больше слушать и слышать, а не увлекаться назидательными советами.
Тематические консультации.
В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему, испытывают идентичные затруднения. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их можно решить лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет.
В тематической консультации должны участвовать специалисты, которые могут помочь найти оптимальный вариант решения проблемы. Это социальный педагог, психолог, представитель правоохранительных органов и т.д. В ходе тематической консультации родители получают рекомендации по вопросам, которые их волнуют.
Примерная тематика консультаций для родителей.
1. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
2. Плохая память ребенка. Как ее развить?
3. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
4. Наказания детей. Какими им быть?
5. Тревожность детей. К чему она может привести?
6. Застенчивый ребенок. Пути преодоления.
7. Грубость и непонимание в семье.
9. Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.
Было бы неверным считать, что осуществление коррекционно-реабилитационной деятельности можно провести силами только одного классного руководителя. В оказании помощи неблагополучной семье необходимо объединение всех членов образовательного учреждения, кроме того, межведомственное взаимодействие различных учреждений прямо или косвенно имеющих отношение к работе с неблагополучной семьей. Это органы образования, здравоохранения, внутренних дел, социальной защиты населения, инспекция по делам несовершеннолетних, центры занятости, социально-психологические и реабилитационные центры и другие ведомства.
Только при таком тесном взаимодействии и сотрудничестве всех заинтересованных служб можно рассчитывать на успех в оказании реальной помощи родителям и детям для выхода из сложных ситуаций и предупреждению антивитального поведения обучающихся, воспитанников школы-интерната.
Антивитальное поведение - поведение, наносящее вред здоровью человека, его осуществляющего. Не направленное на жизнь (отрицание жизни, высказывания о бессмысленности существования. Антивитальные переживания - размышления, фантазии о бессмысленности, «ненужности» жизни без четких представлений о собственной смерти. Антивитальные переживания не обладают конкретной аутоагрессивной (суицидальной) направленностью.