Экологическое воспитание младших дошкольников в условиях дошкольного учреждения.
Экологическое воспитание младших дошкольников
в условиях дошкольного учреждения.
Экологическое воспитание – одна из важных составляющих процесса всестороннего развития и воспитания личности подрастающего поколения. Начинать экологическое воспитание можно с момента поступления детей в ясельную или первую младшую группу детского сада. Главным обстоятельством, обеспечивающим успех этой работы, является понимание педагогом, воспитателем психофизических особенностей детей этого возраста.
Малыши-дошкольники очень доверчивы и непосредственны, они легко включаются в совместную с педагогом практическую деятельность, с большим удовольствием манипулируют разными предметами. Дети раннего возраста эмоционально реагируют на добрый, неторопливый тон взрослого, охотно повторяют за ним слова и действия. Хотя внимание малышей непроизвольное и непродолжительное, они легко сосредотачиваются на новом предмете или игрушке. Воспитатель, педагог, работающий с данной возрастной категорией детей, должен помнить, что дети не могут долго заниматься одним делом, не могут сосредоточиться на чем-то одном в течении долгого времени – им необходимы постоянная смена событий, впечатлений, эмоций. Педагог всегда должен помнить о необходимости подкрепления слова зрительным сопровождением. Ведь именно зрительные образы помогают реагировать на тот или иной предмет, на речь воспитателя. Таким образом, успех экологического воспитания маленьких детей могут обеспечить способы взаимодействия между педагогом и детьми:
доброжелательное отношение педагога;
понимание переживаний ребенка;
многократное повторение одного и того же;
подкрепление слова зрительным образом предмета;
переключение внимания ребенка с одного вида деятельности на другой;
похвала в адрес детей.
Задача воспитателя в работе с детьми младшего дошкольного возраста – заложить первые ориентиры в мире природы (растений и животных как живых существ и их зависимости от условий жизни). На данном этапе становления личности ведущими в интеллектуальном развитии ребенка являются образы предмета и действия с ним. Поэтому воспитатель всегда сопровождает свои действия словом, сосредотачивается на сенсорном опыте детей.
В процессе становления основ экологической культуры и экологического воспитания детей накапливаются конкретные, чувственные представления о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности. Дети учатся различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, познают их главные сенсорные свойства – форму, цвет, величину, степень твердости или мягкости, характер поверхности, познают видимые составные части предметов и объектов, получают первоначальные представления о возможной деятельности с этими объектами.
Важным аспектом экологического воспитания является формирование понимания детьми специфики живого объекта природы и его отличия от неживого, формирование элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, наглядными способами функционирования в совершенно определенных условиях – это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними. Знание важно не само по себе, а для выработки дифференцированного видения объектов природы и возможности действовать с ними. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом, показателем экологической воспитанности. В этом педагогу помогает использование персонажей широко известных русских народных сказок, которые знакомы малышам и которые они с удовольствием вновь и вновь слушают и обыгрывают. Использование сказки вовсе не означает, что дети получают «сказочные» представления о природе, домашних и диких животных. Как раз наоборот, задача сказочных героев – вызвать положительные эмоции и интерес природным явлениям, помочь формированию реалистических представлений о них. Поэтому воспитатель сам должен знать и различать, где сказка, а где «правда», и правильно отражать это в речи – не злоупотреблять уменьшительно-ласкательными формами, когда речь идет о природе. Важное место в этом занимает игра – несложная сюжетная или подвижная, с имитацией движений животных, со звукоподражанием им. Кроме сказок целесообразно использовать произведения фольклора, стихи, народных игр, потешек, загадок и многое другое. Соблюдая эти условия экологическое воспитание будет иметь огромную воспитательную силу для всестороннего развития личности подрастающего поколения.