Внеклассное мероприятие по литературе Трепет жизни. Импрессионизм в лирике А. Фета


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Борисоглебского городского округа Чигоракская средняя общеобразовательная школа





Конспект внеклассного мероприятия
"Трепет жизни...". Импрессионизм в лирике А.А. Фета





















Ход мероприятия
Приветствие учителя.
Эмоциональное вступление. Чтение стихотворения А.А.Фета "Я жду... Соловьиное эхо..." (1842) под музыку.
Мы приглашаем вас на встречу с русской поэзией 19 века. Сегодня мы поговорим об удивительном поэте, тончайшем лирике - А.А. Фете.
Тема нашего занятия "Трепет жизни...". Импрессионизм в лирике А.Фета.
Мы познакомимся с понятием "импрессионизм", поговорим о творчестве художников-импрессионистов, послушаем стихи А.Фета и понаблюдаем, как импрессионизм отразился в его поэзии.
Перед вами портрет А.А. Фета. Эпиграфом к нашему разговору мы взяли такие его строки:
Покуда на груди земной,
Хотя с трудом дышать я буду,
Весь трепет жизни молодой
Мне будет внятен отовсюду.
- Подумаем, отражают ли эти строки тему нашего занятия и как можно сформулировать его цель?
- Действительно ли, лирика Фета проникнута "трепетом жизни"?
Выразительное чтение стихотворения "Шепот, робкое дыханье...":
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря...
1850
- Каким настроением проникнуто стихотворение?
- Какова тема стихотворения? (Тема любви.)
- Что чувствует лирический герой? (Слезы счастья.)
- Какие слова помогают понять тему стихотворения? Приведите примеры. ("Шепот", "робкое дыханье", "трели соловья", "милое лицо","пурпур розы", "лобзания и слезы" связаны с образом возлюбленной и картинами природы, роза и соловей - атрибуты любовной лирики. Роза - любимый цветок Фета.)
- Где происходит "ряд волшебных изменений"? (И во внешности возлюбленной, и в природе, и в душе лирического героя.)
- Какая особенность стихотворения "бросается в глаза"? (Оно состоит преимущественно из существительных. Прилагательные также представлены, но их существенно меньше. Роль предлогов и союзов очевидна.) Можно посчитать количество существительных (23), прилагательных (7). Как вы думаете, почему так? (Именно существительными обозначены предметы, понятия, чувства, ощущения, связанные с любовным чувством и запечатленные в душе мгновениями счастья.)
- Как синтаксическое построение стихотворения способствует передаче "трепета жизни" ? (Поэт находит удивительно точную синтаксическую конструкцию для воплощения трепетных чувств и ощущения счастья в душе лирического героя: стихотворение представляет собой сложное предложение, состоящее из ряда простых назывных предложений. Каждое назывное предложение фиксирует в сознании неповторимый миг бытия...)
- Обратим внимание на звуковой ряд. (Кстати, вспомним, как называется прием употребления повторяющихся согласных звуков. Правильно, аллитерация. Аллитерация - повтор согласных звуков, отчетливо выявляющий звуковой облик слов (открыть запись на доске). Найдем примеры аллитерации в стихотворении. Для чего она служит? ("Свет ночной, ночные тени,/ Тени без конца..." - блики луны в небе, на земле и воде. "Милого лица..." Обратим внимание на особую нежность, певучесть, которую придают словам сонорные согласные [л], [м], [н] и гласные [и],[е]. "...пурпур розы, / Отблеск янтаря,/И лобзания, и слезы,/И заря, заря..." - живость чувств, яркость красок, четкость линий, чистота цвета, блики света, огонь желания, скрытая страсть...)
- А какое множество цветов и красок в стихотворении, какое богатство оттенков! Назовите слова, передающие цветовую палитру стихотворения. (Серебро, ручей (цвет воды ночью), ночные тени (синие или темно-синие), лицо, освещаемое бликами луны - бледно-розовое, в дымных тучках - серый, пепельный, темно-синий, серо-фиолетовый, пурпур розы - ярко-красный, пепельно-розовый, отблеск янтаря - насыщенно желтый, светящийся изнутри, желто-медовый, как янтарь, заря - яркий, малиново-красный, усиливающийся повтором слова заря...)
А.Фет очень точно передает состояние лирического героя через отсутствие движения. Все, как будто замерло на мгновение. Прекрасный миг бытия. Таким он навсегда запечатлен в душе героя. Каждую строку мы не только слышим, но и видим. Стихотворение можно нарисовать и получится чудесный лунный пейзаж. Об этом стихотворении Лев Толстой сказал так: "Каждое выражение - картина". А суровый критик М.Е. Салтыков-Щедрин увидел в нем "благоуханную свежесть". Стихотворение удивительно музыкально. Композиторы Балакирев и Римский-Корсаков положили его на музыку.
- Какой вид искусства может запечатлеть миг? (Живопись.)
Перед вами картины французских художников-импрессионистов К. Моне, А. Сислея, Э. Мане, О. Ренуара, К. Писсаро, Э. Дега. (Рассказ о художниках-импрессионистах, подготовленный учениками).
Во второй половине 19 века во Франции появилась группа молодых художников, которые впервые в истории живописи сделали для себя правилом писать не в мастерской, а под открытым небом: на берегу реки, в поле, в лесу. Они были страстно влюблены в окружающий их мир, который передавали во всей его изменчивости. Такая живопись на открытом воздухе получила название "пленэр" от фр. "вольный воздух". Стремясь запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать мимолетные впечатления, они писали раздельными мазками "чистого цвета", не смешивая краски. Живописцы применяли особую технику мазков-красок, которые вблизи казались беспорядочными, а на расстоянии рождали реальное ощущение живой игры красок, причудливых переливов цвета. Свежесть мгновенного впечатления сочеталась в их полотнах с тонкостью и изысканностью психологических настроений. После выставки в Париже этих художников стали называть "импрессионистами", от фр. "impression" - "впечатление". Это слово подходило к их работам, потому что в них художники передавали свое непосредственное впечатление от увиденного. Художники-импрессионисты по-новому подошли к изображению мира. Главным для них стали трепетный солнечный свет, воздух, в который погружены фигуры людей и предметы. В их картинах чувствовался ветер, влажная после дождя земля, нагретый солнцем песок. Ведущим жанром стал пейзаж. Путь художников-импрессионистов не был легок. Сначала их не признавали. Их живопись казалась слишком смелой и необычной. Никто не покупал их картины. Они упорно шли своим путем. Ни бедность, ни голод не могли заставить их отказаться от своих убеждений. Прошло много лет, прежде чем их искусство получило признание. Теперь музеи всего мира гордятся картинами таких мастеров, как Эдуард Мане, Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Камиль Писсаро, Альфред Сислей и других.
А.Фет написал стихотворение "Шепот, робкое дыханье..." в 1850 году, значительно ранее, чем появились картины импрессионистов. Он опередил возникновение импрессионизма на Западе. Т.е. в русской литературе импрессионизм появился раньше. Обратимся вновь к стихотворениям Фета.
Выразительное чтение наизусть учениками стихотворений А.Фета "Я тебе ничего не скажу..."(2 сентября 1885), "Это утро, радость эта..."(1881)
- В стихах Фета много указательных слов. Как вы думаете, какова их роль? (Запечатление мига). Вывод об особенностях импрессионизма А.Фета (на экране).
Стремление зафиксировать впечатление от мига, в котором отражено движение жизни, ее текущая форма, переливы настроений, "трепет жизни".
- Что же сближает живопись художников-импрессионистов и лирику А.Фета? (Радость жизни, красота природы, мимолетное состояние души, чистота красок.)
И художники-импрессионисты и А.Фет - сторонники "чистого искусства". Они пытались отделить свое творчество от социальных проблем. Область прекрасного - вот что интересовало их. А. Фет в свое время искал способы художественной выразительности. В его поэзии много метафор, эпитетов. Главную черту своей лирики он определял так: "...сродство природы и духа или даже их тождество". Именно об этом строки стихотворения "Я долго стоял неподвижно...":
Я долго стоял неподвижно,
В далекие звезды вглядясь, -
Меж теми звездами и мною
Какая-то связь родилась.

Я думал... не помню, что думал;
Я слушал таинственный хор,
И звезды тихонько дрожали,
И звезды люблю я с тех пор...
1843
Такое тождество природы и человека принято называть психологическим параллелизмом.
Французские импрессионисты писали свои картины на открытом воздухе (пленэре). Их пейзажи наполнены солнечным светом и трепетом воздуха.
- Поработаем со стихами А. Фета, найдем и у него "пленэр".
- Какое время года и суток мы можем найти в стихотворениях?
- Как передано в его стихах ощущение света, воздуха, дождя, прохлады, мороза и т.п.?
(Ученики работают с текстами стихотворений.)
Импрессионизм в изобразительном искусстве возник во Франции, но его черты мы видим и у русских художников. Перед вами картина русского художника И. Левитана "Весна. Большая вода",1887. Какие черты импрессионизма здесь присутствуют? (Радостное настроение, яркость и чистота красок, стремление запечатлеть изумительный мир природы, мимолетность бытия, наполненность светом и воздухом. "Остановись, мгновенье, ты прекрасно!..! - сказал великий И.Гете.
Поэтическая смелость и простота А.Фета в изображении человека и природы были высоко оценены еще его современниками. Стихи А.Фета отличаются богатством ритмов и мелодичностью, поэтому многие из них положены на музыку и стали прекрасными романсами.
Послушаем романс "На заре ты ее не буди... (А. Варламов).
Очень точно о поэзии А.Фета сказал его современник А. Жемчужников в стихотворении "Памяти Шеншина-Фета":
Он в мире грезы и мечты,
Любя игру лучей и тени,
Подметил беглые черты
Неуловимых ощущений
Невоплотимой красоты!







Использованная литература
1. Словарь иностранных слов. - 14-е изд., испр. - М.: Рус. яз., 1987, с.190.
2. Фет А.А. Стихотворения. Поэмы. Современники о Фете /Вступ. ст. А. Тархова; Сост. и прим. Г. Д. Аслановой и А.Е. Тархов. - М.: Правда, 1988.
3. Чудное мгновение. Любовная лирика русских поэтов. Кн.1 / Сост. Л. Озерова. - М.: Худож. лит., 1988. - с.293-304.
4. Энциклопедический словарь юного музыканта / Сост. В.В. Медушевский, О.О. Очаковская.- М.: Педагогика, 1985, с. 119-122.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815



учитель русского языка и литературы МКОУ БГО Чигоракской СОШ
Лушникова М.Н., ВКК




15