Воспитательная работа Воспитание патриотизма средствами музейной педагогики


Воспитание патриотизма средствами музейной педагогики.

Проблема, связанная с воспитанием самосознания, патриотизма у детей и молодёжи становится наиболее злободневным в последние годы. Современные школьники имеют иные ценности, идеалы, приоритеты для подражания. Изменился не только их уровень жизни, но и менталитет, представление об историческом прошлом, его значимости в роли патриотизма. На одном родительском собрании была предложена анкета. Один из вопросов формулировался так:
-Какие направления внеурочной деятельности Вы считаете наиболее значимым для Вашего ребенка?
Предложено 6 вариантов ответов, одним из которых было названо военно-патриотическое направление. Были изучены ответы родителей. Только десятая часть родителей выбрали для своих детей патриотическое направление. Это очень маленький процент. Значит, школа должна больше заниматься работой по сохранению культурно-исторического наследия и возрождения патриотизма. А возрождение патриотизма, как шаг к возрождению России, так как именно он является духовно-нравственной основой общественного сознания, достижения личности.
Важным этапом в развитии нашего общества стало принятие программ « Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015г» . «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020г.»
Решение данной задачи сегодня еще не осуществлено, что еще более актуализирует эту тему.
Сегодня, когда государство начинает выделять новую идеологию, формирует новый общественный заказ образованию на формирование новой личности, становится ясно, что ключевыми характеристиками такой личности должны стать, прежде всего, его духовность, свобода и, конечно, патриотизм.
Одним из средств патриотического воспитания является «музейная педагогика». Это понятие появилось в начале 80-х годов. Оно включает в себя, тесно связанные и дополняющие друг друга, урочную и внеурочную деятельность.
Музейная педагогика направлена на решение задач нравственно-патриотического воспитания и активизацию творческих способностей. Использование музейной педагогики в образовательном процессе помогает приобщить детей к национальной культуре, воспитанию чувств патриотизма.
Задачи музейной педагогики.
-воспитание чувства любви к Родине, родному краю,
-сохранение исторической памяти,
-использование возможностей музея в учебно-воспитательном процессе,
-расширение кругозора учащихся.
Школьный музей берет на себя часть работы в цели Гражданско-патриотического воспитания. Посещение музея позволяет развивать у школьников сопереживание, потребность самостоятельно осваивать окружающий мир, любить свою Родину.
Задачи патриотического воспитания средствами музейной педагогики традиционно решаются через реализацию разнообразных форм и методов. Основная функция школьного музея – образовательно-воспитательная. Воспитательная работа в музее строится с учетом возрастного критерия. В младших классах учащиеся знакомятся с историей нашей страны через определенные сообщения, беседы, экскурсии. А экскурсии бывают обзорные, тематические или связаны с изучением отдельных дисциплин. Их проводят экскурсоводы. Шестиклассники проводят экскурсии по стендам зала, возле которых учащиеся слушают рассказы о защитниках Москвы, о роли противовоздушной обороны, о Героях Советского Союза, проживающих районе Строгино, их жизни и подвигах. Осваивая навыки экскурсоводческой работы, дети получают развитие коммуникативных навыков. В основе экскурсионного метода лежит зрительное восприятие, живое созерцание экспоната. Когда учащиеся приходят в музей, то их больше всего привлекают витрины. Их интересует, что за предметы? Как они попали в музей? Для чего они служили? Кроме познавательного фактора музейные предметы воздействуют на эмоциональную среду личности.
Следующим направлением кружка является изучение своей родословной. Через изучение генеалогии можно лучше изучить историю Отечества и других стран. В каждом историческом событии принимают участие люди-персонажи историй. И у каждого из них своя судьба, своя жизнь. При изучении истории своего рода, можно выявить своих родственников, принимавших участие в исторических событиях. На занятиях кружка рассматривались темы:
« Моя родословная»
«След войны в моей семье»
« Портрет моей семьи»
«Семья и её роль в жизни государства»
Стало традицией проводить уроки мужества в школьном музее, посвященные Дня воинской славы. Тематика самая разнообразная. Они посвящены 70-летию разгрома войск под Сталинградом, контрнаступлению советских войск под Москвой, 70-летию расстрелу молодогвардейцев.
В музее с помощью учащихся собран материал на темы « Их именами названы улицы», «А память не дает забыть», а так же о полководцах Победы. Он используется на уроках и при проведении классных часов другими учителями. Помимо уроков мужества, экскурсий проходят в музее классные часы.
Следующим направлением музейной педагогики является стенная печать. Несколько лет наш музей участвует в нем. Стенная печать – это большой простор патриотического воспитания. Она воспитывает учащихся на передовых традициях нашего народа. С помощью наглядных средств она помогает напомнить о многих страницах истории.
Великая Отечественная война для сегодняшних ребят ушла в далёкое прошлое. Но помнить людей, отстоявших нашу Родину в те суровые годы – обязательно нужно. Прикосновение к подвигу усиливает чувства патриотизма. К счастью, в нашем районе проживают ветераны Великой Отечественной войны. Общение с ними вызывает у школьников особый интерес. Их высказывания идут о своем жизненном пути, о героизме и трудовых успехах в годы войны. Беседуя с учащимися, они затрагивают актуальные проблемы: толерантность, необходимость защиты своей Родины.
Музейная педагогика дает возможность представить целостную картину мира, помогает осознать себя гражданином, патриотом.
В заключении хочу сказать, что патриотизм не заложен в генах. Это не природное, а социальное качество, и поэтому не наследуется, формируется.
Чтоб маленький росток
С земли поднять ты мог,
Ты помоги ему
Духовной красотой,
Как чистою водой,
Ты напои его






















15