ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА «МОЙ ГОРОД»


ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА «МОЙ ГОРОД»
Федосова Ирина Викторовна,
г. Череповец
воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №124»
          Проблема патриотического воспитания приобретает острую актуальность, вместе с тем становиться чрезвычайно сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм, нерешенностью вопроса, на каком же содержании надо воспитывать это чувство, качество. Чрезвычайно важным в аспекте исследуемой проблемы является общепринятое мнение о том, что процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально – психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитании любви к родному городу, природе, культуре малой Родины
Поэтому нами был разработан долгосрочный творческо-поисковый проект «Мой город – Череповец».
Мы поставили для себя цель – формирование патриотических чувств у детей в процессе их ознакомления с родным городом.
Цель достигается через решение следующих задач:
Познакомить детей с историей возникновения родного города, его символикой
Познакомить детей с предприятиями родного города, основными профессиями людей на этих предприятиях
Познакомить с достопримечательностями города (спортивные сооружения, Дома культуры, мосты, образовательные учреждения, исторические места, памятники), показать красоту его.
Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе.
Воспитывать чувство любви к родному городу, чувство гордости за своих земляков
Работа по реализация цели и задач проекта происходит в нескольких направлениях:
- с детьми - согласно разработанного плана,
- с родителями (повышение уровня знаний о родном городе, привлечение к совместной деятельности),
- обогащение предметно-развивающей среды в группе.
В начале работы над проектом совместно с родителями в группе был организован «Уголок юного череповчанина». В данном уголке содержится познавательная литература об истории города, о современном городе, книги о знаменитых земляках, фотографии современного и старинного Череповца, символика города. В процессе работы над проектом уголок постоянно пополнялся. По мере изучения памятников архитектуры руками родителей были сделаны макеты зданий. Появились авторские дидактические и настольно-печатные игры, альбомы по словотворчеству детей, тематические альбомы с рисунками детей и т.д. Составлены и систематизированы папки по речевым играм и заданиям по градоведению, кроссворды, пословицы и поговорки «О родном крае», загадки и стихи «О родном городе».
Затем выбирали материал для проекта, учитывая при отборе конкретного содержания  то, что оно должно:
- нести доступную информацию;
- вызывать эмоциональные чувства, отношения;
- побуждать к деятельности, поступкам.
Выбранный местный материал был методически обработан и адаптирован для организации эффективной работы по ознакомлению детей с прошлым, настоящим и будущим родного города.
Чтобы обеспечить целостное восприятие детьми изучаемого материала, объем знаний распределяется по темам. В течение года с детьми были изучены следующие темы: «История возникновения города», «Улицы нашего города», «Люди, прославившие наш город», «Природа нашего города», «Промышленные и пищевые предприятия города», «Достопримечательности», «Исторические места и памятники», «Символика – герб и флаг». Весь образовательный процесс выстраивается вокруг одной центральной темы, по которой планируется итоговая непосредственно образовательная деятельность детей в образовательной области «Познание». Вокруг одной центральной темы в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей планируется работа по духовно-нравственному воспитанию, в которой особое внимание обращается:
на формирование нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, сочувствия. сопереживания), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний);
на соблюдение исторической преемственности поколений, чтобы дети не лишались возможности брать пример с людей, живших в прошлом.
При ознакомлении детей с родным городом мы отдавали предпочтение тем методам и приемам, которые способствовали повышению познавательной и эмоциональной отзывчивости детей:
Беседы.
В основном все беседы носят познавательный характер. Для создания интереса мы добавляли рассматривание иллюстраций, постановки проблемных ситуаций, поэтическое слово.
Экскурсии
Во время экскурсий, прогулок обращали внимание на красоту окружающего природного и предметного мира. Во время таких экскурсий дети видят жизнь своего города. Экскурсии сочетаются с чтением художественной литературы, рассматриванием иллюстраций, фотографий, рассказы с описанием отдельных мест города с целью узнавания. Затем дети в своих рисунках отображали свои наблюдения и свои отношения к тем объектам, которые они наблюдали. Все рисунки мы обязательно помещаем на выставку. Результатом проведенных экскурсий являются приобретенные знания детей о городе, чувства гордости и уважения за свой город
Выставки детских работ
Дети выражали свою любовь к городу не только в своих рисунках, но и в небольших рассказах, которые они составляли по своим рисункам.
Игровая деятельность
Также для решения задач краеведения используются разные виды игр.
Подвижные игры помогают решать цель сохранения и возрождения национальной культуры, способствуют расширению кругозора, совершенствуют все психические процессы. Мы познакомили детей с народными играми Вологодской области.
- Через настольно-печатные игры закрепляли знания детей о городе, об его предприятиях, о выпускаемой продукции и значении ее для жизни горожан: «Экскурсия по городу», «Собери герб», «Узнай и собери» (городские достопримечательности), «Что это и откуда», «Прогулка по городу».
- Конструктивные игры, цель которых закреплять умения детей используя технические навыки строить разнообразные здания, как по образцу, так и по замыслу. Дети строили новые интересные здания для города: цирк, зоопарк, парк аттракционов.
Игры и задания по ориентированию в пространстве, целью которых является умение детей ориентироваться по плану, в определенном помещении. Начиная с рисования и последующего ориентирования по плану-схеме групповой комнаты и различных подсобных помещений: спальной комнаты, раздевальной, прогулочного участка, этажей ДОУ, затем изучается план участка детского сада и, наконец, улицы и микрорайона города.
Словотворчество.
Был создан альбом по словотворчеству детей. Содержанием альбома стали придуманные детьми загадки о транспорте города, проиллюстрированные детскими рисунками. Дети рассуждали на тему «Если бы я был мэром нашего города…», «Как будет выглядеть мой город через много лет».
Совместно с родителями дети сочиняли рассказы на различные темы, например: «Мое любимое место в городе». Рассказы получаются познавательные, интересные, разные. Объединив все рассказы в общую книгу с детскими рисунками, получился альбом – реклама нашего города «Маршрут выходного дня»
Работа с социумом.. Обязательным условием успешной реализации задач является использование многообразных форм сотрудничества с социальными учреждениями города: экскурсии по различного рода выставкам, тематические занятия, целевые прогулки, наблюдения, встречи с интересными людьми. Мы тесно сотрудничали с городским художественным музеем, посещали тематические занятие в детском музее. Наш детский сад расположен в центре города, поэтому дети имеют возможность увидеть исторические места и памятники родного города каждый день. Целевые прогулки обогащают опыт и впечатления детей.
Работа с родителями.
Работа над проектом строится в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений. Итоги таких экскурсий были выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении. Не менее интересно проводится «мини – исследование». Детям совместно с родителями предлагалось исследовать улицу, на которой они живут – чем славится, что интересного на этой улице находится и т.д.
Таким образом, в результате проведенной работы с родителями они стали более отзывчивыми, активнее стали участвовать в различных совместных групповых мероприятиях, посещают городские мероприятия, а затем дети делятся своими впечатлениями по поводу посещенных праздников.
В конце учебного года мною было проведено итоговое занятие на тему «Город, в котором мы живем» в форме соревнований команд. Занятия, проведенные в нетрадиционной форме, позволили нам обобщить и систематизировать знания детей о родном городе, повысить активность, уверенность. Мы убедились в том, что воспитанники в действительности становятся настоящими маленькими горожанами, которые знают и любят свой город, стараются решить его проблемы.
В результате проекта можно сделать вывод, что ознакомление дошкольников с родным городом будет способствовать патриотическому воспитанию, если знакомить детей с родным городом с опорой на эмоционально-эстетическое отношение к предмету освоения  и разные виды детской  деятельности с учетом возрастных особенностей. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников требует от педагога большой личной убежденности, вдохновения. Ведь успех в патриотическом воспитании детей будет достигнут только тогда, если сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего города. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. А результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своем городе, интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни своего города.