Статья Духовно-нравственное воспитание через разработку и реализацию проекта «Доброе кино Саянска»
Статья
Духовно-нравственное воспитание через разработку и реализацию проекта «Доброе кино Саянска»
Балдакова Галина Андреевна, учитель начальных классов
МОУ «СОШ№5» г.Саянска Иркутской области
Работая в МОУ «СОШ №5» я, как учитель и классный руководитель 1В класса, разрабатываю и реализую план воспитательной работы, основываясь на Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания, которая является методической основой для модернизации программы воспитания Школы.
Воспитательная работа с учащимися, согласно программе, строится по 5 основным направлениям развития личности:
-Спортивно-оздоровительное (соревнования, праздники)
- Духовно-нравственное воспитание (праздники, экскурсии, акции)
- Общеинтеллектуальное (олимпиады, конференции конкурсы)
Общекультурное (конкурсы, экскурсии, кино)
- Социальное (социально-значимые дела, акции)
Наиболее важным звеном воспитания для формирования полноценной личности считаю духовно-нравственное развитие школьника. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся первостепенной задачей современной образовательной системы. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям, обрушивающимся на него в современной жизни. Базовые ценности лежат в основе уклада школьной жизни, определяют урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.
С целью планирования работы с детьми в духовно-нравственном направлении я провела анкетирование, один из вопросов анкеты для родителей звучал так: «Опишите увлечения своего ребенка». Практически все родители указали увлечением детей компьютер и просмотр фильмов. Эти же увлечения высказали и ребята в устном опросе. В основном, все мультипликационные фильмы, перечисленные ребятами, не несут в себе положительную духовно-нравственную нагрузку, а ведь в современной жизни, формирование в сознании ребенка модели окружающего мира подчас происходит с помощью киноматериала. Через мультфильм школьник познает образы друга и врага, борьбу добра и зла, срисовывает отношение к старшим, формирует базу духовно-нравственных знаний, на которую будет ориентироваться всю дальнейшую жизнь.
Поэтому, опираясь на интерес ребят, я запланировала коллективное посещение кинотеатра, чтобы, затем обсуждая поступки героев, вырабатывать правильную нравственную позицию ребенка. Но, выбрав, казалось, самое безобидное название очередного фильма, я столкнулась с проблемой, что современный фильм не только не может формировать базу духовно-нравственных знаний, но и имеет очевидный вред.
В передаче «Влияние мультфильмов на бессознательное детей»* наглядно демонстрируется, что многие иностранные мультфильмы и современные отечественные, отснятые по тому же принципу, действуют на ребенка посредством внушения идей, минуя сознание. Для этого аниматоры используют яркие, ядовитые цвета, однотипную внешность и манеры поведения персонажей друг к другу. В отношениях героев наблюдается, садизм, присвоение романтическим героиням атрибутов гнева, жестокости, злобы, вульгарности.
Такое внушение всегда очень эффективно, ведь дети автоматически копируют манеру поведения героев и переносят их в реальную жизнь. Тем самым эти мультфильмы перечеркивают всю систему детских представлений о мире: материнстве, дружбе, гуманности, целомудрии, что претит формированию ведущих духовных ценностей.
Кажется, что зло в красивой обертке уже невозможно изгнать из жизни наших воспитанников, но ведь можно и крайне необходимо делать определенные шаги для решения этой проблемы.
Считаю необходимостью сделать так, чтобы фильмы духовно-нравственного содержания, дошли до маленького зрителя, ведь их достаточно в российском и зарубежном кинематографе. Необходимо формировать вкус подрастающего поколения кинолюбителей.
Что уже сделано в этом направлении:
Имея свой блог в интернете, где мы общаемся с родителями, я выставила видео- передачу «Влияние мультфильмов на бессознательное детей».
Проведены обсуждения этого ролика с родителями.
Но этих шагов недостаточно, поэтому возникла идея разработать проект «Доброе кино Саянска», целью которого ставится «Привитие эстетического вкуса подрастающему поколению к выбору художественных и мультипликационных фильмов для коллективного, семейного и индивидуального просмотра».
Считаю возможным:
- создать фильмотеку доброго кино;
- продумать систему показа добрых фильмов школьникам в виде фестивалей, неделей доброго кино и др.;
- разработать городские интеллектуальные игры по содержанию фильмов духовно-нравственного содержания;
- связаться и наладить контакт с организаторами кинофестиваля «Лучезарный Ангел», чтобы регулярно пополнять фильмотеку*.
Таким образом, обозначив проблему и высказав мысли как найти пути для её решения, надеюсь, что в нашем городе образуется команда единомышленников для разработки и реализации проекта «Доброе кино Саянска».
Использованная литература:
- Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на уровне начального общего образования МОУ «СОШ № 5 г. Саянска.
- Статья: Малугина Любовь Ильинична «Духовно-нравственное воспитание в свете требований ФГОС НОО»
Электронные адреса:
- Блог общения учителя с родителями: https://ok.ru/profile/573281625299/statuses- *Влияние мультфильмов на бессознательное детей: http://www.shareclip.net/clip/2744210.html * Кинофестиваль «Лучезарный Ангел» проводится при духовном попечительстве Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
председатель Оргкомитета кинофестиваля, президент Фонда социально-культурных инициатив, председатель Попечительского совета Комплексной целевой программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России» — С.В. Медведева. На фестивале демонстрируются фильмы команды режиссеров, работающих в направлении изменения русского кинематографа от развлекательного кино к воспитательному.
С этими людьми я имела возможность общаться на курсах по программе «Основы духовно-нравственной культуры», которые я проходила при ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет им. М.А. Шолохова в г. Москва.