Воспитание экологической грамотности как фактор развития личности через организацию работы живого уголка
Слепцова Сардана Ивановна
Учитель биологии МБОУ «Саккырырской средней общеобразовательной школы имени Р.И. Шадрина» п. Батагай – Алыта, Эвено – Бытантайского национального улуса, Республики Саха (Якутия)
Воспитание экологической грамотности как фактор развития личности через организацию работы живого уголка
Аннотация: воспитание экологической грамотности у учащихся, через организацию работы живого уголка, как фактор развития всесторонне развитой личности в системе современного образования
Ключевые слова: Экологическое воспитание, экологическая грамотность, живой уголок, современное образование
Воспитание – это процесс передачи опыта одними поколениями и усвоения его другими, обеспечивающим развитие человека. Воспитывая экологическую грамотность у учащихся мы помогаем становлению человека: его самоопределению, самореализацию и саморазвитию.
На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к живой природе, стали залогом выживания человечества на нашей планете. Воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к живой природе – это одна из главных задач современного образования.
В наше «информационное» время, когда учащихся окружает мир технологии, наблюдается дефицит соприкосновения детей с живой природой. Современные школы, как и наша, оборудованы всеми необходимыми оборудованиями для проведения уроков и занятий. Но в реализации экологического воспитания учащихся большое значение имеет природное окружение в школе, в кабинетах, как место для постоянного общения учащихся с миром живой природы.
center000Рисунок №1. Живой уголок «Life green field».
Для воспитания экологической грамотности у учащихся организовали работу живого уголка «Life green field» (рис №1). Целью организации живого уголка является создание и организация работы живого уголка в школе для повышения экологической грамотности у обучающихся и формирование у обучающихся навыков ухода, наблюдения за живыми обитателями уголка живой природы;
Работа в живом уголке с живыми объектами, а также выполнение систематической работы по уходу за животными и выращиванию растений приучает учащихся к самостоятельности, повышает ответственность за выполнение заданий, прививает любовь к природе. Организация уголков живой природы в школах дает учащимся радость общения и понимание мира растений и животных, воспитывает всесторонне развитую личность.
Занятия в уголке живой природы направлены на формирование у учащихся экологических знаний (знания о мире животных, знания о растительном мире, знания о живой и неживой природе и тд) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам. Важную роль имеет практическая деятельность учащихся в уголке живой природы, которая направлена на проявление большой самостоятельности и получение новой информации происходит путем изучения живых объектов.
Самостоятельный и совместный со взрослыми труд в уголке живой природе: приучала учащихся систематически ухаживать за обитателями живого уголка: комнатными растениями, красноухими черепахами, улитками ахатина, калифорнийскими червями и хомяками. Со своими учениками, пятиклассниками, начали работу по воспитании экологической грамотности с правильной организацией размещения живого уголка. У каждого ученика имеется свой объект исследования. Учащиеся ведут «Дневник наблюдения». В конце каждой четверти проводятся семинары, где учащиеся рассказывают друг другу о проделанной работе, обмениваются интересными фактами.
Учащиеся занимаясь в уголке живой природы участвуют в различных конкурсах и конференциях.
Все занятия, проводимые в уголке живой природы направлены на формирование у подрастающего поколения чувства ответственности за жизнь других и формирует экологическую культуру, а также мотивирует у учащихся положительного отношения к охране окружающей природы.
Прививать любовь к природе надо со школьных лет. Учащиеся должны понять, что человек и природа взаимосвязаны, потому что заботясь о природе – мы заботимся о будущем человечества.