Урок русского языка в 1 классе Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Речушинская средняя общеобразовательная школа»
Конспект урока
По русскому языку
В 1 классе по программе «Школа России»
Тема: «Правописание буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу»
Подготовила учитель начальных классов:
Дятлова Раиса Григорьевна
2017г.
Урок русого языка в 1 классе.
Тема урока: «Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.»
Учитель: Дятлова Раиса Григорьевна
УМК «Школа России»
На уроке было использовано оборудование: ноутбук, интерактивная доска, интернет ресурсы.
Во время урока четко прослеживается системно – деятельностный подход. На уроке идет не передача знаний, а управление учебной деятельностью. Основной задачей учителя является создание на уроке образовательной среды, где каждому ученику было комфортно и интересно применять знания вместе с учителем. Прослеживается дифференциация обучения: активная деятельность детей; работают все, и работает каждый. Есть организация эффективного взаимодействия учителя и учащихся как равных партнёров, сотрудничество детей друг с другом во время работы в паре и в группе, гибкий стиль общения.Учитель выступает в роли координатора, коммуникатора, партнёра.
Использование электронных образовательных ресурсов на уроке позволило сэкономить время при повторении материала, представить материал в более наглядном, доступном для восприятия виде, воздействовать на разные системы восприятия учащихся, обеспечить тем самым лучшее усвоение материала, дифференцировать обучение.
На уроке наблюдается:
- целесообразный выбор форм, методов и средств обучения;
- чёткая организация класса, оптимальный темп урока, рациональное использование времени урока, включение детей в деятельность;
- соблюдение психологических требований к уроку:
- здоровьесберегающая направленность урока;
- владение учителем основами педагогического мастерства. В том числе педагогическими технологиями: ИКТ, применение которых прослеживается в течение всего урока, использование приемов технологии критического мышления.
Тема Правописание буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щуПедагогические цели Способствовать формированию умения правильно писать буквосочетанияжи–ши, ча–ща, чу–щуТип урока Решение учебной задачи
Планируемые результаты (предметные) Уточнить представление о шипящих звуках и их обозначении буквами, о написании буквосочетаний жи — ши, ча — ща, чу — щу.
Личностные результаты уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Универсальные учебные действия (метапредметные) Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;высказывать своё предположение.
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные: проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать  свою точку зрения и оценку событий; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Основное содержание темы, понятия и термины Правописание буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу.
Образовательные ресурсы Таблица «Орфограмма “Буквосочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу”»
Мультимедийное сопровождение урока русского языка “Буквосочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу”»
Индивидуальные дифференцированные карточки, задания для работы в парах
Выход в интернет
Проектор
Компьютер
Этапы урока ЭОР Деятельность учителя Деятельность учащихся
Формируемые универсальные учебные действия
I. Организационный
Слайд 2 Приветствие учащихся.
- Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом.
II. Гимнастика для глаз .(Презентация «Цветик-семицветик»)
Цветовой тест.
- Нарисуйте свое настроение Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе
(Рисуют смайлик тем цветом, который соответствует настроению в данный момент). Регулятивные: формирование положительного настроя на работу
Личностные: иметь познавательный интерес к работе со словам, буквосочетаниями. Умение чётко формулировать свои мысли.
II. Эмоциональный настрой и мотивация.
Слайд 3 -Дети, представьте себе, что вы маленькое семечко (дети присаживаются и закрывают руками головки)
Садовник очень бережно относится к семечку, поливает его, ухаживает за ним. (учитель ходит и гладит по головкам детей)
С первыми лучами солнышка семечко медленно начинает расти, появляются первые листочки ( дети поднимают руки тянутся вверх)
Стебелек растет (дети подтягиваются, расправляют плечики)
И вот наступает радостный момент, появляется прекрасный цветок (дети поднимают руки вверх, показывая распустившиеся лепестки)
Цветок хорошеет (улыбаются)
Он тянется к свету, к солнцу.
-Ребята, как цветы тянутся к весенним лучам солнца, так и человек тянется к знаниям. Он хочет узнать много нового, интересного. А вы хотите много знать?
-Я желаю вам успехов и творческих удач. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя 3. Пальчиковая физминуткаIV. Постановка учебной задачи и цели урока Слайд 4 -- А для начала, откройте ваши тетради, сегодня это не просто тетради, а судовые журналы, которые вы должны вести аккуратно, красиво и старательно.
- Чтобы буквы были красивыми, нужно выполнить гимнастику для пальчиков.
- Давайте начнём.
Игра «Сложи слова»
( 1,2 и 3 ряд- работа в группах по 4 уч-ся. На столе карточки с частями слов.
- Что вы заметили ?- Как вы думаете, какова же тема нашего урока?
- Чему мы будем учиться на уроке?
- Какое стихотворение мы уже знаем про эти сочетания? Выполняют движения
по тексту под руководством учителя
Учащиеся в группах составляют слова.
Проверка: выходят к доске с карточками и читают слова.
-в этих словах сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щуЗнаем твердо, что жи – шиПишем только с гласной и,А в словах, где ча и щаМы напишем только с а.Где же встретим мы чу – щуТо напишем с буквой у.
-Быть я грамотным хочу! Регулятивные:
Оценивать правильность выполнения действий
Личностные:установка на здоровый образ жизни.
V. Чистописание
YI. Лингвистическая разминка.
Слайд 5-6
Слайд 7
Слайд 8-9
Слайд 10
Оформление тетрадей.
-Какой сегодня день недели?
-Скажите, какое сегодня число? Запишите число. В классе.
–Какие орфограммы в этом слове? Всем, кто будет писать грамотно, красиво, я буду очень благодарна.
- Продолжаем работу.
-  А теперь вспомним красивое и правильное написание заглавных и строчных букв Ч ч, Щ щ.
1.Пропишем эти буквы, соблюдая закономерность:
Чч ЧччЩщ Щщщ2. Ж К Ш Щ Ч
- Какая буква лишняя.
- Охарактеризуйте оставшиеся буквы.
- Какие звуки обозначаются буквами ж, ш, ч, щ?
- Какие гласные обозначают мягкость согласных?
- Какие гласные обозначают твёрдость согласных?
- Сегодня к вам на урок пришла мудрая сова – наша старая знакомая. Но посмотрите , что это у нее вместо указки? (Листик чая)
- Мудрая сова предлагает вам вот такое предложение (на доске) :Яхочуугоститьвасчаем.
- Дети, какое правило не соблюдается?
Слова в предложении пишутся отдельно друг от друга.
- Прочитаем. Сколько здесь слов? Произнесём это предложение, отхлопывая каждое произнесённое слово. Какое слово первое? Какое второе? Последнее?
- Запишите предложение, сверяя его со схемой.
(Учитель следит за посадкой и тем, кто сидит ровно, ставит печать – солнышко в тетрадь)
(После написания) – Сверьте с записью на доске.
- Какое слово соответствует теме нашего урока?
(чай , ча пиши с буквой а)
- Нас пригласили на чаепитие.
- Ребята, а чай – полезный напиток?
- А кто из вас знает, откуда пришел обычай пить чай?...( Это слово – китайское. Китайцы были первыми производителями чая и тщательно оберегали секрет его приготовления.)
- Ребята, а кто из вас любит пить чай?
Раз вы любите пить чай, значит вы здоровы , так как чай обладает лечебными свойствами , очищает кровь, снимает сонливость и вялость.
Сейчас я посмотрю, какие вы активные.
Найдите в классе и прочитайте пословицу про чай и объясните .(Пословицы спрятаны под стульчиками детей. Уч-ся наклоняются и ищут . Таким образом, происходит смена положения и разминка.) :
Чай не пьешь , где силу берешь?
Чай усталость всю снимет, настроение поднимет.
Холодно – пей чай , жарко – пей чай, устал – пей чай.
Чай пить – не дрова рубить. Чай пить – приятно жить.
Выпьешь чайку- позабудешь тоску.
- Посмотрите на волшебный экран.
- Какие слова спрятались на чайнике?
- Составим и запишем, проговаривая. Но сначала разомнем пальчики .РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать!
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
На другой руке опять:
Раз, два, три, четыре, пять!
Пальчики быстрые,
А у всех ли … чистые?
- Помоем руки перед чаепитием.( Потираем ладошки)
- О чём будем помнить, записывая эти слова?
( Запись слов в тетрадь. Учитель следит за посадкой , ставит печать в тетради )
Проверка – сравнить слова, которые составил ученик на доске, со словами , которые записали дети.
- Чай мы заварили . Он очень горячий. Давайте остудим его.
Дуем на горячий чай.
(Вытянуть губы широкой «трубочкой» (вдох), подуть на горячий чай (выдох).) Комментирует ученик
Выполняют письмо
по образцу
Обучающиеся дают характеристику звуков при помощи морфологической копилки «Звуки и буквы»:
Буква К, не шипящая, поэтому лишняя.
Буква Ж обозначает звук: согласный, твёрдый непарный.
Буква Ш обозначает звук: согласный твёрдый непарный.
Буква Щ обозначает звук: согласный, мягкий непарный.
Буква Ч обозначает звук: согласный, мягкий непарный.
Один из учеников выполняет на доске схему: |__ ____ _____ ____ _____.
Обычай, выручай, чайник, чайка, случай. Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
VII. Актуализация знаний.
VIII. Закрепление знаний и способов действий.
Объединение слов в группы
Слайд 11
Использование ЭОР http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6af5e312-efb7-4db9-a0ef-22f5e4362106/%5BNS-RUS_2-13%5D_%5BTQ_023%5D.swfСлайд 12 Работа в парах.
К чаю принято подавать сушки и баранки. У нас они тоже есть
Сушки лежали в тарелке без крышки,
И ночью их все погрызли мышки.
Из слов буквы откусили
К себе в норку утащили.
Вам их надо восстановить. Работаем в парах. Если не поняли, пропускаем.
- Что заметили? (1 слово лишнее )- Почему вы так считаете?
Чаю попили. Теперь отдохнем.
Реснички опускаются...
Глазки закрываются...
Мы спокойно отдыхаем.. .-Сном волшебным засыпаем...
Дышится легко... ровно...
глубоко...
Наши руки отдыхают...
Отдыхают... Засыпают...
Шея не напряжена...
И рассла-бле-на ...
(пауза)
Мы спокойно отдыхаем ...
Сном волшебным засыпаем...
(громче, быстрее, энергичнее)
Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем. Их повыше поднимаем.
Потянулись! Улыбнулись! Всем открыть глаза и встать!
Вверх и вниз рывки руками,
Будто машем мы флажками.
Разминаем наши плечи.
Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)
Руки в боки. Улыбнись.
Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)
Приседанья начинай.
Не спеши, не отставай. (Приседания.)
А в конце — ходьба на месте,
Это всем давно известно. (Ходьба на месте.)
Выполним задание мудрой совы на волшебном экране.
(Распределить слова на деревья по сочетаниям жи-ши, ча-ща, чу-щу)
-Кто заметил слово – ловушку?
Уч-ся записывают слова в тетрадь
Ёж_к, ч_чело, камыш_, ж_раф, ш_ло, ч_йка, ч_йник, ч_до, ч_с, щ_вель, ж.вотное, м.шка, маш.на.
Проверка : по интерактивной доске
Учащиеся работают с интрактивной доской
Познавательные: развивать операции мышления: сравнения, сопоставления, анализа.
Регулятивные: Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной речи и понимать речь других.
Я предлагаю вам вставить в слова
пропущенные слоги жи-ши,
ча-ща, чу-щу.
За рекой дубовая ро__.
Мы __сто там гуляем.
Звонко поют чи__. Цветут ланды__. Как они ду__сты!
Берегите эти __десные цветы. Не рвите их.
- Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа. Исправьте ошибки, если нет ошибок - ставим «+». Читают, подбирают и вставляют буквосочетания, применяют правило при написании слов с буквосочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щуОценивают работу друг друга. Регулятивные:способствовать развитию умения учиться рассуждать, анализировать, обосновывать свой ответ.
Коммуникативные: способствовать развитию монологической речи и диалогической речи;, формулировать простые выводы; соблюдать нормы речевого этикета.
Личностные: Умение расширять познавательные интересы, учебные мотивы; осуществлять самоконтроль; овладевать элементарными приемами взаимооценки результатов деятельности по предложенным критериям и заданному алгоритму работы.
ФизминуткаДыхательная медитация. – Сядьте прямо, закройте глаза, за бортом плещут волны, кричат чайки, дует легкий ветерок, который приносит свежесть;
– глубоко вдохните всей грудью и почувствуйте запах моря.
– Вдох-выдох. (5 раз повторить).
– Откройте глаза, нам тепло, уютно.
– Возьмите в руки бинокль и посмотрите, что у нас на горизонте: слева (поворот влево), прямо, справа (поворот направо) 2 раза.
– Опустите бинокли. Выполняют движения
по тексту под руководством учителя
Регулятивные:
Оценивать правильность выполнения действий
Личностные:установка на здоровый образ жизни.
IX. Практическая работа.
Слайд 10 Использование ЭОР http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/48d5eb89-1163-4d6f-9532-7a226bb5db02/%5BNS-RUS_2-13%5D_%5BIP_026%5D.swfIX. Тест Индивидуальное задание.
(На выбор уровень сложности)
1 уровень
1. Подчеркни (или обведи) верное высказывание
чю-щю пишется с буквой ючу-щу пишется с буквой у
2. Подчеркни (или обведи) лишнее слово
чудо
щавель
лисица
чайник
3. Подчеркни (или обведи) слово с ошибкой
туча
машыналыжи
4. Вставьте пропущенные буквы
щ_вель, ч_десный, маш_на, луж_
2 уровень
Прочитай предложения, вставь пропущенные буквы.
У розы колючие ш...пы .
У нас ж...вет собака Рыж...к.
Декабрь – нач...ло зимы. Ч…сто трещ...т лютые морозы. Вот она, настоящ…я зима!
За рекой дубовая рощ… . Мы с товарищ. .ми ч.. сто ходили туда гулять.
Я помогаю маме. Чищ.. двор. В корзине я тащ.. мусор в яму. Я хоч.. , чтобы везде было чисто. Выполняют задания теста Регулятивные:способствовать развитию умения учиться рассуждать, анализировать, обосновывать свой ответ.
Коммуникативные: способствовать развитию монологической речи и диалогической речи;, формулировать простые выводы; соблюдать нормы речевого этикета.
Личностные: Умение расширять познавательные интересы, учебные мотивы.
ФизминуткаА теперь, ребята, встали!Быстро руки вверх подняли!В стороны, вперед, назад,Повернулись вправо, влево.Тихо сели, вновь за дело! Выполняют движения
по тексту под руководством учителя
Регулятивные:
Оценивать правильность выполнения действий
Личностные:установка на здоровый образ жизни.
- В завершении нашего урока предлагаю вам выполнить задание в парах.
– Прочитайте. В какие группы можно объединить слова?
- Запишите слова по группам.
– 1) жи; 2) ща; 3) ча; 4) чу; 5) ши; 6) щу.
Осуществляют классификацию слов по самостоятельно выделенным критериям.
Различают слог и часть слова Коммуникативные УУД:
Развитие умения слушать и понимать других.
Умение работать в паре.
Личностные результаты:
Устанавливать связь между целью и деятельностью, её результатом
IX Слайд 13
Использование ЭОР
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5c434425-8282-46a3-be48-d8887af56f56/%5BNS-RUS_2-13%5D_%5BTE_024%5D.swf- Вот и подошло к концу наше плаванье. Мы снова на острове Умников. Какой остров мы посетили, какие орфограммы повторили?
Повторяют правило X . Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) Слайд 14
Подведение итогов.
Продолжи :- Я учился…
- Я узнал …
- Я смогу…
XI. Рефлексия .Нарисуйте свое настроение сейчас.
Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке.
Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока.
Регулятивные:давать оценку собственной деятельности на уроке;
Личностные: оценивать свои достижения;
Коммуникативные:уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Приложение 1
Собери слово из слогов, запиши слова.
Обозначь орфограмму.
да, за,
чавель, ща да,
ка, ши, ранще, ви, до, чу раф, жи,
Приложение 2
А) Спиши, вставляя пропущенную букву. Обозначь орфограмму.
Ёж_к, ч_чело, камыш_, ж_раф, ш_ло, ч_йка, ч_йник, ч_до, ч_с, щ_вельВ) Составь из слов предложения. Запиши. Обозначь орфограмму.
пушистые, кружились, снежинкиВеры, у, новые, лыжимороза, не боятся, и, стужи, дети Приложение 3
Вставить ча-ща, чу-щу, жи-шиЗа рекой дубовая ро__.
Мы __сто там гуляем.
Звонко поют чи__. Цветут ланды__. Как они ду__сты!
Берегите эти __десные цветы. Не рвите их.

Приложение 4
Тесты
1 уровень
Подчеркни (или обведи) верное высказывание
чю-щю пишется с буквой ючу-щу пишется с буквой у
Подчеркни (или обведи) лишнее слово
чудо
щавель
лисица
чайник
Подчеркни (или обведи) слово с ошибкой
туча
машыналыжи
Вставьте пропущенные буквы
щ_вель, ч_десный, маш_на, луж_
2 уровень
Прочитай предложения, вставь пропущенные буквы.
У розы колючие ш...пы .
У нас ж...вет собака Рыж...к.
Декабрь – нач...ло зимы. Ч…сто трещ...т лютые морозы. Вот она, настоящ…я зима!
За рекой дубовая рощ… . Мы с товарищ. .ми ч.. сто ходили туда гулять.
Я помогаю маме. Чищ.. двор. В корзине я тащ.. мусор в яму. Я хоч.. , чтобы везде было чисто.
Анализ
На уроке шло формирование следующих универсальных учебных действий
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; актуализировать мыслительные операции; организовать фиксацию затруднений в выполнении заданий; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя словарь, дополнительную литературу, информацию, полученную на уроке.
Планируемые результаты
Личностные результаты: проводит самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Предметные результаты: пишет слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу без ошибок.
Метапредметные результаты:
- определяет и формулирует цель урока с помощью учителя;
- проговаривает последовательность действий на уроке;
- работает по коллективно составленному плану;
- фиксирует затруднения в выполнении заданий;
- оценивает правильность выполнения действий;
- планирует учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- высказывает свои предположения;
- строит краткое устное высказывание по теме;
- слушает и понимает речь других;
- ориентируется с помощью учителя в системе знаний: отличает новое от уже известного;
- участвует в организованном поиске новые знания: находит ответы на вопросы, используя словарь, дополнительную литературу, информацию, полученную на уроке.