Рабочая программа внеурочной деятельности на тему Лоскутное шитье- один из видов народного творчества
Администрация города Томска
Департамент образования
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №22 г.Томска
634506, г.Томск, п.Светлый, 33 ИНН 701711595/КПП 701701001
Тел./факс 98-11-77/98-32-78, e-mail: swetliy@yandex.ru, scholl22@sibmail.ru
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Лоскутное шитье-один из видов народного творчества»
Уровень образования: 5 класс
Количество часов: 1 час в неделю
Составитель: Учитель по технологии Вялкина Татьяна Владимировна
г.Томск, п.Светлый2016г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Внеклассная работа способствует развитию индивидуальных способностей учащихся, вызывает у них стремление овладевать знаниями сверх обязательных программ.
Внеурочная деятельность “Лоскутное шитье- один из видов народного творчества” предполагает совместную деятельность с обучающимися по изготовлению аппликаций из ткани.
Выполнение аппликаций приносит большую пользу детям. Она развивает глазомер, вырабатывает усидчивость, трудолюбие. Аппликация воспитывает художественный вкус, понимание цветовых сочетаний.
Цель программы: дать ребёнку элементарные знания о работе с аппликацией из ткани, познакомит с назначением аппликаций и технологией работы.
Достижения цели предполагает решение ряда задач:
Обогащение познавательного опыта (на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки сюжета, эскиза, аппликаций и отражать их в речи ), направленное на развитие памяти , мышления, речи, воображения;
Коррекция недостатков познавательно деятельности ребят в процессе систематического и целенаправленного формирования полноценного восприятия формы, величины, цвета аппликации, эскиза;
Формирование способности эстетического, творческого восприятия;
Обогащения словарного запаса у обучающихся на основе использования соответственной терминологии;
Исправление недостатков моторики;
Профессиональное самоопределение, адаптация и реабилитаций в обществе;
Развитие у них способности к творчеству, пробуждение интереса к трудовой деятельности, привитие навыков культур и товарищеской взаимопомощи;
Обучение более глубокому ознакомлению с окружающим миром, наблюдению за происходящими в нём изменениями, выработке у ребят таких черт характера, как аккуратность, усидчивость, умение доводить начатое до конца, работая в коллективе. Научит самостоятельности в выборе сюжетов. Неограниченные во времени дети проявляют больше творчества и фантазии
Обучающиеся будут иметь возможность создавать различные поделки из ткани.
Планируемые для выполнения изделия по своей технологии, художественному оформлению должны быть посильны обучающимся. Работы должны быть не только внешне привлекательны, но и качественно выполнены каждым обучающимся. Очень важно сформировать у ребёнка постоянное чувство интереса к процессу повседневного труда, чтобы любую работу он делал с удовольствием, творчески, радовался бы удачам и с упорством старался исправить недостатки , добивался во всем аккуратности и красоты. Задания желательно подбирать индивидуально, дифференцированно, чтобы каждый ребёнок смог применить все свои знания, навыки при выполнении той или иной работы, выбирая для изготовления на занятии те или иные изделия, необходимо точно определить, в каких конкретных элементах знаний и умений дети продвинуться вперёд; что научатся делать нового; в чём просто потренируются, как использовать уже имеющиеся представления и умения при изготовлении нового изделия. Дети должны осознавать общественно – полезную значимость их труда. Будь это игрушка, открытка, работа на конкурс т другие работы обучающихся – они с увлечением, энергией, интересом начинаются относиться к их изготовлению.
Большое значение для успешных занятий имеет непринуждённая обстановка, обеспечивающая проявление творческих возможностей каждого школьника. Занятия будут проходить в помещении класса , где обучающиеся могут остановить незавершённые работы .
Деловые, доброжелательные отношения со всеми ребятами создадут на занятиях радостный настрой на занятиях. На занятиях будут заниматься дети 5-х классов , придерживаясь правила «Научился сам – научи других».
Занятия с обучающимися будут проводиться 1 раз в неделю. Учитель стремиться чтоб все изделия, чтобы все изделия, выполненные обучающимися , имели аккуратный вид. На первых занятиях задания могут быть одинаковые, но потом учитель постепенно, в соответствии с приобретёнными навыками, может использовать дифференцированные задания.
Вырезая из ткани аппликации, дети научатся правильно обращаться с ножницами, резать точно по прямой линии, упражняться в вырезании фигур плавными переходами, закругленными овалами, работать с трафаретом.
Учителю очень важно постоянно анализировать детские работы. Неоценимую помощь обучающимся окажет показ образца изделия самим учителем. Учитель сам должен неукоснительно выполнять все правила аккуратной работы, уметь выполнять точные приёмы отдельных трудовых операций, знать и уметь выполнять правила безопасной работы с инструментами.
Для выполнения аппликационных работ необходимо научить детей работать творчески: что-то дополнять, изменять цвет. Дополняя аппликацию отдельными деталями, дети получают навык составления правильной композиции. Работа с аппликацией требует организованного рабочего места. Ребёнку лучше заниматься за столом, не разбрасывать обрезки ткани.
Особое внимание в программе уделяется специальному формированию умений планировать предстоящую деятельность, контролировать ход работы и давать отчёт по её окончании.
Программа предусматривает развитие и воспитание ребят в различных видах деятельности: в игре, дискуссии, самостоятельной работе. Это обогатит обучающихся, вызовет у них положительные эмоции.
Занятия по внеурочной деятельности «Лоскутное шитье- один из видов народного творчества» проводятся один раз в неделю по оному часу в каждом пятом классе.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
Интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
Познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
Адекватное понимание причин успешности/не успешности творческой деятельности
Обучающийся получит возможность для формирования:
Внутренней позиции на уровни понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
Выражение познавательной мотивации;
Устойчивый интерес к новым способам познания
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научиться:
Планировать свои действия
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль
Адекватно воспринимать оценку учителя;
Различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
Проявлять познавательную инициативу;
Самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся смогут:
Допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
Учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
Формировать собственное мнение и позицию
Договариваться, приходить к общему решению;
Соблюдать корректность в высказываниях;
Задавать вопросы по существу;
Контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
Учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
Владеть монологической диалогической формой речи;
Осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую помощью
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научиться:
Осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительно литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
Высказываться в устной и письменной форме;
Анализировать объекты, выделять главное;
Осуществлять синтез(целое из частей);
Проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
Устанавливать причинно-следственные связи;
Строить рассуждение об объекте
Обучающийся получит возможность научиться:
Осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме
Использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе повседневной жизни.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Раскраски для самых маленьких. « Ника-Пресс»
Раскраски малышам. РИО « Самовар»
Раскраски. «Прокопьевский вариант»
Ксения Митителло. Аппликация. « Культура и традиции», 2004
Ксения Матителло. Золотая коллекция аппликации. Москва, « Эксмо», 2005
Дилис А. Фронкс. Аппликации из ткани. Москва, «Мой мир», 2007
Джин Уэллс. Пейзажи из ткани. Изысканная аппликация. Москва, «Мой мир»,2007
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
бумага
простые карандаши
ножницы
ткани
портновские булавки
портновский мел
иглы
нитки
наперстки
В результате занятий по предложенной программе обучающийся получит возможность:
Развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
Расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
Познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки материалов;
Использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
Достичь оптимального для каждого уровня развития;
Сформировать навыки работы с информацией.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Обучающиеся должны получить знания:
Об аппликации из ткани
О копирование рисунка
Правила безопасности и личную гигиену при работе
Должны уметь:
Определять характерные черты аппликации из ткани
Соблюдать правила безопасности и личную гигиену
Работать в коллективе
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема занятий
Дата
Кол-во часов
по плану
факт
1
Водное. ТБ
1
2
Аппликация из ткани животных, птиц
1
3
Аппликация из ткани животных, птиц
1
4
Аппликация из ткани животных, птиц
1
5
Аппликация из ткани животных, птиц
1
6
Аппликация из ткани животных, птиц
1
7
Аппликация из ткани животных, птиц
1
8
Аппликация из ткани животных, птиц
1
9
Аппликация на новогодних поделках. Снежинка
1
10
Аппликация на новогодних поделках. Дед-Мороз
1
11
Аппликация на новогодних поделках. Снегурочка
1
12
Аппликация на новогодних поделках. Снеговик
1
13
Рождественская композиция
1
14
Рождественская композиция
1
15
Рождественская композиция
1
16
Рождественская композиция
1
Новогодняя и Рождественская выставки
17
Пасхальное яйцо
1
18
Пасхальное яйцо
1
19
Пасхальные кубики
1
20
Пасхальные кубики
1
21
Пасхальные кубики
1
22
Пасхальные кубики
1
23
Пасхальные кубики
1
24
Пасхальные кубики
1
25
Пасхальные кубики
1
26
Пасхальные кубики
1
Пасхальная выставка
27
Аппликация из ткани на тему «Весна»
1
28
Аппликация из ткани на тему «Весна»
1
29
Аппликация из ткани на тему «Весна»
1
30
Аппликация из ткани на тему «Весна»
1
31
Аппликация из ткани на тему «Лето»
1
32
Аппликация из ткани на тему «Лето»
1
33
Аппликация из ткани на тему «Лето»
1
34
Аппликация из ткани на тему «Лето»
1
Итоговая выставка
Итого:
34
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315