Технологическая карта урока по русскому языку на тему Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. 1 класс
Технологическая карта урока
Дата проведения 19.12.2012
Предмет русский язык
УМК Школа России Л.Ф.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык», М. «Просвещение» 2012г. 2 ч.
Класс 2 «В»
Ф.И.О учителя Черепнина Надежда Васильевна
Тема урока,
№ урока в разделе Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. 2 урок в разделе
Количество часов, отведенных на изучение темы 3ч.
Цели урока (учитель) дидактические .Через работу в группах отработать навык правописания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Обеспечить условия для развития речевых умений, творческих способностей, памяти и мышления.
Цели урока (ученик)
Образовательные
Воспитательные
Развивающие Обобщить знаний в правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, умений и навыков использовать данную орфограмму при написании слов и предложений.
Способствовать формированию умения сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать и делать выводы.
Планировать сотрудничество с учителем и сверстниками, слушать собеседника и вести диалог, отстаивать свою точку зрения, адекватно взаимодействовать в рамках учебного диалога.
Способствовать развитию у школьников логического мышления, монологической речи и обогащению словарного запаса.
Планируемые результаты Предметные Личностные МетапредметныеУчащиеся научатся применять правила правописания, подбирать примеры, применять учебную задачу. Проявлять интерес к изучению темы. Регулятивные: регулировать собственную деятельность, в том числе учебную, соотносить выполненное задание с образом.
Познавательные: общеучебные – делать самостоятельные выводы, самостоятельное формулирование цели.
Коммуникативные: работать в группе, участвовать в диалоге, слушать и понимать других, выражать свои мысли в устной и письменной речи .
Основные понятия Правописание слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Межпредметные связи Литературное чтение
Особенности организации пространства
Ресурсы (основные и дополнительные)
Групповая
индивидуальная Информационный материал
учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Канакина, В.Г.Горецкий ч.2, тетрадь, методическое пособие для учителя.
демонстрационный материал
карточки
презентация
Технология проведения Деятельность ученика Деятельность учителя Формируемые УУД
I этап Самоопределение к деятельности
Организационный момент Подготовка к работе. Включение в деловой ритм урока Личностные: самоопределение
Регулятивные: целеполагание
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.II этап Мотивационно-установочный
Цели деятельности
Мотивировать на изучение темы Работать с информацией предоставленной в форме стихотворения.
Участвовать в работе группы по решению проблемных вопросов
Организовать работу в группах.
Включать учащихся в обсуждение проблемных вопросов
Познавательные умения:
Определяют основание для написания слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу и обосновывать свое мнение.
Регулятивные умения:
Выполняют учебные действия в соответствии с правилом.
Коммуникативные умения:
Слушать собеседника и вести диалог, отстаивать сою точку зрения,
адекватно взаимодействовать в рамках учебного диалога.
Предметные умения:
Писать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, используя правило.
III этап
Организационно-деятельностныйРешают типовые задания с применением правила. Организует деятельность по применению знаний. Предметные умения:
Образовывать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, используя правило. Регулятивные умения:
Выполнять учебное действие в соответствии с правилом.
IV этап
Контрольно-регулировочный
Организуют деятельность по применению знаний, решению поставленной проблемы. Стимулировать желание выполнять учебное задание, используя приобретенные знания и умения. Научить ориентироваться в разных способах выполнения. Личностные умения: проявлять творческий интерес к выполнению заданий.
Познавательные умения: использовать приобретенные знания.
Регулятивные умения: ориентироваться в разных способах выполнения задания.
Коммуникативные умения: использовать речь для представления результата.
Предметные умения: оформлять на письме изученные орфограммы.
V этап
Рефлексивно-оценочный Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Организует рефлексию Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные: рефлексия
Информация о домашнем задании Стимулировать желание выполнять учебное задание. Личностные умения: проявлять творческий интерес к выполнению заданий.
I Организационный момент
Цель: активация учащихся
Настраивать детей на работу Прозвенел для нас звонок
Начинается урок.
К нам без опоздания приходи старание-
Помоги нам потрудиться
Мы пришли сюда учиться.
Тихо сели. Настраиваемся на урок.
II Мотивация к деятельности
Цель: мотивация на изучение темы
Участвовать в работе группы по решению проблемных вопросов
Познавательные умения:
Определять основание для написания слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу и обосновывать свое мнение.
Регулятивные умения:
Выполнять учебное действие в соответствии с правилом.
Коммуникативные умения:
Слушать собеседника и вести диалог, отстаивать сою точку зрения,
адекватно взаимодействовать в рамках учебного диалога.
Предметные умения:
Писать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, используя правило. Организовать работу в группах
Включать учащихся в обсуждение проблемных вопросов
Обеспечить контроль за выполнением заданий Проблемная ситуация
Чему учились на предыдущем уроке?
Вы уверены, что научились правильно их писать?
Откройте конверты №1.
Как вы думаете какое задание будете выполнять?
Но вы будете не просто вставлять пропущенные буквы, а ещё обосновывать выбор правильной буквы, почему эту букву пишем в слове.
Что вам поможет обосновать выбор? (правило)
А как будете действовать? (По алгоритму)
Посмотрите все согласны с записями алгоритма?
Почему? (Шаги алгоритма рассыпаны, идут не по порядку)
Предлагаю в группах восстановить алгоритм.
1.Произнеси слово
2.Определи опасное место
3.Обозначь орфограмму
4.Примени правило
Вставьте пропущенные буквы
1группа:
Чижи, ужи, ежи, стрижи,
Жирафы, мыши и моржи,
Машины, шины, камыши.
2 группа:
Роща, чаща и свеча,
Пища, туча, саранча,
3 группа:
Чудак и щука, и ворчун
Чудесный, чувство и чулок,
Кричу, ворчу, ищу, тащу.
А значение всех слов вам понятно? Тогда приступайте к выполнению задания.
Поработав с карточками, скажите о чем сегодня будем говорить на урок?
Что мы будем делать? Отрабатывать навык правописания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
А теперь скажите так как мы будем писать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу?
Вывод: Жи-Ши пиши с буквой ИЧа-Ща пиши с буквой АЧу- Щу пиши с буквой У.
III Учебно- познавательная деятельность
Цель: последовательность изучения
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формировать собственное мнение и аргументировать его.
Познавательные умения:
Определять основание для написания слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу и обосновывать свое мнение.
Регулятивные умения:
Выполнять учебное действие в соответствии с правилом.
Коммуникативные умения:
Слушать собеседника и вести диалог, отстаивать сою точку зрения,
адекватно взаимодействовать в рамках учебного диалога.
Предметные умения:
Образовывать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, используя правило. Включать учащихся в обсуждение проблемных вопросов
Обеспечить контроль за выполнением заданий
О каких согласных звуках мы сегодня говорим?
Почему мы объединили их в группу? Шипящие непарные по твердости и мягкости.
Какие твердые? Ж-Ш
А какие мягкие? Ч-Щ
Звуки Ж-Ш твердые, какую гласную букву надо было бы писать после них? Какую вы написали? Почему?
Звуки Ч-Щ мягкие, какую гласную букву надо было бы писать после них? Какую вы написали? Почему?
Открыли конверт №2. Что вы будете делать?
Составление слов из слогов с изученными орфограммами.
Работа с карточками.
жиши чаща чу щу-йникЭта- -локКало- -ренокПло-дьПроверим вашу работу.
Оцените свою работу по шкале.
IV интеллектуально-преобразовательная деятельность
Цель: стимулировать желание выполнять учебное задание, используя приобретенные знания и умения. Научить ориентироваться в разных способах выполнения.
Личностные умения: проявлять творческий интерес к выполнению заданий.
Познавательные умения: использовать приобретенные знания.
Регулятивные умения: ориентироваться в разных способах выполнения задания.
Коммуникативные умения: использовать речь для представления результата.
Предметные умения: оформлять на письме изученные орфограммы. Стимулировать желание выполнять учебное задание, используя приобретенные знания и умения. Научить ориентироваться в разных способах выполнения. Информативное: выписать слова из песен с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Музыкальная пауза.
Как вы думаете, что вы будете делать?
Из песен Чунга-чанга и Голубой вагон
выписать слова на изученные орфограммы.
Какая тема нашего урока? Научиться писать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Научились писать? А сейчас вы и покажите свои умения.
Открыли конверт №3. А почему в нем много карточек?
Работа самостоятельная.
1.В ч.ще щебеч.т стриж. и чиж.
2.Мама купила ч.йные ч.шки и блюдца.
3.У Маш. И Миш. цветные карандаш.
4.У Сереж. ч.десный новый рюкзак.
5.Бабушка сварила щ.велевый суп.
VI Рефлексия деятельности
Цель: научить соотносить результат с поставленной целью, оценивать результат учебной деятельности.
Умения контролировать и оценивать результат. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Организует рефлексию Какую цель ставили на уроке?
Достигли цели?
Что мы делали на уроке?
Где можно применять полученные знания?
Где можно приметь эти знания?
Какие задания понравились?
Какие вызвали затруднения?
А что ты должен сделать?
VII Домашнее задание
Личностные умения: проявлять творческий интерес к выполнению заданий.
Стимулировать желание выполнять учебное задание, Нарисуйте рисунок или проиллюстрируйте правило.