Методический материал: История декоративно-прикладного творчества
Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования
«Станция юных техников»
станицы Ленинградской муниципального образования
Ленинградский район
«История декоративно - прикладного искусства
и
народных промыслов»
Педагог дополнительного образования
Вичужанина Светлана Николаевна
2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. История декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
1.1 Декоративно-прикладное искусство
1.2. Народные промыслы
Глава 2. История и технология отдельных видов декоративно-прикладного искусства.
2.1. Керамика.
2.2. Ткачество.
2.3. Гобелен.
2.4. Кружевоплетение.
2.5. Батик.
Заключение.
Литература.
ВВЕДЕНИЕ
Последние десятилетия XX столетия ознаменовались стремительным ростом интереса к истории традиционной культуры России и, в частности, декоративно-прикладного искусства (ДПИ). Особенно актуальной становится проблема сохранения народного искусства, приобретающая новый аспект в связи с урбанизацией и техническим прогрессом. Изменение образа жизни, разрушение традиционной среды обитания и сокращение численности сельского населения, как носителя традиций прошлого, подрывает устои естественного механизма сохранения и передачи основ национальной культуры. Исторические традиции занимают все меньше места в повседневной жизни семьи, локальной общности. Сегодня еще имеются отдельные территории, поселения, анклавы, где сохранились носители аутентичной традиционной культуры, которую, однако, некому передавать, так как там не остается молодежи или отсутствует интерес к культуре прошлого. Поэтому возникает острая необходимость фиксации того, что сохранилось в памяти носителей традиции, поддержания и оживления традиционного народного творчества. В связи с этим приобретает актуальность проблема восстановления искусственного механизма воспроизведения, сохранения и передачи культурного традиционного материала, дополнения его современными технологиями, элементами современного обучения.
Создаваемая человеком материально-художественная культура способствует формированию определенного типа мышления, созданию идеальной социокультурной модели личности, соответствующей требованиям времени. В нашей стране в настоящее время существует тенденция ориентации на западные образцы в формировании культурной среды. Однако она не отвечает долгосрочной тенденции развития национальной культуры.
После многолетнего пренебрежения и забвения сегодня возвращается уважение к ручному труду, так как новое равновесие высокоинтеллектуального труда и традиционного «рукоделия» необходимо для формирования гармонического синтеза многовековой российской традиционной культуры с культурой городской, индустриальной и постиндустриальной. В этом процессе наиболее слабо исследован вопрос о корнях, семантике и преемственности декоративно-прикладного искусства, приобщения молодежи к традиционному народному творчеству. Социологические исследования подтверждают, что школьники и студенты имеют слабые представления о всемирно-известных народных художественных промыслах России и своего региона. Поэтому подрастающее поколение не идентифицирует себя с особенностями национальной духовности, проявляющейся в этих видах искусств, не усваивает содержащихся в них национальных социально-психологических черт, чем углубляется культурный разрыв между поколениями. В настоящее время в огромной стране существуют лишь островки приобщения к традиционной материально-художественной культуре, изучению народных художественных промыслов России.
Глава 1. История декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
Декоративно-прикладное искусство.
Изучение традиционного декоративно-прикладного искусства началось сравнительно недавно. Первые публикации по материалам народного, в основном крестьянского, искусства относятся ко второй половине XIX века, когда наблюдался подъем интереса демократически настроенной прогрессивной части общества к памятникам русского народного творчества. В некоторых из этих работ о крестьянских производствах и ремеслах мало затрагивались вопросы собственно искусства, художественные ремесла рассматривались в них наравне с хозяйственными. И только основоположники искусствоведческой науки о народном искусстве - А.В. Бакушинский, B.C. Воронов, А.И. Некрасов, А.Б. Салтыков и др. - стали уделять значительное внимание не только отдельным видам декоративно-прикладного искусства, его художественным и техническим характеристикам, но и социальным и историческим аспектам этого феномена.
В тот же период появились и начали складываться первые собрания произведений народного искусства. Работы В.В. Стасова, посвященные вопросам народного искусства, сохраняют научную ценность до сегодняшнего дня. Они стали во многом основополагающими для дальнейших исследований в области художественного творчества. Стасов дал сравнительный анализ материалов, он был первым, кто по достоинству оценил памятники народного искусства и обратил внимание на их древнейшие истоки, на глубину их религиозно-мифологического содержания, явился одним из первых исследователей русского народного орнамента. Важным шагом в изучении культурного наследия русского народа явились работы Д.К. Зеленина. Он обратил внимание на содержание, внутренний смысл отдельных предметов художественного творчества, теснейшим образом связанного с духовной культурой народа, его обрядами, поверьями, традициями.
К числу первых исследований начала XX столетия относится работа И.Э. Грабаря, вошедшая в его многотомную «Историю русского искусства». Он дал общую широкую характеристику форм народного искусства от мелких бытовых вещей до деревянного зодчества. Работы B.C. Воронова дают целостное представление об особенностях народного искусства, его традиционности, устойчивости форм, декоративности оформления. B.C. Воронов подчеркивал роль коллектива в творческом процессе, отмечал глубокий смысл, содержательность отдельных художественных образов. Он наметил основную проблематику изучения народного искусства, различил понятия «народный» и «крестьянский» как схожие, но не вполне тождественные. В работе А.И. Некрасова «Русское народное искусство» четко прозвучала мысль о городских влияниях на деревню. Он выделил русский Север, указав на городскую направленность этой зоны по характеру художественных вкусов его населения. Работы Воронова и Некрасова определили пути исследования народного творчества, основные проблемы, включая теоретические, которые разрабатывалась последующими поколениями. Труды этих ученых - первые плодотворные попытки изучения народной художественной культуры, которые сейчас могут быть осмыслены как культурологические.
1.2. Народные промыслы.
Происхождение народных промыслов различно. Одни берут свое начало в крестьянском бытовом искусстве, связанном с натуральным хозяйством и изготовлением как повседневных, обиходных, так и праздничных нарядных бытовых предметов для себя и своей семьи. Так, например, ручное узорное ткачество, вышивка, которыми владели с детских лет крестьянки, выполняя одежду, полотенца, столешники и т.д., стали основой для сформировавшихся впоследствии многих оригинальных ткацких и вышивальных промыслов. Другие промыслы происходят от деревенских ремесел. Например, многие виды гончарства, плотницкая резьба, набойка на тканях издавна были областью деятельности местных мастеров-ремесленников. С течением времени, распространяясь в отдельных центрах, а нередко охватывая целые районы, они превращались в промыслы. Некоторым промыслам предшествовали «светелки» - работа в помещичьих мастерских (например, мастерская белая гладь). Иные родились из городского ремесла. Например, холмогорская резьба по кости или великоустюжское черневое серебро связаны с искусством городских ремесленников, с привилегированным заказчиком, чей вкус влиял на содержание и характер назначения изделий.
Древнерусская иконопись, европейская станковая живопись и графика стали основой искусства русской лаковой миниатюры. Каждому творческому коллективу оказалось под силу создать свою художественную систему, свой образный язык, свою школу мастерства, которые приобрели значение традиции.
О русском народном искусстве, включая и промыслы, существует довольно обширная литература, посвященная как общим вопросам, так и отдельным частным проблемам их развития. Произведения искусства народных художественных промыслов собираются музеями.
На рубеже XVII-XVIII веков в России начинают складываться промыслы по производству продукции на продажу, это связанно с формированием централизованного русского государства и развитием рынка, который создал условия для продажи бытовых изделий. Народный промысел, в том числе и художественный, это такая форма бытования художественного ремесла, когда ремесло служит средством к существованию целой семьи или всей деревни, когда целые районы заняты изготовлением определенного вида изделий, в том числе и художественных, на рынок, на продажу.
Искусство народных промыслов - Хохлома, городецкая роспись, лаковая миниатюра Палеха, Мстеры, Холуя, скопинская керамика, северная устюжская чернь, искусство кружевоплетения, холмогорская резная кость и другие начинают новую жизнь. Большую роль в этом сыграли специальные постановления правительства.
В 1919 году был издан подписанный В.И. Лениным декрет «О мерах содействия кустарной и мелкой промышленности» (так в те времена называли народные промыслы).
В 20 - 30-е годы XX века повсеместно в тех областях и районах, где до революции существовали центры промыслового изготовления художественно оформленных бытовых изделий, возникли новые кооперативные промысловые артели.
Сороковые годы и первая половина 50-х годов проходят под знаком послевоенного возрождения предприятия народного хозяйства. Одновременно велась большая работа по восстановлению заглохших и забытых промыслов.
К началу 1960-х годов восстанавливаются поставки художественной продукции на экспорт. В дальнейшем издается ряд постановлений, способствующих развитию промыслов. В частности, принимается важное решение о привлечении к работе мастеров- надомников.
14 августа 1968 года выходит постановление «О мерах по дальнейшему развитию народных художественных промыслов», в котором, в частности, подчеркивается важность воспитательной функции народного искусства, предлагается шире использовать его наследие на уроках труда и изобразительного искусства, а в школах, расположенных в районах распространения народных художественных промыслов, рекомендуется изучать характерные для них приемы художественной обработки материалов.
Особое значение для народных художественных промыслов имеет Постановление ЦК КПСС 1975 года, в котором специально сказано о необходимости всемерно содействовать творческой активности мастеров и художников и увеличению выпуска высококачественных изделий народных художественных промыслов, указывалось на актуальность широкой популяризации этого искусства.
Событием для художников и мастеров явилось принятие в январе 1999 года федерального закона «О народных художественных промыслах». Закон впервые определил основы государственной политики поддержки промыслов, включающие разработку соответствующих федеральных целевых программ, предоставление бюджетных кредитов и субсидий, сохранение традиций промыслов и их мастеров.
Глава 2. История и технология отдельных видов декоративно-прикладного искусства.
2.1. Керамика.
Гончарное ремесло известно в России с незапамятных времен. Глина была повсеместно распространенным подручным материалом, богатые пластические и художественные возможности которого привлекали к нему человека еще в древнейшие времена. Глина очень легко поддается обработке: из нее можно вылепить все что угодно. А с открытием обжига глиняные изделия, прежде всего глиняная посуда и утварь, стали самыми необходимыми и самыми практичными в быту древнего человека. Археологи находят в древних славянских курганах бесчисленное множество черепков глиняной посуды.
Ранее других существовала лепная керамика, т.е. глиняные изделия, вылепленные руками, без каких-либо специальных приспособлений. Такая лепная керамика сохранилась у некоторых народов до наших дней. Рядом с сосудами существовали бесчисленные лепные фигурки животных, птиц и людей. В них ярко отразились древние верования, суеверия, приметы; часто в глиняных фигурках видели духов-охранителей человека, его жилища, скота, посевов.
На протяжении столетий они превратились в глиняные лепные игрушки, и в этом виде существуют и продолжают изготовлятся в наши дни.
Примерно в IX-X вв. в России появился гончарный круг - простейший станок или скорее приспособление, приводившееся первоначально в движение рукой, позже ногой. Изобретение гончарного круга - важнейший этап в развитии производственной деятельности, а вместе с тем технических и художественных способностей людей.
Гончарный круг упростил, ускорил изготовление глиняной посуды и утвари, вместе с тем работа мастера-гончара не утратила своей индивидуальности, а его сосуды - своей рукотворности, так как и при наличии гончарного круга основное было в руках гончара, и в его мастерстве, и в его воображении.
Хотя глиняные сосуды обычно не имели такого конкретного образа, как фигурки, но косвенно они отождествлялись гончарами с живой природой и даже с человеком. Об этом свидетельствует названия частей керамического сосуда: тулово, шейка, горлышко, носик, ручка.
Простейший орнамент на глиняной посуде в виде ямок, вмятин возник в незапамятные времена, возможно, как технический прием уплотнения черепка для достижения лучшего его обжига, еще до появления специальных печей. Древние развитые культуры славян уже имели целую систему изображений на сосудах, содержание которых раскрывает представления людей о мире и природе, связано с трудом земледельца. Волнистые линии, например, - знак воды, прямые линии условно изображали землю и т.д. На керамике нового времени наряду со множеством позднейших мотивов сохраняются и старинные, но в ином, собственно декоративном значении.
Русские керамические промыслы в XVIII-XIX вв. существовали во многих селах и деревнях. Каждый, как правило, обслуживал свой небольшой район, и лишь некоторые приобрели широкое значение. В ряде районов Ярославской, Московской, Калужской губерний сохранилась традиция изготовления чернолощеной посуды, которую вытягивали в одних местах на ножных, в других - на ручных гончарных кругах, украшали бороздками, несложной гравировкой прямо на станке с помощью штампиков из дерева, глины, металла. Удивляют гармония пропорций, пластическая завершенность и ясность форм этих простых предметов: кувшинов для масла, молока, корчаг для кваса, крынок, разных размеров горшков для каши, сметаны, рукомоев и т.д.
В других местах делали не мореную, а обычную красную, коричневую или желтоватую посуду из местной глины, украшали ее горизонтальными полосками, пятнами, кое-где веточками, нанесенными белой глиной. Такого типа гончарная посуда бытовала в Псковской, Новгородской, Тверской и других губерниях. В некоторых районах покрывали красный черепок белым ангобом, а на него порошком цветной глазури наносили несложный узор в виде спиралей, полосок, пятен и слой бесцветной прозрачной глазури.
В Воронежской губернии гончарные кувшины, миски украшали рельефными налепами в виде пуговок и поливали цветной глазурью. Применение трех цветных легкоплавких глазурей коричневой (марганцевой), зеленой (медной) и желтой (железной) характерно для гончарства разных районов второй половины XIX- начала XX вв.
Художественная выразительность русской бытовой гончарной посуды заключена не столько в цвете или орнаменте, которые, как правило, очень скромны, сколько в пластическом решении.
2.2. Ткачество.
Ткачество с древних времен составляло исконное занятие женского населения. В каждой крестьянской семье имелся ткацкий стан, на котором женщины изготовляли домотканое полотно. Из него шили одежду, простыни, полотенца, скатерти и другие необходимые в быту предметы. Кроме гладкой холстины деревенские мастерицы выполняли и ткани с узором. Техника тканья при этом усложнялась. Материалом для ткачества служила пряжа, которую получали из льна и конопли, а также из овечьей и козьей шерсти. Пряжу часто окрашивали домашним способом в разные цвета и тогда узорные ткани получались особенно нарядными.
Крупным центром ручного ткачества в Нижегородском крае был г. Шахунья и окрестные селенья. В настоящее время традиции народного ткачества активно развиваются на Шахунской художественной фабрике. С начала 1970-х годов она выпускает широкий ассортимент изделий из шерсти, льна и хлопка - пледы, покрывала, накидки на кресла, полотенца, скатерти, скатерти и салфетки с ярким декоративным узором из гладких и орнаментальных полос или клеток.
Большая роль в современном развитии промысла принадлежит художнику, искусствоведу Ларисе Кожевниковой. Современные мастерицы освоили сложные техники ручного ткачества - многоремизную, ажурную, переборную, браную. На произведениях ткачих, особенно на праздничных полотенцах и декоративных салфетках, тканый геометрический орнамент сочетается с вышивкой, что придает этим изделиям неповторимое своеобразие.
2.3. Гобелен.
Гобелен (фр. gobelin) - один из видов декоративно-прикладного искусства. Изначально он представлял из себя стенной ковёр без ворса с сюжетом или орнаментом. Ткались гобелены вручную перекрёстным переплетением нитей отдельными частями, которые затем сшивались. Гобелен известен уже много тысячелетий. Все древние цивилизации занимались производством гобелена, который в те времена выполнял не только декоративную функцию, но и имел очень важное практическое значение. Плотная гобеленовая ткань очень эффективно удерживала тепло, потому её вешали на стены помещений.
С древних времён техника ручного изготовления гобелена практически не изменилась. С появлением в Европе мануфактурного производства гобеленовые ткани стали производиться в массовых количествах. Но даже тогда цена их была достаточно высока и позволить себе их могли только очень богатые люди.
В средневековой Европе основными сюжетами гобеленовых картин были религиозные мотивы, изображения природы, сцены из легенд и мифов, абстракция. С особым искусством и изяществом создавались религиозные гобелены и гобелены с изображениями гербов знатных родов. Гобелены с религиозными сюжетами традиционно изготовлялись из самых лучших материалов, с использованием золотых и серебряных нитей. Часто они дополнительно они украшались драгоценными камнями. Стоили такие гобелены целое состояние и преподносились богатыми людьми в дар церкви в искупление своих грехов.
В средние века большое значение для каждого человека имела родословная. Главным символом рода был герб. Гобеленам с изображением герба придавалось огромное значение. На изготовление гобеленового герба знатные люди не жалели денег. Стоимость таких гобеленов была крайне высока и они являлись особой гордостью владельцев. Достоверно известно, что гобелен появился в Европе в XII-XIII веке. В те времена гобелен называли шпалерой. Есть предположение, что шпалеру в Европу завезли купцы из стран Ближнего Востока и Азии. Самые старые европейские шпалеры были сделаны в Германии. Чуть позже производство шпалер было освоено во Франции, Италии и других европейских странах.
2.4. Кружевоплетение.
Кружевоплетение - один из самых изысканных видов прикладного искусства. Считается, что техника плетения на коклюшках была изобретена на Западе в Италии не ранее второй половины XV в., а позднее распространилась по всей Европе. Наиболее древними европейскими центрами, помимо Италии, были Фландрия, Франция и Испания - В России же кружева были привозными весь XVI и первую половину XVII в. Собственное же кружевоплетение предположительно появилось лишь во второй половине XVII в. в царской Мастерской палате в Москве, в домашних мастерских царевен, княжеских светлицах. Вместе с тем плетение как таковое, известно было на Руси в глубоком средневековье.
Многочисленные памятники прикладного искусства и архитектуры IX .XV вв. декорированы разнообразными плетёнками. К сожалению, нитяное плетение этого времени до нас почти не дошло за исключением весьма небольшого числа памятников. К ним относится образец из Суздаля, датированный XII в., служивший петлями для рубахи. Плетение выполнено из золотого шнура. Интересно то обстоятельство, что орнамент его очень близок узору резного пояска на Дмитровском соборе во Владимире и инициалам рукописных книг XII - XIII вв. и тем доказывает факт бытования нитяных плетёнок наряду с их изображениями.
О развитии русского кружевоплетения в XVIII обширных сведений также нет. Существует предание, что Пётр I в 1725 г вывез из Брабанта кружевниц и разместил их в Москве в Новодевичьем монастыре для обучения там бесприютных детей. Отсюда кружевоплетение получило широкое распространение.
Кружево плетут по сколку - техническому рисунку, нанесённую на плотную бумагу. Сколок закрепляют на подушечке-валике, набитом сеном или опилками, который находится под кружевницей. На сколок нанесён рисунок будущего кружева, сперва линиями, затем точками, куда вертикально втыкаются булавки. Выплетают кружево с помощью коклюшек - деревянных палочек, на которые намотаны нитки. Перебрасывая коклюшки из одной руки в другую, кружевница обвивает нитками булавки, переставляя их с одних точек на другие, по мере выполнения рисунка.
Исторически, в соответствии с приёмами исполнения сложились три основных типа плетёных кружев: численное, парное и сцепное. Численное выполняют без рисунка, по счету нитей. Это кружево в исполнении проще других и требует небольшого числа коклюшек, всего несколько пар. Парное и многопарное кружево выполняется по сколку. Это наиболее сложное кружево, требующее очень большого числа коклюшек, иногда до 300 пар. Сцепное кружево также выполняют по сколку, одновременно используя от 6 до 12 пар коклюшек.
Основной элемент коклюшечного сцепного кружева - вшпошка, или полотнянка, - узкая полоса-лента полотняного переплетения, изгибы которой вырисовывают формы кружевного узора. Основную "ткань", поверхность кружева создаю! лёишс скьозныс решётки. В парном кружеве фон и узор выплетаются одновременно, в сцепном сплетаются между собой при помощи вязального или тамбурного крючка.
В кружевах 18 - 19 в. встречаются сочетание льняных, шёлковых и металлических нитей. Решётки старинных кружев были очень простыми - диагонально пересекающимися под прямым углом нитями. Их разнообразила различная окраска разных участков, на фоне которых вырисовывался одноцветный светло кремовый узор полотнянки. Лишь в последствии решётки стали сложно-узорными, разнообразных рисунков звёздочек и др.
Основные элементы плетения, из которых образуется всё многообразие кружевных узоров, немногочисленны. Это - плетешок (шнурочек, который используют и в фоне и в обрамлении, а иногда создают целиком несложное плетешковое кружево); сетка (разреженное плетение, которое перемежается с полотнянкой); насновка (небольшая овальная или квадратная плотная форма, присутствие которой в разных сочетаниях обогащает рисунок кружева).
Дополнительные элементы плетения: отвивная петелька, отходящая от плетешка или насновки, придаёт большую воздушность кружеву, усложняет силуэт рисунка; скань - более толстая нить, введённая в полотнянку и придающая рисунку рельефность.
Во второй половине 19 века кружевной промысел широко распространился по деревням и стал делом многих тысяч мастериц. В 1883году по инициативе С. А. Давыдовой была открыта Мариинская практическая школа кружевниц в Петербурге, где обучались наиболее способные кружевницы из разных губерний.
2.5. Батик.
Батик способ окрашивания тканей, основанный на применении резерва, специального вещества, не пропускающего краску. По классической методике после того, как на ткани сделан рисунок резервом, а свободные участки прокрашены, резерв снимается, и на его месте остается затейливый узор.
Искусство росписи ткани с помощью резервирования зародилось свыше 2000 лет назад. Несмотря на то, что оно издавна практиковалось в Китае, Японии, Индии, странах Ближнего Востока и Индии, его родиной считают Индонезию. В дословном переводе с яванского "батик" рисование воском. Как правило, для яванского батика использовались хлопковые ткани. Именно на Яве искусство росписи ткани достигло высочайшего технологического уровня и изысканности. Индонезийский классический батик малоцветен. В колорите присутствовали цвета слоновой кости, все оттенки коричневого и наиболее яркая краска индиго-синий. Рецепты изготовления синей краски и самих рисунков были величайшей тайной каждой семьи мастеров. Рисунки определяли также и кастовую принадлежность: никто не имел права повторить царские и королевские орнаменты. В приданом каждой девушки были обязательны вещи, выполненные в технике батика одежда, красочная материя для обрядов и церемоний, занавеси и разнообразные настенные панно с бытовыми и мифологическими сюжетами, изображениями покровителей дома.
Путь подготовки ткани для росписи был многоступенчатым: вымачивание, отбеливание, затем кипячение. Сам процесс, состоящий из следующих одна за другой операций: покрытие горячим воском крашение сушка, повторяющихся для каждого цвета, отличался сложностью и длительностью, требовал мастерства и терпения. На создание одного произведения уходили долгие месяцы, а иногда и годы.
Заключение
Декоративно-прикладное искусство является почвой и основой любой национальной культуры, от него тянутся нити ко всем видам художественной деятельности людей.
Прялки и вальки, лукошки и туеса, подпоры и кокошники, пряничные и набивные доски, дуги и квасники и другие народные промыслы - все это уже ушло из жизни и стало достоянием музеев. Но зато все чаще сегодня мы говорим о вологодском кружеве, хохломской росписи, дымковской игрушке, лаковой миниатюре Палеха - о художественных промыслах наших дней, наследниках декоративно-прикладного искусства прошлого.
Уже в формах каменных орудий первобытного человека, в простейших геометрических фигурах орнамента на древнейшей керамике проявляются начатки творчества, которое сопровождало жизнь народа на протяжении всей его истории. Шло время, сменялись исторические эпохи и многие поколения людей, но всегда существовала в народе потребность украшать свой быт, делать радостным труд, дополнять свою нелегкую жизнь красотой.
Наиболее искусно украшались вещи не повседневного пользования, а праздничные, предназначенные для определенных, подчас сложных ритуалов и народных обрядов. С давних пор и до наших дней существует народная традиция особым образом отмечать все самые значительные события в жизни. В семье это были рождение, свадьба, похороны; в труде и хозяйстве - сев, косьба, жатва - праздники сельскохозяйственного календаря, связанные с выращиванием хлеба, сбором урожая. Они сопровождались обрядами и большими народными гуляньями, в которых наряду с музыкой, песнями, танцами немалая роль отводилась предметам бытового назначения.
На свадьбе, например, на столах стояли огромные долбленые расписные ковши в виде плывущей птицы или ладьи, в них гостям подавали пиво, брагу, квас. Красный угол избы украшали полотенца с длинными вышитыми или ткаными концами. Самый нарядный костюм женщина из народа надевала один раз в жизни - на свадьбу, а хранила и берегла весь свой век, иногда завещая дочери и внучке.
Мы почти не знаем имен народных мастеров. Но история не предала забвению анонимных творцов декоративно-прикладного искусства - крестьян, сельских и городских ремесленников, чьим трудом и талантом созданы совершенные произведения. Свое мастерство они передавали от отца к сыну, от деда к внуку, буквально "из рук в руки". Из поколения в поколение отбирались и совершенствовались удачи и находки одних, выдумки и новшества других. Время отбрасывало все случайное, несовершенное, шлифуя и сохраняя только ценное и высокохудожественное. Так поиски и достижения отдельных мастеров соединялись в коллективной сокровищнице народного творчества, непрерывно пополняемой многими династиями ремесленников.
Украшая быт, произведения декоративно-прикладного искусства жили и умирали вместе с поколениями людей. В них отражалась эпоха, жизненный уклад, вкусы и идеалы людей определенного времени.
Как правило, народные мастера создавали вещи для себя и ограниченного круга односельчан. Использовали их в крестьянской семье и хозяйстве. Так делали многие предметы деревянной утвари, орудия труда, игрушки, ткани, вышивки.
Мастер вкладывал в изделие вето свою любовь и талант. Произведения декоративно-прикладного искусства порой наивны, но искренни и простодушны. В них выражена мудрая простота взглядов, дум, чувств и чаяний народа.
Литература.
1. Альбом "Народные художественные промыслы России" Сост. Антонов В.П. М., 1998. Андреева О., Бежина И. Комодные игрушки для любования // Народное творчество. - 2000. - №2. - С.46-47.
2. Ефимова Л. В., Белогорская Р. И. Русская вышивка и кружево. -М., Искусство, 1982 Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы: Учеб. Пособие. - М.: Высш. Школа, 1980. - 176 с., ил.
3. Климова Н. Т Народный орнамент в композиции художественных произведений. Цветное коклюшечное кружево. -М., Знание, 1991 Максимов Ю.В. У истоков мастерства. - М., 1983.
4. Моран А. История декоративно-прикладного искусства. - М.: Искусство, 1982. - 577 с., ил.
5. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. - М.: Знание, 1984. - 144 с. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. - М.: Высш. Школа, 1992.- 159 с.
6. Хохлова Е. Скопинское гончарство// народное творчество. - 1997. - №6. - С.38-40.
15