Выступление на педсовете Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников (из опыта работы)
Выступление на педагогическом совете школы.
«Гражданско-патриотическое и интернациональное воспитание школьников.»Учитель начальных классов СШ № 12 г.Житикары Костанайской области Республики КазахстанВажнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса в современной школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально – гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающихся чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за её могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Патриотическое воспитание является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, значит, можно быть уверенными и в развитии и становлении нормального общества и сильной державы. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания подрастающего поколения.
Целью воспитательной работы я поставила развитие всесторонне развитой личности, умеющей размышлять, отстаивать собственное мнение, способной жить в коллективе, выполняя его требования, законопослушной, любящей свою Родину.
Исходя из этого, по гражданско-патриотическому воспитанию были поставлены следующие задачи:
Способствовать созданию у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, пробуждение интереса к малой Родине.
Воспитывать любовь к Родине, интернациональное отношение к разным национальностям.
Воспитывать уважение к национальным традициям своего народа, толерантности, культуры общения, бережного отношения к духовным богатствам родного края.
Учащиеся начальных классов должны знать:
Государственные и общенародные праздники
Понятие «Родина» в широком и узком смысле, её историю
Столицу Родины и края
Символику РК
Режим школьника
Правила поведения в школе, дома и в общественных местах
А также уметь:
Отличать символику РК
Принимать участие в праздниках
Соблюдать ритуалы при исполнении Гимна
Работать в коллективе сообща
Соблюдать правила поведения в школе, дома в общественных местах
Соблюдать режим дня
Качества, которые учитель начальных классов должен воспитать у своих обучающихся:
Любовь к Родине
Любознательность
Дружба и товарищество
Прилежность
Уважение
Бескорыстие
Активность
Ответственность
Творчество
Всё это в своей работе я осуществляю через такие формы работы, как беседы, акции, классные часы, вовлечение детей в кружки, секции, праздники, викторины, конкурсы. Из этого состоит наша коллективная деятельность.
Ознакомление с символами РК происходит и на уроках познания мира, на занятиях Школы Правовых Знаний, на классных часах. Практически мы это демонстрируем на школьных линейках. (Ритуал исполнения Гимна)
В этом учебном году в классе были проведены классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию на темы:
«Казахстан – дружная семья народов»
«Три великана»
«Мой край, мой дом родной»
«День Независимости Республики Казахстан»
Класс активно участвует во всех конкурсах рисунков и поделок, как классных, так и школьных.
На Фестивале Дружбы народов, проводимом в школе, мои ученики представляли республику Казахстан.
Класс принял участие в конкурсе рисунков, в акции «Я - патриот», в конкурсе стихов о Казахстане, в дне Образования (игра «Умники и умницы»), путешествовали по станциям, выполняя различные задания.
В этом полугодии наш класс посетил городской музей. Многие дети уже бывали в нашем музее. Но недавно в музее прошёл ремонт, и обновили его содержание. Ребятам было интересно увидеть все новинки.
Некоторые дети не только заочно путешествуют по нашей стране. Вместе с семьями они посещают города Казахстана. Так, например, в Астане побывали Жунусова Наргиз, Аскар Алдияр, Назаров Дамир, Изтелеуов Адильхан, Сапина Анель, в Алматы – Тлеубаева Эльвира, Малахинский Максим, Амангельдинова Зарина и др.
У кого нет возможности ездить по стране, тот изучает свой город. В последнее время у нас уже немало мест, где мы можем узнать историю своего края, немало достопримечательностей, которыми мы можем гордиться. В конце 1 класса мы ходили на экскурсию по своему городу, где я ребятам рассказала о всех памятниках, установленных в нашем городе.
Чтобы страна процветала, ей нужны здоровые граждане. Дети моего класса стараются вести здоровый образ жизни. Они соблюдают правила личной гигиены, делают зарядку, получают горячее питание в школьной столовой, проводят подвижные перемены, принимают участие в Днях Здоровья, посещают бассейн (на осенних каникулах коллективно посетили бассейн).
Дети делают свои первые творческие шаги. Дзюнов Тимур принимал участие в конкурсе «Энші балапан». Он не только творческий ребёнок, у него высокая мотивация к учёбе. В прошлом голу он занял 2 место в школьной олимпиаде. Нашей стране нужны умные и творческие граждане.
Семья – это ячейка общества, государства. И где, как не в семье, закладывается первый опыт нравственного поведения, уважения к старшим, к окружающим. В классе проходил конкурс – проект «Моя семья», где дети составили небольшие рассказы о своей семье, поместили фотографии своей семьи.
Гражданское и патриотическое воспитание провожу не только во внеклассных мероприятиях, но и на уроках. На уроках математики решаем задачи с воспитательным уклоном, на уроках русского языка – выполняем упражнения, минутки чистописания, после которых проводим воспитательные беседы, а на уроках познания мира каждую тему можно связать с гражданско-патриотическим воспитанием. Будь то изучение растений и животных или производство, семья или прошлое Родины – везде мы можем призывать детей гордиться своей Родиной.
Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий от воспитателя настойчивости, последовательности и большого терпения. Решить эту задачу за 4 года не представляется возможным. Впереди ещё долгие годы школьной зрелости. Но главное делает учитель начальных классов, «упражняя детей в этом священном чувстве».