Конспект интегрированного урока природоведения и географии Атмосфера Земли (5 класс)


Урок природоведения и географии в 5 классе
по теме «Атмосфера Земли».
Авторы урока: Останина Т.Н. – учитель биологии
высшей квалификационной категории
Самойловская Н.В. – учитель географии
первой квалификационной категории
Цель урока: изучить атмосферу Земли
Задачи урока:
Углубить знания о составе и свойствах воздуха;
Сформировать представление о строении атмосферы и атмосферных явлениях;
Раскрыть значение атмосферы в жизни планеты и человечества;
Развивать практические навыки, умение обосновывать научные факты на простых жизненных примерах, формулировать выводы;
Развивать коммуникативные навыки и опыт сотрудничества в группе и коллективе;
Воспитать гражданскую ответственность за состояние окружающей среды, своего здоровья и здоровья других людей.
Тип урока: интегрированный
Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский, научный
Форма организации учебной деятельности: работа в группах
Ход урока
Вводное слово учителя. Здравствуйте!, Ребята, сегодня у нас урок необычный: к нам пришли гости и урок ведем вдвоем с учителем географии Самойловской Натальей Владимировной. На уроке мы будем работать в мини-лабараториях. Основное правило работы в группе – умение сотрудничать. Улыбнемся друг другу.
Актуализация знаний. Чтобы узнать тему урока, вам нужно разгадать кроссворд на доске. Давайте по очереди ответим на вопросы, которые лежат на ваших столах. (Приложение.1)
Изучение нового материала. Итак, повторив изученный материал, мы узнали тему урока – АТМОСФЕРА. Запишите ее в тетрадь и в учебнике (см.с.74) найдите и запишите определение.
Этап 1. Состав атмосферы. Атмосфера Земли – это хорошо известный нам воздух. Давайте вспомним, что о воздухе мы уже знаем? На ваших столах лежит круговая диаграмма. Вспомните, что такое воздух? Какие газы входят в состав воздуха? Попробуйте прописать их в %-ном отношении. Есть у кого-то готовые ответы?
Какого газа в воздухе больше всего? Он выделяется в атмосферу из земной коры под влиянием микроорганизмов, он безжизненный и его 78% в воздухе. Правильно, АЗОТ.
Следующий газ, без которого невозможна жизнь на Земле, его выделяют в основном зеленые растения. Он составляет 21%. КИСЛОРОД.
Все живые организмы его выделяют при дыхании – это УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ, его в воздухе 0,03%.
Посмотрим слайд «Состав воздуха» и сравним результаты нашей работы. В тетрадь запишем, что воздух – это смесь газов. Кроме газов в воздухе есть водяные пары, попутные газы, которые мы и чувствуем, когда вдыхаем воздух, примеси: сажа, пыль, пыльца растений.
Этап 2 .Свойства воздуха.
Воздух прозрачен. Он нас окружает, но через него мы видим все окружающие нас тела.
Воздух бесцветен. Шкаф желтый, листья растений зеленые, воздух не имеет цвета.
Воздух не имеет запаха. Мы замечаем, часто в разных помещениях пахнет по разному: в столовой, аптеке. Частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха и мы ощущаем разные запахи.
Другие свойства воздуха мы вспомним, если проведем следующие опыты.
Опыт 1. Наполняем стакан наполовину водой, накрываем сверху листом бумаги и переворачиваем. Почему вода не заходит в стакан? (демонстрирует учитель)
Вывод: воздух занимает место.
Опыт 2. Рассмотрим рисунок на столах. При нагревании воздуха стало больше.
Вывод: воздух пр нагревании расширяется
Опыт 3. Снова вернем с рисунку. При охлаждении воздуха стало меньше.
Вывод: воздух при охлаждении сжимается.
Опыт 4. Надуваем воздушный шарик и опускаем его в ведро с водой. Почему шарик не тонет? Это свойство очень важно для живых организмов. (демонстрирует учитель)
Вывод: воздух легче воды.
Опыт 5. Пустую пластиковую бутылку затыкаем пробкой из пластилина, затем сильно давим на бутылку. Почему пробка вылетела? (опыт проводят ученики в группах)
Вывод: сжатый воздух упругий
Вопросы: почему зимой теплее в меховых изделиях и зачем в домах на зиму ставят двойные рамы на окна?
Вывод: воздух плохо проводит тепло
Вопрос: почему в бане жарче наверху, а внизу прохладнее?
Вывод: теплый воздух легкий и всегда стремится наверх.
Знакомство со свойствами воздуха вы продолжите на уроках химии, физики и географии, они обязательно пригодятся вам в вашей дальнейшей жизни.
Этап 3. Строение атмосферы и виды облаков.
Атмосфера состоит из разных слоев. Каждый слой имеет свои особенности и значение в природе и жизни человека. Сейчас вы внимательно смотрите видеофрагмент (виртуальная энциклопедия КиМ 6 класс по географии) и после просмотра выполняете два задания.
Напишите на листочках по памяти названия слоев атмосферы в правильной последовательности
Определите вид облаков по фотографии на столе.
Этап 4. Атмосфера и экология.
Для дыхания нужен чистый воздух, но в больших городах он загрязнен. Можете ли вы назвать источники загрязнения воздуха? (учащиеся высказывают свои мнения).
Предлагаю вам посмотреть видеофильм «Последствия загрязнения воздуха». Обсуждение фильма. Ребята, назовите способы охраны чистоты воздуха.
Домашнее задание: узнайте у взрослых, что делается в нашем городе для чистоты воздуха?
Рефлексия: предлагаю вам поделиться своим мнением об уроке, закончив фразу:
Самым интересным на уроке было…
Самым сложным для меня было…
Что я знал…
Что я узнал…
Что хотел еще узнать…
Меня огорчило…
Я не хотел бы…
Я лично смог бы…