Реферат Тема: «Проектная деятельность на уроках технологии в средней школе»
ГБОУ «Лицей «МКШ им. В.Н. Челомея»
Реферат
Тема: «Проектная деятельность на уроках технологии в средней школе»
Работу выполнил учитель технологии Корчагин А.В.
Проверил методист МКШ Щербакова С.Ю.
Байконур – 2016
Оглавление
Введение стр. 3
Проект: « Масштабная модель современного истребителя из бумаги» стр.4-6 (Приложение 1)
Проект: «Оформление кабинета технологии» стр.7-8 (Приложение 2)
Проект: «Изготовление летающих моделей из доступных материалов в 5-х классах» стр. 9-10 (Приложение 3)
Проект: «Изготовление пеналов из фанеры в 6-х классах» стр.11-12 (Приложение 4)
Проекты учеников 7-х классов стр.13-14 (Приложение 5)
Заключение стр.15
Литература стр. 16
2
1. Введение
Проектирование - процесс интересный и увлекательный для школьников. Они испытывают удовлетворение не только от результатов свое работы, но и от сознания того, что работа выполнена самостоятельно, от ощущения своей успешности и значимости.
Известно, что для развития образовательной самостоятельности необходимо наличие цели, активизирующее познавательную деятельность учащегося. В учебном проекте уже заложена образовательная самостоятельность учащихся при поиске и формулировании проблемы, определении цели и задач, исследовании, организации своей деятельности и т.д. Стимулом для проявления образовательной самостоятельности является проблема, в решении которой ученик заинтересован лично.
Организация проектной деятельности учащихся требует учета их возраста, возможностей и интересов, что сказывается при выборе темы проекта и объекта учебного труда. Одни учащиеся стремятся изготовить заинтересовавший их объект, считая, что, воспроизведя его, они получат высокую оценку своего труда. Другие, несмотря на то, что также склоняются к выбору знакомого предмета, все-таки хотят проявить свою индивидуальность и изготовить оригинальную вещь. Третьи не в силах выполнить все этапы проектной работы (от определения потребности – до оценки качества выполненного изделия) и просто изготавливают предложенный учителем объект учебного труда. На все случаи жизни у учителя должна быть учебно-методическая база, которая накапливается годами и помогает в обучении учащихся.
3
2. Проект: « Масштабная модель современного истребителя Миг-29 из бумаги»
Тип проекта: творческий.
Проблема проекта: популяризация технического творчества, пропаганда достижений отечественных конструкторов в области авиации.
Личностный смысл: доказать, что девочки могут многое.
Цель проекта: показать, что изготовление моделей авиационной техники в большом масштабе вполне по силам любому заинтересованному ученику. Достижение этой цели не решит проблему отсутствия в городе станции юных техников, но заинтересует многих мальчишек и девчонок, которые отвлекутся от улицы, компьютеров и сотовых телефонов.
Ожидаемый результат: удивленные взгляды младших учеников, восхищение увиденным взрослых при виде модели, неожиданные реакции участников делегаций, посещающих школу. Данный проектный продукт позволит достичь цели проекта, так как докажет, что если изготовление такой модели по силам девочкам, то почему бы мальчикам не попробовать свои силы в изготовлении что-то похожего.
Планирование: январь – май 2010 года.
Реализация плана: посещение спецкурса один раз в неделю по субботам с 15.00 до 16.30.
Основные этапы работы:
Январь – работа с компьютером, сканирование и печать разверток деталей модели на ватман формата А 1.
4
Февраль – изготовление каркаса модели из фанеры толщиной 4 мм, продумать крепление стоек шасси и узлов подвески модели.
Март – приклеивание разверток обшивки модели к каркасу, оформление интерьера кабины, изготовление фонаря кабины из прозрачного материала.
Апрель – участие в городской выставке технического творчества, изготовление вооружения.
Май – доработка модели мелкими деталями, установка вооружения, лакирование модели, нанесение опознавательных знаков, презентация.
Это был интересный проект. Вообще есть ученики, с которыми очень интересно и увлекательно работать. Конечно, спецкурс это не урок, на котором надо дать и теорию, и практику, но на спецкурсе больше работы. И теория постигается через практику. Все были увлечены. И мальчишки в том числе. Помогали все. Кто чем мог. И модель строилась не так нудно, как бывает с другими моделями. Были моменты, когда надо было думать с чего начать, но когда находился ответ, то работа шла быстро. Вот с такого каркаса и началась наша модель (фото 2). Мы не считали, сколько пилок сломали при выпиливании деталей корпуса. Работа требовала точности и аккуратности. Дети забегали на переменах и спрашивали, что мы успели сделать новенького. Девочке, надо отдать должное, спланировала свою работу таким образом, что она везде успевала, хотя и был у нее выпускной 11 класс. Работала на токарном станке и вытачивала колеса на модель (фото 1). Были моменты, когда изготовление очень мелких деталей я брал на себя, но чтобы бросить изготовление модели и оставить на потом, такого не было.
5
Были случаи, когда приходилось лично помогать (фото 3). Модель получилась очень красивая, интересная, большая. Все были удивлены. Она заняла свое почетное место под потолком кабинета технологии (фото 4). Потом была фото сессия во дворе школы (фото 5), ну и конечно участие в городской выставке технического творчества (фото 6). Потом, возникла идея поделиться со всеми, и в этом нам помог, журнал «Школа и производство». Так наша девочка Анна Самсонова попала на обложку журнала (фото 7). И еще есть статья в словенском журнале «TIM». Называется она «Девочки и моделирование». Мы гордимся нашими учащимися. (Фото можно посмотреть в приложении 1).
6
3. Проект: Оформление кабинета технологии
Оформлением кабинетов технического труда обычно занимаются сами преподаватели. И оформляются кабинеты в зависимости от направления обучения. Если работа ведется больше с древесиной, то и в оформлении идет больше древесины, чем металла. В журнале «Школа и производство» можно встретить фото с оформленными кабинетами, но ни одно фото меня не привлекло. Надо было придумать что-то свое. Наша школа имеет аэрокосмическое направление в образовании, поэтому и в кабинете должно быть больше моделей аэрокосмического направления. Должны быть фотографии конструкторов космической техники, модели космической техники, которую они разрабатывали. Надо найти место для моделей пятиклассников, шестиклассников и старшеклассников. Сначала, все выполнялось в виде эскизов. Продумывалось наличие стендов, материалов, моделей, фотографий. Ремонт планировался как раз перед чемпионатом Мира по ракетомодельному спорту в 2006 году. И, конечно же, нельзя было сделать некрасиво. После эскизов, где был выбран соответствующий вид, пошла работа над изготовлением моделей, поиском фотографий и материалов.
Полки для моделей изготовил из оргстекла толщиной 10 мм. Эскиз полок видел в журнале «Техницке новини» (Югославия). Над входом нашлось место для моделей из бумаги. Такие модели мы изготавливаем с учащимися 5-х классов. На полках я поместил модели ракет, которые разрабатывались в КБ Королева, Челомея, Янгеля. На входе в шкафу нашлось место для моделей из пластмассы. Между окнами тоже нашлось место для полок с моделями.
7
На задней стенке, где у нас имеются встроенные шкафы, мы поместили фотографии ракетной техники и образцы рисунков для выжигания, которые могут выполнять учащиеся шестых классов. В приложении вы можете увидеть кабинет до оформления и после. Модели периодически меняются на новые, а старые модели ремонтируем и, когда есть двигатели, запускаем. Модели могут прийти в негодность при падении с полки или при неаккуратном обращении. Иногда моделями делимся с другими школами. Родители учащихся помогают материалами, информацией и просто хорошим словом. Когда приезжают делегации в наш город на очередной запуск ракеты, то всегда посещают нашу школу. И в первую очередь посещают наш кабинет «Технологии», а потом и остальные кабинеты, которыми мы гордимся. В конце посещения, во дворе школы проводят запуски моделей ракет с настоящим отсчетом времени: три – два – один – пуск. И модель ракеты устремляется ввысь. Но она не разбивается при приземлении, а спускается или на парашюте, или на ленте. Иногда мы делаем большие модели ракет типа «Союз», «Протон», «Зенит», «Ариан». Это тоже мой проект и развертки к этим моделям вычерчивал сам до самой последней точки. Станочное оборудование работает. У нас нет отдельной мастерской для оборудования, но и этого хватает. Что мы изготавливаем на токарном станке – головные обтекатели для моделей ракет, колеса для машин, конусные оправки для изделий из бумаги, макеты космических кораблей «Союз», ручки для инструментов и т.п. Нашлось место и для компьютера с принтером.
8
4. Проект: Изготовление летающих моделей из доступных материалов в 5-х классах
Перед каждым учителем технологии встает проблема: как при недостаточном материальном обеспечении мастерских сделать уроки увлекательными, развивающими творческие способности учащихся. Вместе с тем создание моделей различных транспортных средств всегда интересно школьникам. Особым успехом пользуются авиамодели. Как показала практика, менее затратными являются простые модели метательных планеров и метательные контурные модели самолетов. Для их изготовления не требуется много времени, дефицитных и дорогих материалов, сложного оборудования. При малых размерах модели обладают хорошими летными характеристиками. Набор высоты обеспечивается броском рукой или при помощи катапульты. При создании таких моделей приходится решать целый комплекс задач. Это способствует развитию творческих и конструкторских способностей учащихся, прививает интерес к технике, изобретательству, воспитывает аккуратность, трудолюбие. По данному классу моделей в конце урока проводим небольшие соревнования. Побеждает тот, чья модель покажет устойчивый и продолжительный полет. Самый распространенный материал это бумага. Бумага для черчения лучше всего подходит для построения моделей. Для усиления крыла вовнутрь вклеиваем рейку-лонжерон. В фюзеляж вклеиваем тоже рейку-лонжерон. Технологические вырезы, если они нужны, выполняю сам, чтобы дети не поранились. Все детали склеиваем при помощи бумажных уголков. Центруем модель при помощи пластилина и в полет. Чертежи моделей собираю с 80-х годов. В советское время выписывал польские и чешские модельные журналы.
9
Сейчас очень хорошо помогает интернет. Изготовление моделей происходит по принципу - от простого к сложному, чтобы ученики постепенно привыкали к более сложным моделям. В процессе создания модели учащиеся осваивают приемы работы, предусмотренные школьной программой по технологии, первоначальные навыки конструирования, получают основные представления о чертежах, принципах полета и аэродинамике самолета. В последнее время все большую популярность приобретает потолочная плитка. Из такой плитки получаются очень хорошие модели с высоким качеством полета. Но, так как клей для склеивания деталей из плитки токсичный, то я нахожу модели, которые выполняются не полностью из плитки, а только некоторые детали - например, крыло и хвостовое оперение. В последние годы применяем новшество. В чем оно заключается. Раньше мы изготавливали для моделей плоские фюзеляжи. Но в связи с тем, что при неправильной технологии изготовления фюзеляж получался изогнутым, что приводило к плохим результатам полета, мы стали применять фюзеляжи, изготовленные на круглых оправках. И сразу модели улучшили свои аэродинамические показатели. Испытываем модели сначала в коридоре, а затем на улице, если позволяют погодные условия. На одном из заседаний городского методического объединения учителей технологии, я проводил мастер-класс по изготовлению летающих моделей. Учителям понравилось изготавливать модели, тем более что в этом нет ничего сложного. Очень понравилась модель «Бурана», взлетающего при помощи канцелярской резинки. Мы каждый год на день Космонавтики изготавливаем модели «Буранов». Очень популярна у детей модель летающей тарелочки, чертеж которой был опубликован в югославском журнале.
10
5. Проект: Изготовление пеналов в 6-х классах План работы кабинета составляется исходя из материальной базы школы. Если честно, то наша материальная база желает оставлять лучшего. Если пятиклассники могут приносить с собой бумагу, клей ножницы, то шестиклассники могут приносить только лобзики, да и то не все. Продумав такую ситуацию, я пришел к выводу, что шестиклассникам лучше всего делать пеналы и вот почему. Программа у нас посвящена деревообработке. Когда мы проходим листовые древесные материалы, тогда мы и изготавливаем пеналы. Во-первых, пенал полезная вещь и нужная. Во-вторых, на готовом пенале можно нанести рисунок и выжечь его. В- третьих, пенал очень хороший подарок, особенно, девочкам. В общем, очень много плюсов. В целях экономии пеналы делаем из фанеры размером А-4, т.е. 210 на 297мм. Два стандартных листа фанеры хватает на всех мальчишек шестиклассников и еще остается запас на «всякий случай», т.е. потеря, поломка и пр. Есть три варианта изготовления. Первый вариант имеет широкое дно, второй – среднее и третий вариант, это когда дно узкое, а боковые стенки высокие. Чем шире дно, тем ниже стенки. Шире 100 мм дно не имеет смысла делать. Когда мы определились с такими размерами, приступили к реализации задуманного. При изготовлении пеналов стали приходить задумки на разные виды пеналов и варианты раскрасок. Изготавливать пеналы можно из реек (прямоугольных или квадратных), можно из стандартных линеек, можно из какой-то определенной древесины, например: вяз, джида, бук, осина и другие. Пенал можно сделать в виде машинки или с игрой в шашки. Можно сделать с каким-либо секретом открывания. В общем, прояви фантазию и удиви одноклассников.
11
Так получилось с одним пеналом, который был сделан не очень точно и были большие щели. Выход нашли в следующем: мы обклеили пенал моющимися обоями и закрасили ячейки маркерами разных цветов. Получился пенал – мозаика. Таким же образом скрывает недостатки раскраска пенала под камуфляж. Таким образом, можно разнообразить варианты оформления пеналов. Этой информацией мы поделились с другими учителями технологии через журнал «Школа и производство» №8 2012 год и с зарубежным журналом «TIM» (Словения) с которым я тоже немного сотрудничаю. Фото можно посмотреть в приложении №4. Пеналы мы изготавливаем с 2006 года. Вот уже десять лет, как они у нас в моде. А в чем заключается проектная деятельность ученика? В оформлении пенала. Он должен найти рисунок, определить стиль оформления, шрифт надписей и т.д. Здесь есть определенные трудности. Например: один ученик покрасил весь пенал белым цветом. Пришлось объяснить ему, что это неудачно, потому что белый цвет пачкается и в процессе учебы он (пенал) станет грязным. А вот применение выжигания и раскраски гелиевыми цветными ручками это красиво. Можно применить и гуашевые краски, только после полного высыхания необходимо изделие залакировать во избежание пачкания. Лак необходимо выбирать, чтобы не был токсичным. Но мы практически не пользуемся лаками. И, конечно я сам делаю пеналы и оформляю в определенном стиле. Например, пенал в японском стиле. Здесь есть и сакура, и карате, и иероглифы. Иероглифы здесь только в виде каллиграфии, которые можно встретить в энциклопедии для рисования. Конечно, можно и не раскрашивать, тогда необходима тщательная отделка наждачной бумагой и более точное выпиливание деталей, что на начальном этапе работы для учеников проблематично.
12
6. Проекты учеников 7-х классов
Выбор объекта труда, который отвечал бы современным требованиям технологической подготовки школьников и мог являться объектом продуктивной проектной деятельности на уроках технологии, остается не простой задачей. Сегодня учитель технологии испытывает ряд объективных трудностей. При очень ограниченном количестве времени, отводимом на уроки технологии, он должен обеспечить уровень подготовки в соответствии с требованиями стандарта и программы. Еще одна ванная проблема – это материальное обеспечение школьных мастерских. Ограниченное количество или полное отсутствие необходимых материалов, инструмента и оборудования для учебной деятельности зачастую ставят учителя в сложное положение. Наш город не имеет больших промышленных предприятий, которые могли бы взять шефство над нашей школой и помочь станками и материалами, поэтому и к проектам учащихся я не предъявляю строгих требований. Главное в проектной деятельности – это довести работу до логического конца. На фотографиях, представленных в приложении №4, запечатлены учащиеся нашей школы со своими проектами. Фотографии сделаны в разные годы, но объединяет их одно – это моделирование. В наших условиях это единственное, что может привлечь учащихся к работе. Мы не делаем стульев, стульчиков, полок и прочего, потому что некуда будет девать продукцию. Я детям так и объясняю, куда девать брак, который получится при изготовлении. В журнале «Школа и производство» со статьей об уроках технологии в Англии так и говорится, что там не делают того что не нужно. Конечно там наверняка станочное оборудование не советское, а самое что ни на есть современное. Обидно. Но вернемся к проектам.
13
Я уже писал о том, что наша школа имеет аэрокосмическое направление. Но что делать, если ученик захотел сделать корабль или яхту? Я разрешаю делать модели различных технических средств. Главное, чтобы им нравилось изготавливать модели. Поэтому на фотографиях вы увидите модели кораблей, тракторов, ракет самолетов. Они сделали это в наших непростых условиях, и я рад за них. Развитием проектной деятельности учащихся старших классов является изготовление макетов ракет С.П. Королева или В.Н. Челомея. Особенно, если изготовить неизвестные проекты конструкторов. Здесь, в этих проектах есть и поиск информации, и построение чертежа модели в определенном масштабе, и выбор материалов, и работа на станке. На спецкурсе мы уже с ребятами проводили такую работу, но это была внеурочная работа. Мы делали макет лунной ракеты С.П. Королева Н-1 в масштабе 1:50. В приложении 5 есть такая фотография. Ракета получилась красивая. В изготовлении модели мы применили электрокартон, из которого хорошо получился корпус ракеты. На летающую модель не хватило материалов, да и ученики разъехались, а сейчас и спецкурса нет. Но есть интересные идеи, и ведется поиск талантливых учащихся, способных воплотить идеи. Иногда жизнь вносит свои коррективы. На День Победы, в прошлом учебном году, ученики изготавливали модель самоходной установки Су-100. Из шести учеников, только один довел свой проект до логического конца. Удача и неудача идут рядом. Конечно, такие примеры привожу каждый раз, когда разговор идет о проектах. Да, расход материалов, несобранность учеников, отсутствие планирования, нет конечной цели, не рассчитали собственных сил и пр. Но так набирается опыт.
14
7. Заключение
И в заключение несколько слов о том, что вся моя работа направлена на развитие творческих способностей учащихся. Очень много сделано наглядных пособий, которые помогают детям ориентироваться в своем творчестве. Иногда большое количество наглядных пособий мешает выбору ученика, но в этот момент он должен остановиться на чем-то одном. Вот в такой момент проявляется его характер. А моя задача только подправить его выбор и помогать дозировано, так чтобы он не смог отказаться от своего выбора и довести работу до конца. Конечно, не все проекты были представлены. Мы делали шахматы на троих игроков, у нас были изготовлены летающие кордовые модели самолетов, на день города мы изготавливали большие модели ракет и запускали их на стадионе. У нас летал «Снеговик», «Акула» и скворечник. Мы запускали первый спутник и летающую тарелку. Много моделей было сделано из пластиковых бутылок. Мы можем делать исторические модели: знаменитую ракету Р-7, УР-500 и Р-1 (ФАУ-2). У нас сейчас очень богатая коллекция чертежей из словенского журнала «TIM», что в переводе означает «Техника и молодежь». Жаль, что у нас старое оборудование, еще с советских времен и менять его не собираются. Но мы не падаем духом и работаем на стареньком ТВ-7. И мы еще многое чего можем сделать.
15
8. Литература:
1.Журнал «Школа и производство» №2, 2011
2.Журнал «TIM» (Словения) №1, октябрь 2010
16