Сценарий внеклассного мероприятия по математике для учащихся 6-9 классов коррекционной школы VIII вида МАТЕМАТИКА ПОВСЮДУ


Филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения«Трудовская школа» при ГБУЗ РК «КПБ №5»
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ
для учащихся 6–9-х классов
специальной (коррекционной) школы VIII вида
"МАТЕМАТИКА ПОВСЮДУ"

Подготовила:
Павловская С.Ф., учитель математики филиала МБОУ «Трудовская школа» при ГБУЗ РК «КПБ №5»
Симферополь, 2016
Цели:
развитие интеллектуальной деятельности и формирование познавательной сферы на уроках и внеклассных мероприятиях по математике у учащихся коррекционной школы VIII вида через использование заданий математического содержания занимательного характера;
использование знаний по различным предметам: русскому языку, литературе, географии как элементов развития познавательного интереса учащихся;
профилактика зависимого поведения в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Задачи:
пополнение запаса математических знаний, углубляющих основной курс математики и умения применять их в нестандартной ситуации;
расширение представлений, связанных с окружающей действительностью;
формирование творческих математических способностей, математической смекалки;
воспитание коммуникативных навыков, ответственности за принимаемые решения.
Оборудование:
музыкальное сопровождение; буквы, числа, математические знаки, геометрические фигуры и тела, используемые для оформления сцены; карточки для индивидуальной работы: со скороговорками, для словарной работы, с названием рек; схематические рисунки домашних птиц утки и цыплёнка; таблицы с кроссвордом; геометрические фигуры с вписанными в них цифрами и буквами.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
I. ВСТУПЛЕНИЕ
Звучит песня “Чему учат в школе”.
Автор слов: М. Пляцковский, композитор: В. Шаинский.
Дети входят в зал, разговаривают между собой, повторяют домашнее задание.
Первый учитель:
С тех пор, как существует мирозданье,
Такого нет, кто не нуждался б в знанье.
Какой мы не возьмём язык и век –
Всегда стремился к знанью человек.
- Приветствуем всех собравшихся в нашем зале, тех, кто любит математику, тех, кто учит математике, тех, кто учится математике.
Вбегает ученица и радостно кричит: “Что я узнала! У нас не будет уроков! Все учителя ушли куда-то, а остались только два учителя математики”.
Второй учитель: “Ребята, вы не расстраивайтесь. Мы проведём все уроки, и они будут необычными. После каждого урока жюри поставят вам оценки и назовут их”.
Представляются члены жюри.
Примечание: два учителя поочерёдно проводят уроки.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Звенит звонок на урок. Дети на сцене делятся на два класса: “7” и “8”, садятся за столы по 6 человек.
Начинается урок чтения.
1 ЗАДАНИЕ
Проверка домашнего задания. Рассказать стих (по одному четверостишию).
“Мне учиться очень нравится”
7 КЛАСС
Мне учиться очень нравится,
Отвечать я не боюсь.
Я могу с задачей справиться,
Потому, что не ленюсь. 8 КЛАСС
У стола четыре ножки,
Пять котят у нашей кошки,
Всюду можно услыхать:
“Раз, два, три, четыре, пять!”
И прекрасна и сильна
Математика-страна!
Тут везде идёт работа,
Все подсчитывают что-то:
Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
Можно всё пересчитать,
Сосчитать, измерить, взвесить.
Сколько ног у воробьёв,
Сколько в комнате углов,
Сколько в садике скамеек,
Сколько в пятачке копеек.
Математика повсюду,
Глазом только поведёшь –
И примеров разных уйму
Ты вокруг себя найдёшь.
“В труде применяем сложенье”
(монтаж)
7 КЛАСС 8 КЛАСС
В труде применяем сложенье,
СЛОЖЕНИЮ – честь и почёт.
К уменью прибавим терпенье,
А сумма успех принесёт!
В труде УМНОЖЕНЬЕ поможет.
Чтоб дельной работа была,
Стократ трудолюбье умножим –
Умножатся наши дела.
Нельзя забывать ВЫЧИТАНЬЕ.
Чтоб зря не потратился день,
Из суммы старанья и знанья
Мы вычтем безделье и лень!
ДЕЛЕНЬЕ нам служит на деле,
Оно нам поможет всегда:
Кто поровну трудности делит,
Разделит успехи труда!
Вместе:
Поможет любое из действий,
Они нам удачу несут,
И в жизни, поэтому вместе
Шагают науки и труд!
2 ЗАДАНИЕ
Прочитать скороговорки (детям даются индивидуальные карточки для прочтения, по две скороговорки на каждый класс)
7 КЛАСС
Три скороговорки
Прикатились с горки.
У четырёх черепах
Четыре черепашонка.
8 КЛАСС
Три трубача
Трубили в трубы.
Три сороки-тараторки
Тараторили на горке.
3 ЗАДАНИЕ: ПО ОТРЫВКУ УГАДАТЬ СКАЗКУ.
7 КЛАСС. “За тридевять земель, в тридесятом государстве жил-был царь с царицею; детей у них не было. Поехал царь по чужим землям, по дальним странам, долгое время дома не бывал; на ту пору родила ему царица сына, Ивана-царевича, а царь про то и не ведал”.
(Народная сказка “Морской царь и Василиса Премудрая”).
- Из каких цифр состоят слова: тридевять земель и тридесятое государство?
8 КЛАСС. “Воротился старик ко старухе, у старухи новое корыто. Ещё пуще старуха бранится: “Дурачина ты, простофиля! Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ли корысти? Воротись, дурачина, ты к рыбке; Поклонись ей, выпроси уж избу”.
(“Сказка о рыбаке и рыбке”. А.С. Пушкин).- Сколько лет рыбачил старик из “Сказки о рыбаке и рыбке?”.
Определить последовательность следующих уроков (задание для двух классов).
- Мы проведём четыре урока: математики, чтения, географии, письма. Первый урок-чтение, последний - география, математика не второй.

Звенит звонок.
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА.
ИГРА “БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ”
(задания даются по очереди: сначала 7 класс, затем – 8 класс).
7 класс 8 класс
Хвост – Глаз - 
Стол -
Арбуз -
Нос - Стол -

- Объяснить, как из большого предмета сделать маленький? (Добавить суффикс -ик-).
3 ЗАДАНИЕ
Назвать пословицы и поговорки, в которых используются числа
(по четыре пословицы). Объяснить их смысл.
Например,
Обещанного три года ждут.
Один в поле не воин.
Скупой платит дважды, а лентяй дважды работает.
Два сапога – пара.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Знать, как свои пять пальцев.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Семеро одного не ждут.
БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА
- Играем в игру “Семеро одного не ждут”.
Правила игры:
восемь человек встают в круг. Внутри круга семь булав. Под музыку дети идут по кругу и выполняют движения (хлопают в ладоши, поднимают руки вверх, идут на цыпочках и т.д.). После того, как заканчивается музыка, стараются взять одну булаву. Кому не досталось, выходит из игры. Побеждает тот, кто возьмёт последнюю булаву.

ЗВЕНИТ ЗВОНОК.
НАЧИНАЕТСЯ УРОК МАТЕМАТИКИ.
1 задание. Решить примеры.
7 класс 8 класс
Посчитать, сколько дней утке.
Посчитать, сколько дней цыпленку.

2 задание. Решить задачи (задания даются по очереди: сначала 7 класс, затем- 8 класс).

7 класс 8 класс
Горело пять свечей, одна потухла. Сколько свечей осталось? Почему? На столе лежало четыре яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? Почему?
Когда у слонов бывает восемь ног? Почему? У животного две правые ноги, две левые ноги, две ноги спереди, две ноги сзади. Сколько ног у животного? Почему?
3-е ЗАДАНИЕ
Решить кроссворд (один для двух классов). Каждому классу выдан лист:

По горизонтали вписать слова.
1. Знак вычитания. (М и н у с).
2. Мера длины. (М е т р).
3. 5 х 8. (С о р о к).
4. Геометрическая фигура, у которой четыре прямых угла и все стороны равны. (К в а д р а т).
- Как доказать, что кроссворд решен правильно?
Звенит звонок.
НАЧИНАЕМ УРОК ГЕОГРАФИИ
- Как называется наша страна?
Площадь нашей страны огромна. В ней много рек и полезных ископаемых.
1 ЗАДАНИЕ
Прочитать название рек России и их длину
(даются индивидуальные карточки)
7 класс
Назвать самую длинную реку. Почему? 8 класс
Назвать самую короткую реку. Почему?
Амур – 4416 кмВолга – 3530 кмЛена – 4400 кмЕнисей – 3487 кмОбь – 4338 кмНева – 74 кмИртыш – 4248 км Дон – 1870 км2 ЗАДАНИЕ
Назвать основные полезные ископаемые России
(детям даются пять геометрических фигур, в которых вписаны числа и пять таких же фигур, в которых вписаны буквы)
7 класс
- В первый ряд поставить фигуры с числами в порядке возрастания.
- Во второй ряд поставить фигуры с буквами, соответствующей геометрической формы.
8 класс
- В первый ряд поставить фигуры с числами в порядке убывания.
- Во второй ряд поставить фигуры с буквами, соответствующей геометрической формы.

Прочитать слово.
Для чего нужна нефть? Прочитать слово.
Для чего нужен уголь?
III. ИТОГ МЕРОПРИЯТИЯ

- Сегодня мы провели четыре урока, и все они были связаны
с математикой.
Вы убедились, что математика повсюду?!
- Все работали хорошо! Молодцы!
Спасибо за сотрудничество и хороше настроение!

- Пока жюри выставляет итоговые оценки, у меня для вас есть пожелание. Вы помогаете, заканчивая фразу.
Все вы должны, ребята, знать,
Как мы любим цифру … (пять).
О чудесной цифре …
Можно многое сказать.
В воскресенье и в субботу
Мама стала отдыхать,
И рабочих дней в неделе
Остаётся только ….
Тем, кто к звёздам ввысь стремится,
Космонавтом хочет стать,
Надо в школе не лениться,
Знать любой предмет на ….
Все выходят из зала под звуки музыки.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Аверьянова И.В., Лапшина Н.Н. Предметные недели и праздники. - Волгоград: Учитель, 2008.
Безбожный А.А., Серова Е.Д., Шанина С.А. Хрестоматия по литературе: 1-4 классы. - Ростов н/Д: Владис: М.: РИПОЛ классик, 2008.
Волина В.В. Занимательная математика для детей. - С.-Пб.: Лев и К, 1996.
Лифанова Т.М., Пшеничная Н.Б. Знаешь ли ты географию? – Москва “Просвещение” 2002.
Никитина Н.Н. Математика в пословицах, загадках и стихах.- СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2007.