Выступление на конференции Создание мультимедийных презентаций


«Детская природа требует наглядности.»
К.Д.Ушинский
Каким должен быть урок в наше время? Конечно же, интересным, наглядным и  информативным.Именно поэтому в  последние годы постоянно поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.
Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество.
Современный компьютер с принтером, сканером и мультимедийным проектором позволяет учителю не только создавать, но и копировать учебный материал для каждого ученика, показывать нужные эпизоды на доске. Учащимся предоставляется возможность смены вида деятельности, их действия перестают быть рутинными и становятся разнообразными, информативными, приобретают элементы творчества. В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что могу использовать ИКТ, а в частности мультимедийные презентации, как средство визуальной и аудионаглядности , как инструмент развития мотивации на уроках английского языка и в качестве домашнего задания после прохождения определённой темы, учитывая большую заинтересованность учащихся компьютером и Интернетом.
Раньше одним из видов домашнего задания были сообщения или рефераты по теме. Сейчас, на мой взгляд, более интересно для ребят создание мультимедийной презентации. Учащимся даётся тема и предлагается создать презентацию не более 10 слайдов, и к этим слайдам подобрать соответствующие комментарии на английском языке. Последовательность показа и логика построения зависят от содержания изучаемого материала, особенностей восприятия учащимися класса, индивидуальности учителя. Подготовка компьютерных презентаций требует привлечения различных источников, это довольно трудоемкий процесс, требующий тщательной проработки материала. Вот почему выполнение презентаций учащимися, как один из видов домашней самостоятельной работы, способствует наилучшему усвоению новой информации, лексики. Таким образом, реализуется деятельностный подход в обучении.
В моём кабинете иностранного языка вывешены рекомендации по созданию презентаций. Они включают в себя следующие пункты:
Презентация должна состоять из 6-10 слайдов.
Отобрать важную информацию по теме, проанализировать её.
Слайды не следует перегружать текстом. Лучше разместить короткие тезисы, имена, таблицы, термины.
Наиболее важный материал лучше выделить ярче, оригинальнее для включения ассоциативной зрительной памяти.
В ходе обсуждения представленных материалов при подготовке такого домашнего задания учащиеся совершенствуют умения монологического и диалогического высказываний и получают культурологические  и страноведческие знания. В результате  повышается   мотивация учащихся при изучении английского языка, и,  соответственно, они достигают хороших результатов в изучении иностранного языка. Это является эффективным способом обучения.
Так, например, в 1 четверти учащиеся 11 класса  готовили презентации по теме «Мир возможностей», с помощью которой они рассказывали о высшем учебном заведении, где они хотели бы учиться после окончания школы (при выборе университета или института можно было и пофантазировать). Все ребята с интересом и увлечением работали над своими презентациями, ведь работа с компьютером не представляет сложности для современных подростков. Презентации получились яркими, интересными и информативными, с разнообразным страноведческим и культурологическим материалом,  и, следовательно, полезными. Школьники сами искали в Интернете фотографии и вставляли их в презентации. В рамках урока мы обсуждали возможности получения дальнейшего образования не только в России , но и за рубежом. Каждому удалось представить особенности получения высшего образованияв разных странах, познакомить с мировыми достопримечательностями , реалиями других стран. Все учащиеся попробовали себя в роли учителя и старались заинтересовать своим материалом класс. И если это им удавалось, то слушающие  задавали вопросы, происходил обмен мнениями. В классе царила весёлая и дружелюбная атмосфера! (одна из презентаций учащихся 11 класса.)
Не только в старших классах я практикую создание презентаций. Так, в 5-6 классах дети начинают создавать свои презентации по темам «Мой день», «Моё домашнее животное»,  «Любимый праздник»,  и др. (одна из презентаций учащихся 6 класса.)
Я считаю, что  работа по созданию презентаций полезна для учащихся, потому что, во-первых, самостоятельная творческая работа учащихся по созданию мультимедийных презентаций позволяет расширить запас активной лексики английского языка, а, во-вторых, повышает уровень практического владения английским языком и компьютером. Кроме того, этот вид работы  формирует у учащегося навыки самостоятельной деятельности, творчество и  инициативность, так как он  сам определяет, что  конкретно будет содержаться  в его презентации,  в какой форме и как она пройдет.
Презентация – это возможность учащихся выразить собственные мысли и идеи в удобной для них форме. Результатом использования мультимедийных презентаций на уроках и внеклассных занятиях является творческая атмосфера общения и повышение мотивации изучения иностранного языка.
Я уверена, что у каждого ребенка есть внутренний мотив, направленный на познавательную деятельность. Задача учителя - всячески способствовать развитию этого мотива, не дать ему угаснуть. И в этом неоценимую помощь может оказать привлечение учащихся к самостоятельной работе по созданию мультимедийных презентаций.