Выступление на педсовете из опыта работы по созданию проектов на уроке


РАБОТА УЧАЩИХСЯ НАД СОЗДАНИЕМ ПРОЕКТА.
Изучая стратегии технологии «РКМЧП», я наткнулась на очень интересную статью Е.Ивановой из Нижнего Новгорода «Режиссёр, сценарист, критик - и всё за одно лето». Мне понравилась идея обучения учащихся созданию творческих работ. Это было ещё в 2003 году и вот с того времени я стала использовать эту стратегию в своей работе. Не секрет, что ФГОСы предполагают, что дети должны выходить из школы самостоятельными, критически мыслящими, готовыми жить в социальной среде без помощи родителей, духовно-нравственно воспитанными. А всему этому легко научить ребят, если использовать стратегии критического мышления. Но в нашей работе должна быть преемственность, которой, к сожалению, нет. Если в начальной школе работают по какой-то новой образовательной технологии, то это должно поддерживаться и в среднем звене и в старшем, если мы хотим получить хоть какие-нибудь результаты. А у нас каждый работает сам по себе, какая технология ближе по духу и знаниям, ту мы и используем и неважно будет она потом поддерживаться другими учителями или нет. Вот в этом, я думаю, большая ошибка всего российского образования.
Прочитав статью, я задумалась: «Что же такое проект?». Понятие это многозначное: это и замысел чего-либо, план, прообраз какого-либо документа, это и сама творческая работа, созданная по этому плану. Итак, замысел положительный: активизировать чтение детей, но мы же знаем, есть огромное количество детей, которые не любят и не хотят читать. Что же тогда сделать, как заставить читать? Я решила привлечь родителей к созданию проектов и даже выделила им одну страничку в этом проекте. На последнем родительском собрании я выступила с этой идеей и заручилась поддержкой родителей. Назвали мы этот проект «Летнее чтение с увлечением всей семьёй». Но договорились сразу : работу выполняют сами дети, как получится - так и будет, родители только помогают и контролируют. Эту работу лучше всего нужно начинать с начальной школы(3,4 классы). Не секрет, что в большинстве случаев в начальной школе проектные работы выполняют родители, да, впрочем, и в среднем звене тоже, ещё и с помощью учителя. А в старших классах роль родителей достаётся только учителю. Пусть первую работу выполняют все вместе : родители и дети. Итак, задачи, которые я поставила перед собой:
- активизировать творчество детей, их познавательную и исследовательскую деятельность;
- привлечь родителей к совместному чтению с детьми;
- результатом участия должна стать творческая работа.
Темы творческих работ могут быть самые разные:
Начальная школа - «Моя любимая книга».
5-6 классы - «Самая интересная книга».
7-8 классы – «Книга – юбиляр».
9 классы – «Книги, которые мы изучаем».
10 классы – «Незаслуженно забытые книги».
Из предложенного списка ученик выбирает одну книгу, которую всесторонне рассматривает и описывает, вот тут он действительно и режиссёр, и сценарист, и критик – и всё за одно лето. Теперь, когда мы уяснили замысел, настала очередь проекта представления книги, то есть создание прообраза творческой работы – этой книги о книге. Для каждого возраста количество страниц и требования к написанию творческой работы разные:
- начальная школа -5-6 страниц;
- 5-7 классы -12 страниц;
- старшие классы – 20 страниц.
Учащиеся могут добавлять страницы по своему усмотрению, если найдут где-нибудь интересный материал.
Дети летом ( не могу сказать, что все) ходили в библиотеки (школьная, городская) и собирали материалы, очень многое брали из интернета. К началу учебного года работы сделали не все, многие родители осаждали мой телефон, уверяя, что к концу 1-ой четверти дети творческие работы сдадут, пришлось дать ещё время на выполнение проекта. Я поняла, что нельзя детям говорить, что это дело добровольное, так как я хочу, чтобы дети научились говорить не только на бытовом уровне, но и значительно повысили свой словарный запас. И не просто прочитали книги, а извлекли из них какие-то духовно-нравственные уроки. Чтобы они увидели результаты своей работы, я предложила им защитить свой проект, дав им план защиты. Ученики, хорошо поработавшие над определённой книгой или творчеством автора, потом продолжают исследовательскую работу и выходят на НОУ. Многие проекты интересны и учителям, когда изучается произведение, отражённое в проектах, где есть уже готовые материалы: сценки, занимательные задания, придуманные детьми. Дети ощущают гордость, что их работу используют, приводя в пример другим.
Польза от проекта огромная: ученик, работая над проектом, проводит целое исследование, он учится вести библиографическое описание, всесторонне рассматривает книгу ( история создания, историко-географический материал, даёт нравственную характеристику героев), анализирует содержание книги, ему приходится знакомиться с критическими статьями, со сценической и кинематографической жизнью книги. Ведь, для других учеников слово своего сверстника о книгах, иногда важнее, чем суждения взрослых. Защищая свои проекты, дети получают сведения о лучших детских книгах хх века, о книгах- юбилярах, о любимых книгах юных читателей России. На защиту каждого проекта отводится 10 минут (регламент соблюдается строго), можно пользоваться презентацией из 5-6 слайдов ( текста как можно меньше).
Защита состоит из 3 частей:
Почему я выбрал именно эту книгу и этого автора, что нашёл интересное по этой книге.
Краткое содержание книги ( в пересказе должна быть интрига).
Почему я рекомендую ребятам прочитать эту книгу.
Желательно отвечать без бумажки строго по плану. Ученик не обязан придерживаться того количества листов, что рекомендуется планом, он может сделать меньше, главное, что он всё-таки что-то сделает, поработает над книгой, прочитает её.
Показать на экране план проектной работы, название листов и их содержание.