Урок Профилактика лесных и торфяных пожаров
Тема: «Профилактика лесных и торфяных пожаров. Правила противопожарной безопасности».
Предмет: ОБЖ
Класс: 7
Дата проведения:
Составил: учитель физики и ОБЖ: В.А.Мантыков
Технология: проблемное обучение с использованием элементов ИКТ
Цели урока:
Введение и воспроизведение информации о мероприятиях, направленных на предупреждение распространения лесных и торфяных пожаров, способах тушения и правилах противопожарной безопасности.
Развитие познавательной сферы школьника (внимание, восприятие, мышление, речь)
Формирование личности ребёнка через нравственные установки взаимодействия «человек - природа», «человек - человек»
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебник ОБЖ 7 класс автор М.П.Фролов, В.П.Юрьева, В.П.Шолох, Ю.Ю.Корнейчук, Б.И.Мишин под редакцией Ю.Л.Воробьёва, презентация Power Point, раздаточный материал для работы в группах.
План урока
№
Этап урока
Содержание этапа
Время (мин.)
I
Введение
Постановка учебной проблемы: возникновение проблемной ситуации, осознание противоречий, формулирование проблемы.
Поиск решений: выдвижение гипотез.
9
II
Воспроизведение
Реализация продукта (результат работы групп)
Выражение решения (решение ситуационных задач)
23
III
Рефлексия
Оценивание работы групп.
Домашнее задание.
8
Ход урока
Введение
-Здравствуйте ребята! У нас сегодня необычное учебное занятие.
-Сегодня я предлагаю вам почувствовать себя в роли защитников леса.
1.1 Постановка учебной проблемы
Возникновение проблемной ситуации
Большая часть территории нашей страны покрыта лесами. В России сосредоточено почти 25% всех запасов древесины планеты. Лес является национальным богатством страны.
Что в нашем понимании «лес»? Для чего нужен лес? (учитель заслушивает ответы детей)
У каждого из нас есть своя точка зрения, своё мнение. Прежде всего «Лес – это ближайший друг человечества, который помогает нам, защищает нас».
Леса помогают бороться с бурями, ураганами, обвалами, селями, укрепляют почву, уменьшая разрушительное воздействие стихийных сил.
Лес помогает нам, а кто поможет лесу? Всегда ли человек бережно относится к лесному богатству? (ответы детей)
Однозначного ответа нет!
Осознание противоречий
(на слайде появляется два определения – Человек властелин природы – Человек частица природы) Подумайте и скажите, какое из этих определений, на ваш взгляд, верное? (дети выдвигают гипотезы)
Что сегодня угрожает лесу? (предполагаемые ответы – вырубка леса, засухи, лесные пожары, огонь).
Действительно, огонь это разрушающая сила, которая охватывает огромные территории и не щадит ничего на своём пути, если Продолжите эту фразу. (предполагаемые ответы – если не будет организована работа пожарных и добровольных бригад, команды МЧС, если человек не будет осторожен с огнём)
По официальным данным только за прошлый год уничтожено 3,700,000 га лесного массива в России (это соответствует примерно площади Швейцарии). Сумма ущерба от лесных пожаров составила 23,6 млрд. рублей.
Наиболее напряженная лесопожарная ситуация в 2014 году сложилась в 5 субъектах РФ – в Республике Саха (Якутия), Забайкальском и Приморском краях, Амурской и Иркутской областях. На эти регионы пришлось около 30% от всех лесных пожаров и более 80% от пройденной огнем площади.
Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока, о чем пойдет речь? (дети предлагают темы: огонь в лесу, пожар, лес в огне и т.п., обобщить тему и вывести на слайд)
Тема учебного занятия: «Профилактика лесных и торфяных пожаров. Правила безопасного поведения при угрозе и во время возникновения пожаров».
Определим, что нужно сделать на уроке? (выслушать пару ответов и подвести самому итого – сообщить цель)
Цель занятия: Узнать о мероприятиях, направленных на предупреждение распространения лесных и торфяных пожаров, способах тушения и правилах поведения во время пожара.
Формулирование проблемы.
Сегодня нам предстоит ответить на актуальный вопрос, который волнует каждого:
Может ли современный человек предотвратить лесной и торфяной пожар?
Для ответа на этот вопрос нам необходимо сделать предположения (гипотезы)
1.2 Поиск решений: выдвижение гипотез.
(Ребята делятся на группы - группам раздаются заготовки)
1 гипотеза: Да, если
2 гипотеза: Нет, потому что
Прочитайте, выберите одну из гипотез, и закончите её. На работу отводится 2 минуты. Время пошло. По окончанию выслушиваются ответы.
Хорошо, в ходе урока, мы докажем или опровергнем предположенные гипотезы. Отложите их в стороны, к ним мы вернёмся в конце урока.
Воспроизведение
2.1 Выражение решения (решение ситуационных задач)
А для начала хотелось бы убедиться в том, что вы владеете изученным материалом прошлого урока. Выслушав суждения, определите их правильность. Если согласны с суждением, поднимаем карточку с надписью «согласен», и наоборот.
Задание 1: «Согласен \ не согласен». Участники для оценки правильности или неправильности суждения поднимают карточки «да», «нет». Правильны ли эти утверждения:
Лесной пожар – неконтролируемое, стихийно распространяющееся горение леса.
Низовой и верховой пожары бывают устойчивые и беглые.
Низовой пожар приносит больше вреда, чем верховой.
Беглые низовые пожары чаще всего происходят весной – горит подсохшая лесная подстилка.
Торфяные пожары называют ещё и подземными.
Скорость торфяного пожара выше скорости лесных.
Торфяной пожар возможен без доступа воздуха и даже под водой.
Верховые пожары распространяются скачками.
Задание 2:
Хорошо, молодцы! Работаем дальше. Для того чтобы ответить на главный вопрос урока, нам нужно изучить материал в учебниках (страница, параграф). Каждой группе предложено изучение отдельного вопроса.
1 группа: Противопожарные профилактические мероприятия
2 группа: Способы борьбы с лесными пожарами.
3 группа: Способы тушения торфяных пожаров.
4 группа: Правила противопожарной безопасности в лесу.
Время выполнения 4 минуты.
2.2 Реализация продукта (результат работы групп)
В конце работы с этим вопросам группа изображает информацию в виде опорной схемы (Приложение 1) . У доски один из участников группы представляет результат своей работы. (Ученик для защиты выходит к доске, крепит схему и рассказывает кратко содержание). Время на защиту 1 минута.
Отлично поработали, узнали много нового, полезного. Насколько осознанно это получилось выясним, решив ситуации.
Задание 3:
Командам предлагается обсудить предложенные ситуации, назвать действия и очерёдность их выполнения. (Каждой группе раздается по две карточки) Время на выполнение 3 минуты.
При обнаружении пожара в лесу:
а) постараетесь быстро выйти из леса, двигаясь под прямым углом к направлению распространения огня в наветренную сторону (откуда дует ветер);
б) определите направление ветра и распространения огня;
в) выберете направление ветра.
Ответы: б, а
В турпоходе, когда из-за неосторожного обращения одного из ваших товарищей с огнем в лесу произошло возгорание:
а) быстро выйдите из зоны пожара;
б) попытайтесь немедленно ликвидировать возгорание, сбить кромку огня ветками, забросать его землей или залить водой;
в) если ликвидировать возгорание не удается, пошлите кого-нибудь в ближайший населенный пункт сообщить о возгорании и выйдите в безопасное место.
Ответы: б, в
Вы оказались в зоне лесного пожара:
а) двигайтесь под прямым углом к направлению распространения огня, не пытайтесь опередить огонь – убежать в направлении его распространения;
б) накрывайте голову и верхнюю часть тела мокрой одеждой;
в) если рядом есть водоем – окунитесь в него.
г) станете кричать, звать на помощь;
д) обнаружив границу пожара, попытаетесь сбивать пламя ветками и подручными средствами;
Ответы: б, в, а
При обнаружении в лесу огня, распространяющегося по кустарнику и деревьям, на расстоянии 100 – 150 метров от вас:
а) побежите по направлению распространения огня;
б) определите направление распространения огня;
в) станете кричать, звать на помощь;
г) определите направление ветра;
д) быстро сориентируетесь и направитесь в безопасное место под прямым углом к направлению распространения огня в наветренную сторону;
е) попробуете ветками или подручными средствами сбить огонь;
ж) найдете ближайший водоем и в нем дождетесь, когда пройдет огонь;
з) как можно быстрее доберетесь до ближайшего поселка и сообщите о пожаре взрослым.
Ответы: г, б, д, з
Во время ночевки в лесу у ручья, разбуженные криками товарищей, вы выскочили из палатки и увидели, что вокруг горит трава, кусты, огонь подобрался к соснам, из-за густого дыма на расстоянии 15 – 20 метров ничего не видно, стало трудно дышать:
а) побежите из зоны пожара по направлению ветра;
б) окунетесь в ручей и пойдете по нему;
в) определите направление распространения огня;
г) быстро соберете палатки, рюкзаки, вышлете несколько человек на разведку с целью определения границы пожара;
д) накроете голову и верхнюю часть тела мокрой одеждой, будете дышать через мокрый платок или смоченную одежду;
е) организуете тушение огня водой из ручья;
ж) обнаружив границу пожара, попытаетесь сбивать пламя ветками и подручными средствами с травы и кустов;
з) в случае сильного задымления пригнетесь к земле, чтобы стало легче дышать;
и) будете выходить из зоны пожара в наветренную сторону;
к) добравшись до ближайшего населенного пункта, немедленно сообщите взрослым о пожаре в лесу.
Ответы: з, б, д, и, к
Огонь от костра перекинулся на траву, а затем загорелась палатка:
а) побежите по направлению распространения огня;
б) попытайтесь немедленно ликвидировать возгорание, сбить кромку огня ветками, забросать его землей или залить водой;
в) станете кричать, звать на помощь;
г) быстро соберете рюкзаки, пригибаясь к земле, чтобы было легче дышать;
д) доберетесь до ближайшего населенного пункта, и немедленно сообщите взрослым о происшествии.
е) обольете водой и накроете одеялом.
ж) если ликвидировать возгорание не удается, пошлите кого-нибудь в ближайший населенный пункт сообщить о возгорании и выйдите в безопасное место.
Ответы: б, ж
На опушке леса увидели оставленное костровище с тлеющими углями:
а) быстро уйдете оттуда;
б) зальете его водой, закидаете сырой землёй или песком;
в) организуете тушение огня водой из ручья;
г) определите направление ветра;
д) в случае сильного задымления пригнетесь к земле, чтобы стало легче дышать;
е) убедитесь в отсутствии поблизости людей.
Ответы: б, е
Вы оказались в очаге лесного пожара:
а) очистить вокруг себя как можно больший участок от листвы травы и веток;
б) накроете голову и верхнюю часть тела мокрой одеждой, будете дышать через мокрый платок или смоченную одежду;
в) избавиться от горючего и легковоспламеняющегося снаряжения;
г) зарыться в землю в любом месте;
д) зарыться во влажный грунт.
Ответы: б, в, а, д
Нашли в лесу стеклянные бутылки:
а) соберете бутылки;
б) уберете и закопаете бутылки;
в) разобьете и раскидаете осколки бутылок по лесу;
г) вынесите бутылки ведь ни в коем случае нельзя оставлять их в лесу;
д) быстро уйдете оттуда.
Ответы: а, г
Рефлексия
3.1 Оценивание работы групп.
Заканчивая нашу работу, вернёмся к нашим гипотезам (предположениям) (на слайде появляются варианты гипотез).
1 гипотеза: Да
2 гипотеза: Нет
Какое из предположений (гипотез) является ответом на проблемный вопрос: Может ли современный человек предотвратить лесной и торфяной пожар? Ответ гипотеза: Да, если
Современный человек может не только предотвратить лесной пожар, но может и обезопасить себя, предупредив его. Нужно помнить о том, что легче предупредить пожар, чем его потушить.
Интеграция с предметом физика: ученики выполняют задание Приложение 1
Оценивание работы.
Сегодня на уроке никто не остался равнодушным, каждый приложил усилия, чтобы решить нашу проблемную задачу, понять её суть, что поможет нам предотвратить возгорания в будущем.
Домашнее задание.
Для того чтобы полученные сегодня знания остались с вами навсегда, я предлагаю вам дома выполнить мини-проект «Дело каждого – сохранить лесное богатство!», который может быть представлен в форме листовки, обращения или памятки для учащихся нашей школы, родителей, взрослых, знакомых о правилах поведения в лесу в пожароопасный период.
«Наш долг – уберечь этот живой и прекрасный мир от смертельного огня!»
Спасибо за урок!
Приложение 1
Опорные схемы
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________Приложение 2
Задача. Сильные лесные пожары происходят ранней весной. Различные типы лесных пожаров (низовой, верховой и подземный) характеризуются разной скоростью (от 0,25 м/мин до 100 м/мин и более) распространения и высотой пламени. Пожары приносят колоссальный вред, они причиняют людям много бед особенно, дойдя до населенных пунктов.
Задача 1. За какое время пронесется сильный верховой пожар от с. Оса до г. Иркутска, если расстояние между населенными пунктами 100 км?
Ответ: 100 мин.
Вопрос 1. Бывали случаи, что после поражения молнии во время грозового дождя, когда дыхание останавливалось на несколько минут, после оказания скорой помощи дыхание восстанавливалось без каких – либо нарушений мозга. Как это объяснить?
Ответ. Смерть наступает от ожогов внутренних органов. Но, когда одежда мокрая, то основная часть электрического тока пойдёт по слою воды в одежде и по поверхности кожи. Шок вызывает остановку сердца, потребность мозга в кислороде во время шока уменьшается и вовремя проведённое искусственное дыхание восстанавливает сердцебиение.
Вопрос 2. Почему медицинские грелки наполняют горячей водой, а не горячим воздухом?
Ответ: Вода имеет самую большую теплоёмкость.
Задача. Известно, что ожог кожи наступает при соприкосновении ее со средой, имеющей достаточно высокую температуру. Так, если поместить руку на некоторое время в воду с температурой 55-60°С, можно получить опасные ожоги. Почему же на воздухе человек может безболезненно переносить жару в 50-60 °С и не получает при этом ожогов?
Ответ. При большой температуре окружающего воздуха человек потеет. Пот же, испаряясь, понижает температуру тела, чем и охраняет ее от ожогов. В горячей воде испарения не происходит и кожа обжигается.
Вопрос 3. Почему люди, одетые в прорезиненную и синтетическую одежду, трудно переносят жару?
Ответ: Уменьшается или вообще прекращается испарение пота.
Профилактические
пожарные мероприятияСпособы борьбы
с лесными
пожарамиСпособы борьбы
с торфяными
пожарамиУсловия тушенияДействия населения
во время пожара в
лесуПосле выхода:В ЛЕСУ НЕЛЬЗЯ!Заголовок 515