Системно-деятельностный подход как основа применения технологии личностно-ориентированного обучения на уроках математики



Системно-деятельностный подход как основа применения технологии личностно-ориентированного обучения на уроках математики
«Человек, который почувствовал ветер перемен, должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу». Стивен Кинг.
Какое поколение не сетует на то, что ему выпало непростое время! И тем не менее нам оно действительно выпало. Мы очевидцы и соучастники эпохи перемен, их проводники и создатели.
Утверждение «перемены неизбежны» - это не приговор. Его позитивность заключается прежде всего в том, что оно снимает с нас необходимость бояться, пытаться что-то срочно предпринять, а вместо всего этого – заняться построением собственной судьбы в изменяющемся мире. В том числе, естественно, выстраиванием профессиональной позиции и деятельности.
Мир меняется глубоко и объективно. Посмотрите вокруг – и вы увидите множество доказательств тому, что мир меняется. Они - в содержании человеческих потребностей, образе жизни и целях людей, средствах общения, в глазах и на устах наших детей и внуков. Мы видим эти перемены и, как правило, по-разному относимся к ним.
Поиски образования, которое по своему содержанию и форме соответствовало бы запросу современного мира и помогало ребенку успешно войти в завтрашний день, не обошли и российское образование.
Главные ответы на вопрос «Чему и как учить современных детей?» сформулированы в Законе об образовании и Федеральных государственных образовательных стандартах разных ступеней.
Федеральный государственный образовательный стандарт задает цели современного российского образования: развитие личности обучающихся на основе усвоения универсальных учебных действий, освоения и познания мира.
Развитие личности – это главный приоритет, а главный индикатор того, что это развитие происходит – сформированность универсальных учебных действий. Усвоение нового знания необходимо организовывать с опорой на деятельностные технологии, способствующие развитию УУД. А применяя уже полученное знание для решения учебных и практических задач, нужно создавать ситуации для применения универсальных умений.
Каждому овощу – своё время, каждому образованию – своя форма организации. Урок уже несколько столетий является универсальной и практически единственной формой организации общего образования, но почти полностью исчерпал свой потенциал к настоящему моменту. Но тем не менее пока и на уровне нормативных документов, и в общественном сознании урок закреплен как неотъемлемая характеристика образовательного процесса.
Урок, выстроенный в соответствии с требованиями развивающего образования, характеризуется несколькими особенностями, главная из которых это то что урок по своей структуре совпадает со структурой деятельности…
Структура деятельностного урока.
Начало урока => => Основная часть урока => =>Итог урока
Актуализация знаний и умений Действия
по
реализации
плана Фиксация результата
Постановка проблемы Оценивание результата по критериям
Постановка цели и определение образа результата Рефлексия пути достижения результата
Определение критериев оценки результата Определение перспективы
Разработка плана достижения цели Прежде всего у деятельностного урока, есть начало, основная и итоговая части.
Начало урока – это этапы актуализации, проблематизации и целеполагания. В начале урока, проводя учащихся от этапа актуализации до этапа планирования необходимо организовать процесс так, чтобы учащийся ответил себе на следующие вопросы:
- в чём проблема?
- что может быть её решением? Какова моя цель на уроке? К какому результату нужно прийти в конце урока?
- как я буду решать эту проблему, каков мой план?
- как я пойму, что действовал успешно?
А педагог мыслит и действует в рамках следующей логической последовательности:
- к какому результату нужно прийти с учащимися в конце урока?
- что они уже знают умеют?
- чего они не знают не умеют?
- где точка разрыва? В чём именно заключается разрыв?
- как показать учащимся этот разрыв, чтобы они увидели учебную проблему и вышли на цель?
- как помочь им спланировать путь достижения цели? как они поймут, что достигли результата?
Можно на этом этапе предложить учащимся оценочную таблицу
За что можно получить баллы? Сколько баллов можно получить?
Знание алгоритма…(решения примера, определения безударного окончания и т.д.) Помню алгоритм – 1 балл
Не помню – 0 баллов
Умение применять алгоритм на практике 1 балл за каждое правильное решение примера или окончание в трех видах заданий.
№1 – 2 балла
№2 – 8 баллов
№3 – 5 баллов
Умение контролировать себя при решении примера или написании окончания имени существительного Не знаю какой алгоритм нужно применять – 0 баллов;
Не помню алгоритм, смотрю на запись алгоритма, сверяю каждый шаг – 1 балл;
Помню алгоритм, выполняя задание, повторяю про себя, проговариваю каждый шаг алгоритма – 2 балла.
Максимальное количество баллов 18 баллов
Задать вопрос детям: как вы думаете, сколько вы сможете набрать баллов за сегодняшний урок? Запишите это количество баллов на полях. Пожелать всем сегодня прийти к наилучшему для себя результату.
В ходе урока говорить детям когда необходимо вносить в таблицу свои результаты.
Дальше … для достижения цели будем работать по следующему плану (план записать на доске или вывесить)
Основная часть – это реализация плана по достижению результата. На каждом шаге плана учащиеся могут включаться в разные виды учебной работы: смотреть учебный фильм или работать с текстом, составлять схему (кластер, таблицу) по материалу изученного, проводить эксперимент, выводить способ или тренироваться в его применении. Работа при этом может вестись индивидуально, в группах, в парах, в личном общении… Много разных форм, но учащиеся должны видеть этап работы и его задачу.
На данном этапе можно использовать такие методические приёмы, как фишбоун (рыбья кость), инсерт, Знаю-Хочу-Умею, приём Толстых и Тонких вопросов и другие.
Прежде чем применить какую-либо форму работы, нужно ответить себе на вопрос: зачем она нужна? Как она поможет решению поставленной задачи? Чему научит детей? Новые или необычные формы в любом случае отвлекают детей от основного содержания. Для эффективного урока одинаково вредны как переизбыток разных форм, так и их отсутствие.
Итог работы включает этапы оценивания, рефлексию и определение перспективы. Подводя итог на деятельностном уроке, необходимо видеть следующее:
- зафиксировать полученный результат и оценить его по критериям, выработанным (заданным) в начале урока.
Если по ходу урока уже было несколько тактов оценивания, то на этом этапе осуществляется только перевод качественных показателей в количественные. Если по ходу урока оценивание не проводилось, то сначала проводится соотнесение реального результата с запланированным на основе критериев, а затем уже перевод в баллы.
Возможны разные варианты перевода, например:
1 балл – за каждый правильный ответ на вопрос (или решенный пример),
2 балла – самостоятельно, 1 балл – с помощью учителя,
0 баллов – не справился,
2 балла – без ошибок, 1 балл – сам исправил, 0 – не увидел своих ошибок.
После оценивания можно переходить к рефлексии.
- провести рефлексию учебных действий: соответствовали ли учебные действия цели? Были ли они рациональными? Каковы новые способы действий были освоены?
Рефлексия ( в переводе с лат. – внутренняя сторона залива, обращённая к морю и отражающая его волну) – в самом общем виде понимается как обращение назад.
- определить дальнейшие перспективы: что нужно повторить, закрепить или узнать (содержание самостоятельной работы)?
Для ребят, набравших максимальное количество баллов –придумать свои примеры или словосочетаний, для тех кто набрал меньше – дать номер из учебника.
Где полученные знания и новые способы действия могут быть применены (в рамках предмета, в рамках других предметов, в жизни)?
Можно использовать такие таблички
1. Мне на уроке понравилось…
2. Мне показалось трудным…
3. Я бы ещё хотел выполнить …
4. Главным результатом считаю…
Шесть шляп мышления
Продолжите фразу..Было интересно….
Какое открытие мы сегодня сделали….
Как нам удалось открыть правила…
Что понравилось на уроке…
В чём затруднение…
Еще важные особенности урока: его деятельностная структура всегда «прозрачна» и открыта учащимся. На таком уроке обязательно последовательное предъявление учащимся всех его этапов:
Прозрачность деятельностной ситуации, осознание детьми логики развертывания урока – принципиальное условие. Не на всех этапах урока они могут быть активны в определении содержания деятельности. Что-то задает сам учитель в рамках выбранной им технологии урока. Но в каждый момент времени ученик понимает, на каком этапе деятельности он находится и почему выполняет то или иное задание. Далее учитель начинает постепенно давать учащимся возможность самостоятельно реализовывать этапы урока.
Третья важная особенность: степень самостоятельности учащихся в осуществлении учебной деятельности на уроке постепенно нарастает.
В начале обучения – это минимальная самостоятельность детей в управлении учебной деятельностью. Ученику для самостоятельного выполнения отдается этап, включающий запланированные действия. Цель, план, контроль, оценивание, рефлексия – все это зона ответственности учителя. Он помогает ученику удерживать предложенную им структуру урока.
Второй шаг – учитель ставит цель урока, создает условия для принятия цели детьми, вводит критерии оценивания. Сам организует планирование деятельности детей на уроке, обсуждая назначение конкретных заданий. Учащиеся самостоятельно выполняют эти задачи и осуществляют контроль и оценивание результата по тем критериям, которые предложил им педагог. Содержание рефлексии вновь определяет сам учитель, а дети лишь отвечают на поставленные вопросы относительно того, как разворачивалась деятельность на уроке.
Третий шаг – учащиеся включаются еще в один этап деятельности – этап планирования порядка действий в соответствии с учебной целью, поставленной учителем. Организация целеполагания и рефлексии остается за учителем.
И, наконец, четвертый шаг – учитель предлагает для рассмотрения проблемную ситуацию или проблему обнаруживают сами учащиеся (в рамках предложенной учителем образовательной технологии). Далее учащиеся самостоятельно определяют цель, порядок действий и осуществляют все следующие этапы учебной деятельности по решению проблемной ситуации. Конечно к такому уровню самостоятельности учащихся нужно готовить, может уйти несколько лет. Согласно новым стандартам (ФГОС), учащиеся должны достигнуть такого уровня самостоятельности к концу основной школы (IX классу).
В целом, рассмотрев особенности деятельностного урока, мы видим, что он представляет собой систему учебных действий, направленных на достижение результата. Этот результат всегда является «сложносочиненным», учебным, метапредметным и личностным.
Жить в эпоху перемен – значит быть их учеником, объективным критиком и автором. У нас у всех есть возможность узнать, что значит создавать перемены. И даже не только возможность, но и, в определённой мере, обязанность, поскольку «вещи меняются в худшую сторону спонтанно, если их не менять в лучшую сторону намеренно» (Френсис Бэкон).
Не надо бороться за «новую систему», если вы хотите перемен. Для этого надо предложить нечто, за счёт чего старая система выйдет из употребления.
Жак ФрескоМБОУ СОШ №4. г. Ханты-Мансийск
Учитель математики 1 категории
Г.Р.Мавликаева