Урок «Кто стоит на страже закона?»


Урок по обществознанию в 7 классе
по теме: «Кто стоит на страже закона»
Строкова Татьяна Алексеевна,
учитель истории и обществознания
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г.Пушкино»


Продолжительность урока: 2 часа
Тип урока: 1 урок – изучение нового материала, 2 урок – проверки знаний
Цели урока:
формирование у учащихся представления о системе правоохранительных органов РФ, знакомство с их задачами и функциями;
дать знания об инстанциях и структурах, в которые необходимо обращаться гражданину в случае реализации и защиты своих прав и интересов;
воспитание гражданина с высокой правовой культурой;
Основные и опорные термины: правоохранительные органы, полиция, суд, прокуратура, федеральная служба безопасности, адвокатура, нотариус, лицензия.
Межпредметные связи: право
Средства обучения:
учебник по обществознанию. 7 класс / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. – М.: Просвещение, 2011
рабочая тетрадь по обществознанию. 7 класс / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. - М.: Просвещение, 2011
мультимедийный проектор
презентация Power Point на тему: «Кто стоит на страже закона»
Актуальность данного урока состоит в том, что в методической литературе рассматривается структура милиции. Данное понятие является неуместным, т.к. в соответствии с реформой МВД с марта 2011 года милиция была переименована в полицию, изменена и её структура и задачи. С учащимися данный момент в ходе урока необходимо обсудить, т.к. в учебнике описывается ещё милиция и её подразделения.

Ход урока
1-й час
I. Организационный момент.
II. Переход к изучению нового материала
На прошлом занятии речь шла о противоправных поступках и наказании за них. В России существуют специальные органы, которые следят за соблюдением законов, контролируют, чтобы граждане их не нарушали. Эти органы получили название правоохранительных.
III. Изучение нового материала.
При наличии технической возможности объяснение темы урока может сопровождаться демонстрацией презентации для наибольшей наглядности. В ходе урока учащиеся не просто слушают учителя, но и записывают в тетрадь основные моменты. Поскольку у учеников есть знания о правоохранительных органах на бытовом уровне, то можно для лучшего понимания задавать наводящие вопросы.
Уже из названия можно вывести определение «правоохранительных органов». Этот понятие состоит из двух слов «право» и «охранять». Таким образом, правоохранительные органы – специальные органы, которые создаются для охраны права, интересов граждан.
Правоохранительные органы можно разделить на государственные и не государственные.
В тетрадях у учащихся можно изобразить в виде схемы.
Правоохранительные органы

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ
Прокуратура, полиция, адвокатура, нотариусы,
Федеральная служба частные детективные агентства
безопасности (ФСБ), частные охранные предприятия
Суды, таможня
Для лучшего усвоения материала о деятельности правоохранительных органов походу объяснения учителя ученики заполняют таблицу в тетради.
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЙ
ОРГАН
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1. Полиция
Призвана обеспечивать личную и общественную безопасность граждан; пресекать и расследовать преступления, разыскивать преступников.

2. Прокуратура
Следит за исполнением законов, участвует в судебных заседаниях.

3. ФСБ
Пресекает и расследует преступления, связанные терроризмом государственным шпионажем.

4. Адвокаты
Консультируют граждан по различным правовым вопросам, осуществляют защиту в суде

5. Нотариусы
Занимаются помощью в оформлении различных документов, сделок; подтверждают верность копий документов.

6. Суды
Призваны решать споры между гражданами, вершить правосудие, наказывать беззаконие.


Внимание учащихся необходимо обратить на полицию. Нужно отметить, что до марта 2011 года она именовалась милицией, которая подразделялась на криминальную милицию и милицию общественной безопасности. Их описание можно найти в учебнике на страницах 125 – 127. Сейчас это деление отсутствует. Все подразделения (ГИБДД, Дежурная часть, патрульно-постовая служба, участковые уполномоченные, уголовный розыск) входят в состав полиции
IV. Закрепление нового материала
Ученикам предлагается ответить на вопросы:
1. Что такое правоохранительные органы?
2. Назовите основные задачи правоохранительных органов?
3. Какие органы относятся к правоохранительным?
V. Домашнее задание: параграф 11, отвечать устно на вопросы на с.127

2-й час
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Беседа по вопросам:
1. Какие органы называют правоохранительными? Какие подразделения входят в их структуру?
2. Какие правоохранительные органы относят к негосударственным? Какие задачи они решают?
3. Какие правоохранительные органы относятся к государственным? Какие задачи они решают?
4. Назовите функции суда.
5. Что такое полиция? Какие функции она выполняет?
6. Назовите подразделения, которые входят в полицию?
Далее учащимся предлагается выполнить упражнения в рабочих тетрадях.
III. Домашнее задание: Привести примеры из литературных произведений, мультфильмов или кинофильмов, в которых можно столкнуться с деятельностью правоохранительных органов.





Йђ Заголовок 1Йђ Заголовок 2Йђ Заголовок 3Йђ Заголовок 4Йђ Заголовок 5Йђ Заголовок 6Йђ Заголовок 7Йђ Заголовок 8Йђ Заголовок 915