Программа по внеурочной деятельности Основы военной службы 5-6 классы (на основе авторской программы 1. А.Т. Смирнов, В.А. Васнев. Основы военной службы: учебное пособие.-М: «Дрофа», http://arsenal-info.ru/)


Пояснительная записка
Общая характеристика программы
Данная программа предназначена для кадетских школ (кадетских школ-интернатов), осуществляющих подготовку кадет для службы на гражданском и военном поприще Российской Федерации. Рабочая программа по курсу «Основы военной службы» для обучающихся 5-6 классов даёт распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных и личностных особенностей обучающегося.
В недалеком прошлом произошла утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, широкого распространения равнодушия, цинизма, агрессивности и падения престижа военной службы формируется комплекс ущербности и неполноценности нации. У значительной части призывников отсутствует позитивная мотивация к добросовестной военной службе. Часть из них воспринимают ее как неприятную неизбежность и неблагодарную повинность, которую следует выполнять лишь во избежание уголовной ответственности. Причастность к защите Родины, гордость за принадлежность к Вооруженным силам, воинская честь и достоинство – эти понятия утрачивают в глазах призывной молодежи свою значимость. Поэтому очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизму, как основы консолидации общества и укрепления государства.
Для того, что бы быть патриотом не обязательно являться военнообязанным, носить форму, и слагать присягу на верность Родине. Патриотизм заключается в нашем поведении, в уважении к предкам, почитании традиций, соблюдении своего как физического, так и морального здоровья, создании крепкой семьи, и воспитании детей на тех же основах. Чувство патриотизма есть в душе у каждого человека, но необходимо его просто пробудить, суметь достучаться и поставить правильные жизненные приоритеты.
В работе школы одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности. Военно-патриотическое воспитание – образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку. Ведь смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы как защитнику Родины, так и врачу, инженеру.
Становлению демократического государства в России, её развитие на основе традиций отечественной духовности, нравственности, государственности способствует правильно организованное военно-патриотическое воспитание, которое включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве. От его успешности во многом зависит построение правового государства и гражданского общества в России. Одним из главных целей стандартов «нового поколения» является воспитание патриота, носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбам Родины. Гражданско-патриотическое воспитание становится одним из основных направлений развития гуманитарного образования.
Цель учебного курса:
- профессиональная ориентация и подготовка кадет к осознанному выбору профессии служения Отечеству на гражданском и военном поприще.
- обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником средней образовательной школы знаний, умений, навыков и компетентностей, определяемых личностными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
- формирование и развитие у обучающихся гражданственности, патриотизма, гражданского долга как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей;
- формирование профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.
- формирование потребности в здоровом образе жизни;
- социализация и воспитание творческой личности. 
Задачи учебного курса
В соответствии с ФГОС ООО на ступени основного общего образования в рамках программы курса решаются следующие задачи:
воспитание у кадет беззаветной преданности Отечеству; выработка у них высокого сознания общественного долга, дисциплинированности; привитие стремления добросовестно выполнять обязанности кадета, привитие чувства необходимости овладения военной специальностью и постоянного стремления овладевать и совершенствовать военные, военно-технические и специальные знания; подготовка кадет к военной службе и поступлению в высшие военные и гражданские образовательные учреждения РФ;формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Нормативные документы,
на основании которых разработана программа
Рабочая программа курса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089 с изменениями, внесёнными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г., № 164, от 31 августа 2009 г. № 320, от 19 октября 2009 г. № 427, от 10 ноября 2011 г. № 2643, от 24 января 2012 г. № 39, от 31 января 2012 г. № 69).Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» (принят ГД ФС РФ 06.03.1998, действующая редакция от 01.09.2013);
Федеральный закон «Об обороне» (от31.05.1996 №61-ФЗ) (с изменениями на 3 июля 2016 года) (редакция, действующая с 1 января 2017 года);
Федеральный закон «О статусе военнослужащих» (от 04.06.2014 №145-ФЗ)
(с изменениями от 22.11.2016 года);
Приказ Министерства Обороны Российской Федерации и Министерства Образования и науки Российской Федерации от 24 февраля 2010г №96/134 «Об утверждении инструкции об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в учебных пунктах»; Письмо Минобрнауки России от 24 ноября 2011г. №МД 1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»   (с рекомендациями)
Авторская программа по внеурочной деятельности военно-патриотической направленности/ В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Е.И.Коротеева, под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2010.
Программой боевой подготовки личного состава пополнения, поступившего (призванного) на военную службу;
Уставы и наставления ВС РФ;
Типовое положение о кадетской школе (кадетской школе-интернате);
ООП МБОУ КСОШ имени Героя РФ В.И. Шарпатова;
Сведения о программе
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по внеурочной деятельности военно-патриотической направленности/ В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Е.И.Коротеева, под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2010, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, особенностей образовательного учреждения (кадетская школа), образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей (законных представителей). Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на интеллектуальное, культурное, духовно-нравственное развитие учащихся, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на поприще государственной гражданской, военной, правоохранительной службы, муниципальной службы.
Рабочая программа выполняет две основные функции: информационно-методическая, организационно-планирующая.
Обоснование выбора программы
Реализация данной программы совершенствует систему патриотического воспитания, формирует у молодого поколения высоких чувств патриотизма и гражданской ответственности, создание системы ценностных ориентаций. Особое место при изучении курса «Основы военной службы» отводится выработке у кадет высокой дисциплинированности, организованности, строевой подтянутости и стремления посвятить свою жизнь служению Отечеству на гражданском и военном поприще.
Программа курса «Основы военной службы» предусматривает изучение кадетами законодательных основ военной службы, истории и основных этапов становления и развития Вооруженных Сил России, ознакомление кадет с жизнью военнослужащих, их правами и обязанностями, приобретение кадетами необходимых военных знаний и практических навыков в объеме, необходимом для службы в Вооруженных Силах РФ, теоретических основ подготовки и ведения тактических действий, принципов работы вооружения и боевой техники. В группу практических занятий входят занятия в тире, на строевом плацу, тактико-строевые занятия, военно-тактические (военно-спортивные) игры.
Место и роль предмета
Рабочая программа курса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса внеурочной деятельности «Основы военной службы» на ступени основного общего образования выделено в 5 классах -35 часов (1 час в неделю), в 6 классах – 35 часов (1час в неделю) за учебный год. Программа рассчитана на 2 года обучения (5-6 классы). В рамках курса предусмотрены теоретические и практические занятия.
Занятия по программе курса внеурочной деятельности «Основы военной службы» ведутся, как правило, во внеурочное время. Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (русский язык и литература, история и обществознание, основы безопасности жизнедеятельности, физической культуры)
Общая характеристика учебного процесса
Реализация данной рабочей программы предполагает сочетание разных форм и методов обучения.
Методы организации учебных занятий:
- по источнику знаний: словесные, наглядные, практические;
-по уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;
Формы учебных занятий: устное изложение учебного материала (объяснение, рассказ, лекция, консультация); обсуждение изучаемого материала (беседы, групповые и семинарские занятия); показ (демонстрация); тренировка (упражнение); практическая и самостоятельная работа, урок-экскурсия. Технологии обучения
индивидуально-ориентированная;
музейная педагогика;
критического мышления
проблемного обучения
ИКТ-технологииВиды учебной деятельности:
проектная деятельность,
учебно-поисковая деятельность
учебные занятия;
месячники работы по военно-патриотическому воспитанию;
вахта памяти;
поисковая работа;
военно-спортивные состязания;
походы в музей;
встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими;
Формы и виды контроля
При реализации содержания рабочей программы формы, виды и методы контроля предусмотрены самые разнообразные в зависимости от целей и специфики изученного материала:
Формы контроля:
По способу организации: индивидуальная; групповая; фронтальная; дифференцированная.
По способу подачи информации: устная, письменная, компьютерная (презентации, защита сообщений, творческих, проектных, исследовательских работ)Виды контроля:
Предварительный контроль предусматривает диагностику исходного уровня знаний и умений учащихся в начале учебного года, перед изучением нового раздела или темы по предмету.
Текущий контроль проводится на протяжении всего учебного года с целью отслеживания качества усвоения химических знаний и умений, рассмотренных на уроке.
Тематический, промежуточный контроль проводится после изучения какого-либо крупного раздела курса, как правило, в конце четверти, полугодия, триместра, учебного года.
Заключительный (итоговый) контроль завершает процесс изучения предмета в учебном году и проводится в форме итогового представления и защиты проекта, подготовленных компьютерных презентаций.
Результаты обучения
Обучение по курсу внеурочной деятельности "Основы военной службы" позволит обучаемым:
повысить интерес к воинской, гражданской государственной службе;
создаст условия для повышения интереса к изучению истории, духовной культуры народов России;
сформировать ценностную и правильную мировоззренческую позицию значимости исполнения гражданского долга, отвечающую национально-государственным интересам России;
воспитать всесторонне развитую, одухотворенную личность гражданина и патриота способного решать задачи строительства великой и обновленной России.
Личностного развития
готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию,
социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;готовность к служению Отечеству, его защите;
формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.Метапредметные результаты
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение ориентироваться в прикладных науках;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии в области военной службы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
формирование компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
понимание ими важности защиты Отечества, ответственности за оборону рубежей Родины;
уяснение и принятие учащимися достижений в военно-патриотическом воспитании.
Предметные результаты
формирование современной культуры в области военной безопасности;
формирование убеждения в необходимости знать и понимать важность военной службы;
понимание личной и общественной значимости современного прохождения военной службы;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности в военном отношении;
формирование установки на проведение военно-патриотической работы;
знание основной нормативно-правовой базы в области обороны государства;
знание и умение применять полученные знания;
умение анализировать информацию, проводить параллели, выдвигать гипотезы.
Требования к уровню усвоения содержания дисциплины и ключевым компетенциям
по окончании курса у учащихся должно быть сформировано патриотическое сознание, расширены и углубленные знания истории своего Отечества, малой Родины; заложено начало эстетического, этического мировосприятия, привиты нравственные основы;
обучающиеся должны уметь выполнять поручения, вести исследовательскую работу, находить нестандартные решения в разных ситуациях, творчески подходить к любому заданию;
обучающиеся должны знать народные традиции края, страны;
должны быть сформированы общечеловеческие понятия доброты, вежливости, нравственности, патриотизма.
Используемый учебно-методический комплект
А.Т. Смирнов, В.А. Васнев. Основы военной службы: учебное пособие.-М: «Дрофа», http://arsenal-info.ru/
Содержание программы курса
Тема,
количество
часов Понятийный аппарат
(дидактические единицы)
Планируемый результат
История и боевые традиции Вооруженных сил Российской Федерации
(5 кл-8ч;
6 кл-5ч)Основные события и даты в истории страны, традиции. Государственные символы России. Воинские звания. Рода войск и их флаги. Военные профессии. Великие имена в истории России им. Города-Герои. Военные награды (ордена, медали). Музеи боевой славы Знать: Основные этапы становления и развития Вооруженных Сил России. Основные этапы развития кадетских образовательных учреждений. Предназначение, состав и структура ВС РФ. Протяжённость границ России. Флаг Вооружённых Сил РФ и флаги родов войск. Гимн и герб России. Произведения российских писателей, поэтов, художников, композиторов, скульпторов о подвигах российских воинов на полях сражений. Воинские профессии, должности, звания и знаки различия в Российской армии. Ордена и медали, учреждённые для военных специалистов. Дни воинской славы.
Уметь: Составлять словарь воинских терминов, рисовать боевую технику различного типа. Рисование, моделирование боевой техники различного типа из бумаги
Морально-психологические основы военной службы
(5 кл – 4ч;
6кл – 3ч )Воинский этикет. Воинский речевой этикет. Совесть, благородство, достоинство, верность воинскому долгу, героизм. Знать: Воинский этикет, дисциплина
Уметь: Выполнять правила поведения, разъяснять их другим детям. Оценивать свои поступки и поступки других людей с точки зрения выполнения этих правил; выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами; ценить общественный порядок и деятельность по его охране; добросовестно выполнять обязанности учащихся школы; вступать в различные коммуникации с учетом правил общения.
Уставы
(5 кл – 1ч;
6 кл – 1ч)Уставы военной службы Знать: Виды уставов воинской службы
Уметь: выполнять требования устава кадетской школы и правил внутреннего распорядка для кадет в повседневной жизни. Правильно применять положения общевоинских уставов в повседневной жизни;
Строевая подготовка
(5 кл – 7ч;
6 кл – 6ч)Строй и его элементы. Строевые приемы. Строевой шаг. Знать: Основные положения Строевого устава ВС РФ. Управление строем. Обязанности перед построением и в строю. Строевой шаг.
Уметь: Выполнять обязанности солдата перед построением и в строю, строго соблюдать установленные правила ношения форменного обмундирования для кадет. Выполнять строевые приемы на месте и в движении. Движение строевым шагом. Повороты на месте. Перестроения на месте. Размыкание и смыкание на месте.
Огневая подготовка
(5 кл – 4ч;
6 кл – 6ч)Автомат Калашникова. Меры безопасности при стрельбе. Знать: Вооружение и боевая техника ВС РФ. Назначение и боевые свойства, общее устройство автомата Калашникова. Меры безопасности , правила при стрельбе из стрелкового оружия
Уметь: Осуществление неполной разборки и сборки автомата Калашникова, чистка уход за оружием
Медицинская подготовка
(5 кл – 4ч;
6 кл – 5ч) Домашняя, походная и индивидуальная аптечка первой помощи. Основы первой медицинской помощи. Отравления. Солнечный удар. Обморожения. Обмороки Знать: Правила личной и общественной гигиены. Меры по предупреждению инфекционных заболеваний и заражений. Средства индивидуальной медицинской защиты. Правила ПМП. Виды аптечек. Виды травм и ран, их классификация. Виды кровотечений. Основы первой медицинской помощи при ранениях и травмах, сердечной недостаточности, инсульте, остановке сердца. Профилактика отравлений. Способы переноски пострадавшего.
Уметь: Правильно и своевременно оказывать первую медицинскую помощь при легких ранениях и травмах. Останавливать кровотечение, накладывать повязки, обеззараживать рану.
Военная топография
(5 кл – 4ч;
6 кл – 4ч)Карта. Компас. Азимут. План. Масштаб. Рельеф местности. Топографические , спортивные карты. Координаты Знать: Задачи и назначение военной топографии и ориентирования. Способы измерения расстояний и ориентирования на местности по карте и без карты. Условные знаки карт. Разновидности и тактические свойства местности, их влияние на боевые действия войск.
Уметь: Совершать движения по азимуту и карте днем и ночью. Ориентироваться и измерять на местности без карты и с картой, с компасом. Определять координаты, своё местонахождение. Познакомиться с первичными навыками составления схем местности. Читать топографические карты и выполнять простейшие измерения по ним.
Школа выживания
(5 кл – 3ч;
6 кл – 5ч)Выживание человека в разных условиях автономного существования Знать: Способы добычи воды и пищи, огня. Устройство простейших жилищ и укрытий
Уметь: Очищать и обеззараживать воду
Учебно-тематический план
5 класс
№ п/п Темы занятий Количество часов
всего теория практика
История и боевые традиции ВС РФ 8 7 1
Морально психологические основы военной службы 4 4 0
Уставы 1 1 0
Строевая подготовка 7 1 6
Огневая подготовка 4 2 2
Медицинская подготовка 4 2 2
Военная топография 4 2 2
Школа Выживания. Человек в условиях автономного существования 3 3 0
Итого 35 22 13
Учебно-тематический план
6 класс
№ п/п Темы занятий Количество часов
всего теория практика
История и боевые традиции ВС РФ 5 5 0
Морально психологические основы военной службы 3 3 0
Уставы 1 1 0
Строевая подготовка 6 1 5
Огневая подготовка 6 2 4
Медицинская подготовка 5 4 1
Военная топография 4 2 2
Школа Выживания. Человек в условиях автономного существования 5 5 0
Итого 35 23 12
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
- законодательную основу федеральных, региональных и локальных актов о кадетских школах (школах-интернатах), права и обязанности, а также законодательную основу общевоинских уставов Вооруженных Сил РФ и их основные требования;
- основы профессионального самоопределения, профили профессионального труда на военном и гражданском поприще;
- основные этапы становления и Вооруженных сил России, в. т. ч. основные этапы развития кадетских образовательных учреждений;
- правовые и морально-психологические основы военной службы, требования безопасности в различных ситуациях деятельности военнослужащих;
- обязанности солдата;
- назначение, боевые свойства и общее устройство стрелкового оружия;
- правила стрельбы из стрелкового оружия, меры безопасности при проведении стрельб;
- способы измерения расстояний и ориентирования на местности по карте и без карты;
- правила личной и общественной гигиены, меры по предупреждению инфекционных заболеваний и заражений, средства индивидуальной медицинской помощи и правила оказания первой медицинской помощи.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять требования устава кадетской школы (кадетской школы интерната) и правил внутреннего распорядка для кадет в повседневной жизни;
- правильно применять положения общевоинских уставов при несении службы внутреннего наряда, в повседневной жизни;
- выполнять требования и соблюдать меры безопасности в повседневной деятельности на занятиях, учебных сборах и стрельбах;
- выполнять приемы и способы действий солдата в бою в пешем порядке;
- готовить стрелковое оружие и боеприпасы к стрельбе и содержать их в боевой готовности;
- вести меткий огонь из пневматической винтовки и автомата по различным целям;
- читать топографические карты и выполнять простейшие измерения по ним, определять свое местонахождение, ориентироваться на местности по карте и без карты, совершать движения по азимутам и с картой днем и ночью;
- правильно и своевременно оказывать первую медицинскую помощь;
- выполнять обязанности солдата перед построением и в строю, соблюдать правила ношения форменной одежды для кадет, уверенно и четко выполнять строевые приемы на месте и в движении.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- воспитанию самодисциплины;
- оказания первой медицинской помощи.
Список литературы и средств обучения
Учебно-методическое обеспечение курса
Основная литература
Конституция Российской Федерации.
Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» (принят ГД ФС РФ 06.03.1998, действующая редакция от 01.09.2013);
Федеральный закон «Об обороне» (от31.05.1996 №61-ФЗ) (с изменениями на 3 июля 2016 года) (редакция, действующая с 1 января 2017 года);
Федеральный закон «О статусе военнослужащих» (от 04.06.2014 №145-ФЗ)
(с изменениями от 22.11.2016 года);
Приказ Министерства Обороны Российской Федерации и Министерства Образования и науки Российской Федерации от 24 февраля 2010г №96/134 «Об утверждении инструкции об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в учебных пунктах»; А.Т. Смирнов, В.А. Васнев. Основы военной службы: учебное пособие.-М: «Дрофа», http://arsenal-info.ru/
Методическая литература
Воронова Е.А. Патриотическое воспитание в современной школе. Ростов на/Д.: Феникс, 2006.
Военный энциклопедический словарь. - М.: Военное издательство, 1983.
Вестник военной информации. Агентство "Военинформ" Министерства обороны РФ и Российское информационное агентство "Новости". - 1998. - №1-12.
На службе отечеству: Книга для чтения по общественно-государственной подготовке солдат (матросов), сержантов (старшин) Вооруженных Сил РФ. - М : Русь РКБ, 1998
Справочник некоторых воинских должностей, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по контракту. - М.: Изд-во Всерос¬сийской газеты "Нива России" - Москва 1997.
Бака М.М. Готов к защите Родины (физическая подготовка допризывной и призывной молодёжи) М., Физкультура и спорт, 2006 год.
Информационное обеспечение курса
Электронные ресурсы
http://www.it-n.ru/communities – Сообщество учителей безопасности жизнедеятельности;
http://www.shkolazhizni.ru/tag - Школа жизни. Материалы по безопасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям;
http://www.school.holm.ru/predmet/obg - Ссылки по учебным предметам: ОБЖ;
http://www.аfestival.1september.ru/subjects/12 - Фестиваль «Открытый урок», материалы по ОБЖ;
http://www.uroki.net/dokobgd/htm – Для учителя ОБЖД материалы к урокам, сценарии внеклассных мероприятий, документы;
http://www.4students.ru/search– Рефераты по безопасности жизнедеятельности
http://www.uroki.net/http://www.obzh.ru/http://www.school-obz.org/http://www.metodichka.net/http://contract.mil.ru/http://obg33.narod.ruМатериально-техническое обеспечение курса
Мультимедиа проектор
Компьютер
Интерактивная доска
Календарно-тематическое планирование
5 класс
№ п\пДата Тема Количество часов
Теория Практика
Тема 1. История и боевые традиции ВС РФ (8ч.) От государства Московского до современных дней. Понятие о протяжённости границ России 1 Воинские звания. Флаги родов войск Вооружённых Сил РФ 1 1
Воинские профессии 1 Символы воинской чести и сила
воинских традиций 1 Герои - Люди, Герои -Города 1 Дни воинской славы. Военные
Награды (ордена и медали) 1 Мифы и сказания о подвигах русских богатырей. Действия русских воинов на полях сражений Произведения о подвигах российских воинов на полях сражений. 1
Тема 2. Морально психологические основы военной службы (4ч.)
Воинский этикет 1 Воинское товарищество 1 Воинская дисциплина 1 Верность воинскому долгу, героизм 1 Тема 3. Уставы (1ч.)
Уставы военной службы 1 Тема 4. Строевая подготовка (7ч.)
Строй и его элементы. Управление строем. Обязанности перед построением и в строю. 1 Строевые приемы на месте и в движении. Строевой шаг. 1
Строевые приемы на месте и в движении 1
Повороты, перестроения на месте. Движение строевым шагом. 1
Движение строевым шагом. Повороты, перестроения на месте. Размыкание и смыкание. 1
Управление строем. Повороты в движении 1
Строевые приёмы. 1
Тема 5. Огневая подготовка (4ч.)
Назначение и боевые свойства автомата Калашникова. Меры безопасности при стрельбе из стрелкового оружия 1 Порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова. 1
Неполная разборка и сборка АКМ 1
Чистка, уход за оружием 1 Тема 6. Медицинская подготовка (4ч.)
Здоровый образ как средство обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности. Домашняя, походная и индивидуальная аптечки первой помощи 1 Виды, классификация ран и травм. Основы первой медицинской помощи при ранениях и травмах 1
Виды кровотечений. Правила наложения повязок. Остановка кровотечения 1
Профилактика отравлений и первая помощь при них 1 Тема 7. Военная топография (4ч.)
Задачи и назначение военной топографии и ориентирования 1 Карта и компас. Понятие об азимуте. Движение по азимуту. 1
План, карта. Понятие о масштабе. Изображение рельефа местности. Топографические и спортивные карты. Условные знаки карт. 1 Измерения и ориентирование на местности без карты, измерения по карте, определение координат 1
Тема 8. Школа Выживания. Человек в условиях автономного существования (3ч)
Добыча воды, огня и пищи. Устройство простейших жилищ и укрытий Выживание в районах холодного климата Календарно-тематическое планирование
6 класс
№ п\пДата Тема Количество часов
Теория Практика
Тема 1. История и боевые традиции ВС РФ (5ч.)
Наша Родина – Россия. История Российской армии и военного искусства 1 Государственные символы России. История. Традиции 1 Великие имена в истории России 1 Основные события и даты в истории страны 1 Российское воинство и православие 1 Тема 2. Морально психологические основы военной службы (3ч.)
Воинский речевой этикет 1 Этика отношений к окружающим, в коллективе 1 Совесть, благородство и достоинство- вот оно святое наше воинство! 1 Тема 3. Уставы (1ч.)
Уставы военной службы 1 Тема 4. Строевая подготовка (6ч.)
Строй и его элементы. Управление строем. Обязанности перед построением и в строю.  1 Строевые приемы на месте и в движении. Строевой шаг.  1
Повороты, перестроения на месте. Движение строевым шагом. 1
Движение строевым шагом. Повороты, перестроения на месте. Размыкание и смыкание. 1
Управление строем. Повороты в движении 1
Строевые приёмы. 1
Тема 5. Огневая подготовка (6ч.)
Назначение и боевые свойства автомата Калашникова. 1 Меры безопасности при стрельбе из стрелкового оружия 1 Порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова. 1
Неполная разборка и сборка АКМ 1
Неполная разборка и сборка АКМ 1
Чистка, уход за оружием 1
Тема 6. Медицинская подготовка (5ч.)
Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и
инсульте, при остановке сердца 1 Способы иммобилизации и переноска пострадавшего. Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательногоаппарата 1
Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме, травме груди,
травме живота, в области таза, при повреждении позвоночника, спины 1 Первая медицинская помощь при тепловом и солнечном ударах. Обмороки 1 Укусы животных, змей и насекомых 1 Тема 7. Военная топография (4ч.)
Определение расстояний по карте и на местности 1 Ориентирование на местности с компасом и картой 1
Ориентирование по вспомогательным и местным признакам 1
Оформление боевых и командирских карт 1 Тема 8. Школа Выживания (5ч.)
Выживание в условиях тайги 1 Выживание в пустыне и тропиках 1 Выживание в море 1 Выживание в горах 1 Выживание на территории боевых
действий 1