Выступление Из опыта работы. Вопросы здоровья в школьном курсе математики
Вопросы здоровья в школьном курсе математики
(из опыта работы)
Математика – предмет, способствующий формированию умственных способностей человека, волевых качеств, оказывающий влияние на развитие широты, глубины, гибкости ума, его самостоятельности и критичности, творческого ума. Математика обучает детей правильному мышлению, логике и решению задач, способствует формированию сильной духом, волевой личности с твёрдым цельным характером, проявляющей максимум энергии в деятельности, способной преодолевать трудности и препятствия. «Здоровый дух – здоровое тело!» М. В. Ломоносов писал: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит». Нельзя с ним не согласиться. Как правило, среди детей, знающих математику, нет лентяев, нет учащихся с вредными привычками.
Как учитель, любящий свой предмет, я стараюсь заинтересовать им своих учеников. Многолетний опыт работы позволил сделать выводы: учитель должен быть примером во всём, вести здоровый образ жизни, быть для учеников другом-наставником, надо чувствовать детей, как они чувствуют учителя. Дети замечают всё: как одет учитель, как причёсан, какое у него сегодня настроение. В свою очередь, если вижу, что ученики пришли на урок чем-то взволнованные, несобранные - стараюсь их настроить. Помогают простые приёмы, такие как дыхательные упражнения, физкультминутки, обыкновенный счёт до десяти или небольшое отступление от темы урока.
Ученики знают, что задача учителя научить их учиться. Отношения строятся на взаимном доверии. Надо приучать детей с раннего школьного возраста к самостоятельности, к самоконтролю, к самооценке. Чтобы повысить интерес к предмету можно в устной части урока использовать игровые моменты, простые физкультурные упражнения, слова, связанные со здоровым образом жизни, как «ключи» к разгадкам на задания, включать интересные задания, логические задачи.
Чётко формулировать задачи и цели урока. При объяснении нового материала использовать проблемные ситуации. При закреплении темы тем учащимся, которые испытывают затруднения при работе у доски, оценку в журнал не ставить. Тогда ребята не будут бояться выходить к доске. Задание на урок записывается на доске заранее, на перемене; оно предусматривает основную часть и дополнительную. Многие ученики выполняют его самостоятельно, записывая ответы на доске. Учитель видит, где есть расхождения в ответах, данное задание разбирается подробно вместе с классом. За безошибочное выполнение всей программы в журнал ставится оценка «5». На самостоятельных работах ученикам разрешается брать «помощь учителя» (за 0,3 балла), за решение дополнительной трудной задачи ребёнок получает дополнительно балл. Оценка «5» ставится в журнал за решение олимпиадных задач, ребусов, головоломок из математических газет, заочных олимпиад, за выпуск газеты, за хорошую практическую, творческую работу, за победу в каком-либо математическом конкурсе.
Надо беседовать с родителями на предмет оказания помощи своему ребёнку. Обращаться к старшеклассникам за помощью в организации и проведении внеклассных мероприятий для младшеклассников.
Старшие школьники готовят для младших часы занимательной математики, математическую регату, математическую ярмарку; участвуют в проектной деятельности. Группа учащихся разрабатывает тему «Математика и здоровье».
Многолетний опыт работы позволил мне в нынешней системе обучения выработать свою методику, свой стиль, позволяющий создать на уроках доброжелательную, рабочую обстановку, где, почти, каждый становится участником одного общего дела, направленного на добычу знаний, необходимых каждому для их будущей карьеры, что в свою очередь создаёт атмосферу психологического комфорта (работа – в удовольствие).
Как классный руководитель спортивного класса, совместно с психологами школы, которые помогли составить социально-психологическую характеристику класса, работаю в направлении сплочения коллектива.
Но всё-таки проблемы есть. Одна из проблем образования – пятибалльная система оценки знаний, а в последнее время и вовсе трёхбалльная («3», «4», «5»). Ещё одной из проблем считаю наполняемость классов. Математика - один из основных предметов в школе, требующий индивидуального подхода; не все рождаются с математическими способностями, их надо развивать. Считаю, что учащихся класса на урок математики, как и на иностранные языки, надо разбивать на группы (одна посильнее, другая послабее), учителю легче будет осуществлять дифференцированный подход.
Надо подумать и о самом учителе, о его проблемах. Наш учитель испытывает очень большие перегрузки: с одной стороны - требования улучшать качество знаний учащихся любой ценой, с другой стороны - выступать в роли воспитателя. В связи с этим приходится работать не только с детьми, но и с их родителями, психологами, другими учителями, вести документацию, регулярно посещать курсы повышения квалификации, вести научно-практическую работу и т. д. При этом он должен быть здоровым, хорошо выглядеть, быть чутким и внимательным, во всём быть примером для подрастающего поколения. Но, кажется, общество забыло, что у каждого учителя есть своя семья, которая тоже требует внимания и заботы, свои увлечения, свои материальные проблемы, из-за которых он вынужден брать на себя дополнительные нагрузки. Работа становится на износ. Надо подумать и о здоровье самого учителя.
Заключение
Будущее страны – наши дети. Хотим построить цивилизованную страну - прислушаемся к выводам, советам психологов, педагогов. Личность ребёнка – это и объект, и субъект воспитания. Её воспитывают обстоятельства жизни и специальные воздействия взрослых. Но ребёнок не пассивен. Отражая различные влияния, он, в зависимости от сложившейся психологии, определённым образом относится к ним: одни отвергает, другие принимает. Ребёнок как субъект воспитания сам себя формирует. В процессе деятельности и поведения он подкрепляет, усиливает или ослабляет и, наконец, дополняет воспитательные влияния взрослых. Нельзя забывать и о стимулах: это и наказание, и поощрение в различных его формах. И то и другое применимо в допустимых нормах, определённых педагогическим тактом. Ничто не должно унижать ребёнка, всё должно вести к радости учения и труда – только при этих условиях интенсивность деятельности и её продуктивность возрастают. Мы нередко преуменьшаем возможности ребёнка, боимся за его здоровье, нервное состояние и потому постоянно опекаем его. Это вредно. Забота нужна, нужна и осторожность в требованиях, но при умении подойти к ребёнку, при учёте его особенностей можно с него потребовать гораздо больше, чем мы требуем.
Учитель должен помочь ребёнку сформировать в себе личность, готовую к самостоятельной жизни, понимающую, что будущее зависит только от него самого.
Психическое здоровье – неотъемлемая составляющая здоровья. От здорового духа, к здоровому телу, к здоровому обществу.
Рисунок 115