Компетентностно-ориентированные задания по МДК Основы анализа бухгалтерской отчетности
Компетентностно-ориентированные задания по МДК «Основы анализа бухгалтерской отчетности»
Голубева Ирина Петровна,
преподаватель Березниковского строительного техникума
В соответствии с главой 8 ФГОС третьего поколения по специальности «Экономика и бухгалтерский учет» образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают фонды оценочных средств (ФОС) для оценивания уровня сформированности профессиональных и общих компетенций в результате освоения профессиональных модулей (ПМ). Современный этап внедрения ФГОС интересен тем, что педагогические работники находятся в условиях эксперимента. Автор статьи сделал попытку на основании требований ФГОС разработать ряд заданий, приближённых к условиям профессиональной деятельности экономистов-бухгалтеров. В течение 12 лет автор работал на предприятиях разных отраслей экономистом, поэтому требования производственного предприятия к выпускникам знает не понаслышке. На выпускном курсе студентам предстоит освоить вид профессиональной деятельности «Составление и использование бухгалтерской отчётности» (ПМ.04). Профессиональный модуль 04 содержит МДК.04.01. «Технология составления бухгалтерской отчётности», МДК.04.02. «Основы анализа бухгалтерской отчётности» и производственную практику. Автор статьи является преподавателем МДК 04.02. «Основы анализа бухгалтерской отчётности», в результате изучения которого у студентов должна быть сформирована профессиональная компетенция ПК 4.4. «Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, её платёжеспособности и доходности» и десять известных общих компетенций. Как известно, профессиональные компетенции могут быть окончательно сформированы в условиях предприятия, то есть после прохождения производственной практики. В соответствии с требованиями ФГОС к содержанию практики по данному модулю в рамках МДК.04.02. обучающийся должен:
иметь практический опыт:
составления бухгалтерской отчётности и использования её для анализа финансового состояния организации;
участия в счётной проверке бухгалтерской отчётности;
анализа информации о финансовом положении организации, её платёжеспособности и доходности.
уметь:
определять результаты хозяйственной деятельности за отчётный период;
устанавливать идентичность показателей бухгалтерских отчётов;
знать:
методы финансового анализа;
виды и приёмы финансового анализа;
процедуры анализа бухгалтерского баланса;
порядок общей оценки структуры имущества организации и его источников по показателям баланса;
процедуры анализа ликвидности бухгалтерского баланса;
порядок расчёта финансовых коэффициентов для оценки платёжеспособности;
состав критериев оценки несостоятельности (банкротства) организации;
процедуры анализа показателей финансовой устойчивости;
процедуры анализа отчёта о прибыли убытках;
принципы и методы общей оценки деловой активности организации, технологию расчёта и анализ финансового цикла;
процедуры анализа уровня и динамики финансовых результатов по показателям отчётности;
процедуры анализа влияния факторов на прибыль.
Необходимо отметить некорректность требований ФГОС-3: требований к знаниям по анализу отчётности намного больше, чем требований к умениям, но зато все они отражены в требованиях к практическому опыту. Думается, что при разработке рабочий программы ПМ 04 следует учесть это несоответствие, так как нельзя сразу от знаний перейти к практическому опыту, минуя отработку умений и навыков на практических занятиях. Перечисленные требования ФГОС (выделены курсивом) учтены при формировании автором одного из вариантов оценочных средств по МДК.04.02., но эти задания также могут быть использованы для аттестации по ПМ 04. Оценочные средства по МДК.04.02 правильней разделить на 3 части: 1 – теоретическое задание (тесты), 2 – задание по счетной проверке (аудиту) формы 2 «Отчет о прибыли и убытках» и 3 – компетентностно-ориентированное задание (КОЗ) «Подготовка доклада на заседании Совета директоров по состоянию источников финансирования ОАО». Тестовые задания наиболее предпочтительны для проверки знаний в условиях рейтинговой (накопительной) системы оценивания по МДК. Если тестовых заданий будет 20, то за каждое правильно выполненное задание студенту можно поставить 1 балл, максимум 20 баллов. Второй этап аттестации по МДК – это выполнение задания по аудиту бухгалтерской отчетности: провести счётную проверку формы 2 «Отчет о прибылях и убытках» организации, приложив при этом бухгалтерскую форму с арифметическими ошибками при расчете разных видов прибыли: прибыли от продаж, до налогообложения, чистой (вариантов может быть столько, сколько форм различных предприятий). Это задание, на первый взгляд, очень простое, но практика педагога показывает, что для студентов оно сложное, так как требует от обучающихся хорошие знания формы 2 бухгалтерской отчетности, порядка определения финансовых результатов от основной деятельности и прочих видов деятельности, умения пользоваться калькулятором. Данное задание оцениваем в 20 баллов. Подробней остановимся на 3 этапе аттестации по МДК – выполнении компетентностно-ориентированного задания. Компетентностно-ориентированное задание – это задание на осуществление деятельности, которое моделирует практическую, профессиональную, жизненную ситуацию. Оно имеет определённую структуру. Педагоги предлагают разную структуру КОЗ. Эта область знаний ещё мало изучена. Автору статьи ближе структура КОЗ, предложенная научным руководителем проекта Никоновой Татьяной Викторовной. Компетентностно-ориентированное задание должно состоять из следующих частей:
Введение в проблему - «стимул».
Задачная формулировка.
Формат – вид представления информации.
Источники информации.
Инструмент оценивания КОЗ.
Компетентностно-ориентированное задание для оценивания профессиональной компетенции ПК 4.4. может быть сформулировано следующим образом: «Уважаемый специалист! В течении 45 минут на основании формы 1 бухгалтерской отчетности с помощью персонального компьютера и стандартных программ Вам предстоит подготовить доклад на тему «Анализ источников финансирования ОАО «Прогресс» в 2011 году» и выступить на заседании Совета директоров». В предложенном задании «стимул» – наличие профессионально-значимой ситуации – есть. Задачная формулировка – указание на то, что конкретно надо выполнить и за какое время – имеется. Формат – устный доклад с выводами и предложениями. Источник информации – форма 1 «Бухгалтерский баланс» (нужен в данном случае только пассив баланса):
Источники финансирования на начало года, на конец года,
млн. руб. млн. руб.
III «Капитал и резервы»
Уставный капитал 1 1
Добавочный капитал 1337 1301
Резервный капитал 0 0
Нераспределённая прибыль 2334 7009
Итого по III разделу 3672 8311
IV «Долгосрочные обязательства»
Долгосрочные займы и кредиты 35 50
Прочие долгосрочные обязательства 2 8
Итого по IV разделу 37 58
V «Краткосрочные обязательства»
Краткосрочные кредиты и займы 80 1140
Кредиторская задолженность 1202 660
Доходы будущих периодов 17 18
Итого по V разделу 1299 1818
Всего по балансу 5008 10187
Инструмент оценивания – комбинация модельного ответа и аналитической шкалы. Модельный ответ – это полностью выполненное и правильно оформленное задание. Он нужен для того, чтобы все члены экзаменационной комиссии, а также эксперты – специалисты организаций смогли быстро и качественно оценить деятельность студентов на экзамене. Модельный ответ к предложенному заданию будет состоять из аналитической таблицы «Анализ источников финансирования ОАО», составленной с помощью EXEL и содержащей значение статей пассива на начало и конец отчётного периода, отклонения по статьям в денежном измерении и в процентах, удельный вес статей в общей сумме источников средств; презентации с графическими изображениями структуры источников финансирования на начало и конец 2011 года - диаграммы (круговой, столбиковой и др.); доклада с выводами и предложениями по результатам анализа. К модельному ответу прилагается аналитическая шкала:
Показатели оценивания Баллы
Составление и заполнение аналитической таблицы: до 25
с использованием электронных таблиц EXEL до 25
без использования электронных таблиц до 15
Подготовка доклада (содержание): до 20
выводы полные, точные, рассчитаны финансовые коэффициенты до 20
то же без расчета коэффициентов, только по данным таблицы до 15
выводы не полные, не точные до 10
Создание презентации (1-2 слайда) до 5
Выступление с докладом: до 10
организация текста до 5
речевое оформление до 5
Итого до 60
На основании аналитической шкалы составляется «Ведомость оценивания КОЗ» по группе студентов. Баллы из этой ведомости переносятся в общую ведомость по МДК.04.02. По горизонтали ведомости – фамилии, инициалы студентов; по вертикали – баллы за каждый этап междисциплинарного экзамена по МДК: 1 – тесты (до 20 баллов); 2 – задание по счётной проверке формы 2 (до 20 баллов); 3 – КОЗ по форме 1 (до 60 баллов); 4 – итого по МДК (до 100 баллов); 5 – общая оценка по пятибалльной системе. К ведомости прилагается шкала перевода 100-балльной оценки в пятибалльную, например: 55-75-90, то есть набравшие 55 и менее баллов экзамен не сдали, от 56 до 75 баллов – оценка «3», от 76 до 90 баллов – оценка «4», 91 и более – оценка «5». Изменяя тему доклада, например, «Анализ динамики, структуры имущества организации за отчётный период» или «Оценка финансового состояния организации» по данным бухгалтерского баланса, используя одни те же формы отчетности предприятия, а также используя в качестве источника информации формы 1 разных организаций можно получить сколько угодно вариантов. Если меняются цифры отчетности, меняется финансовая ситуация, другим будет вывод (доклад). Задание №3 примечательно ещё и тем, что кроме профессиональных компетенций оно позволяет проверить уровень сформированности общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Общие компетенции при выполнении КОЗ по итогам подготовки и выступления с докладом студентов оцениваются в общей аналитической шкале по таким показателям, как «Составление и заполнение аналитической таблицы с использованием электронных таблиц EXEL», «Организация текста», «Речевое оформление». В данном случае, общие и профессиональные компетенции настолько сильно переплетены, что нельзя точно определить: где заканчиваются одни и начинаются другие. Курс «Основы анализа отчетности» формирует у будущих специалистов навыки анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятиях, а метод анализ основан на диалектическом методе познания. Освоив такие элементы метода анализа, как сравнение, графическое изображение динамики показателей, студент демонстрирует комиссии общие компетенции или профессиональные компетенции? Экономический анализ – это уникальная наука, которая вобрала в себя многие специфические и общекультурные знания, умения и навыки. Таким образом, используя предложенные автором задания, экзаменационная комиссия оценит знания, умения и профессиональную компетенцию (ПК 4.4) обучающегося, то есть его готовность «проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, её платёжеспособности и доходности». Предложенные задания имеют практическую ценность для проведения экзамена квалификационного по ПМ 04, так как задания 2 и 3 являются характерными для специалиста-бухгалтера, то есть являются компетентностно-ориентированными и могут быть включены в программу аттестации по модулю наряду с заданиями по составлению форм отчетности для проверки сформированности ПК 4.1. – ПК 4.3 по МДК 04.01 «Технология составления бухгалтерской отчётности», который, возможно, ведёт другой преподаватель. В этом случае компетентностно-ориентированное задание при аттестации по модулю на экзамене квалификационном может состоять из двух частей: 1 часть по содержанию МДК 04.01 «Определение стоимости имущества и источников на счетах бухгалтерского учёта, заполнение форм бухгалтерской отчётности» на 40 баллов и 2 часть по содержанию МДК 04.02 «Основы анализа бухгалтерской отчётности» на 60 баллов, например задание № 3, предложенное выше. Общая максимальная оценка составит 100 баллов, что облегчает процедуру аттестации по модулю. Если студент набрал 70 баллов, то профессиональный модуль «освоен». С данным критерием можно спорить (он довольно высок), но какому предприятию нужны специалисты - «слабые троечники»? Таким образом, автор при создании КОЗ прошёл пять этапов:
Анализ содержания (по ФГОС).
Формулирование задания.
Разработка критериев оценивания.
Оформление.
Разработка методических материалов (специальные оценочные ведомости, внесение изменений в существующие локальные акты и т.д.).
Апробация предложенного КОЗ прошла успешно на открытом уроке в группе заочного отделения 24.05.2012 года при подготовке к сдаче ГИА. За 45 минут студенты выполнили все необходимые расчеты в EXEL, подготовили вывод (доклад), презентацию и выступили перед «общим собранием акционеров», получили оценку и положительные эмоции. Студентам заочного отделения такое занятие с применением КОЗ, проведённое в компьютерном классе понравилось и запомнится надолго, так как они осознали практическую ценность того, что изучали на протяжении трёх лет в техникуме. Произошло моделирование одного вида профессиональной деятельности. Разрозненные знания из отдельных дисциплин сложились в цельную картину как мозаика. Автор выражает надежду, что предложенные в статье подходы к созданию КОЗ и сами компетентностно-ориентированные задания найдут практическое применение у преподавателей профессиональных модулей по специальности «Экономика и бухгалтерский учет».