Урок по окружающему миру на тему Как животные готовятся к зиме (1 класс)


Тема урока: «Как животные готовятся к зиме».
Цель урока:  формировать представление детей о подготовке разных групп животных
к зиме
уточнить представления детей о жизни животных осенью.
2.Развивать умение логически верно выражать свои мысли, делать сообщения в классе. Учить анализировать, делать выводы, развивать речь.
                        3.Воспитывать любознательность, любовь к природе родного края, животным, обитающим в лесах.
Оборудование и наглядные пособия: картинки с изображением осени в разные периоды, картинки с животными, таблички, сигнальные квадраты «+,-»
Психологический настрой
Посмотри мой милый друг
Что находится вокруг:
Небо светло-голубое
Солнце светит золотое
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает
Поле, речка и трава
Горы, воздух и листва
Птицы, звери и леса,
Гром ,туманы и роса
Человек и время года
Это всё вокруг …(природа)

Сообщение темы и целей урока
Учитель читает стихотворение:
А лес стоит загадочный
А лес стоит таинственный,
Безмолвна тишина:
Зверушек и пичужек
Всех спрятала зима
- О чём это стихотворение? (зима, лес, звери)
- О каком времени года?(о зиме) Трудно приходится многим зверям зимой. Да к ней нужно подготовиться.
– О каких изменениях в природе говорится в этом стихотворении?
- Сформулируйте тему урока: как животные готовятся к зиме.
-Мы сегодня отправимся в лес на экскурсию, а помогать нам будут Маша и Миша. Узнаем, как готовятся к зиме животные
Актуализация знаний
-Какие изменения происходят в природе с наступлением холодов? Рассмотрите иллюстрации. Кто изображён?
- Как их можно назвать одним словом? (Дикие животные или звери.)
-Почему мы их называем зверями? (Они живут в лесу, на лугу, в поле. Они сами себе добывают пищу, строят жилища, о них никто не заботится.) Работа с учебником.
Откройте учебник на странице 30-31.
--О каких животных спрашивает Миша свою сестру? (Ученики рассматривают панорамную картинку и называют всех животных).
--Вы уже знаете, что некоторые животные запасают пищу впрок. Кто это? (Белка.)
--Кто ещё, кроме белки, делает запасы? (Мышь.)
--Давайте одним глазком заглянем в их кладовые и посмотрим, что же белка и мышь приготовили на зиму.
(Учитель вывешивает на доску табличку ЗАПАСАЮТ КОРМ)
Физкультминутка
Топай, мишка.
Хлопай, мишка.
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперёд и вниз,
Улыбайся и садись.
Работа в тетради на печатной основе.
Откройте тетрадь на печатной основе на странице 21. Возьмите синий карандаш и соедините рисунок мыши с рисунком её кладовой.
--Какие запасы можно здесь увидеть? (Жёлуди, орехи, колоски, крылатки клёна.)
Возьмите красный карандаш и соедините рисунок белки с рисунком её кладовой. --Что можно увидеть в кладовой у белочки? ( Грибы, шишки, жёлуди, семена растений.)--Кому принадлежит третья кладовая? Что это за птица? Кто знает?
Прослушайте рассказ «Кто из птиц запасает корм на зиму» и попробуйте определить, как зовут эту птицу. --Названия каких птиц прозвучали в тексте? (Поползень, совы-сычики.)
--Так чья же кладовая перед нами? (Поползня.)
--Все ли птицы делают запасы на зиму? (Нет.)
--Как же другие птицы готовятся к зиме? (Улетают в тёплые края.) (Учитель вывешивает табличку УЛЕТАЮТ В ТЁПЛЫЕ КРАЯ)
VI. Работа с учебником.
Рассмотрите картинки с изображением птиц на странице 30 учебника.
--Найдите группу птиц, которые улетают из наших мест с наступлением осени.
--Назовите этих птиц. (Ласточка, журавль, соловей, скворец.)
Этих птиц называют перелётными (название вывешивается на доску)
--Каких ещё перелётных птиц вы знаете? (Утки, гуси, жаворонки, грачи, стрижи.)
--Назовите птиц, которые остаются в наших краях на зиму.
--Каких ещё птиц вы можете добавить в эту группу? (Голубь, дятел.)
Динамическая разминка
Я вам загадаю загадки о животных, а отгадку вы не называйте вслух, а попробуйте изобразить.
1.Зимой беленький, А летом сереньки
Никого не обижает, А всех сам боится.
2. Лежит верёвка,
Шипит плутовка.
Брать её опасно-
Укусит. Ясно?
3.Вперевалку зверь идётПо малину и по мёд.Любит сладкое он очень,А когда приходит осень,Лезет в яму до весны,Где он спит и видит сны.
4.Рыжая плутовка, хитрая да ловкая
В сарай попала, кур пересчитала
5.Кто в лесу глухом живёт, неуклюжий, косолапый
Летом ест мёд, а зимой сосёт лапу
6.Лежала между ёлками, подушечка с иголками.Тихонечко лежала, потом вдруг убежала.
.
Творческая работа в группах.
Как зимуют эти животные, вы узнаете, поработав в группах.
(Каждой группе выдаётся карточка с названием текста и номером страницы в хрестоматии «Давай знакомиться, мир», где расположен нужный текст).
1 группа. «Кто и куда спешит осенью спрятаться» - стр.16.
2 группа. «Куда осенью пропадают лягушки и жабы» - стр.17.
3 группа. «Делают ли звери запасы к зиме?» - стр.20.
4 группа. «Кто к зиме переодевается» - стр.21.
5 группа. «Как ежи к зиме готовятся» - стр. 22.)Дети расходятся по группам и читают предложенные тексты. Затем заслушиваются ответы детей по группам.
(В ходе работы на доску добавляются таблички 3,4,5).
На доске:
1. запасают корм
2.улетают в тёплые края
3.накапливают жир
4.впадают в спячку
5.линяют
Чтение хором составленной таблицы
Закрепление изученного материал
Игра «Верно-неверно»
Учитель читает высказывание, дети поднимают карточку («+» если верно, -- если неверно)
Медведь запасает корм на зиму
Ёж залегает в спячку
Синицы, воробьи, снегири – перелётные птицы
Утки , гуси, стрижи с наступлением холодов улетают на юг
Лягушки, ящерицы, змеи залегают в спячку
X.Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Покажите с помощью сигнальных карточек, как вы оцениваете свою работу на уроке.
Зеленый цвет – урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справлялся успешно. Я молодец.
Желтый цвет –  сегодня на уроке не все задания оказались такими уж легкими. Мне было трудно, но я справился.
Красный цвет –  задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!