Органы пищеварения. Зубы и уход за ними.
Предмет: окружающий мир.
Используемые учебники и учебные пособия: учебник «Окружающий мир», 4 класс, 2 часть; тетрадь «Окружающий мир» (авт. Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казакова).
Тема урока: Органы пищеварения. Зубы и уход за ними.
Цель урока: знакомство с органами пищеварения и определение их основных функций.
Задачи урока:
Обучающая: дать первоначальное научное представление об органах пищеварения и механизме переваривания пищи; познакомить со строением зубов, о причинах возникновения кариеса, с правилами ухода за зубами; выработать совместно с детьми правила питания.
Развивающая: Развивать мышление, внимание, воображение, память, речь.
Воспитательная: воспитывать стремление бережно относиться к своему здоровью.
Формировать УУД:
Личностные: формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности.
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; умение работать в парах; вести диалог.
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование урока: Таблицы: «Органы пищеварения», «Зубы и уход за ними», кусочки булочки на каждого ученика, морковь.
Литература, Интернет-ресурсы: Методическое рекомендации по учебнику «Окружающий мир» 4 класс (авт. Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казакова).
План оформления доски
План урока:
Организационный момент;
актуализация знаний;
Постановка учебной задачи;
изучение нового материала;
физкультминутка;
Закрепление пройденного материала;
подведение итогов урока;
информация о домашнем задании.
Ход урока
Название этапа: организационный.
Задача: проверка готовности работы учащихся на уроке.
Метод: словесный.
Приемы: слово учителя.
Отводимое время: 1 мин.
Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
Прозвенел звонок.
- Все подровнялись, навели порядок на партах. Сейчас урок окружающего мира, значит на столах должен быть учебник и тетрадь рабочая.
- Сначала тихо сели девочки, затем тихо сели мальчики. Проверяют наличие учебников и тетрадей на парте.
Садятся за парты. Название этапа: актуализация знаний.
Задача: обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.
Метод: словесный.
Приемы: беседа.
Отводимое время: 5 мин.
Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
- Сегодня мы попытаемся раскрыть некоторые тайны нашего организма Вы не раз слышали фразу: «Машину не заправишь - не поедешь».
– Чем заправляют машины? Иногда эту пословицу употребляют в переносном смысле применительно к человеку.
– Каким же горючим человек заправляет свой организм?
– Чем вы питаетесь?
– На какие две группы можно разделить всю пишу?
– У меня в руках что?
- Это растительная или животная пища?
- Что такое растительная пища? Дайте определение.
А можно ли к этой пище отнести этот предмет? (куриное яйцо).
- Что же такое животная пища? Дайте определение.
- Горючим (бензин).
- Животного и растительного происхождения.
- Морковь.
- Растительная.
Растительная пища – это одна из главных составляющих правильного питания. Без нее невозможны были бы процессы пищеварения, и организм страдал бы от недостатка большого количества питательных веществ – витаминов и минералов (свежие овощи, фрукты, зелень и ягоды; хлебобулочные и макаронные изделия; крупы; масла; орехи; сборы трав).
- Животного происхождения — мясом, птицей, рыбой, яйцами и молочными продуктами. Слайд 1.
Название этапа: постановка новой учебной задачи.
Задача: создание проблемной ситуации, фиксация новой учебной задачи.
Метод: словесный, практический
Приемы: беседа, проблемная ситуация, составление схемы.
Отводимое время: 4 мин.
Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
- Итак на прошлом уроке мы пришли к выводу о том. что человеку необходимо питаться. Какие органы пищеварения учувствуют в процессе пищеварения пищи? В какой последовательности они расположены?
- Как же быть?
- А кроме печатной информации, откуда мы можем получить информацию?
- Скажите. какая тема нашего урока?
- А какие задачи мы поставим на урок? Учащиеся высказывают предположения, учитель на доске записывает цепочку ответов детей. Возникает проблемная ситуация! Мнения учащихся расходятся.
- Нужно прочитать в учебнике.
- Исследование, практический опыт.
- Органы пищеварения.
- Узнать, какой путь проходит пища в нашем организме; какая система органов осуществляет этот процесс. Название этапа: изучение нового материала.
Задача: познакомить учащихся с органом пищеварения - зубы, их основными функциями и видами.
Метод: словесный, работа с учебником, практический, наглядный.
Приемы: беседа, разъяснение, упражнение, демонстрация, чтение, загадка, иллюстрирование.
Отводимое время: 15 мин.
Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
- Сегодня с вами мы проникнем в тайны процесса, который называется пищеварением.
- Это очень сложный процесс, и для того чтобы весь организм человека был накормлен, природа создала в нем «внутреннюю кухню», которая представляет собой длинный конвейер. длина пищеварительного тракта равна примерно 6-8 метров. Для примера – посмотрите какое расстояние от окна до двери здесь 6,5 метров. Но скорость пищеварения везде разная.
- Сколько раз в день вы едите?
- Почему нельзя один раз покушать и всё сразу, а не 3-4 раза.
Организация работы с иллюстрацией и таблицей «Органы пищеварения».
- В какой последовательности расположены органы пищеварения? Подтвердились ли наши предположения?
- Возьмите кусочек булочки. Съешьте его. Расскажите, что происходит с пищей во рту?
- Отгадайте загадку:
Красные двери
В пещере моей,
Белые звери
Сидят у дверей.
И мясо, и хлеб — всю добычу мою —
Я с радостью белым зверям отдаю.
- Какую роль выполняют зубы?
- Что вы знаете о зубах?
Организовывает чтение текста на стр. 78-79.
Обсуждение:
- Сколько зубов у взрослого человека?
- Рассмотрите таблицы на стр. 78. Какие типы зубов есть у человека?
- Сколько у зубов бывает корней?
- Из каких частей состоят наши зубы?
- Как вы думаете, человек родился с зубами или нет?
- Что такое «молочные» зубы?
- Название «молочные зубы» восходит к Гиппократу, который считал, что зубы у детей образуются из материнского молока. Молочных зубов всего 20: на каждой половинке челюсти – два резца, один клык, два коренных. После выпадения молочных зубов на месте их вырастают новые и дополнительно вырастают постоянные, причём есть так называемые «зубы мудрости», которые вырастают к 18-25 годам и обычно с большим трудом.
- Чем молочные зубы отличаются от постоянных?
- Сколько у вас сейчас зубов?
- Что придаёт прочность зубам?
- Под действием чего происходит разрушение эмали?
- Какие правила нужно помнить, чтобы уберечь свои зубы? Рабочая тетрадь стр. 76.
- Мы привыкли, что зубы обычно белые. А вот в старину в Японии, Индокитае женщины чернили зубы лаком. и сегодня ещё можно увидеть такие лакированные зубы у пожилых жительниц вьетнамских деревень. Подобный обычай был распространении и в России. Радищев приводит описание жены одного купца: «Парасковья Денисова, его новобрачная супруга, бела и румяна. Зубы –как уголь. Брови в нитку, чернее сажи». Вот такое были «модницы».
Ответы учащихся.
- Это очень большой объём пищи, наш организм не справится с ним.
Да/нет.
- Разжевали, смочили слюной, проглотили.
- Зубы.
- Пережевывание пищи её измельчение.
- Ответы учащихся.
Читают по цепочке.
- 32.
Работа с таблицей.
- 1-3.
- Эмаль, дентин, нерв, капиляри.
- Первые зубы прорезываются на 6-8 месяцу жизни.
Ответы школьников.
- тем, что к 7-8 годам они выпадут.
- 24 зуба.
- Эмаль.
- Неправильная пища и уход за зубами.
Составляют правила ухода за зубами:
- Чистить зубы не реже чем 2 раза в день;
- не ковырять острыми предметами в зубах;
- не грызть ни чего твёрдого;
- не есть очень горячую пищу, а затем холодную;
- сразу лечить не допускать пульпита*;
- обращаться к врачу каждые полгода, даже если зубы не болят. Слайд 2.
1905-3810Слайд 3.
-2095528568651905-1270Слайд 4.
1905-1270Слайд 5.
Название этапа: физминутка.
Задача: снять усталость и напряжение -внесение эмоционального заряда.
Метод: практический.
Приемы: упражнение.
Отводимое время: 1 мин.
Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,
А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.
На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.
На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам
Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись
Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.
На счет шесть прошу всех сесть.
Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я.
Выполняют движения по ходу стихотворения. Название этапа: закрепление знаний.
Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
Метод: словесный, практический.
Приемы: беседа, выполнение самостоятельной.
Отводимое время: 10 мин.
Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
Работа с пословицами.
- Значение здоровых зубов всегда ценилось в народе. Вот некоторые пословицы. объясни их смысл.
Здоровый зуб здоровью любы (Русская пословица).
Один гнилой зуб поражает всю челюсть (Турецкая пословица).
- Почему говорят, что больные зубы ведут к заболеванию всего организма?
А теперь выполним небольшую самостоятельную работу.
Организовывает взаимопроверку.
Рассуждения и ответы учащихся.
- Потому что они являются неотъемлемой частью пищеварения.
На раздаточных листах дети выполняют работу.
Правильные ответы:
1. Белая часть зуба называется коронкой.
2. Остальная часть зуба спрятана в десне.
3. Корень прочно удерживает зуб в челюсти.
4. Эмаль очень твёрдая и защищает зуб.
5. В пульпе находятся кровеносные сосуды и нервы.
6. Закрасьте дентин жёлтым, а пульпу красным цветом.
Приложение 1.
Название этапа: информация о домашнем задании.
Задача: обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Метод: словесный.
Приемы: разъяснение, беседа.
Отводимое время: 2 минуты.
Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
Рабочая тетрадь стр. 77 № 6. Записывают домашнее задание в дневник. Название этапа: итог урока.
Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели.
Метод: словесный.
Приемы: беседа.
Отводимое время: 2 минуты.
Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
- О чем вы задумались на занятии?
- Что нового узнали?
- С какими трудностями встретились? Ответы учащихся. Приложение 1.