Рабочие программы для ребенка с тяжёлой умственной отсталостью


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Сухонойская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено
на заседании
методического совета
Протокол
№___от «___ »____ 20____г.
Руководитель МО____ Принято
на педагогическом совете
Протокол
№ __ от «__» ___20_г.
«Утверждаю»
Директор _____ Межуев Ю. А..«__» ____20___г.
Рабочая программа надомного обучения
по предмету «Развитие речи и окружающий мир» 3 класса
для учащейся с тяжёлой умственной отсталостью
Составил: учитель Шахматова Б. А.
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа надомного обучения по предмету «Развитие речи и окружающий мир» 3 класса для учащейся с тяжёлой умственной отсталостью разработана на основе адаптированной программы: Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.
Рабочая программа в соответствии с учебным планом ОУ школы на 2016-2017 учебный год рассчитана на 68 часов (исходя из 34 учебных недель в году).
Все учебные предметы для учащейся с тяжёлой умственной отсталостью имеют практическую направленность и максимально индивидуализированы. Обучение направлено, прежде всего, на решение вопроса развития речи, как её регулирующей, так и коммуникативной функций. Ребёнка учат понимать обращенную к ней речь, выполнять несложные инструкции и указания взрослого учителя.
При разработке индивидуальной рабочей программы учитывались индивидуальные психофизические особенности Полины С. с диагнозом F 72.19 со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения, обусловленная неустойчивыми причинами.
Психолого-педагогические особенности ученицы 2 класса.
Рост соответствует возрасту. Гармонически сложена. Отмечаются трудности общей координации движений, которая характеризуется недостаточной произвольностью. Отмечается несформированность статических движений (сидение за партой, длительное стояние, удержание позы при выполнении упражнений). Плохо удерживает равновесие, неловка при ходьбе. Движения плохо координированы, особенно совместные движения рук и ног. Способна удерживать только крупные предметы (мяч, большие игрушки и др.). Мелкая моторика пальцев рук слабо дифференцирована. Затрудняется при выполнении пальчиковых упражнений, несформированны графомоторные умения.
Зрительно-двигательная координация не сформирована.
Ребёнок эмоционально не устойчив, капризна. В течение дня заметны колебания настроения. Присущи частые проявления аутоагрессии (щипается, дергает волосы), агрессии, направленные на детей и взрослых (кусает, щиплет, тянет за одежду, кидается игрушками, посудой, бьёт ногами, дёргает за волосы). Агрессивные состояния часто бывают беспричинными, отмечаются неадекватные реакции.
Обращённую речь понимает на узко - бытовом уровне, понимает назначение предметов повседневной жизни, реагирует на своё имя и фамилию. Говорит отдельные слоги, слова: мама, папа, да, Аня, Катя, напевает звуки (а, у, о, и). Использует невербальные средства общения: мимику, жесты, позу. Замкнут при общении с взрослым в школе, боится незнакомых людей. Контакт с учителем непродолжителен. С детьми не общается.
При выполнении какого-либо задания доступны только совместные, поэтапные действия с взрослым. Самостоятельные действия отсутствуют. Не удерживает внимание при выполнении действий, не может оценить конечный результат. В тоже время радуется похвале (улыбке взрослого, одобрению и др.).
Навыки социального поведения не сформированы.
Однако, тенденции развития ребенка с нарушением интеллекта те же, что и нормально развивающегося. При своевременной правильной организации воспитания, как можно более раннем начале обучения многие отклонения развития у такого ребенка могут быть скоррегированы и даже предупреждены.
Цель: Формирование целостного восприятия и представлений о различных предметах и явлениях окружающей действительности, а также представлений о человеке, видах его деятельности и взаимоотношений с природой.
Задача:
- организовать речевую среду;
- пробудить речевую активность учащегося, интерес к предметному миру и человеку;
- сформировать предметные и предметно – игровые действия, способность к коллективной деятельности;
- научить понимать соотносящиеся и указательные жесты.
Формы обучения: уроки – занятия, ориентированные на игровой, практический и наглядный метод обучения с частичным использованием словесного метода, который применяется только в сочетании с вышеперечисленными методами.
Рабочая программа структурирована в виде тематических блоков:
развитие общих речевых навыков;
«Это - я»;
«Мои игрушки»;
«Моя семья»;
«Мир животных»;
«Мир растений»;
явления природы;
природные материалы.
Основополагающим принципом организации учебного процесса является гибкость учебного плана, который разрабатывается на основе базисного учебного плана и методических рекомендаций региональных органов образования.
Наиболее значимыми принципами обучения являются:
- принцип природосообразности и культуросообразности;
- принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.

При обучении детей с тяжёлой умственной отсталостью рекомендуется безотметочная система обучения.

Продолжительность учебной недели – 5 дней.
Начало учебного года – 1 сентября. Учебный год строиться по полугодиям.
Продолжительность урока – 35 минут.
Предполагаемые результаты освоения программы:
Усвоил;
Частично усвоил;
Не усвоил.
Основной целью уроков развития речи является расширение кругозора ребёнка с тяжёлой умственной отсталостью, их знаний о явлениях и предметах окружающего мира.
В процессе изучения живой природы (деревья, цветы, ягоды) используются реальные объекты или муляжи, затем предлагается пиктограммаТемы, связанные с жизнью и бытом школьника (транспорт, посуда, мебель, одежда, обувь и т.п.), дают возможность отработать с учащимся бытовую лексику (одеваться-раздеваться, чистить зубы, убирать комнату и т.п.). Это закладывает основу для расширения словарного запаса, развития речи и её содержательности, формирует коммуникативные функции.
Требования к уровню подготовки обучающегося.
Обучающийся должен уметь:
пользоваться невербальными формами коммуникации (жесты, указательный жест, мимика, пиктограммы);
воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова и усечённые фразы;
узнавать предмет по его частям;
обобщать названия изученных групп предметов;
соотносить реальные предметы с картинками, пиктограммами;
слушать и проявлять интерес к речевым высказываниям взрослых, коротким рассказам, стихам, потешкам, песенкам;
выполнять действия по простым речевым инструкциям, отвечать на простые вопросы о себе и ближайшем окружении.
Обучающийся должен знать:
своё имя, фамилию;
название и расположение основных частей тела и лица;
название времени года, явлений природы;
название деревьев, цветов, ягод;
название 3 - 4 объектов из серии обобщающих слов: игрушки, овощи, фрукты, посуда, мебель, продукты питания, одежда, мебель, транспорт, дикие и домашние животные, дикие и домашние птицы, школьные и гигиенические принадлежности и их графическое изображение;
содержание детских стихов и потешек;
содержание сказок: «Курочка ряба», «Теремок», «Репка», «Колобок».
Информационное сопровождение
Учебные принадлежности, аудиозаписи, дидактико-методические пособия, учебно-наглядные пособия по темам программы, дидактические игры, коррекционно – развивающие упражнения, игровые ситуации, индивидуальный раздаточный материал, демонстрационный материал, детские книги, сказки, настольный театр, куклы бибабо, мольберт, фланелеграф, ширма.
С учащимся ведётся тетрадь, где фиксируются полученные знания с помощью рисунков. Проводятся наблюдения за погодой, за сезонными изменениями в природе, поведением животных, экскурсии в парк, в оранжерею. Предполагаются практические работы по уходу за комнатными растениями, домашними животными.

Календарно – тематическое планирование по предмету «Развитие речи и окружающий мир»
на 2016-2017 уч.год (63 часа)
Первое полугодие
I четверть - 17 часов
№ Тема Кол-во часов Дата проведения
Развитие общих речевых навыков
1. Игры и упражнения на развитие у учащегося правильного дыхания (развитие плавного ротового дыхания): «Лети, бабочка!», «Ветерок», «Осенние листья», «Вертушка», «Летите, птички!», «Катись, карандаш!» 4 2. Упражнения, направленные на обучение учащегося пониманию одноступенчатых инструкций: «Мои игрушки», «Волшебный стул», «Послушай и сделай» 3 3. Упражнения, направленные на формирование способности учащегося слушать речь (потешки, стихи): «Ладушки», «Бобик», «Машенька – Маша», «Цыплята». 3 Это - я
4. Упражнения на ориентировку в собственном теле. Показ и называние частей тела (голова, руки, ноги) на себе и использование пиктограмм. 3 5. Упражнения в отработке аудиальных и речевых реакций на имя, фамилию, пол. 2 6. Упражнения, направленные на привлечение внимания учащегося к своему внешнему виду: формирование умения смотреть на себя в зеркало – «Свет, мой зеркальце!», «Мои наряды» 2 Первое полугодие
II четверть - 14 часов
Это – я
7. Игра – драматизация «Мойдодыр» с использованием натуральных предметов личной гигиены. 2 8. Игровые упражнения на лексическую тему «Посуда для меня и для других людей» 2 9. Игровые упражнения на лексическую тему «Моя одежда и обувь осенью, зимой» 2 Мои игрушки
10. Предметные игры с любимыми игрушками 2 11. Обучающие игры с реальными предметами. Проигрывание вместе с учащимся простых сюжетов: «Маша обедает», «Мишка спит», «На прогулку», «Настя умывается»
2 Моя семья
12. Рассматривание фотографий ближайшего окружения ребёнка, называние и показ. Моя семья. Д/И «С кем я живу?» 2 13. Проигрывание в отобразительных играх ситуаций, отображающих любовь, доброе заботливое отношение ближайшего окружения ребёнка друг к другу.
Составление карты «Моя семья» 2 Второе полугодие
III четверть - 19 часов
Развитие общих речевых навыков
1. Игры и упражнения на развитие у учащегося правильного дыхания (развитие речевого дыхания): «Пой со мной», «Звуки вокруг нас», «Весёлое путешествие», «Птицы разговаривают» 1 2. Упражнения, направленные на обучение учащегося пониманию одноступенчатых инструкций: «Мои игрушки», «Волшебный стул», «Послушай и сделай» 2 3. Упражнения, направленные на формирование способности учащегося слушать речь (потешки, стихи): «Сорока - белобока», «Коза рогатая», «Пирожки», «Лошадка». 1 Явления природы
4. Экскурсия в школьный парк. Наблюдение за явлениями природы. Игровые упр. с флюгерами, ветряными вертушками, с веером и мобелем. 2 5. Игровые упражнения, имитирующие природные явления: тепло, холодно, солнце, ветер, дождь, снег. 2 6. Практическое экспериментирование со снегом на уроке: Упр. «Свойство снега», «Разноцветные дорожки»… 2 Мои игрушки
7. Обучающие игры с реальными предметами. Проигрывание вместе с учащимся простых сюжетов: «Маша обедает», «Мишка спит», «На прогулку», «Настя умывается» 2 8. Игры на звукоподражание: И/У «Мишка косолапый», «Ладушки», «Заинька» 1 9. Игры с несложным ролевым диалогом «Доктор», «Автобус» 2 Мир животных
10. Экскурсия в школьный парк. Наблюдение за птицами (воробей, ворона), кормление птиц. 2 11. Игры, отображающие жизнь домашних животных, птиц, дающие представление об их размерах с использованием речевых и неречевых средств общения. Д/И « Птицы разговаривают», «Петушок – золотой гребешок», «Цыплята», «Весёлые гуси»
2 Второе полугодие
IV четверть - 13 часов
Мир растений
1. Экскурсия в оранжерею. Наблюдение за растениями и правилами безопасного взаимодействия с ними: не рвать, не ломать, не брать в рот. 1 2. Уход за растениями (выполнение элементарных трудовых поручений – опрыскивание, рыхление) 2 3. Конструирование плоскостного изображения цветка из магнитов и бумаги: упр. «Цветок маме», «Букет цветов» 2 Мир животных
4. Игровые упражнения на узнавание животных и птиц: игры на звукоподражание (чик – чирик, кар – кар, гав – гав, мяу), д\и «Кошечка», «Бобик», «Маленькая птичка» 2 5. «Домашние животные» (собака, кошка). Работа с пиктограммами 2 6. «Дикие животные» (заяц, медведь). Работа с пиктограммами 2 Природные материалы
7. Игровые упражнения и элементарное экспериментирование на уточнение представлений учащегося о свойствах песка: «Сухой – мокрый», «Печём куличики», «Узоры на песке», «Найди зёрнышки для цыплёнка» 2 Учебно-методические средства обучения
Список литературы (основной)
Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.
Список литературы (дополнительный)
Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Сост. Бахметьева Т.И., Соколова Г.Т. Худ. Соколов Г.В., Куров В.Н. – Ярославль: «Академия развития» – 1997.
Игры-занятия с водой и песком: Стол ванна для игр с водой и песком и набор аквапескотерапии /Под ред. Л.Б. Баряевой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.
Мы вместе. Странички для занятий с детьми. Поиграем с тестом: творческие занятия родителей с детьми раннего возраста. Г.Ю. Одинокова. – М./ Воспитание и обучение детей с нарушениями развития №5 -2011.
Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения. С.Д.Забрамная, Т.Н.ИсаеваРазвиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов./Гаврина С.Е., КутявинаН.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Художники Г.В.Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога – дефектолога. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
Янушко,Елена. Помоги малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет./Елена Янушко. – Изд.7-е.-М.: Теревинф, 2010.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Сухонойская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено
на заседании
методического совета
Протокол
№ __ от «__ »____20___ г.
Руководитель МО____ Принято
на педагогическом совете
Протокол
№ __ от «__» ___20_г.
«Утверждаю»
Директор _____ Межуев Ю.А..«__» ____20___г.
Рабочая программа надомного обучения
по предмету «Математические представления и конструирование» 3 класса
для учащейся с тяжёлой умственной отсталостью
Составил: учитель Шахматова Б.А.
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа надомного обучения по предмету «Математические представления и конструирование» 3 класса для учащейся с тяжёлой умственной отсталостью разработана на основе адаптированной программы: Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.
Рабочая программа в соответствии с учебным планом ОУ школы на 2016-2017 учебный год рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году).
Все учебные предметы для учащихся с тяжёлой умственной отсталостью имеют практическую направленность и максимально индивидуализированы.
Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи коррекционных образовательных учреждений — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Целью обучения ребёнка математике является привитие системы таких знаний, умений и навыков, которые являются действенными, практически ценными и обеспечивали подготовку детей с тяжёлой умственной отсталостью к социально - трудовой деятельности.

У ребёнка с тяжелой степенью умственной отсталости очень глубоко, грубо недоразвита познавательная деятельность с ее процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается при обучении их математическим представлениям. У учащейся не возникает подлинного понятия о числе и о составе числа, дети с большим трудом овладевают конкретным счетом, а переход к абстрактному счету для них затруднен. Малоспособна к самостоятельной целенаправленной длительной деятельности, вследствие имеющихся нарушений в познавательных процессах и эмоционально - волевой сфере.
Такой ребёнок способен при специальном обучении к овладению несложными навыками самообслуживания в быту, простейшим навыкам ручного труда. Поэтому, математика является одним из важных общеобразовательных предметов коррекционных школ, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными социально - трудовыми навыками.
Обучение математике организуется на практическо-наглядной основе и должно быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению социально - трудовыми знаниями и навыками, учить использовать математические знания в нестандартных ситуациях.
Уроки математики необходимо обеспечить соответствующей системой наглядных пособий для индивидуальной работы учителя в классе, а так же раздаточным дидактическим материалом для самостоятельных работ учащегося. На уроках необходимо пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.
Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащегося. Поэтому на уроках математики учитель учит ребёнка повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с множеством.
Рабочая программа структурирована в виде тематических блоков:
- игры со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно - разборными, мозаикой, палочками);
- количественные представления;
- представление о величине (большой – маленький);
- временные представления.


При обучении детей с тяжёлой умственной отсталостью рекомендуется безотметочная система обучения.

Продолжительность учебной недели – 5 дней.
Начало учебного года – 1 сентября. Учебный год строиться по полугодиям.
Продолжительность урока – 35 минут.
Предполагаемые результаты освоения программы:
Усвоил;
Частично усвоил;
Не усвоил.
Требование к уровню подготовки обучающегося.
Обучающейся должен уметь:
выделять 1 и много предметов из группы;
соотносить количество 1 с количеством пальцев;
сравнивать множества по количеству, используя практические способы сравнения (переливание, пересыпание), обозначая словами больше, меньше, поровну, пусто;
различать предметы по величине;
выполнять по подражанию простейшие манипуляции с объёмными формами из детского конструктора, используя две формы (кубик, «крыша»);
понимать слова, используемые учителем при создании конструкций: возьми, поставь, принеси, кубик, кирпичик, дорожка, лесенка, ворота;
сооружать несложные постройки по образцу и словесной инструкции из строительного, природного и бросового материала;
ориентироваться в пространстве и времени.
Обучающейся должен знать:
количественные понятия: один, много, поровну;
величину: большой – маленький;
форму: шар, куб, «крыша» (треугольная призма);
пиктограммы погодных явлений;
название, расположение и назначение помещений в школе.
Перечень оборудования и дидактического материала.
Строительный материал: мягкие модули, крупный деревянный строительный материал, строительные наборы, состоящие из однотонных и разноцветных предметов различной геометрической формы, пластмассовые конструкторы (ЛЕГО); наборы мозаики: пластмассовые и магнитные различных геометрических форм и размеров; сборно – разборные игрушки: матрёшки, пирамидки, сказочные персонажи, куклы, животные; наборы мелких сюжетных игрушек: зайчики, мишки, рыбки и т. д.; набор картинок (сюжетных и предметных): разрезных, с прорезями круглой, квадратной, треугольной формы; наборы фигурок людей и животных из плотной ткани, картона или плотной бумаги для фланелеграфа; наборы палочек; фланелеграф; магнитные доски; сыпучие материалы: горох, фасоль, речной песок, манная крупа, рисовая крупа; набор коробок, прозрачные ёмкости; наборы геометрических фигур; штампы, трафареты; пуговицы разного размера и различных цветов; природный материал: ракушки, камушки, шишки, жёлуди, каштаны; муляжи овощей и фруктов; коробки – вкладыши; материалы М. Монтессори; настольные игры: «Цвет и форма», «Где чей домик?», «Бабочки и цветы», «Времена года»…
Календарно – тематическое планирование по предмету «Математические представления и конструирование» на 2016-2017 уч.год (34 часа)


Первое полугодие
I четверть - 9 часов
№ Тема Кол-во часов Дата проведения
Игры со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно - разборными, мозаикой, палочками)
1. Дидактические упражнения на восприятие пространственных свойств объекта, Игры с конструктивными материалами: «Строим башню – кубик на кубик», «Собери колечки». 1 2. Игры с конструктивными материалами: «Домик для собачки», «Домик для Мишек» 1 3. Игры и игровые упражнения с водой и различными полистироловыми фигурами: «Домик», «Ёлка». 1 Количественные представления
4. Действия с непрерывными множествами: переливание воды из кувшина в стаканы, пересыпание крупы с определением количества (много, мало, нет – пусто). 1 5. Музыкально – дидактические игры с сыпучими материалами (песок, крупой): пересыпание из одной руки в другую, пока звучит музыка (ритмичные движения - двумя руками, одной рукой, попеременно правой и левой рукой): упражнения типа «Следы на песке» 2 6. Практические действия с песком на выделение количества: скатывание, наполнение, пересыпание, вдавливание предметов. 1 Представление о величине (большой – маленький)
7. Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине: «Подбери крышку к баночке», «Спрячь шарики» 1 8. Игры на соотношение предметов (колец) по величине: «Пирамидка», «Собери грибы в корзину» 1 Первое полугодие
II четверть – 8 часов
Игры со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно - разборными, мозаикой, палочками)
1. Игры со сборно – разборными игрушками: «Собери пирамидку» (2-х составную) по подражанию. 1 2. Игры с конструктивными материалами: «Домик для собачки», «Домик для Мишек» 1 Представление о величине (большой – маленький)
3. Игры на соотношение предметов (колец) по величине: «Пирамидка», «Собери грибы в корзину»
2 4. Игры на развитие восприятия отношений по величине (по подражанию): «Мячики для Мишки», «Разложи в коробки игрушки» 2 Временные представления
5. Совместные с учащимся наблюдения за погодными явлениями. Экскурсия в школьный парк. 1 6. Обучение изображению погодных явлений с помощью имитационных действий: холодно – нахмуриться и сжаться; тепло – улыбнуться вверх и раскрыть руки, дождь – имитационные движения пальцами рук по поверхности пола или стола с проговариванием «кап – кап», ветер – покачивание рук 1 Второе полугодие
III четверть - 10 час
Игры со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно - разборными, мозаикой, палочками)
1. Дидактические упражнения на восприятие пространственных свойств объекта, Игры с конструктивными материалами: «Строим башню – кубик на кубик», «Собери колечки». 1 2. Игры с конструктивными материалами: «Домик для собачки», «Домик для Мишек» 1 3. Игры со сборно – разборными игрушками: «Собери пирамидку» (2-х составную) по подражанию. 1 Количественные представления
4. Упражнения в набрасывании колец на стержень игрового модуля «Набрось колечко»: много, мало, одно кольцо. Количество один и показ одного пальца. Игры с пальчиками на соотнесение количества: много, один пальчик. 2 5. Музыкально – дидактические игры с сыпучими материалами (песок, крупой): пересыпание из одной руки в другую, пока звучит музыка (ритмичные движения - двумя руками, одной рукой, попеременно правой и левой рукой): упражнения типа «Следы на песке» 2 6. Практические действия с песком на выделение количества: скатывание, наполнение, пересыпание, вдавливание предметов. 1 Представление о величине (большой – маленький)
7. Игры на соотношение предметов (колец) по величине: «Пирамидка», «Собери шишки для белочки» 1 8. Игры на развитие восприятия отношений по величине (по подражанию): «Мячики для Мишки», «Разложи в коробки игрушки» 1 Второе полугодие
IV четверть – 7 часов
Игры со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно - разборными, мозаикой, палочками)
1. Игры с конструктивными материалами: «Домик для собачки», «Домик для Мишек» 1 2. Игры со сборно – разборными игрушками: «Собери пирамидку» (2-х составную) по подражанию. 1 Количественные представления
3. Игры и упражнения с водой, которая наливается и разливается в различные ёмкости и выливается из них. 2
4. Игры с водой на выделение количества (один, много): «Ловим рыбок», «Собери ракушки»
1 5. Практические действия с песком на выделение количества: скатывание, наполнение, пересыпание, вдавливание предметов. 1 6. Игры с природными материалами: «Насыпь песочек в чашки», «Печём куличики», «Плавающие листья, цветы, шишки», «Кораблики» 1 Учебно-методические средства обучения
Список литературы (основной)
Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.
Список литературы (дополнительный)
Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Сост. Бахметьева Т.И., Соколова Г.Т. Худ. Соколов Г.В., Куров В.Н. – Ярославль: «Академия развития» – 1997.
Игры-занятия с водой и песком: Стол ванна для игр с водой и песком и набор аквапескотерапии /Под ред. Л.Б. Баряевой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.
Мы вместе. Странички для занятий с детьми. Поиграем с тестом: творческие занятия родителей с детьми раннего возраста. Г.Ю. Одинокова. – М./ Воспитание и обучение детей с нарушениями развития №5 -2011.
Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения. С.Д.Забрамная, Т.Н.ИсаеваРазвиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов./Гаврина С.Е., КутявинаН.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Художники Г.В.Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога – дефектолога. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
Янушко,Елена. Помоги малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет./Елена Янушко. – Изд.7-е.-М.: Теревинф, 2010.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Сухонойская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено
на заседании
методического совета
Протокол
№ ___от «___»____20____г.
Руководитель МО____ Принято
на педагогическом совете
Протокол
№ __ от «__» ___20_г.
«Утверждаю»
Директор _____ Межуев Ю.А.
«__» ____20___г.
Рабочая программа надомного обучения
по предмету «Графика и письмо» 3 класса
для учащейся с тяжёлой умственной отсталостью
Составил: учитель Шахматова .Б.А.
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа надомного обучения по предмету «Графика и письмо» 3 класса для учащейся с тяжёлой умственной отсталостью разработана на основе адаптированной программы: Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.
Рабочая программа в соответствии с учебным планом ОУ школы на 2016-2017 учебный год рассчитана на 68 часов (исходя из 34 учебных недель в году).
Все учебные предметы для учащихся с тяжёлой умственной отсталостью имеют практическую направленность и максимально индивидуализированы.
При разработке программы учитывались следующие особенности развития учащихся с тяжёлой умственной отсталостью.
При разработке индивидуальной рабочей программы учитывались индивидуальные психофизические особенности Полины С. с диагнозом F 72.19 со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения, обусловленная неустойчивыми причинами.
Краткая характеристика учащейся с тяжёлой умственной отсталостью.
У ребёнка наиболее ярко выражена несформированность тонких движений рук, недоразвитие ручной умелости, не может выполнять целенаправленные действия руками, испытывает затруднения при выполнении противоположных действий каждой рукой, плохо ориентируются в пространстве, не ориентируется на плоскости и в направлении сторон тела (право – лево).
Умение различать правую и левую сторону — это важная предпосылка для многих видов обучения, особенно для развития у детей навыков письма.
Двигательные нарушения у детей с тяжелой умственной отсталостью обуславливаются нарушением процесса нормального формирования мозга и обмена веществ в нервной ткани.
По данным исследований М.С. Певзнер нарушения моторики у умственно отсталых учащихся связано с неумением координировать работу обеих рук, сочетать их движения. Затруднения вызывают дифференциация, быстрота, плавность, включения в движение, переключение с одного движения на другое.
В рамках предмета «Графика и письмо» процесс обучения «письму» рассматривается в широком понимании. Прежде чем дети начинают осваивать доступные для них навыки письменной речи, они овладевают графическими навыками.
Графика (греч. γραφικος — письменный, от греч. γραφω — пишу) — вид изобразительного искусства, включающий
рисунок и печатные художественные изображения, основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными
изобразительными средствами и выразительными возможностями. Графика может быть станковая (рисунок, не имеющий
прикладного назначения, эстамп, лубок), книжная и газетно-журнальная (иллюстрация, оформление печатных изданий)
и т. д.
Выразительные средства графики: контурная линия, штрих, пятно (иногда цветное), фон листа (обычно белой бумаги), с которым изображение образует контрастное или нюансное соотношение (см. «Большая советская энциклопедия»).
В «Программе» представлены виды заданий, которые учащиеся с тяжелой умственной отсталостью могут выполнять
вместе со взрослыми. Прежде всего, это рисунок, картинки в стиле лубка, прорисовывание контурных линий,
штрихов, нанесение пятен на листы бумаги и т. п. Этот вид условного письма рассматривается как «рисуночное письмо».
Упражнения в «рисуночном письме» (работа с карандашом) требуют не только навыка его удерживания, но
концентрирования внимания на процессе действий с карандашом и листом бумаги. Эти упражнения представляют собой
попытку создать некое конкретное изображение или хотя бы примитивные каракули.
Такой вид заданий для учащихся с тяжелой умственной отсталостью соответствует взглядам антропологов о том, что
начальной формой письменности в подлинном смысле этого слова является рисуночное письмо.
В процессе обучения учащихся необходимо учитывать, что рисуночное письмо лишено непосредственной связи с языком. Оно фиксирует не речь, а образное восприятие предметов и явлений. При помощи рисуночного письма учащиеся учатся фиксировать (изображать) не только конкретные образы, но и отвлеченные понятия, которые выражаются наглядными средствами.
Важнейшая задача учителя в ходе обучения по предмету «Графика и письмо» — организовать речевую среду, пробудить речевую активность учащихся, их интерес к предметному миру и человеку (прежде всего, к сверстнику как объекту взаимодействия), сформировать у них предметные и предметно-игровые действия, способность к коллективной деятельности, научить его понимать соотносящиеся и указательные жесты.
Основное внимание в коррекционно-развивающей практике обращается на усвоение учащимся средств общения (речевых и неречевых), которые могут удовлетворить его коммуникативные потребности. Развитие коммуникативной функции речи — главная задача начального этапа обучения грамоте (чтению и письму), а коммуникативный принцип построения уроков-занятий становится ведущим.
На уроках по предмету «Графика и письмо» учащиеся овладевают элементарными изобразительными и графомоторными навыками, пространственными представлениями. Обучение проводиться в игровой форме. Работа осуществляется на основе предметно – практической деятельности, дающей учащимся возможность познать объект, используя все анализаторы (слуховые, зрительные, двигательные, тактильные). Практическая деятельность включает оперирование различными предметами и дидактическими игрушками, обыгрывание разного рода действий с использованием реальных предметов и их аналогов, а также пиктограмм. На уроках активно применяются различные упражнения (подражательно – исполнительские, конструктивные, творческие).
В процессе работы по предмету «Графика и письмо» рекомендуется последовательное использование следующих упражнений:
- практические упражнения;
- упражнения с картинками;
- упражнения с пиктограммами (символами);
- «письменные» упражнениями (рисование на песке ладонью, пальцем, палочкой; на грифельной, магнитной и ковролиновые доски, упражнения в альбомах – тетрадях);
- упражнения с помощью внутренних и внешних трафаретов;
- занятия с пластилином или тестом.
Рабочая программа структурирована в виде тематических блоков:
упражнения для развития тонкой моторики рук;
«рисуночное письмо»;
жестово-образные игры;
«письменные упражнения».




При обучении детей с тяжёлой умственной отсталостью рекомендуется безотметочная система обучения.

Продолжительность учебной недели – 5 дней.
Начало учебного года – 1 сентября. Учебный год строиться по полугодиям.
Продолжительность урока – 35 минут.
Предполагаемые результаты освоения программы:
Усвоил;
Частично усвоил;
Не усвоил.
Требование к уровню подготовки обучающегося.
Обучающейся должен уметь:
устанавливать коммуникативный контакт с окружающими;
воспринимать и понимать выразительные движения, естественные жесты, мимику и эмоциональное состояние человека;
воспринимать и понимать символические средства: пиктограммы, карточки;
понимать соотносящие и указательные жесты;
контролировать и регулировать свои движения и действия в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями;
обследовать предмет и выделять его формы;
соотносить реальные объекты с его графическим изображением и в последующем его словесным обозначением;
показывать изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном порядке);
правильно пользоваться изобразительными средствами и приспособлениями: карандашами, красками, фломастерами, мелками, губкой для доски, подставкой для кисточки и т.д.;
закрашивать изображение предмета с определённым контуром;
располагать рисунок на листе бумаги, правильно ориентируясь в пространстве листа бумаги (вверх, вниз, посередине);
проводить прямые, прерывистые, волнистые, закруглённые линии в разном расположении (вертикально, горизонтально) различными изобразительными средствами;
пользоваться внутренними и внешними трафаретами;
составление узора из магнитиков с помощью учителя.
Обучающейся должен знать:
правила сидения за столом во время письма;
название, назначение и приёмы использования изобразительных средств;
название и содержание различных упражнений.
Перечень оборудования и дидактического материала.
Материал для лепки: цветное тесто, пластилин; палочки разной длины и ширины для рисования на песке; наборы кистей, карандашей, фломастеров, мелков; скалки разного размера; демонстрационный материал; наглядный материал; мольберт, индивидуальные доски: грифельные, магнитные, ковролиновые; материалы для аппликации; наборы белой бумаги; трафареты (внутренние и внешние), наборы игрушек.
Календарно – тематическое планирование по предмету «Графика и письмо»
на 2016-2017 уч.год (63 часа)
Первое полугодие
I четверть - 17 часов
№ Тема Кол-во часов Дата проведения
Упражнения для развития тонкой моторики рук
1. Тренировочные упражнения для кистей рук сопряжённо с педагогом с совершенствованием межанализаторного взаимодействия слухового и тактильного: сжимание, разжимание, встряхивание, помахивание. 2
2. Артикуляционная гимнастика по подражанию («Крокодил» - широко открыть рот, «Весёлый Петрушка» - растянуть губы в улыбку, «Поцелуй Петрушку» - вытянуть губы трубочкой, «Дразнилка» - высунуть язык вперёд). 2 3. Игровые упражнения на совершенствование навыков взаимодействия учащегося с предметами, игрушками: игры с пирамидками, кубиками. 2 4. Упражнения на развитие двигательной подражательности: «Поймай бабочку», «Догони колёсико», «По ровненькой дорожке», «Поезд» 2 5. Игровые упражнения на развитие умения учащегося узнавать предметы тактильно и на основе зрительного восприятия: «Найди такой же предмет», «Посади на клумбе вот такие цветы», «Составь узор»… 2 «Рисуночное письмо»
6. Тренировочные упражнения: рисование красками, фломастером, карандашами, мелом без задания («что получилось») 4 7. Рисование совместно с учащимся красками и губкой прямых линий: «Дорожка для машин», «Лучи солнца», «Тучи и капли дождя» 3
Первое полугодие
II четверть - 14 часов
«Рисуночное письмо»
1. Практические упражнения с трафаретами: обводка простыми карандашами по внутреннему контуру и штриховка. «Фрукты», «Осенние листочки» 4 2. Рисование округлых форм (фломастером) «Цветные клубочки» 1
3. Рисование с дорисовкой с опорой на образец «Воздушные шары» (карандашами) 1
4. Рисование восковыми мелками волнистые линии: «Плыви, плыви кораблик» (дорисовка)
1 Упражнения по развитию тонкой моторики
5. Игры с пальчиками: «Коза рогатая», «Киска, киска, брысь!», «Кружочки», «Замочек»…. 3 6. Упражнения с природным материалом и предметами: «Наполняем банку желудями», «Сортируем шишки – еловые и сосновые по корзинкам», «Поиски киндер – сюрпризов в песочном ящике, «Складываем в пенал фломастеры», «Чашка и ложка на блюдце», «Выжимание губки». 4 Второе полугодие
III четверть - 19 часов
Упражнения для развития тонкой моторики рук
1. Формирование кинестетических основ движения пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса: игры с пирамидками, кубиками, матрёшками, конструктором «Лего». 3 2. Артикуляционная гимнастика по подражанию («Крокодил» - широко открыть рот, «Весёлый Петрушка» - растянуть губы в улыбку, «Поцелуй Петрушку» - вытянуть губы трубочкой, «Дразнилка» - высунуть язык вперёд). 2 3. Упражнения на развитие двигательной подражательности: «Поймай бабочку», «Догони колёсико», «По ровненькой дорожке», «Поезд» 2 «Рисуночное письмо»
4. Практические упражнения с трафаретами: обводка и штриховка цветными карандашами. «Овощи», «Форма» 4 5. Рисование совместно с учащимся красками и губкой: «Ёлочка», «Новогодние шары» 2 6. Рисование палочкой на магнитной доске прямых и округлых форм: «Дорожки», «Клубочки», «Пуговки» 3 7. Рисование мелками на доске «Травка», «Солнышко», «Забор»
3 Второе полугодие
IV четверть - 13 часов
Жестово – образные игры
1. Игры – импровизации, в которых учащийся выполняет действия в соответствии с содержанием сказок, стихов: «Разные дорожки», «Волшебный круг»… 2 2. Игры с мячом, сенсорными ковриками и дорожками с передачей направления и динамики движения: «Прогулка с фонариком», «Перейди речку по камешкам», «Я несу ведро» 3 Ритмические упражнения
3. Музыкально – ритмические игры: «Ветерок, ветерок», «Кошка умывается, гуляет, царапается», «Петушок ходит, клюёт, машет крыльями», «Птичка летает» 2 4. Ритмичные удары с использованием самодельных музыкальных инструментов: шумовые баночки в одной тональности с учителем 2 «Рисуночное письмо»
5. Составление узора на магнитной доске из готовых элементов с чередованием «Веночек из цветов», «Бусы для куклы» 2 6. Рисование восковыми мелками картинок с сюрпризом: «Салют», «Шары» 2 Учебно-методические средства обучения
Список литературы (основной)
Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.
Список литературы (дополнительный)
Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Сост. Бахметьева Т.И., Соколова Г.Т. Худ. Соколов Г.В., Куров В.Н. – Ярославль: «Академия развития» – 1997.
Игры-занятия с водой и песком: Стол ванна для игр с водой и песком и набор аквапескотерапии /Под ред. Л.Б. Баряевой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.
Мы вместе. Странички для занятий с детьми. Поиграем с тестом: творческие занятия родителей с детьми раннего возраста. Г.Ю. Одинокова. – М./ Воспитание и обучение детей с нарушениями развития №5 -2011.
Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения. С.Д.Забрамная, Т.Н.ИсаеваРазвиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов./Гаврина С.Е., КутявинаН.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Художники Г.В.Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога – дефектолога. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
Янушко,Елена. Помоги малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет./Елена Янушко. – Изд.7-е.-М.: Теревинф, 2010.
Мухина, В. С. Возрастная психология: Учебн. пособие для студ. вузов.- М.: Академия, 2002.- 401
Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. Программа Образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, СПб. ЦДК проф. Баряевой Л.Б. 2011 г.
Борисенко М.Г.,Лукина Н.А. Наши пальчики играют –СПб., Паритет, 2003 г.
Игровые упражнения Узоровой О.В., Нефедовой Е.А.




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Сухонойская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено
на заседании
методического совета
Протокол
№ ___от «___»_____20____г.
Руководитель МО____ Принято
на педагогическом совете
Протокол
№ __ от «__» ___20_г.
«Утверждаю»
Директор _____ Межуев Ю.А.
«__» ____20___г.
Рабочая программа надомного обучения
по предмету «Альтернативное чтение» 3 класса для учащейся
с тяжёлой умственной отсталостью
Составил: учитель Шахматова Б.А.
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа надомного обучения по предмету «Альтернативное чтение» 3 класса для учащейся с тяжёлой умственной отсталостью разработана на основе адаптированной программы: Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.
Рабочая программа в соответствии с учебным планом ОУ школы на 2016-2017 учебный год рассчитана на 68 часов (исходя из 34 учебных недель в году).
Все учебные предметы для учащихся с тяжёлой умственной отсталостью имеют практическую направленность и максимально индивидуализированы.
Большинство детей с тяжёлой умственной отсталостью испытывают огромные трудности в общении (коммуникации) и требуют к себе особого внимания, так как они лишены возможности выразить свои мысли, эмоции, желания и потребности. Они часто не способны использовать вербальные средства общения, у них наблюдаются расстройства речи, которые в значительной степени затрудняют их контакт с окружающими людьми. Поэтому для формирования навыков общения у неговорящих детей необходимо использовать альтернативные способы коммуникации (блисс-методика, альтернативное чтение, лёб-система и другие), которые помогут детям выразить свои мысли и желания, заменить звуковую речь, а окружающим – общаться с детьми, понимать их, осуществлять уход.
В основу альтернативных методик формирования коммуникативных навыков положен метод пиктограмм. Термин «пиктограмма» достаточно общее название, обозначающее «представление написанного посредством рисунка». Целью применения пиктограмм является возможность общения неговорящего ребенка с близкими людьми. Использование пиктограмм для обучения коммуникации способствует пробуждению и развитию когнитивных возможностей, стимулирует и активизирует деятельность ребенка и его взаимодействие с окружающим.
В связи с тем, что учащиеся с тяжёлой умственной отсталостью обладают очень различными возможностями, то и выбор средств коммуникации будет зависеть как от физических, так и от интеллектуальных возможностей безречевого ребенка.
Для учащихся с тяжёлой умственной отсталостью возможно использование методики «Альтернативное чтение», предложенной Л.Б. Баряевой. Цель уроков по данной методике – научить ребенка не только «читать» пиктограммы, но и «отвечать» на вопросы, высказывать свои желания. Данная методика включает понятия, с которыми ребенок сталкивается ежедневно. Это такие разделы, как «Я – ребенок», «Я и моя семья», «Ребенок и его игрушки», «Ребенок и его дом», «Ребенок и мир животных», «Ребенок и мир растений», «Ребенок и явления природы».
В качестве системы символов для вступления в коммуникацию с неговорящими детьми с ДЦП используют методику «Лёб-система», разработанную Р. Лёб в Германии. Данная методика охватывает всего 60 символов (пиктограмм) и используется для работы с детьми, имеющими в своем развитии умственные и физические отклонения. Данная система включает следующие разделы: общие знаки взаимопонимания; слова, обозначающие качества; состояние здоровья; посуда, продукты питания; личная гигиена; игры и занятия; чувства; работа и отдых.
«Я хочу» – самые важные слова в данной методике. Цель системы – научить ребенка выражать с помощью символов свои желания. На втором плане стоят слова – «Ты должен».
Важным моментом в методике «Лёб-система» является то, что при взаимодействии с ребенком можно опираться на имеющиеся понятия и один символ может обозначать разные желания. Например, символ «кушать» может быть использован для обозначения следующих желаний:
я хочу что-нибудь кушать;
я хочу свою любимую еду;
я покушал, но хочу еще.
Исходя из опыта использования представленных выше систем альтернативного общения, можно выделить следующие способы применения пиктографического метода для формирования навыков общения у неговорящих детей с ДЦП:
ребенок может только указывать на выбранный им символ;
ребенок может найти нужный символ и передать взрослому;
ребенок может сделать выбор из 2-3 предложенных символов (играть-танцевать-кушать);
ребенок может указать символ с помощью «указателя головой».
Выбор альтернативных методов коммуникации детей с ДЦП должен быть обязательно индивидуализирован с учетом формы и тяжести заболевания, состояния интеллекта, возраста, индивидуальных особенностей детей.
Цель: Формирование навыков коммуникативного поведения на основе использования средств невербальной коммуникации.
Обучение учащихся выстроено по следующей схеме: первоначальное понятие «знак» («пиктограмма») – обобщающее понятие – закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами – самостоятельная ориентировка в системе знаков. Такое обучение ориентировано на индивидуальные психофизические и речевые (сохранные и нарушенные) функции учащихся.
В рабочей программе определены следующие задачи:
- формировать первичные ценностные представлениях о книгах и иллюстрациях, картинах и картинок;
- знакомить с жестовыми, жестово-графическими, изобразительными и другими средствами выразительности через погружение в среду художественной литературы;
- приобщать к словесному искусству в доступных для учащихся ситуациях;
- развивать коммуникативную функцию речи учащихся, удовлетворяя их коммуникативную потребность;
- создавать условия для пробуждения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в процессе «чтения» в быту, на уроках – занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
- развивать фразовую речь;
- знакомить с простыми по содержанию рассказами, историями, сказками, стихотворениями, разыгрывать их содержание по ролям;
- формировать предметные и предметно – игровые действия учащихся, способность к коллективной деятельности, учить понимать соотносящиеся и указательные жесты.
Рабочая программа структурирована в виде тематических блоков:
«чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах;
«аудиальное чтение»: слушание аудиокниг (литературных произведений, записанных на CD – диски); «чтение видеоизображений» (изображений на CD – дисках, видеофильмов: мультфильмы, документальные фильмы о природе, животных).
При обучении детей с тяжёлой умственной отсталостью рекомендуется безотметочная система обучения.

Продолжительность учебной недели – 5 дней.
Начало учебного года – 1 сентября. Учебный год строиться по полугодиям.
Продолжительность урока – 35 минут.
Предполагаемые результаты освоения программы:
Усвоил;
Частично усвоил;
Не усвоил.
Требование к уровню подготовки обучающейся.
Обучающейся должен уметь:
осмысливать простые изображения;
показывать персонажей коротких произведений и передавать их характерные особенности;
использовать систему знаков в социальном окружении;
устанавливать связь между реальным предметом и его графическим изображением;
самостоятельно выбирать нужную пиктограмму из серии предложенных.

Обучающейся должен знать:
членов своей семьи и ближнего окружения;
название 3 – 4 объектов из серии обобщающих слов: игрушки, овощи, фрукты, посуда, мебель, продукты питания, одежда, мебель, транспорт, дикие и домашние животные, дикие и домашние птицы, школьные и гигиенические принадлежности;
содержание детских стихов, потешек;
содержание сказок: «Курочка ряба», «Теремок», «Репка», «Колобок».
графические изображения: времени года, явлений природы, обобщающих слов.
Информационное сопровождение.
Учебные принадлежности, аудиозаписи, дидактико-методические пособия, учебно-наглядные пособия по темам программы, дидактические игры, коррекционно – развивающие упражнения, игровые ситуации, индивидуальный раздаточный материал, демонстрационный материал, детские книги, сказки, настольный театр, куклы бибабо, мольберт, фланелеграф, ширма, пиктограммы.
Календарно – тематическое планирование по предмету «Альтернативное чтение»
на 2016-2017 уч.год (68 часов)
Первое полугодие
I четверть -18 часов
№ Тема Кол-во часов Дата проведения
«Чтение» телесных и мимических движений
1. Упражнения на движения мимической мускулатуры по подражанию (зажмурить глаза, надуть щёки, втянуть щёки, поднять и нахмурить брови) 2 2. Упражнения для губ и языка перед зеркалом: улыбка – трубочка, показать язычок – спрятать язык (по образцу) 2 3. Игры – имитации, сопровождаемые текстом песенок и потешек. Двигательные упражнения типа «Ветер, ветер», «Дождь идёт», «Кошка и котята», «Падающие листья», «Часики». 6 4. Практические упражнения с использованием застёжек: «липучки», «молнии»
8 Первое полугодие
II четверть - 14 часов
«Чтение» изображений на картинках и пиктограммах
1. Упражнения с фотографией: показ частей тела на фотографии и на себе. Упражнения с пиктограммами «нос», «ухо», «голова», «глаза». 4
2. Аудиальные и визуальные упражнения с использованием картинок, изображающих животных, типа «Слушай и показывай на картинке» (кошка, собака). 4 3. Аудиальные и двигательные упражнения типа «Слушай и делай вместе со мной», «Слушай и выполняй движения» (под стихотворный текст). 4 «Аудиальное чтение»
4. Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков (шум дождя, шум воды, голоса птиц, зверей) 2 Второе полугодие
III четверть - 22 часа
«Чтение» телесных и мимических движений
1. «Чтение» движений, выполняемых кукол бибабо (кукла на рукавичках) с открывающимся ртом и подвижным языком 2 2. Игры – имитации, сопровождаемые текстом песенок и потешек. Двигательные упражнения типа «Потанцуй со мной», Угадай, кто я такой!», «Тушки - тутушки», «Качели», «По ровненькой дорожке!». 2 3. Игры на взаимодействие с разнообразными игровыми модулями по обучению учащегося «чтению» необходимого действия: расстёгивание, застёгивание, «соединение с помощью липучек», крупных кнопок и т.п. (по типу рамок М.Монтессори) 8 «Чтение» изображений на картинках и пиктограммах
4. Аудиальные и визуальные упражнения с использованием картинок, изображающих животных, типа «Слушай и показывай на картинке» (курица, гусь) 4 5. Аудиальные и двигательные упражнения типа «Слушай и делай вместе со мной», «Слушай и выполняй движения» (под стихотворный текст) 4 6. Нахождение игрушки по картинкам. Работа с пиктограммами из серии «Игрушки» 2 Второе полугодие
IV четверть – 14 часов
«Аудиальное чтение»
1. Слушание аудио кассет. «Пение птиц», «Шум леса». 2 2. Прослушивание сказки «Теремок» с помощью перчаточного театра 4 3. Прослушивание сказки «Курочка ряба» на CD - диске 4 4. Музыкально – дидактические игры с музыкальными игрушками: колокольчик, барабан, бубен. 4 Учебно-методические средства обучения
Список литературы (основной)
Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.
Список литературы (дополнительный)
Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Сост. Бахметьева Т.И., Соколова Г.Т. Худ. Соколов Г.В., Куров В.Н. – Ярославль: «Академия развития» – 1997.
Игры-занятия с водой и песком: Стол ванна для игр с водой и песком и набор аквапескотерапии /Под ред. Л.Б. Баряевой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.
Мы вместе. Странички для занятий с детьми. Поиграем с тестом: творческие занятия родителей с детьми раннего возраста. Г.Ю. Одинокова. – М./ Воспитание и обучение детей с нарушениями развития №5 -2011.
Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения. С.Д.Забрамная, Т.Н.ИсаеваРазвиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов./Гаврина С.Е., КутявинаН.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Художники Г.В.Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога – дефектолога. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
Янушко,Елена. Помоги малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет./Елена Янушко. – Изд.7-е.-М.: Теревинф, 2010.
Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Дрофа, 2007.
Все дети могут общаться. Сборник авторских работ специалистов Мурманской области по использованию блисс – метода (с приложением)/ Под редакцией Н.Д. Белявской, Г.В. Обнорской. – Оленегорск «Полиграфист», 2008.
Лёб – система. Система символов как вступление в коммуникацию с неумеющими говорить или только изучающим язык детьми/ Перевод Клочко К., Шипицына Г. – Минск.: ОО «БелАПДИ», 1996.