Адаптированная индивидуальная образовательная программа для ученика 5 класса с тяжёлой умственной отсталостью

Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение Свердловской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Полевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»


Согласовано:____________
Председатель ПМПК
______________________
Протокол №____ от___________
Родители:
Утверждаю:____________
директор
_______________________





Адаптированная индивидуальная образовательная программа
для ученика 5 класса
с тяжёлой умственной отсталостью






Шерстобитова Валентина Николаевна
учитель I квалификационной категории















Полевской 2014 г.


Пояснительная записка.
Индивидуальная образовательная программа составлена на ученика 5 класса.
Данил безречевой ребёнок с ДЦП, с тяжёлой умственной отсталостью. Самостоятельно передвигаться и обслуживать себя не может, культурно – гигиенические навыки не сформированы, находиться в полной зависимости от взрослых. У мальчика также наблюдается туловищная атаксия в виде неустойчивости при сидении, при стоянии, при ходьбе. Акт приёма пищи также затруднён: захлёбывание твёрдой пищи, затруднено откусывание, питьё из чашки. Наблюдается гиперсаливация. В своём развитии он задержался на уровне развитии детей раннего возраста. Наблюдается также нарушения в эмоционально волевой сфере в виде повышенной эмоциональной возбудимости и склонности к колебаниям настроения. При плохом настроении, самочувствии выражает реакцию протеста.
Моторная сфера ребёнка отличается бледностью и стереотипностью.
Произвольные движения верхних конечностей мелкой моторики в значительной степени нарушены. Манипуляции с предметами отсутствуют (игрушку зажимает в руке и держит, не выпускает). Игровой деятельности нет. Нижние конечности более развиты – при поддержке взрослых Данил ходит. Пространственные ориентировки не сформированы: на себе не ориентируется.
В прошлом учебном году в действиях Данила появились элементы игровой деятельности с большой машинкой, со своей коляской. Он пытался их катать, изучал, ощупывал и звуками, криком выражал свои эмоции. захватывал и подавал карандаши, небольшие резиновые игрушки. Удерживать ручку, карандаш в правильном положении для рисования или письма – не может. Писал и рисовал сопряженно с учителем. При выполнении задания осознанности нет, заторможен, инертен. Заметные сдвиги произошли в общении: при беседе он уже не опускает голову, смотрит в глаза и слушает, эмоционально выражает своё отношение к собеседнику. При встрече подаёт руку, при прощании поднимает. Указательный жест в общении пока не использует.
Осознанности в восприятии учебных предметных знаний нет. Ученик не показывает жестом на названную букву или цифру, поэтому основная часть занятий была направлена на предметно-практическую деятельность, на общение.
Тяжелый двигательный дефект рук, выраженная умственная отсталость, сниженная мотивация исключают самообслуживание и простую трудовую деятельность ребёнка.
Индивидуально-образовательная программа составлена на основе Программы специальных (кор.) образовательных учреждений для детей с тяжёлой и умеренной умственной отсталостью Новосёлова Н.А., Шлыкова А.А. 2004 г. а также по рекомендациям карты ИПР. При создании программы использован положительный опыт и материал Образовательной программы для детей с выраженной умственной отсталостью (Баряева Л.Б., Лопатина).
Нормативной основой реализации индивидуальной программы являются:
Федеральный закон «Об образовании Российской федерации» № 273 ФЗ от 29.12 2012г (в редакции от 23.07. 13 г с изменениями и дополнениями ст. 11 ч. 3, ст. 12, ч. 1,2,3).
Закон Свердловской области от 15. 07. 13 г. № 78 – ОЗ «Об образовании в Свердловской области» ст.17 ч.2,3.
Устав школы.
Образовательные программы школы.
Положение о рабочих программах ГКОУ СО «ПСКОШИ».
Положение о домашнем обучении ГКОУ СО «ПСКОШИ».
Программа и материал рассчитаны на 34 недели и представлены следующими образовательными дисциплинами: чтение, математика, развитие речи и коммуникация, физкультура, ИЗО, окружающий мир, письмо, музыка, ОБЖ, СБО по одному часу в неделю. Названия таких предметов, как чтение, письмо, математика являются условными. Недельная нагрузка дана в соответствии с возрастными, интеллектуальными, психофизическими возможностями ученика с учётом рекомендаций Министерства здравоохранения и Министерства образования.
Цель программы: создание благоприятных условий для эмоционального, интеллектуального и социального развития ребенка с нарушением интеллекта и формирование его позитивных личностных качеств.
Задачи:
развитие мотивации к игровой и предметной деятельности;
формирование начальных социально-бытовых умений и навыков, необходимых в процессе жизнедеятельности;
формирование потребности и навыков сотрудничества со взрослым, развитие речевого и неречевого общения.
Обеспечение образовательного процесса будет строиться с учётом потребностей образования детей с ДЦП, факторов и показателей интеллектуального, физического, речевого и эмоционального развития учащегося, с учётом доступных целей и задач образования. На занятиях будет использована максимально допустимая двигательная активность. Изучаемый материал будет усваиваться на уровне взаимодействия в процессе сопряжённых (совместно) с педагогом действий и постепенно доводиться до уровня восприятия (по возможностям ученика) в предметно – практической и игровой деятельности. С целью создания положительного эмоционального фона, мотивации в учебной деятельности при обучении ребёнка будет использоваться компьютер на уроках музыки, физкультуры, чтения.
Основной целью уроков чтения является:
побуждать ребёнка смотреть в лицо говорящему, реагировать на обращение к нему. Развитие у ребёнка слухового и зрительного внимания и способности к звукоподражанию, умению правильно сидеть, слушать учителя, умению работать с книгой (листать, рассматривать иллюстрации).
Уроки математики будут построены на практической, наглядной основе и будут направлены на то, чтобы развить интерес и положительное отношение к играм и игрушкам; формировать умение адекватно использовать их по назначению; привлечь внимание ребёнка к свойствам окружающих предметов и окружающему их пространству.
На уроках письма, рисования основная задача будет состоять в том, чтобы развивать пальцевую моторику, подготавливая к тому, чтобы научить ученика, по возможност, пользоваться карандашом и ручкой; привитие навыков правильной посадки при письме, на коррекцию и развитие мелкой моторики.
Уроки физкультуры будут способствовать коррекции и компенсации, по возможности, нарушений физического развития.
Задача уроков СБО: формирование элементарных целенаправленных предметно- практических действий; формирование культуры общения с окружающими людьми.
Уроки окружающего мира будут построены в основном на наблюдениях за изменениями в природе, жизни людей, животных в связи с сезонными изменениями.
На уроках самообслуживания решается задача выработка привычки к личной гигиене, желания по возможности выполнять простейшие движения по самообслуживанию (брать свои вещи).
Математика.
№ п/п
Кол-во часов
Дата
Тема урока

Количественные представления.

1,2
2

Выделение одного (много) предметов из окружения предметов.

3,4
2

Выполнение различных действий: один – много хлопков.

5,6,7
3

Выделение одного предмета из множества и группировка в единое множество. (много предметов)

Представления о форме.

8,9,10
3

Прокатывание предметов круглой формы по полу, столу. желобу. (шары, мячи, клубки и т.д)

Представления о величине.

11,12
2

Выделение больших и маленьких предметов (большая кукла – маленькая кукла, большая машинка – маленькая машинка) в различных игровых ситуациях.

13,14
2

Выполнение действий с предметами и игрушками различной величины.

15, 16,17
3

Использование величины в практических действиях: покатать большую машинку; покатать маленькую машинку; взять большую куклу, маленькую куклу; большую ложку, маленькую ложечку.

Представление о пространстве.

18,19
2

Показ на себе основных частей лица.

20,21
2

Показ на себе основных частей тела.

22,23
2

Нахождение и показ основных частей тела на кукле.

24,25
2

Обведение по контурам ладоней и пальцев карандашом с помощью взрослых, показ и соотнесение руки с контурным изображением.

26,27,28
3

Выполнение различных игровых упражнений на перемещение в пространстве на изменение положений частей тела (поднять руку, поднять обе руки по подражанию взрослого: «Делай как я»).

29,30,31
3

Перемещение различных игрушек вперёд- назад по полу, по поверхности стола.

Временные представления.

32,33
3

Изображение соответствующих явлений погоды с помощью имитационных действий: холодно – нахмуриться и сжаться, тепло – улыбаться, потянуться вверх и раскрыть руки.

34
1

Находить на иллюстрациях и показывать солнышко.





Предполагаемые результаты обучения (для учителя):
это наличие у ребёнка, на фоне положительных эмоциональных реакций на действия с игрушками и изображениями, выполняемыми в контексте математического содержания, следующих умений:
осуществлять действия с множествами на дочисловом уровне (совместно с педагогом);
понимать названия, используемых игрушек и словесного обозначения выполняемых действий с ними;
выделять один предмет из множества и собирать множество предметов;
осуществлять выбор геометрических фигур (шар) по подражанию действиям педагога, по образцу и по словесной инструкции;
перемещаться в пространстве комнаты с помощью взрослого;
показывать на себе и на кукле основные части тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши и т.п.);
































Чтение (альтернативное).
№ п/п
Количество часов
Дата
Тема урока.

Развитие слухового восприятия (7 часов).

1,2,3


Игры с игрушками с речевым сопровождением типа:
Кукла-куколка, бай-бай,
Спи спокойно, засыпай:
«А-а-а».
На кроватке спит бычок,
Он улёгся на бочок
«У-у-у».
Мишка-мишенька, бай-бай,
Спи спокойно, засыпай:
«О – о-о, о-о-о.



4,5


Игра «Погреем руки» свои, учителя. Просто греем. Затем усложняем задание »греем ручки» с одновременным длительным произнесением гласных звуков «А,О,У»

6,7


Игра с кошечкой-игрушкой с речевым сопровождение и движениями.
Заболела кошечка,
Кисонька – беляночка.
Заболела у кисоньки головушка: (поглаживаем голову ит.д.)
Ой-ой!
Заболела у кисоньки лапонька:
Ой-ой!
Заболела у кисоньки ножка:
Ой-ой!
Заболел у кисоньки животик:
Ой-ой!


«Чтение» изображений на картинках. (9 часов)

8, 9,10


Визуальные упражнения с картинками. Покажи куклу, мячик, медвежонка, кубики, барабан, машину, ведерко

11,12,13


Нахождение игрушки по картинкам (цветная картинка-иллюстрация).

14,15,16


Аудиальные и визуальные упражнения типа «Слушай и показывай на картинке»: у зайца есть ноги {хвост, глаза, уши и т. д.) с использованием картинок.

Чтение картонных книг для малышей с потешками, сказками. (8 часов)

17,18


Учимся открывать, закрывать, листать книгу.

19,20


Чтение потешек, коротких песенок . Рассматриваем иллюстрации, учимся концентрировать внимание.

21


Чтение сказки «Теремок». При слушании сопряженно с учителем указательным жестом выделяем героев сказки.

22


Чтение сказки-песенки «Гуси-гуси».

23


Чтение сказки «Петушок». Выделяем только петушка и его пение.

24


Чтение сказки «Тили-бом».


Аудиальные и двигательные упражнения типа «Слушай и делай вместе со мной».
(5 часов)


25,26


Разучивание стихотворения с движениями. «Ну-ка, Данечка»
Смотри,
Да всё верно покажи:
Вот спинка, а вот животик,
Ножки,
Ручки,
Глазки,
Ротик,
Ножки,
Ушки,
Голова
Показать успел едва.


27


Разучивание стихотворения «Глазки» с применением указательного жеста. (показываем глазки у игрушек).

28


Повторение многократно стихотворения с иллюстрацией «Вот бычок».

29


Стих с использованием указательного жеста «Это кот. Это мяч».

Просмотр и слушание коротких мультфильмов из электронного приложения к азбуке Горецкого. (5 часов)

30


Мультфильм на букву А про Аиста. Учимся слушать, концентрировать взгляд

31,32


Мультфильм на букву У.

33,34


Мультфильм на букву М.



Предполагаемые результаты (для учителя):
наличие у ребёнка положительных эмоций при встрече с книгой;
уметь открывать, закрывать книгу, частично листать;
удерживать кратковременно взгляд на иллюстрации;
выражать эмоции к услышанному и увиденному в книге, на иллюстрациях, в мультфильмах.











Развитие речи и коммуникация.
№ п/п
Кол-во часов
Дата
Тема урока
Коррекционно-развивающая составляющая образованности

1.
1

Игра «Повтори». Самолёт летит: у – у – у . Он летит высоко. О-о-о. И очень далеко о – о – о.
Умение слышать учителя и выполнять согласованные движения.

2
1

Игра в пирамидку.
Умение пользоваться рукой как средством коммуникации, выполняя согласованные, направленные на другого человека, движения рукой, телом.

3
1

Кукла.
Действия с игрушками Кукла-куколка, бай-бай, спи спокойно, засыпай,а-а-а». На кроватке спит бычок, он улёгся на бочок «У-у-у»(«Мишка топ-топ, машина – би –би, дудочка ду-ду»).

4
1

Кукла.
Выполнение простейших инструкции ( «Где кукла?, Где глазки?,)

5,6
2

Выполнение простейших инструкций.
Понимание слов: дай, на.

7,8
2

Выполнение простейших инструкций
Понимание слов: брось мяч мякиш, брось кубик .

9,10
2

Выполнение простейших инструкций.
Понимание слов: дай, на, возьми, иди, сядь, иди.

11,12
2

Выполнение простейших инструкций.
Понимание и выполнение простейших инструкций: иди к окну, иди к дивану.

13,14,15,16
4

Выполнение простейших инструкций. Работа с предметными картинками.
Где мячик? Покажи.
Где машинка? Покажи.
Отработка указательного жеста.

17,18,19
3

Работа с фотографиями.
Понимание действия, изображенного на картинке ( Данил кушает, Данил спит, Данил гуляет, играет)

20,21,22,23
4

Работа с фотографиями.
Покажи, где Данил кушает и т.д.

24,25,26,27
4

Выражение благодарности.
Учить движением головы, наклоном вперёд говорить «спасибо».

28, 29, 30
3

Выражение отрицания.
Учить движением головы выражать отрицание: «нет».

31,32,33,34
4

Я сам. Моё тело.
Учимся показывать части тела, головы.


Предполагаемый результат (для учителя):
взаимодействие с учителем, понимание простых слов: дай, на. иди, сиди, покажи;
уметь частично использовать указательный жест;
уметь выражать согласие и отрицание.







































Графика и письмо.
№ п/п
Количество часов
Дата
Тема
Коррекционно-развивающая составляющая образованности

Пальчиковые игры. (8 часов)

1,2,3
3

«Ручки на столе лежат» пальчиковая игра. См. приложение
Учить выполнять движения кистями рук по подражанию с использованием соответствующих стихотворных текстов .

3,4
2

«Тук, тук, тук - раздаётся снова стук». Пальчиковая игра. См. приложение
Учить выполнять движения кистями рук по подражанию с использованием соответствующих стихотворных текстов.

5,6
2

«Светят солнышка лучи». Пальчиковая игра. См. приложение.
Учить выполнять движения кистями рук по подражанию с использованием соответствующих стихотворных текстов (руки разжать, сжать в кулаки.)

Пластилиновые картинки. (4 часа)


7
1

Раскрашивание пластилином иллюстрации «Уточка»
Учить действовать указательным и большим пальцем руки- размазывать по картону пластилин.

8
1

Раскрашивание пластилином иллюстрации »Самолёт»
Учить действовать указательным и большим пальцем руки- размазывать по картону пластилин.

9
1

Раскрашивание пластилином иллюстрации «Самолёт»
Учить действовать указательным и большим пальцем руки- размазывать по картону пластилин.

10
1

Раскрашивание пластилином иллюстрации «Цветочки»
Учить действовать указательным и большим пальцем руки- размазывать по картону пластилин.

Захват предметов. (4 часа)

11.12
2

«Спрячем игрушку» -игра.
Учить брать в обе руки (захват ладонями) сыпучие материалы (чечевицу, горох, фасоль) и высыпать их в посуду (игра «Спрячем игрушку»)

13,14
2

Игра «Сварим кашку для куклы».
Продолжать учить захватывать щепотью сыпучие материалы (перловая крупа, фасоль, чечевица, горох, речной песок), высыпая в различные емкости (игра «Сварим кашку для куклы»)

Захват предметов. (7часов)

15
1

Игра «Спрячем игрушку».
Учить захватывать щепотью сыпучие материалы (перловая крупа), высыпая в различные емкости и прячем игрушку.

16, 17
2

Захват мелких предметов.
Учить захватывать предметы щепотью, раскладывая большие и мелкие предметы в прозрачный сосуд (опускать мелкие предметы, обращая внимание на захват щепотью)

18
2

Захват предметов.
Учить захватывать пальцами рук карандаши, фломастеры.

Выполнение движений с предметами по подражанию.(9 часов)

19
2

Упражнения с карандашом.
Учить катать ребристый шар между ладошек.

20,21
2

Упражнения с карандашом
Учить выполнять движения кистями и пальцами рук, используя карандаш по столу, вначале отдельно каждой рукой, а потом двумя руками одновременно

22,23
2

Игра по подражанию «Кукушка».
Совместно с учителем выполняет движения, а затем элементы каких-то движений по имитации.
 Шла кукушка мимо рынка,(средний и указательный палец идут по столу, остальные поджаты)
У неё была корзинка, (ладони соединить в  »ковш» – корзинка)
А корзинка на пол бух! (ударяем сомкнутыми ладонями по столу, разъединяя руки)
Полетело десять мух! (Разводим руки в стороны, шевеля пальцами, как крылышками).

24,25,26
3

«Молоточек»
Закрепить умения выполнять движения кистями рук по подражанию (игры «Молоточек тук-тук»)

Рисование кистью, фломастерами (8 часов)

27.28
2

Рисование на большом листе бумаги большой кистью произвольно.
Учить захвату кисти и выполнять движения
по листу бумаги.

29,30,31
3

Совместное раскрашивание кистью сопряженно с учителем больших иллюстраций: цветочек, матрёшка, лист дерева.
Учить захвату кисти и выполнять движения по листу бумаги.

32,33,34
3

Совместное рисование дорожек по плёночной плоскости фломастером.
Учить захвату фломастера и удержание его в руке.



Предполагаемые результаты (для учителя):
позитивное отношение на совместную с учителем деятельность;
уметь длительно удерживать в руке кисточку, карандаш, фломастер;
уметь оставлять след на листе бумаги кисточкой, фломастером;
уметь захватывать мелкие предметы, крупу.

















Приложение к урокам графики и письма, рисования.
Коррекционные упражнения для моторики рук.
Для 1-3 урока
Ручки на столе лежат, 
И пока что крепко спят  А теперь одна проснулась  И тихонько потянулась.  (Ладонь остается прижатой к столу, а пальцы приподнимаются).
Это правая рука  Улеглась она опять,  Видно, будет отдыхать.  Вот и левая проснулась.  Тоже сладко потянулась.  (Вторая ладонь лежит на столе, а пальцы приподнимаются).  Теперь две руки проснулись -  Сильно-сильно потянулись.  (Пальцы на обеих руках приподнимаются).
Большой пальчик подними  И тихонько постучи.  (Поднимаются по очереди пальцы на обеих руках по одному и стучат).

Для 4-5 урока
Тук-тук-тук, тук-тук-тук  Раздается снова стук  На руке твоей другой  Пальчик постучал большой.  Мы по очереди всеми  Будем пальцами стучать.  И, конечно, отдыхать.
А теперь мы будем киски  Эй, не подходите близко-  Поцарапаем немножко-  Не ребята мы, а кошки.  (Одна рука, затем обе царапают стол).

Для 5-6 урока.
Светят солнышка лучи -  Они очень горячи.  А как тучка набежала -  Видно солнышка не стало.  (Пальцы раздвигаются на поверхности стола, затем сдвигаются вместе.)

Для 7-8 урока.
"Пчелка" Выпрямить указательный палец правой руки и вращать им;  то же левой рукой;  то же двумя руками;
Я пчела, лечу, лечу,
Меда сладкого хочу!
Я лечу, я жужжу,
Я на клевере лежу!

Пятый - мизинец, принёс вам гостинец.

Белочка (по мотивам народной песенки)  (поглаживаем руку, расправляя кулачок) Сидит белка на тележке,  Продаёт свои орешки;  (поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)  Лисичке-сестричке,  Воробью, синичке,  Мишке косолапому,  Заиньке усатому.

Повстречались.
 Повстречались два котенка: «Мяу-мяу!», (соединить мизинцы правой и левой руки)
Два щенка: «Гав-гав!», (соединить безымянные пальцы рук)
Два жеребенка: Иго-го!», (соединить средние пальцы рук)
Два тигренка: «Р-р-р!» (Соединить указательные пальцы рук)
Два быка: «Му-у!». (Соединить большие пальцы рук)
Смотри, какие рога. (Вытянуть указательные пальцы и мизинец)
Шла кукушка.
 Шла кукушка мимо рынка, (средний и указательный палец идут по столу, остальные поджаты)
У неё была корзинка, (ладони соединить в  »ковш» – корзинка)
А корзинка на пол бух! (ударяем сомкнутыми ладонями по столу, разъединяя руки)
Полетело десять мух! (Разводим руки в стороны, шевеля пальцами, как крылышками)
 
Кто проснулся?
С добрым утром, глазки!
Вы проснулись? (погладить глазки указательными пальцами)
С добрым утром, ушки!
Вы проснулись? (ладонями помассировать уши)
С добрым утром, ручки!
Вы проснулись? (умывающие движения рук)
С добрым утром, ножки!
Вы проснулись? (похлопать ладонями по коленкам)
 С добрым утром, солнце!
Я проснулся! (вытянуть руки вверх)
 
Комарики.
Дарики, дарики,
Ай да комарики!(большой, указательный и средний пальцы собираем щепоткой)
Вились, вились, (вращательные движения руками с собранными щепоткой пальцами)
В носик вцепились! (стучим пальчиками по носику)
В щечки вцепились! (стучим пальчиками по щекам)
В ушки вцепились! (стучим пальчиками по ушкам)
В волоски вцепились! ( стучим пальчиками по волосам)
В коленки вцепились! (стучим пальчиками по коленкам)
– Закусали нас комарики. Давайте их прогоним:
– Кыш-кыш-кыш! (выпрямит руки, пальцы растопырить в стороны)
Улетели комарики! (шевелить всеми пальчиками)

Гости.
Стала Маша гостей собирать (хлопать в ладоши)
И Иван приди (кончиком указательного пальца правой руки провести по большому пальцу от основания до кончика)
И Степан приди,  (также провести по указательному пальцу)
Да и Андрей приди, (по среднему пальцу)
Да и Матвей приди, (по безымянному пальцу)
А Митрошечка ,ну, пожалуйста! (погладить мизинчик несколько раз)
Стала Маша
Гостей угощать (хлопать в ладоши)
И Ивану блин (ребенок держит руку ладонью вверх, большим пальцем правой руки нажать  на подушечку большого пальчика)
 И Степану блин, (большим пальцем правой руки нажать  на подушечку указательного пальчика)
Да и Андрею блин, (большим пальцем правой руки нажать  на подушечку среднего  пальчика)
Да и Матвею блин, (большим пальцем правой руки нажать  на подушечку безымянного пальчика)
А Митрошечке  мятный пряничек! (большой палец правой руки нажимает на мизинчик четыре раза)
Стала Маша
Гостей провожать (хлопать в ладоши)
Прощай, Иван! (загибаем большой палец)
Прощай, Степан! (загибаем указательный палец)
Прощай, Андрей! (загибаем средний палец)
Прощай, Матвей! (загибаем безымянный палец)
Прощай, Митрошечка! (сначала потрясти за мизинчик, потом загнуть его)
 
Здравствуй, пальчик!
Здравствуй, пальчик, выходи, (взрослый берет  поочередно пальчики ребенка, начиная с большого)
На Катюшу (называете имя ребенка) погляди.
Вот твоя ладошка – наклоняйся, крошка. (Касаетесь пальчиком ладошки.)
Вот твоя ладошка – поднимайся, крошка. (Выпрямляете пальчик.)
Затем берете следующий пальчик и повторяете то же самое. И так со всеми десятью пальчиками.
 
Репка.
Репку мы сажали (круговые движения по ладошке указательным пальцем),
Репку поливали (двигать указательным и средним пальцем, остальные поджаты),
Вырастала репка (пальчики распрямляются и вытягиваются)
Хороша и крепка (пальчики сгибаются, как будто держать шарик)
Тянем-потянем (пальцы рук сцепляются друг с другом  и тянут – каждый в свою сторону),
Вытянуть не можем (потрясли  руками),
Кого позовем на помощь? Дедку! (указательным и средним пальцем показать, как прибежал дед, а затем поочередно всех персонажей сказки)
Тянем-потянем, тянем-потянем! Вытянули репку! (потрясти кистями рук)
 
Пальчик-мальчик.
Пальчик-мальчик, где ты был? (потрясти за большой палец)
С этим братцем в лес ходил. (большой палец соединить в колечко с указательным)
С этим братцем щи варил.  (большой палец соединить в колечко со средним)
С этим братцем кашу ел.  (большой палец соединить в колечко с безымянным)
С этим братцем песни пел.  (большой палец соединить в колечко с мизинцем)
 
Пальцы- братья.
Этот пальчик хочет спать, (загибаем мизинец)
Этот пальчик прыг в кровать! (загибаем безымянный палец)
Этот пальчик прикорнул, (загибаем средний палец)
Этот пальчик уж заснул. (загибаем указательный палец)
Тише, пальчик, не шуми, (загибаем большой палец)
Братиков не разбуди
Встали пальчики, ура! (ребенок энергично выпрямляет все пальчики одновременно)
В детский сад идти пора.
 
Ну-ка, братцы, за работу!
Hу-ка, братцы, за работу!
Покажи свою охоту.
Большому дрова рубить. (загибаем или разгибаем большой палец)
Печи все тебе топить. (загибаем или разгибаем указательный палец)
А тебе воду носить. (загибаем или разгибаем средний палец)
А тебе обед варить. (загибаем или разгибаем безымянный палец)
А малышке песни петь. (загибаем или разгибаем мизинец)
Песни петь, да плясать,
Родных братьев забавлять.























Рисование.

Количество часов
Дата
Тема
Коррекционно-развивающая составляющая образованности

Рисование кистью, тампонами (паролоновыми) точек, штрихов.

1,2
2

Падает дождь.
Дорисовываем к тучке капельки дождя кисточкой. Формировать представление о рисунке как об изображении реальных объектов и явлений природы. (взрослый рисует и комментирует свои действия: «Я рисую тучку, из нее капает дождик кап-кап-кап, много воды, получилась лужа»)

3,4
2

Падают листья
Формировать представление о рисунке как об изображении реальных объектов и явлений природы (взрослый рисует и комментирует свои действия.)

5,6
2

Произвольное рисование кистью.
Ученик кисточкой учится делать «тычки-следы» на большом листе бумаги.

Раскрашивание кистью разной ширины круговыми, вертикальными, горизонтальными линиями.

7
1

«Мяч»
Раскрашивание готовых форм. Раскрашивание круговыми движениями мяча.

8
1

«Грибок»
Учить наблюдать за действиями взрослого при рисовании различными средствами, соотносить графическое изображение с реальными объектами грибок..

9
1

«Рыбка»
Раскрашивание готовых форм.Учить проводить горизонтальные линии кисточкой.

10,11
2

«Цветные дорожки»»
Умение рисовать прямые линии сверху-вниз кисточкой.

!2,13
2

«Ручеек»
Учить проводить линии различной формы («Дождик», «Ручеек»)

Рисование фломастерами, мелом.

15,16,17
3

«Листочки»
Учить рисовать мелом по доске, проводить линии различной формы («Дождик», «Ручеек», «Листочки»)

19,20,21
3

«Дорожки»
Учить рисовать карандашами, фломастерами, мелками прямые и прерывистые линии («Дорожки» горизонтальные и вертикальные)

22
1

«Ленточки»
Учить правильно держать карандаш, фломастер при изображении предметов («Ленточки к шарикам»)

23
1

«Иголки у ежика»
Учить правильно держать карандаш, фломастер при изображении предметов ( «Иголки у ежика»)

24,25
2

«Травка»
Учить проводить прерывистые и волнистые линии личными изобразительными средствами фломастерами, карандашами, мелом на доске «Травка»)

26,27
2

«Солнце»
Учить проводить прерывистые и волнистые линии личными изобразительными средствами фломастерами, карандашами, мелом на доске ( «Лучи солнца»)

28,29,30
3

«Шары»
Учить обследовать форму предмета перед его изображением («Мяч», «Колобок», «Воздушный шарик», «Шары»)

31,32, 33,34
4

Шаблоны обводим и штрихуем
Учить обследовать форму плоского предмета.
(яблоко, морковь, груша)



Предполагаемые результаты:
В результате обучения на урока графики и письма ученик должен уметь:
уметь оставлять графический след на бумаге, доске с помощью фломастера, карандаша, мела, кисти и т.п.;
уметь узнавать собственные мазки на бумаге, называть изображение с или звукоподражаниями;
уметь выражать эмоциональное отношение к своим действиям.











СБО
№п\п
Количество часов
Дата
Тема урока
Коррекционно-развивающая составляющая образованности

Семья. (10 часов)

1,2
2

Мама.
Учить, указательным жестом показывать, где находиться мама.

3,4
2

Бабушка.
Учить, указательным жестом показывать, где находиться бабушка.

5.6,7
3

Члены семьи на фотографии.
Учить находить на фотографии членов семьи.

8.9
2

Практикум на выражение эмоций к родным.
Учить выражать жестами любовь к своим близким. (обнять, прижаться , погладить).

9.10
2

Практикум на выражение заботы к родным.
Учить подавать маме одежду (шапку, шарфик)

Культура поведения.(4 часа)

11
1

Здравствуйте.
Учить жестом руки выражать приветствие.

12
1

До свидания.
Учить жестом руки выражать прощание.

13,14
2

Спасибо.
Учить жестом головы выражать благодарность.

Дом. (5 часов)

15,16
2

Передвижение по квартире по направлению, заданному учителем.
Учить ориентироваться в пространстве квартиры.

17
1

Дверь.
Учить открывать, закрывать дверь.

18,19
2

Зеркало.
Учить обращаться к зеркалу, чтобы следить за своим внешним видом.

Бытовые навыки. (7часов)

20, 21
2

Обучение элементарным действиям..
Учить вставать и садиться.

22,23,24
3

Обучение элементарным действиям.
Учить по имитации выполнять движения руками.

25,26
2

Обучение элементарным действиям.
Учить влажной тряпочкой вытирать поверхность стола.

Питание. (5 часов)

27,28,29
3

Обучение элементарным действиям.
Отрабатывать умение мыть руки перед едой.

30,31
2

Обучение элементарным действиям.
Отрабатывать умение брать и удерживать ложку, кружку.




Обучение элементарным действиям
Учить выражать чувство голода жестом.




Здоровье. (3 часа)


32,33,34
3

Осанка.
Отрабатывать умение сидеть правильно.


Предполагаемые результаты (для учителя):
уметь выражать знаки приветствия, прощания, благодарности;
уметь выражать чувства любви к близким;
уметь выполнять указательный жест;
уметь закрывать и открывать дверь;
уметь удерживать ложку и кружку в руке.



























Музыка и пение.

№ п\п
Количество часов
Дата
Тема урока.
Коррекционно-развивающая составляющая образованности

1,2,3
3

«Гуси, вы гуси» русская народная песенка обр. Разорёнова
Учить ребёнка слушать музыку и издавать звуки «подпевать».

4,5,6
3

«Кто как кричит?» сл. Александровой, муз. Иванникова
Учить ребёнка слушать музыку и издавать звуки «подпевать».

7,8,9
3

«Солнышко» сл. А. Барто, муз. Раухвергера
Учить ребёнка слушать музыку и выполнять ритмичные движения руками, туловищем.

9,10,11
3

«Паровоз» сл. Т. Волгиной, муз. Филиппенко.


12,13,14
3

«По малину в сад пойдём» сл. Волгиной, муз. Филиппенко
Учить ребёнка с помощью движений передавать характер музыки.

15,16,17
3

«Весёлый музыкант» Волгиной, муз. Филиппенко
Учить ходить под весёлую музыку.

18,19,20
3

«Шёл весёлый Дед Мороз» сл. И муз. Вересокиной
Учить совместно с педагогом выполнять танцевальные движения под музыку.

21,22,23
3

«Серенькая кошечка» сл. Найдёновой, муз. Витлина
Учить движениями, звуками «Эх!» передавать характер музыки.

24,25,26
3

«Огородная хороводная» сл. Пассовой, муз. Б. Можжевеловой
Учить совместно с педагогом выполнять танцевальные движения под музыку.

28,29,30
3

«Весёлые путешественники» сл. С.Михалкова, муз.М. Старокадамского
Учить ребёнка слушать музыку и выполнять ритмичные движения руками,туловищем

31,32,33
3

«Две лягушки» сл. Волгиной, муз. А. Филиппенко
Побуждать к выражению эмоций при слушании музыки.

34
1

Танец-песня «Буги-Вуги», слушание разученных песен.
Учить совместно с педагогом выпонять движения под текст песни.


Предполагаемые результаты (для учителя):
с положительными радостными эмоциями слушает музыку;
пропевает отдельные звуки, слоги под музыку;
совместно с учителем выполняет ритмичные движения под музыку.













































Окружающий мир.

№ п/п
Кол-во часов
Дата
Тема урока

Золотая осень (15 часов)


1, 2, 3


3



Наблюдения за изменениями в природе с приходом осени: температура воздуха, небо, осадки, изменения в жизни растений.

4

1

Практическая работа: «Осенние изменения в
жизни листа»

5
1

Наблюдение: осенние изменения в одежде человека.

6, 7, 8
3

Практическая работа с осенней одеждой ученика: куртка, шапка, ботинки, комбинезон.

9
2

Наблюдение за жизнью воробья: кормим крошками хлеба.


10, 11

2

Практическая работа: собираем урожай овощей в ведёрко (огурец, помидор, морковь, свёклу, картошку.)

12, 13, 14, 15
4

Практическая работа по изучению внешнего вида овощей (огурец, помидор, морковь, свёкла)

Белоснежная зима. (10 часов)


16, 17, 18

3

Наблюдение за изменениями в природе с приходом зимы: стало холодно, осадки, цвет окружающего мира природы, изменения в жизни растений.

19
1

Практическая работа: «Воробей зимой.»

20
1

Наблюдение: зимние изменения в одежде человека.

21, 22, 23
3

Практическая работа с зимней одеждой ученика: куртка, шапка, комбинезон, валенки.

24
1

Практическая работа: изучаем комочек снега.

25
1

Практическая работа: Изучаем веточку дерева зимой.

Природа просыпается: весна. (9 часов)

26, 27, 28

3

Наблюдения за весенними изменениями в природе с приходом весны: температура воздуха, небо, солнце, жизнь растений.

29, 30
1

Практическая работа: «Весенние изменения в жизни листа». (Поэтапное распускание листа).

31
1

Наблюдение: «Весенние изменения в одежде человека»

32, 33
2

Практическая работа с весенней одеждой ученика.

34
1

Практическая работа: весенний цветок.


Предполагаемый результат (для учителя):
В результате обучения на уроках математики ученик должен :
уметь выражать с помощью имитаций действий соответствующих явлений погоды: холодно – нахмуриться и сжаться, тепло – улыбаться. потянуться вверх;
уметь складывать в ведёрко овощи (3-4);
из комплекта одежды по просьбе учителя брать шапку.


Физкультура.
№ п/п
Кол-во часов
Дата
Тема урока
Оборудование




1




ежедневно

Упражнения для мышц и шеи.
Наклоны головы вперед, назад с произнесением звуков – «да-да-да».
Наклоны головы в стороны с произнесением звуков – «ай, яй, яй».
Повороты головы в стороны с произнесением звуков – «нет», «нет».
Сгибание пальцев в кулак и разгибание.
Сведение и разведение пальцев. Сгибание и разгибание кисти. Повороты кисти ладонью кверху и книзу.
Расслабление кисти – «стряхнули воду».
Движение рук: вперед, в стороны, вверх, вниз, на пояс, к плечам, хлопки вверху, внизу, сгибание и разгибание рук в локтевых суставах.
Упражнения для мышц туловища «Дровосеки» - наклоны туловища вперед. «Маятник» - наклоны туловища в стороны. «косим траву» - повороты туловища с маховым движением рук.
Поднимание согнутой ноги вперед.
Полуприседания на полной ступне.
Сгибание и разгибание стоп (сидя на стульчике).
Общеразвивающие, коррегирующие упражнения для рук и плечевого пояса.
И.п.: стоя прямо, ноги слегка расставлены, руки опущены. Руки поднять вперед вверх, потянуться, посмотреть на них («Какие мы большие»). Руки опустить.
И.п: стоя прямо, ноги слегка расставлены, руки опущены.
Руки поднять вверх, потянуться, положить их на пластиковое стекло, проскользить руками вниз с речевым сопровождение
И.п.: то же. Руки поднять в стороны, помахать ими вверх-вниз («Как птица крыльями»). Руки опустить
И.п.: стоя прямо, ноги слегка расставлены, руки согнуты в локтях. Руки выпрямлять вперед и снова сгибать («паровоз»), произнося: «Чух-чух».


2



мяч

3





4



резиновая игрушка
флажки


5
1

Упражнения на развитие мышц рук с речевым сопровождением (стихами)


6
1

Передача движениями рук как качаются деревья. расцветают цветы, падают листья.



7
1

Передача движениями рук как порхают бабочки


8
1

Тренировка опорной функции рук. Опора на кисти рук.


9
1

Тренировка опорной функции рук. Опора на предплечья.


10
1

Игры с предметами на развитие опорной функции рук


11
1

Обучение разгибанию, сгибанию верхних частей туловища без предмета (дотягиваемся до машинки)


12
1

Обучение разгибанию, сгибанию верхней части туловища с предметом ( мягкой игрушкой)
подушка

13
1

Сгибание, разгибание туловища: достаём предметы (книги)
книги

14
1

Обучение поворотам туловища вправо, влево


15
1

Обучение поворотам туловища: вправо, влево


16
1

Сгибание, разгибание ног с помощью учителя


17
1

Сгибание, разгибание ног с помощью учителя


18
1

Упражнение ногами «Ножницы» с помощью учителя


19
1

Упражнение ногами «Ножницы» с помощью учителя


20
1

Поочерёдное однонаправленное движение ног: правая вперёд, левая вперёд


21
1

Упражнение на мяче
гимнастический мяч - фитбол

22
1

Упражнение на мяче для детей с ДЦП см. Приложение
гимнастический мяч - фитбол

23
1

Упражнение на мяче для детей с ДЦП см. Приложение
гимнастический мяч - фитбол

24
1

Броски и приём мякиша мяча.
мякиш - мяч

25
1

Броски и приём мякиша - мяча
мяч

26
1

Упражнение на мяче для детей с ДЦП см. Приложение
гимнастический мяч-фитбол

27
1

Упражнение на мяче для детей с ДЦП см. Приложение


28
1

Упражнение на мяче для детей с ДЦП см. Приложение
гимнастический мяч - фитбол

29
1

Упражнение на мяче для детей с ДЦП см. Приложение
гимнастический мяч - фитбол

30
1

Ползанье на коленях
гимнастический мяч-фитбол

31
1

Ползанье на коленях


32
1

Тренировка ходьбы с опорой на утяжелённый стул
стул

33
1

Тренировка ходьбы. Игра «Найди игрушку»
игрушка

34
1

Катание машинки за верёвочку- тренировка ходьбы совместно со взрослым
машинка

На каждом занятии играем в подвижные игры:
Игры с мякишами- игрушками. (бросаем друг другу, бросаем в ёмкость, прячем); бумажным шариком.
Игры с маленькой подушкой (боксируем, );
Игры с воздушным шаром.
Перетягивание верёвки-каната. палочки.
Игры с мягкими игрушками. (поднимаем, опускаем, составляем);
Танцы под музыку.(Буги-вуги и др.)
















Приложение для урока физкультуры.
Упражнения на мяче для детей с детским церебральным параличом ( с помощью учителя).
И.П. стоя на коленях на полу перед мячом, с опорой рук на мяч. Поочередно, поднимаясь на каждую ногу, встать на обе ноги, прокатиться по мячу вперед и вернуться назад в И.П.
И.П. лежа животом на мяче, руки с опорой на пол. Катание на животе вперед-назад, перебирая по полу руками. Вернуться в И.П.
И.П. лежа животом на мяче, опора на ноги. Круговые вращения на мяче, перебирая по полу ногами – в одну и другую сторону.
И.П. «верхом» на мяче. Качание из стороны в сторону, с поочередной опорой на каждую стопу.
И.П. боком на мяче, опираясь одной рукой на пол. Взрослый поддерживает. Катиться вперед-назад, перебирая опорной рукой по полу.
И.П. лежа спиной на мяче, взрослый поддерживает за руки. Ребенок выполняет подтягивание корпуса вперед с помощью рук. Вернуться в И.П.
И.П. стоя перед мячом. Катание одной ногой мяча, стопа находится сверху. Спину держать прямо. Повторить другой ногой.
И.П. сидя на мяче. Выполнить повороты туловища в стороны. Спина прямая.
И.П. сидя на мяче. Выполнить наклоны в стороны, опираясь поочередно на каждую стопу. 
Для развития опорной функции стоп: рефлекторные упражнения Указательным и средним пальцами захватите ступни, а большим пальцем нажмите на подошву у основания пальцев – это вызывает сгибание стопы. Затем проведите с нажимом по внутреннему краю стопы к пятке и по наружному краю – к мизинцу. Происходит разгибание стопы.









ОБЖ

№ п/п
Количество часов
Дата
Тема урока

1
1

Чистота- залог здоровья.

2
1

Опасные предметы.

3
1

Опасные предметы.

4
1

Формирование умения безопасно сползать с дивана.

5
1

Формирование умения безопасно сползать с дивана.

6
1

Формирование умения безопасно сползать с дивана.

7
1

Горячая батарея – опасность.

8
1

Горячая батарея – опасность.

9, 10, 11
3

Обучение навыку безопасно открывать и закрывать дверь.

12,13,14, 15,16
5

Обучение навыку прямостояния с опорой рук на подоконник.

17,18, 19, 20
4

Обучение навыку прямостояния с опорой рук на инв. коляску.

21,22,23,24
4

Обучение навыку прямостояния на коленях с опорой рук на мяч - фитбол.

25,26,27,28
4

Обучение навыку ползания на коленях с опорой рук на мяч - фитбол.

29, 30,31
3

Обучение навыку пользования носовым платком.

32, 33, 34
3

Обучение выражать жестами и мимикой благодарность (спасибо).


Предполагаемый результат (для учителя):
В результате обучения на уроках ОБЖ ученик должен уметь:
безопасно самостоятельно сползать с дивана;
стоять у подоконника и коляски с подстраховкой взрослого;
стоять на коленях и ползать с опорой на фитбол с частичной помощью взрослого;
выполнять простейшую гигиеническую инструкцию пользования носовым платочком






Контрольные задания для ученика:
I триместр.
Кисточкой самостоятельно оставить след на бумаге.

II триместр
На рисунке самостоятельно пальчиками нанести краску.

III триместр.

Паралоновым тампоном самостоятельно нанести краску на рисунок.






















Рекомендуемая методика для родителей в целях достижения общего результата из книги «Это я».
Имитация базовых движений 
Поднимание рук
Шаг 1: Ребенок сидит напротив вас, руки сложены на коленях, внимание сосредоточено на вашем лице. 
Шаг 2: Стимул. Громко произнесите команду: «Сделай это», - одновременно поднимая свои руки прямо над головой. Если ребенок не хочет повторить ваше движение, вам надо подсказать ему так, чтобы он попробовал это сделать правильно. 
Шаг 3: Подсказка. Повторите команду: «Сделай это», - одновременно поднимая руки, как в шаге 2. После того, как вы покажете, как поднимать руки, сами поднимите руки ребенка за запястья и подержите их у него над головой несколько секунд. Вы можете также попросить ассистента, стоящего у ребенка за спиной, помочь вам (поднять руки ребенка). Также словесная команда «Подними руки» может служить своего рода подсказкой для некоторых детей. Когда ребенок начнет правильно выполнять вашу просьбу, похвалите его или дайте ему в качестве награды что-нибудь съедобное, то, что он любит. Попытайтесь поощрить ребенка в тот момент, когда он стоит с поднятыми руками. 
Шаг 4: Отмена подсказки. Если ребенок не выполняет вашу просьбу в следующей попытке и не поднимает руки прямо над головой без подсказки, описанной в шаге 3, вам необходимо подсказать ему в нескольких следующих попытках, потом попытаться уменьшить количество подсказок, или совсем их прекратить (в следующих 10 попытках). Например, скажите «Сделай это», а затем поднимите руки ребенка так, чтобы они были параллельны и прямо над головой, затем отпустите руки ребенка и сразу же поднимите свои руки над головой. Если ребенок продержит руки поднятыми хотя бы секунду, немедленно поощрите его. Если же он сразу же опустит руки, начинайте все сначала, используя подсказку, описанную в Шаге 3. 
Шаг 5: Если ребенок правильно выполняет задание несколько раз подряд с подсказками, описанными в шаге 4, вам надо постепенно отказываться от подсказок, пока вы не добьетесь своей цели. Скомандуйте «Сделай это», возьмите легонько запястья ребенка, потяните его ручки вверх (не держите их слишком долго), и сразу же поднимите свои руки над головой. Если ребенок удерживает свои руки вверху, подражая вам, даже очень короткое время, сразу же поощрите его. Если же он не отвечает правильно, вернитесь обратно к подсказке, описанной в Шаге 4. 
Шаг 6: Даже если подсказка, описанная в шаге 5, позволяет ребенку отвечать правильно на ваши просьбы, вы в дальнейшем должны постепенно отменять ее. Вместо того, чтобы брать руки ребенка и поднимать их, как это описано в шаге 5, просто подтолкните руки ребенка в нужном направлении вашими пальцами, когда вы начинаете поднимать свои руки вверх. Если ребенок поднимает руки, повторяя движение за вами, сразу же поощрите его и попробуйте в следующей попытке совсем не пользоваться подсказками.
Убедившись в том, что ребенок отвечает правильно при каждой попытке, вы должны постепенно отказываться от подсказок до тех пор, пока он не начнет повторять за вами движения вообще без подсказок. Помните, что от подсказок надо отвыкать постепенно. Ребенок должен правильно выполнить несколько последовательных попыток с одинаковыми подсказками прежде, чем вы уменьшите количество подсказок или совсем откажетесь от них. Если ребенок не выполняет за вами движения, когда вы начинаете уменьшать количество подсказок, вернитесь назад к эффективным и более очевидным подсказкам; таким образом, используйте подсказки, если вы понимаете, что это позволяет ребенку правильно выполнять движения за вами. Однако помните, что более слабые подсказки действуют не так эффективно, как обычные. Очень часто ребенку не нужны настолько явные и подробные подсказки, как вы можете предположить. Ребенок просто не обращает внимание на то, что происходим вокруг него. Одна из самых распространенных характеристик многих детей это то, что они стараются сделать как можно меньше из того, что вы пытаетесь заставить их сделать, если они чувствуют, что этого можно вообще не делать. Итак, будьте строги и конкретны с ребенком, когда выполняете все эти шаги. Переходить к следующему шагу вы можете только в том случае, когда ребенок способен повторить за вами движение без подсказки вообще в серии из нескольких попыток. Критерием выполненности задания считается, если ребенок ответил правильно на 9 заданий из 10, или на 18 из 20.
Следующее движение, которому вы будете учить ребенка, должно быть совершенно непохожим на предыдущее, чтобы ребенок мог четко различать их. Следующим нашим движением будет «Дотрагивание до носа», потому что это совершенно отличается от задачи «Поднимания рук».
Дотронься до носа
Шаг 1: Ребенок сидит напротив вас, его внимание сосредоточено на вашем лице. 
Шаг 2: Побуждение. Скажите «Сделай это», одновременно поднимите свою руку и дотроньтесь до своего носа указательным пальцем. 
Шаг 3: Подсказка. Если ребенок не повторяет за вами правильно и не дотрагивается до своего носа, или он делает ошибку при поднимании рук (это тоже может быть), вам необходимо начать серию подсказок, в зависимости от того, что делает ребенок. Например, если ребенок совсем не реагирует на вашу просьбу, вы должны словами скомандовать «Сделай это», одновременно с этим взять одну руку ребенка, дотронуться ей до его носа, подержать ее недолго, одновременно с этим другой своей рукой дотронуться до кончика своего носа. После этого сразу же похвалите ребенка за то, что он хорошо выполнил задание. 
Если ребенок в ответ на просьбу просто поднимает руки, вы должны сказать «Нет» громко и отчетливо, чтобы стало ясно, что ребенок пока еще не способен внимательно слушать и понимать, что происходит вокруг него и что он него требуют. После того, как вы произнесли слово «Нет», не смотрите на ребенка 5 секунд, а потом начинайте следующую попытку. Скажите «Сделай это», и подскажите ребенку так, как мы описывали в этом шаге. 
Шаг 4: Постепенная отмена подсказки. Вы должны постепенно отказываться от всех подсказок, если чувствуете, что ребенок способен выполнить вашу просьбу (дотронуться рукой до кончика собственного носа) без всяких подсказок. Например, после использования в нескольких попытках подсказок, описанных в Шаге 2, постарайтесь отменить их таким образом, что просто направьте руку ребенка к носу, а потом отпустите ее и дождитесь, пока он сам дотронется до носа. Если ребенок задержит свою руку на носу хотя бы на несколько секунд, громко похвалите его за хорошее выполнение задания. Если он сразу же опустит руку, снова используйте подсказку, описанную в Шаге 2. Как только ребенок начнет правильно выполнять задание с ослабленной подсказкой, старайтесь в нескольких следующих попытках все больше и больше ослаблять подсказки. После нескольких удачных попыток на этом уровне, постарайтесь еще больше ослабить подсказку. Например, вы можете просто потянуть руку ребенка с коленей по направлению к голове. Если ребенок дотронется до кончика носа, похвалите его за это, и попробуйте вообще обойтись без подсказки. Если же следующая попытка окажется неудачной, вернитесь на шаг назад к более очевидной подсказке.
 
Введение случайных повторений
Когда ребенок начнет выполнять задания близко к норме (правильно выполнены 9 из 10 последовательных попыток или 18 из 20), с этими двумя действиями, о которых мы говорили выше – поднимание рук и касание кончика носа – начинайте чередовать задания. Произвольное чередование действий имеет важное значение. Повторяйте движения в произвольном порядке, потому что ребенок может запомнить последовательность действий (например, поднял руки, дотронулся до носа, затем снова поднял руки, и опять дотронулся до носа, и т.д.), и тогда вам трудно будет понять, действительно ли он научился имитировать ваши движения.
Обучение стоянию на коленях
Особо надо остановиться на овладении больным правильным стоянием на коленях, как чрезвычайно важным этапом подготовки к стоянию и ходьбе. Правильное соотношение в расположении частей тела при этом является основой для работы над осанкой в положении стоя.
При обучении стоянию на коленях нужно предусмотреть следующие основные моменты: 1) равномерная опора на обе нижние конечности; 2) обучение вертикальному положению бедер, туловища, головы; 3) тренировка устойчивости.
Обучение равномерной опоре на обе нижние конечности должно проводиться одновременно с правильным расположением всех частей тела. Если ребенок привык в положении сидя держать прямо голову и туловище, то значительно легче избежать наклона туловища вперед, стоя на коленях.
Упражнения при этом вначале даются с опорой рук, с поддержкой, причем, по мере освоения больным определенного положения, желательно изменять условия опоры и степень страховки.
Одновременно надо уделять внимание коррекции неправильных положений отдельных частей тела и особенно - постановке таза и бедер. При этом не только рекомендуется исправление позы, но и применение стимулирующих для сокращения мышц приемов, как штрихование, пощипывание и др. Особенно это важно для сокращения ягодичных мышц и мышц живота. Для большей устойчивости ребенка в этом положении можно прибегать к фиксации его голеней каким-либо грузом (мешки с песком и пр.).
Для сохранения среднего положения стопы, а также во избежание неприятных ощущений при нагрузке на колени на жестком полу рекомендуется подстилать подушку, матрасик и др. При этом надо ставить ребенка на колени так, чтобы стопы были опущены за край подстилки, не касаясь пальцами пола.
По мере усвоения больным правильной позы на коленях нужно уменьшать опору рук и постепенно переходить к свободной стойке без всяких поддержек. При этом можно использовать положение с опорой на палку или, при наличии широкой опоры, дать задание постучать по ней руками, поднимая их все выше и выше, или похлопать в ладоши над опорой и т. д.
Затем рекомендуется использовать опору сбоку, так чтобы ребенок в случае потери равновесия мог быстро за нее взяться. Когда исходное положение стоя на коленях без опоры освоено, то надо давать упражнения в этом исходном положении с движениями рук, головы, туловища, а также соответствующие упражнение с предметами (палка, мяч, обруч и т. п.).
Тренировка устойчивости может проводиться разными способами. Один из них - это перемены положения тела при переходах из положения стоя на четвереньках, сидя в положение стоя на коленях с применением различных поворотов и пр. Эти задания по мере возможности могут даваться на скорость выполнения, на определенное число счетов и т. д.
Второй способ - это обучение вставанию на одно колено с различным положением и движением рук, с использованием разных предметов. Это является подготовкой к вставанию с колен в положение стоя. Такая задача сама по себе очень важна для дальнейшего развития двигательной сферы ребенка, так как при этом он научается перемещать центр тяжести тела вверх и вниз и сохранять равновесие, выполняя все движения при уменьшенной и асимметричной опоре.
Одновременно должна вестись работа над обучением переносу центра тяжести тела с одной ноги на другую при выполнении боковых шагов, шагов вперед и назад на коленях.
Эти упражнения могут производиться перед удлиненной опорой в виде бруса, гимнастической стенки и т. д. на ковре, являясь подготовительными к обучению ходьбе. При этом очень важно чтобы ребенок продолжал сохранять правильное расположение частей тела. Поэтому такое задание может быть дано как одно из конечных. Для совершенствования устойчивости рекомендуются также упражнения с сохранением положения стоя на коленях при толчках в разные стороны.


Рекомендуемые игры для родителей на домашнее задание:
«Дарики, дарики»
Ай да комарики!(большой, указательный и средний пальцы собираем щепоткой)
Вились, вились, (вращательные движения руками с собранными щепоткой пальцами)
В носик вцепились! (стучим пальчиками по носику)
В щечки вцепились! (стучим пальчиками по щекам)
В ушки вцепились! (стучим пальчиками по ушкам)
В волоски вцепились! ( стучим пальчиками по волосам)
В коленки вцепились! (стучим пальчиками по коленкам)
– Закусали нас комарики. Давайте их прогоним:
– Кыш-кыш-кыш! (выпрямит руки, пальцы растопырить в стороны)
Улетели комарики! (шевелить всеми пальчиками)

Здравствуй, пальчик!
Здравствуй, пальчик, выходи, (взрослый берет  поочередно пальчики ребенка, начиная с большого)
На Данила (называете имя ребенка) погляди.
Вот твоя ладошка – наклоняйся, крошка. (Касаетесь пальчиком ладошки.)
Вот твоя ладошка – поднимайся, крошка. (Выпрямляете пальчик.)
Затем берете следующий пальчик и повторяете то же самое. И так со всеми десятью пальчиками


Кто проснулся?
С добрым утром, глазки!
Вы проснулись? (погладить глазки указательными пальцами)
С добрым утром, ушки!
Вы проснулись? (ладонями помассировать уши)
С добрым утром, ручки! Вы проснулись? (умывающие движения рук)
С добрым утром, ножки!
Вы проснулись? (похлопать ладонями по коленкам)
С добрым утром, солнце!
Я проснулся! (вытянуть руки вверх)











Учебно-методическое обеспечение:
Список литературы для учителя:
1.И.Б. Малюкова «Абилитация детей с церебральным параличом. Массаж и самомассаж»; «Абилитация движений детей с церебральными параличами. Формирование движений» 2011г.
2.И.Ю. Левченко «Технология обучения и воспитания детей с нарушениями дефекта и опорно – двигательного аппарата».

Список литературы для учащихся:
Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Букварь для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва "Просвещение", 2006.
Художественные книги:. русские народные сказки «Репка». «Теремок», «Петушок- золотой гребешок», «Три медведя», «Лисичка со скалочкой», «Потешки», Ирина Гурина «Вот как мы играем», Владимир Степанов «Как живёте? Что жуёте?», «Загадочная история» «Каравай»; сказки Чуковского «Мойдодыр», «Муха-цокотуха» ,» Федорино горе», Борис Заходер «Мишка-Топтыжка», В. Степанов «Почему не спят котята?», Сергей Михайлов «Распорядок дня», «Весёлый огород»,»Волшебный сад», «Моя семья», «Умываются зверята».
Тетрадь дошкольника. Учимся произносить и различать слово: логопедические игры и упражнения. (Автор-составитель: О.П. Гостева.-Волгоград:Учитель,2010 г.)
4.Альбом «Грамотейка» из серии «Умные книжки» для детей 3 л

Создание образовательной среды:
Пирамидки.
Прищепки.
Камешки.
Различные крупы.
Мякиши (мячики, кубики разных размеров).
Геометрическое ассорти (цветное).
Большой мяч – физбол.
Большой валик матрасный.
Мозаика.
Погремушки, светящиеся палочки.
Куклы (большая и маленькая).
Мягкие игрушки.
Машинки разных размеров.
Деревянные сборные конструкторы.
Простые пластмассовые конструкторы для малышей.
Альбомы.
Книжки – раскраски для рисования кисточкой.
Раскраски для пластилиновых картинок.
Доска для рисования маркером.
Фломастеры.
Мелки.
Краски акварельные, пальчиковые.
Пластилин.
Цветные карандаши.
Предметные картинки.






Заголовок 315