План-конспект к уроку НВП огневая подготовка Ручные гоанаты

«Утверждаю»
Директор _________________
_________________
     (подпись, дата)
ПЛАН – КОНСПЕКТ
проведения занятия
ГЛАВА: IV       ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА
ЗАНЯТИЕ: 10 (§ 10.) Ручные гранаты.
ЦЕЛЬ: Изучить с учащимися назначение, боевые свойства и устройство ручных осколочных гранат.
 
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 
Гранаты и их назначение.
Боевые свойства и устройство ручной осколочных гранат РГД-5, Ф-1
     3) Обращение с гранатами, уход за ними и сбережение.
ВРЕМЯ: 45 минут.
МЕСТО:  Кабинет НВП.
МЕТОД: Рассказ.  Применение методов и приемов технологии интерактивного обучения, информационно-коммуникативного обучения, креативного мышления: схема «Фишбоун», кластеры, «Блиц-опрос», диаграмма «Венна», перфокарты.
 
РУКОВОДСТВО и ПОСОБИЕ: Учебник НВП; учебно-методическое пособие по НВП.
МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:  презентация «Ручные гранаты»
ХОД ЗАНЯТИЯ
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Учебные вопросы, время на их отработку

Действие руководителя

Действия обучаемых

1
2
3

Вводная часть
10 минут
   Принимает рапорт командира взвода, (отделения, дежурного) поверяет наличие обучаемых и их внешний вид, их материальное имущество, приготовленное к уроку. 
Проверка домашнего задания: Автомат и пулемет Калашникова
1.Уважаемые курсанты у вас на столах лежат листы с диаграммой Венна, которую необходимо заполнить. Диаграмма Венна выглядит, как две сферы соединенные между собой ваша задача в центр вписать свойства, которые характерны АК и РПК, а по краям записать различия между ними.
На это задание вам дается 3 минуты. 
Обменяйтесь диаграммы и проверьте друг друга.
2.Продолжаем проверку домашнего задания «Блиц-опросом» я вам задаю вопрос, а вы быстро даете ответ. Если вы не можете ответить на данный вопрос. Отвечаете: затрудняюсь ответить.
Заслушивает ответы на поставленные контрольные вопросы.  
Курсанты перед тем, как мы приступим к новой теме, давайте с вами пополним наш словарный запас новыми военными терминами на казахском языке:
Граната- жарылCыш
Взрыв- жарылыс
Безопасность-Kауіпсіздік
Наступление- шабуыл
Оборона-KорCаныс
Делая вывод из данной терминалогии? Как вы думаете о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке:
Объявляет тему и учебную цель занятия, переходит к первому учебному вопросу.
Отвечают на поставленные учебные контрольные вопросы, записывают тему и учебную цель занятия

1-й учебный вопрос 
10 минут
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
   Ручные осколочные гранаты (рис. 72) предназначаются для поражения осколками живой силы противника в ближнем бою (при атаке, в окопах, убежищах, населенных пунктах, в лесу, в горах и т. п.). Рис. 72. Общий вид ручных осколочных гранат:  РГД-5: РГН, РГО;  Ф-1. 
Ребята на ваших столах лежат кластеры, которые вы должны заполнить в течении урока. Поэтому будьте очень внимательны.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
На вооружении армии Казахстана состоят:
-ручная граната РГД-5;
- ручная граната РГН;
ручная граната РГО
- ручная граната Ф-1.
   В зависимости от дальности разлета осколков гранаты подразделяются нанаступательные и оборонительные. 
Ручные гранаты РГД-5 и РГН относятся к наступательным,  граната Ф-1, РГО - оборонительные.
Слушают преподавателя – организатора НВП, основные моменты конспектируют в тетрадь.



2-й учебный вопрос 
10 минут

Устройство гранаты.
   Сейчас  курсант Малиновская должна повернуться к остальным курсантам и вы будете работать в группе. Вы должны открыть учебник на странице 214 и по нему составить схему «Фишбоун». Основой для вашей схемы будет вот этот рыбий скелет.  В голове этого скелета написан проблемный вопрос по которому вы будете работать. В настоящий момент проблемным вопросом для нас является строение гранаты. На косточках схемы вы должны написать все составные части гранаты. А в хвосте вы должны подумать и сделать вывод: что будет с гранатой если хотя бы одна из частей будет неисправна и чем это грозит человеку?
   Ручная осколочная граната РГД-5  дистанционного действия, предназначена для поражения живой силы противника в наступлении и в обороне. Метание фанаты осуществляется из различных положений при действиях в пешем порядке и на бронетранспортере (автомобиле). Радиус разлета убойных осколков фанатыоколо 25м. Средняя дальность броска гранаты - 40 - 50 м. Масса снаряженной фанаты 310г. Время горения замедлителя запала-3,2 - 4,2 с.  состоит из корпуса с трубкой для запала, разрывного заряда и . запала. Корпус фанаты предназначен для размещения в нем разрывного заряда, трубки для запала, а также для сбора осколков при взрыве фанаты. Он состоит из двух частей - верхней  и нижней.
   Верхняя часть корпуса состоит из внешней оболочки, называемой колпаком, и вкладыша колпака. К верхней части с помощью манжеты присоединяется трубка для запала. Трубка служит для присоединения запала к фанате и для герметизации разрывного заряда в корпусе. Для предохранения трубки от загрязнения в нее ввинчивается пластмассовая пробка. При подготовке гранаты к метанию вместо пробки в трубку ввинчивается  запал. Нижняя часть корпуса состоит из внешней оболочки, называемой поддоном, и вкладыша поддона.
   Ручная осколочная граната Ф-1 дистанционного действия, предназначена для поражения живой силы преимущественно в оборонительном бою. Метать гранату можно из различных положении и только из-за укрытия, из бронетранспортера или танка (самоходно-артил-лерийской установки). Радиус разлета убойных осколков при взрыве гранаты около 200 м. Средняя дальность броска гранаты - 35 - 45 м. Масса снаряженной гранаты 600 г. Время горения замедлителя запала-3,2 -4,2 с.  
Ручная осколочная фаната Ф-1  состоит из корпуса, разрывного заряда и запала. Корпус предназначен для размещения разрывного заряда и запала, а также для образования осколков при взрыве гранаты. Корпус гранаты чугунный с продольными и поперечными бороздками, по которым граната обычно разрывается на осколки. В верхней части корпуса имеется нарезное отверстие для ввинчивания запала. При хранении транспортировке и переноске гранаты в это отверстие ввернута пластмассовая пробка.
  А сейчас давайте с вами вернемся к нашим кластерам, которые вы должны были уже закончить заполнять. Поменяйтесь кластерами и проверьте друг друга.
Слушают преподавателя – организатора НВП, основные моменты конспектируют в тетрадь.

3-й учебный вопрос 
10 минут
  Сейчас мы с вами приступим к третьему вопросу:  Обращение с гранатами, уход за ними и сбережение.
Гранаты поступают в войска в деревянных ящиках, причем фанаты, рукоятки и запалы укладываются отдельно в металлических коробках. Для вскрытия коробок имеется нож. На стенках и крышке ящика есть маркировка, в которой указываются: количество фанат в ящике, их масса, наименование фанат и запалов, номер завода-изготовителя, номер партии фанат, год изготовления и знак опасности. Все запасы гранат и запалов, кроме носимых, надо хранить в заводской упаковке. Солдаты переносят гранаты в специальных сумках (рис. 80). Запалы помещаются в них отдельно от гранат, при этом каждый запал должен быть завернут в бумагу или чистую ветошь. В танках (бронетранспортерах, самоходно-артиллерийских установках) гранаты и отдельно от них запалы укладываются в сумки. Перед укладкой в сумку и перед заряжанием фанаты и запалы осматриваются. При осмотре надо обращать внимание на то, чтобы корпус гранаты не имел глубоких вмятин и проржавления; трубка для запала не была засоренной и не имела сквозных повреждений; запал был чистым и не имел проржавления и помятостей; концы предохранительной чеки были разведены и не имели трещин на изгибах.Запалы с трещинами или с зеленым налетом к применению непригодны. Необходимо оберегать гранаты и запалы от сильных толчков, ударов, огня, грязи и сырости. Если гранаты были загрязнены или подмочены, то при первой же возможности их надо тщательно обтереть и просушить на солнце или в теплом помещении, но не около огня. Просушивать гранаты нужно обязательно под наблюдением. Гранаты, хранящиеся в сумках длительное время, должны периодически осматриваться. Неисправные гранаты и запалы сдаются на склад для уничтожения. Заряжать гранату (вставлять запал) разрешается только перед ее метанием. Боевые гранаты выдаются солдатам, только обученным обращению с ними. Разбирать боевые гранаты и устранять в них неисправности, переносить гранаты вне сумок (подвешенными за кольцо предохранительной чеки), а также трогать неразорвавшиеся гранаты запрещается. Для изучения устройства гранат, приемов и правил их метания пользуются учебными, учебно-имитационными гранатами и плакатами. К метанию боевых гранат допускаются солдаты, успешно выполнившие упражнения по метанию учебных и учебно-имитационных гранат. При обучении метанию боевых гранат необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:
1) обучаемые должны быть в стальных шлемах;
2) перед заряжанием осмотреть гранаты и запалы; в случае обнаружения неисправностейдоложить командиру;
3) метание осколочной оборонительной и противотанковой гранат производить из окопа или из-за укрытия, не пробиваемого осколками, под руководством офицера;
4) при метании одним обучаемым нескольких каждую последующую гранату бросать не менее чем через 5 с после взрыва предыдущей;
5) если граната не была брошена (предохранительная чека не вынималась), то разряжать ее можно только по команде и под непосредственным наблюдением командира;
6) вести учет неразорвавшихся гранат и отмечать места их падения красными флажками; по окончании метания неразорвавшиеся гранаты уничтожить подрывом на месте падения согласно правилам, изложенным в Руководстве по хранению и сбережению артиллерийского вооружения и боеприпасов в войсках; подрыв гранат (запалов) организовывает командир части;
7) район метания ручных гранат оцеплять в радиусе не менее 300 м;
8) личный состав, не занятый метанием гранат, отводить в укрытие или на безопасное удаление от огневого рубежа (не ближе 350 м);
9) исходное положение для метания гранат обозначать белыми флажками, огневой рубежкрасными;
10) пункт выдачи гранат и запалов оборудовать в укрытии не ближе 25 м от исходного положения.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
№ вопроса
Верно 
Неверно 

1.
+


2.

+

3.

+

4.
+


5.

+

6.
+


7.

+

8.

+

9.
+


10.

+


Слушают преподавателя – организатора НВП, заполняют «перфокарту»

Заключи - тельная часть
5 минут
Ну и в завершении нашего занятия я вам предлагаю написать и отправить мне, как вашему руководителю «Боевой листок» на котором укажите понравился  ли вам урок и чему бы вы хотели уделить внимание на следующем уроке. Ребята давайте с вами подведем итог нашего урока: обратите внимание на нашу цель, которую мы поставили перед собой в начале урока,  как вы думаете мы достигли этой цели? 
Домашнее задание:  составить кластер по назначению и боевым свойствам гранат РГН и РГО стр 218-221.
Оценки за урок:
Урок закончен всем встать! Сауболыныздар курсант мырзалар!
Записывают домашнее задание

                                                                                                             Руководитель занятия:   _______________
                                                                                                                             (подпись, дата)

15