Урок на тему: Чрезвычайные ситуации военного времени. Ядерное оружие. Поражающие факторы

Преподаватель дисциплины
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Петров Иннокентий Евтропьевич

Тема урока: Чрезвычайные ситуации военного времени.
Ядерное оружие. Поражающие факторы.

Цели урока:
Учебная: Ознакомить учащихся с ядерными оружиями с его последствиями и правилам поведения при ядерной атаке. Привить учащимся I и II уровень усвоения.
Воспитательная: Ознакомить с правилами поведения учащихся в военное время с сигналами оповещения по ГО (КЧС) морально - психологический фактор в ч/с
Развивающая: Развить способности учащихся к предложением и анализу прошедшей исторической эпохи.
Дидактическое оснащение урока: Тупикин Е.И. «Тематический контроль по курсу ОБЖ» М -2000 «Интеллект - центр» В.Д. Заруминский «Безопасность жизнедеятельности ЧС » М-2006 Издание «Экзамен», Ю.П. Засядько «ОБЖ поурочные планы» Волгоград – 2004 г. Издание учитель – АСТ Видеофильм: «Хиросима», дидактический материал: ДВД проигрыватель, телевизор, противогазы.

План урока
Организационная часть – 2 минут
Повторение пройденного материала – 3 минут
Просмотр видеофрагмента из кинофильма «Хиросима»- 10 минут
Изложение нового материала с мотивацией урока – 15 минут
Закрепление пройденного материала – 3 минут
Игровой момент – 10 минут
Подведение итогов урока- 2 минуты
ХОД УРОКА

Повторение пройденного материала. Ответы на вопросы по пройденной теме:
Перечислите негативные факторы природного характера.
Перечислите негативные факторы антропогенного характера?

Изложение нового программного материала.
Ядерным называется оружие, поражающее действие которого основано на использованием внутриядерной энергии, освобождающейся при ядерном взрыве.
Мощность ядерного взрыва составляет от 100 до миллиона тонн в тротиловом эквиваленте.
Тротиловый эквивалент это количество тротила (в.в.) в тоннах при взрыве которого выделяется такое же количество энергии, что и при ядерном взрыве.
Ядерное оружие к месту взрыва доставляется ракетами, авиацией и артиллерией.
Взрывы подразделяются на воздушный (Хиросима), подземный (испытания), подводный, надводный и наземный. Имеют 5 поражающих факторов:
ударная волна;
световое излучение
проникающая радиация
электромагнитный импульс.
Ударная волна- это область сильно жатого воздуха движущегося со сверхзвуковой скоростью до 330 м/с сметая все на своем пути. Для сравнения скорость урагана 30 м/с.
Световое излучение- это мощный поток видимого света и близких к нему по спектру УФ и ИК лучей. Скорость распространения - несколько секунд. Степень поражающего действия нагрев вызывает пожары, ожоги. В Хиросиме 70% жертв было поражено возникшим огненным ураганом.
Проникающая радиация - представляет собой поток Гамма – лучей и нейтронов, испускаемых в течение 15-25 секунд с момента взрыва. Поникающая радиация ионизируя ткани человека, вызывает лучевую болезнь, тяжесть которой обуславливается величиной поглощенной дозы. Измеряется в радах или бэрах. При одноразовом общем облучении в течении непродолжительного времени человек легко переносит дозу в 50 рад. Доза в 100 рад и выше вызывает лучевую болезнь. Доза в 600 рад смертельно.
Радиоактивное заражение происходит в результате оседания из облака, образовавшегося при ядерном взрыве, радиоактивной пыли, содержащей продукты деления урана (плутония). Выпавшие на землю радиоактивные вещества образуют зоны Р.З. местности, интенсивность которого зависит от направления ветра и близости к эпицентру взрыва. От попадания радиоактивной пыли в дыхательную систему защищает противогаз. Практическое надевание противогаза учащимися. ОЗК – общезащитный комплект применяется в войсках, другие виды защиты от ядерного оружия (бомбоубежище, блиндажи, подполье, объекты ГО, и другие).
В 1986 году была авария на чернобыльской АЭС прибывшие первыми пожарники почувствовали металлический привкус во рту, покалывание и пощипывание открытых частей тела (лица и рук). Все они получили смертельные доза облучения.
Возможными последствиями глобальной ядерной войны на земле ученые считают.
Изменение климата – экологическая катастрофа.
Ядерная зима – недостаток пищи вызовет голод. Длится на несколько сезонов.
Всеобщее облучение вызовет ослабление иммунитета населения, это послужит толчком для распространения инфекций.
Оставшиеся в живых после ядерной войны люди погибнут в страшных мучениях от голода и болезней.
Экстремальными – называют такие ситуации, в которых опасность столь велика, что человек нередко оказывается неспособен действовать правильно, с учетом реальной обстановки. Чувство страха у неподготовленных людей вызывает неадекватные реакции от состояния тревожности до развития страха, стресса и паники.
Страх - это нормальная реакция индивидуума на ненормальные, чрезвычайные обстоятельства. У человека подготовленного, к действиям в ч/с время преодоления растерянности неорганизованности и паники значительно быстрее, чем у человека неподготовленного, у которого сохраняется длительное бездействие, суетливость, что стимулирует развитие психических расстройств (до истерики или наоборот до полной апатии).
Морально-психологический фактор это человеческий фактор в той или иной экстремальной ситуации. Здесь главное не дать себя деморализовать, дезорганизовать, чтобы сохранить трезвую оценку обстановку, твердость духа и воли (мораль). Психологическая подготовка – формирование психологической устойчивости, позволяющей проявить лучшие стороны личности в Э.У. (самообладание, мужество, отвагу, помощь и.т.д.)
III. Показ видеофильма «Ядерный взрыв над Хиросимой в августе 1945года»
IV. Закрепление:
Назовите поражающие факторы ядерного взрыва?
Защита от ядерного оружия?
V. Игровой момент урока.
VI. Домашнее задание:
Каковы последствия ядерного конфликта. Конспект.
Как я себя подготовлю психологически в случае экстремальных ситуаций. Проектирование.
VII. Итоги урока.
15