Рабочая программа по предмету Изобразительное искусствоСавенкова Л.Г., Ермолинская Е.А.,
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство»
на первой ступени обучения (1-4 класс)
Содержание
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА........................................................................................................................................................................ 2
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА.................................................................................................................................................................................. 2
КОНЦЕПЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ.................................................................................................................................................................... 3
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ....................................................................................................................... 6
КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ................................................................................................................................................................. 10
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА............................................................................................................................................................ 11
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.................................................................................................................19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................................................................................................................. 20
ПРИЛОЖЕНИЕ (КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ )
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по изобразительному искусству составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего
образования по предметной области «Искусство» для 1- 4 классов, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации и программ «Изобразительное искусство» для 1- 4 класса, авторы
Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., изд. Вентана-Граф
Согласно федеральному базисному образовательному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования отводится 134 часа из расчета 1 час в неделю с 1 по 4 класс.
В учебном плане МОУ – Гимназии №2 на изучение изобразительного искусства отводится 134 часа из расчета 1 часа в неделю (1 класс 33 часа, 2 класс 34 часа, 3 класс 34 часа, 4 класс 34 часа).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяются нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного
пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышлении, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности.
Доминирующее значение имеет направленность программы на развитие эмоционально - ценностного отношения ребенка к миру. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельность и проблемный подход в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроке, будет поддерживать интерес учащихся к художественному творчеству.
Программа содержит некоторые ознакомительные темы, связанные с компьютерной грамотностью. Их задача - познакомить учащихся с компьютером как средством создания изображения, не заменяющим, а дополняющим другие средства.
Цели курса:
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле;
воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
развитие воображения, желания и умения подходит к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
овладение элементарной художественной грамотой;
формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно - творческой деятельности, разными художественными материалами;
совершенствование эстетического вкуса.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
формирование навыков работы с различными художественными материалами.
КОНЦЕПЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ
Определяющие характеристики данной программы интеграция искусств и полихудожественное развитие школьника. Структура, содержание, основные положения творческого развития ребёнка, учебные задачи, виды и формы работы с детьми, а также педагогические и методологические подходы программы опираются на концепцию образовательной области «Искусство», разработанную Б.П. Юсовым в Учреждении РАО «Институт художественного образования».
Данная программа учитывает опыт и современные направления педагогики в области художественного образования школьников, научно-методические концепции, технологии обучения, а также изменения культурного пространства России, появление новых имён и тенденций в искусстве.
Особое внимание в программе уделяется самостоятельной художественно-творческой деятельности школьников, восприятию ими произведений разных видов искусства. В основе преподавания предмета «Изобразительное искусство» лежит единство обучения и воспитания, взаимодействие с образовательными дисциплинами. Программа полихудожественного развития учащихся опирается на следующие принципы:
Духовное возвышение ребёнка. Важно воспитывать у детей духовные потребности и интересы; развивать возвышенные чувства, возникающие при восприятии произведений искусства и творческих достижений художественной культуры; развивать умение любить и ценить культурное наследие родной страны и народов мира.
Действие, радость, увлечение школьников работой. Художественное творчество должно вызывать у детей чувство радости и желание участвовать в коллективном творческом проекте. Такая форма работы учит детей взаимодействовать между собой, свободно высказывать своё мнение, творчески и неординарно мыслить.
Живое общение с искусством. Необходимо приобщать детей к художественному слову, живой музыке, знакомить с оригиналами произведений изобразительного искусства. Творческий продукт, по возможности, должен рождаться на глазах у детей, в том числе создаваться их собственными силами, их руками.
Освоение разнообразных сторон жизни окружающего мира(природа, животные, архитектура, произведения искусства). Важно дать детям представление о многообразии мира, показать связь природных условий, в которых живут разные народы, с их
жизненным укладом, духовными ценностями, архитектурой, искусством.
Опора в обучении на региональный компонент. Выстраивая учебно-информативный материал урока и планируя творческие задания, педагогу следует учитывать особенности того региона, в котором живут учащиеся, географические, национальные, культурно- исторические.
Реализация полихудожественного, интегрированного подхода. Полихудожественный подход и интегрированные формы организации занятий развивают у школьников интерес к искусству, обогащают их эмоциональный опыт. Родство разных видов искусства помогает учащимся лучше прочувствовать и понять художественное явление, развивает умение переносить художественный образ одного искусства на язык другого, создавать свой художественный образ.
Сенсорное насыщение представлений и действий детей. Детские представления нередко односторонни и разрозненны, основываются на механическом запоминании, страдают словесно-логическим формализмом. Дети могут сказать и назвать, но не всегда умеют прочувствовать и сделать. Ведь ребёнок в первую очередь чувствует. Структура занятия, учебный материал, практическая творческая деятельность должны дать учащимся возможность научиться воспринимать действительность во всей полноте с помощью разных чувств зрения, слуха, обоняния, осязания.
Раскрытие разных сторон жизни искусства. Любая творческая деятельность включает три составляющие:
1) исполнительская, техническая, механическая стороны искусства, основанные на многократном повторении, тренинге, на учении, расчете;
2) творческая, образная, неожиданная, требующая выразительности и индивидуальности, одухотворения и фантазии, изобразительности, живого внимания и тонкой наблюдательности;
3) самостоятельная жизнь произведения искусства, которая в историческом и культурном наследии определяет сферу
«экологиикультуры».
Активное творчество учащихся. Развитие творческих способностей у ребёнка происходит только при его активной художественной деятельности. На это направлены предлагаемые в программе задания, основанные на социоигровых методах работы (художественных действиях с формой, пространством, цветом, звуком, словом), при условии сотворчества учителя и учащихся.
Принцип целостности. Это ведущий принцип, который предусматривает систематическое развитие у школьников способности художественно-образного восприятия произведений искусства и создания художественного образа в собственных
творческих работах.
Искусство в школе выступает условием и механизмом познания мира детьми в процессе активного творчества. Содержание художественного образования в школе должно опираться на возрастные и психические особенности младших школьников, на присущие возрасту формы мышления: художественно-образные, художественно- действенные, логические.
Методическая основа преподавания предмета «Изобразительное искусство»:
опора на практическую деятельность ребёнка и возвышение её до уровня творчества;
подход к преподаванию как живому, образному процессу, чутко реагирующему на внутренний мир ребёнка конкретного возраста (субъективный фактор), внешние социальные и культурные изменения (объективный фактор);
проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и в мир отношений человека и природы;
активизация проектных форм мышления как основы укрупнения педагогических задач развития.
Интегрированный подход в художественном образовании младших школьников предоставляет учителю свободу творческого поиска, самостоятельность в раскрытии темы, постановке задач, выстраивании учебного материала, выборе художественных средств и форм работы с детьми. Предлагаемые в программе примерные задания ориентируют педагога на разработку своих учебно-творческих заданий, форм и видов работы, структура, образовательные задачи, принципы организации обучения, темы заданий и учебно-методический материал программы «Изобразительное искусство» исходя из индивидуальных особенностей учащихся. Обучение эффективно только в том случае, если дети увлечены работой, если оно доставляет им радость. Уроки изобразительного искусства следует выстраивать таким образом, чтобы вызвать у школьников желание заниматься творческой деятельностью, познавать мир в художественно-образной форме.
В основе учебников лежит системно-деятельностный (компетентностный) подход, который предполагает формирование и развитие определённых качеств личности, что соответствует требованиям, предъявляемым к общему содержанию предмета «Изобразительное искусство» («знаниевый» компонент):
воспитание толерантности и уважения к другим культурам и народным традициям (с учётом многонациональной России);
развитие желания знакомиться с произведениями искусства и активно проявлять себя в творчестве (мотивация);
общекультурное и личностное развитие учащегося; формирование графической грамоты и учебных действий, обеспечивающих успешное усвоение содержания предмета (практика и восприятие);
воспитание познавательной культуры в разных видах изобразительной деятельности (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное и народное искусство) в соответствии с возрастными возможностями учащихся; духовно-нравственное и интеллектуальное воспитание в условиях интегрированного обучения и полихудожественного воспитания;
воспитание патриотических чувств, развитие желания осваивать национальные традиции;
развитие основ научных знаний об окружающей действительности и искусстве, о взаимосвязях объектов;
совершенствование индивидуальных способностей;
формирование умения планировать свою деятельность и культуру труда; развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства, эстетического кругозора, эстетической культуры личности, интереса к художественной культуре; формирование умения оценивать с художественной точки зрения произведения искусства.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»
Личностные результаты:
целостное, гармоничное восприятие мира;
интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;
умение формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;
способность выражать свои чувства, вызванные состоянием природы;
способность различать звуки окружающего мира (пен птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, жужжание насекомых, уличный гул, различные звуки машин, голоса люде в доме, в школе, в лесу);
представление о том, что у каждого живого существа своего жизненное пространство;
самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов;
умение доводить работу до конца;
способность предвидеть результат своей деятельности
адекватная оценка результатов своей деятельности;
способность работать в коллективе;
умение работать индивидуально и в малых группах;
готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение.
Метапредметные результаты:
постановка учебной задачи и контроль её выполнение (умение доводить дело до конца);
принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения;
самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;
самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов;
умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;
умение применять приобретённые знания по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин;
умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;
умение проводить самостоятельные исследования;
умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;
умение находить нужную информацию в Интернете;
участие в тематических обсуждениях и выражение своих предложений;
умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым (логическим) содержанием;
обогащение словарного запаса, развитие умения описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе;
умение пересказывать небольшие тексты (сказки, рассказы), вычленять сюжет, сочинять собственный сюжет, создавать мини-рассказы по своему сюжету;
понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного (в музыке, литературе, народной речи, разных видах и жанрах искусства);
умение сопоставить события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различного между ними;
умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.
Предметные результаты:
сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснить это на доступном возрасту уровне;
умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания;
умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;
способность обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;
умение высказывать предположения о сюжете по иллюстрации (самостоятельное развитие сюжета), рассказыватьо своём любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;
умение фиксировать своё эмоциональное состояние, во; во время восприятия произведения искусства;
сформированность представлений о природном пространстве и архитектуре разных народов;
сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знаний архитектурных памятников своего региона, их истории;
активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;
понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества;
понимание зависимости народного искусства от природ] пых и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрением народа;
умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;
умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;
умение развивать предложенную сюжетную линию (сочинение общей сказки, пьесы и т. п.);
сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;
умение выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального; хореографии, литературы), понимать специфику выразительного языка каждого из них;
умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;
умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;
умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;
умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.
Выпускник научится:
создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
использовать выразительные средства изобразительного искусства цвет, свет, колорит, ритм, линию, пятно, объём, симметрию, асимметрию, динамику, статику, силуэт и др.;
работать с художественными материалами (красками, карандашом, ручкой, фломастерами, углём, пастелью, мелками, пластилином, бумагой, картоном и т. д.);
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, пользоваться возможностями цвета (для передачи характера персонажа, эмоционального состояния человека, природы), смешивать цвета для получения нужных оттенков;
выбирать средства художественной выразительности для создания художественного образа в соответствии с поставленными задачами;
создавать образы природы и человека в живописи и графике;
выстраивать композицию в соответствии с основными её законами (пропорция; перспектива; контраст; линия гори зонта: ближе больше, дальше меньше; загораживание; композиционный центр);
понимать форму как одно из средств выразительности;
отмечать разнообразие форм предметного мира и передавать их на плоскости и в пространстве;
видеть сходство и контраст форм, геометрические и природные формы, пользоваться выразительными возможностями силуэта;
использовать разные виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.) для придания выразительности своей работе;
передавать с помощью линии, штриха, пятна особенности художественного образа, эмоционального состояния человека, животного, настроения в природе;
использовать декоративные, поделочные и скульптурные материалы в собственной творческой деятельности для создания фантастического художественного образа;
создавать свой сказочный сюжет с вымышленными героями, конструировать фантастическую среду на основе существующих предметных и природных форм;
изображать объёмные тела на плоскости;
использовать разнообразные материалы в скульптуре для создания выразительного образа;
применять различные способы работы в объёме вытягивание из целого куска, налепливание на форму (наращивание формы по частям) для её уточнения, создание изделия из частей;
использовать художественно-выразительный язык скульптуры (ракурс, ритм);
чувствовать выразительность объёмной формы, многосложность образа скульптурного произведения, выразительность объёмных композиций, в том числе многофигурных;
понимать истоки и роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека;
приводить примеры основных народных художественных промыслов России, создавать творческие работы по мотивам народных промыслов;
понимать роль ритма в орнаменте (ритм линий, пятен, цвета), использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента, передавать движение с использованием ритма элементов;
понимать выразительность формы в декоративно-прикладном искусстве;
использовать законы стилизации и трансформации природных форм для создания декоративной формы;
понимать культурно-исторические особенности народного искусства;
понимать условность и многомерность знаково-символического языка декоративно-прикладного искусства;
приводить примеры ведущих художественных музеев страны, объяснять их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна и художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;
выражать в собственном творчестве отношение к поставленной художественной задаче, эмоциональные состояния и оценку, используя выразительные средства графики и живописи;
видеть, чувствовать и передавать красоту и разнообразие родной природы;
понимать и передавать в художественной работе различное и общее в представлениях о мироздании разных народов мира;
активно работать в разных видах и жанрах изобразительного искусства (дизайн, бумажная пластика, скульптура, пейзаж, натюрморт, портрет и др.), передавая своё эмоциональное состояние, эстетические предпочтения и идеалы;
работать в историческом жанре и создавать многофигурные композиции на заданные темы и участвовать в коллективных работах, творческо-исследовательских проектах;
воспринимать произведения изобразительного искусства и определять общие выразительные возможности разных видов искусства (композицию, форму, ритм, динамику, пространство);
переносить художественный образ одного искусства на язык другого, создавать свой художественный образ;
работать с поделочным и скульптурным материалом, создавать фантастические и сказочные образы на основе знакомства с образцами народной культуры, устным и песенным народным творчеством и знанием специфики современного дизайна;
участвовать в обсуждениях произведений искусства и дискуссиях, посвященных искусству;
выделять выразительные средства, использованные художником при создании произведения искусства, объяснять сюжет, замысел и содержание произведения;
проводить коллективные и индивидуальные исследования по истории культуры и произведениям искусства (история создания, факты из жизни автора, особенности города, промысла и др.);
использовать ИКТ в творческо-поисковой деятельности.
КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности
Викторины
Кроссворды
Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
Характеристика цифровой оценки (отметки)
“5” ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, проявил организационно-трудовые умения (поддерживал чистоту рабочего места и порядок на столе, работа аккуратная);
“4” ставится, если работа выполнена не совсем аккуратно, на рабочем месте нет должного порядка;
“3” ставится, если работа выполнена небрежно, ученик не уложился в отведенное время.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
1 класс
I. Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму
1.1. Изучение окружающего предметного мира и мира природы (связь изобразительного искусства с природой).
1.2. Формирование представлений учащихся о происхождение искусства. Наскальная живопись, рисунки древних людей. Чем и как рисовали люди. Инструменты и художественные материалы современного художника.
1.3. Развитие наблюдательности, формирование умения передавать в цвете свое впечатление от увиденного в природе и окружающей действительности.
1.4. Освоение всей поверхности листа и ее гармоничное заполнение. Первые представления о композиции.
1.5. Развитие представлений об основных направлениях: «вертикально»,«горизонтально», «наклонно». Передача в рисунке наблюдаемого в действительности.
1.6. Развитие интереса к разнообразию цвета, форм и настроений в природе и окружающей действительности. Изображение предметов в открытом пространстве.
1.7. Развитие понятия зрительной глубины и ее передача в рисунке: выделение первого плана, главного элемента в композиции.
1.8. Развитие наблюдательности за изменениями в природе и окружающей жизни. Развитие представлений о пространстве в искусстве.
1.9. Получение нового цвета путем смешения двух красок, выполнение плавных переходов одного цвета в другой. Наблюдение: как с помощью белой краски можно изменить цвет.
1.10. Развитие интереса к объектам животного мира природы. Наблюдение за красотой и выразительностью движений животных, птиц, рыб.
1.11. Формирование представлений о рельефе. Лепка рельефа: развитие представлений о «ближе - ниже», «дальше - выше». Загораживание предметов в рисунке с сохранением их взаимного расположения: рядом, над, под.
1.12. Развитие индивидуального чувства формы.
1.13. Передача движения в объеме, знакомство с понятием динамики. Формирование представлений о соразмерности изображаемых объектов.
1.14. Стилизация природных форм в декоративные. Освоение техники бумажной пластики.
1.15. Изображение по представлению с помощью разнообразных линий. По характеру начертания. Передача ощущения нереального сказочного пространства: предметы, люди в пространстве.
1.16. Конкретное, единичное в пространстве природы и жизни.
1.17. Навыки работы гуашевыми красками. Развитие представлений о цвете в декоративном искусстве: цвет и краски. Цвет и форма в искусстве. Цвет и настроение.
II. Развитие фантазии и воображения. Преобразование наблюдаемого в жизни в творческий продукт. Развитие эстетических
чувств ребенка, интереса к разнообразию цвета, форм, звуков, жестов, движений, запахов. Интонации в природе, искусстве и жизни и их отображение в творческих работах.
2.1. Развитие ассоциативного мышления и освоение техники работы кистью и палочкой, «кляксографии».
2.2. Развитие представлений о контрастных и нюансных (сближенные)цветовых отношений. Передача сюжета в работе. Развитие умения порождать свой сюжет.
2.3. Развитие ассоциативных форм мышления. Звуки окружающего мира. Передача настроения, впечатления от услышанного в цвето - музыкальных композициях.
2.4. Изображение движения.
2.5. Развитие интереса и внимания к цвету в живописи, звукам в музыке, словам в стихах, ритму, интонации. Развитие наблюдательности, умение видеть необычное в обычном.
2.6. Связь между звуками в музыкальном произведении, словами в стихотворении и в прозе. Различение звуков природы и окружающего мира. Прогулки в лес, в парк, по городу, зоопарку.
2.7. Скульптура как вид изобразительного искусства. Пластические мотивы в объемной форме.
2.8. Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства. Создание глубинно-пространственной композиции, в том числе, по мотивам литературных произведений.
2.9. Творческая деятельность по оформлению помещения (интерьера).
2.10. Форма и украшение в народном искусстве.
2.11. Контраст и нюанс в цвете и форме, в словах, звуках музыки, настроении.
III. Художественно-образное восприятие изобразительного искусства музейная педагогика
3.1. Изобразительное искусство в среде других искусств. Связь изобразительного искусства с действительностью.
3.2. Материалы и инструменты художника (холст, кисти, краски, карандаш, бумага, камень, металл, глина).
3.3. Представление о картине, рисунке, скульптуре, декоративной композиции, произведениях декоративно-прикладного искусства. Их эстетические особенности.
3.4. Наблюдение за изменениями цвета и настроения в природе, многообразие цветовых оттенков осенних листьев. Экскурсия в парк или лес.
3.5. Представление работы художника-скульптора и о скульптуре. Скульптура в музее и вокруг нас. Образы людей и животных в скульптуре. Выразительность формы и силуэта в скульптуре.
3.6. Знакомство с крупнейшими музеями России. Государственная Третьяковская галерея. Государственный Эрмитаж. Музей под открытым небом.
2 класс
I. Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму
1.1. Развитие способности наблюдать за природой: форма, фактура (поверхность), цвет, динамика, настроение.
1.2. Выбор художником образов, красок, средств выражения замысла, полученных от наблюдений за изменениями цвета, пространства и формы в природе, музыки в ин терьере в зависимости от освещения. Выражение чувств художника в художественном произведении через цвет и форму.
1.3. Зависимость выбираемой цветовой гаммы от содержания темы.
1.4. Освоение изобразительной плоскости. Представление о соразмерности изображаемых объектов в композиции. Пропорции изображаемых предметов: размер, форма, материал, фактура, рефлекс. Композиционный центр, предметная плоскость. Изображение с натуры.
1.5. Замкнутое пространство: цвет в пространстве комнаты и природе; возможность выражения в цвете настроения, звука, слова; цвет в пространстве природы и жизни.
1.6. Изучение явлений наглядной перспективы; размещение предметов в открытом пространстве природы.
1.7. Выражение в живописи различных чувств и настроений через цвет.
1.8. Архитектура в открытом природном пространстве. Линия горизонта, первый и второй планы.
1.9. Освоение окружающего пространства как среды, в котором все предметы существуют в тесной взаимосвязи. Человек в архитектурной среде.
1.10. Красота и необычное в природе. Своеобразие и красота городского и сельского пейзажа.
1.11. Освоение пространства предметной среды в архитектуре (замкнутое пространство).
1.12. Архитектурный проект. Знакомство с различными композиционными решениями объемно-пространственной композиции. Использование оригинальных конструктивных форм.
1.13. Равновесие в композиции. Объемно-пространственная композиция.
1.14. Связь образов народной игрушки с темами и характером народных сказок. Авторская мягкая игрушка. Персонажи кукольных спектаклей. С. Образцов и его кукольный театр в Москве.
1.15. Выразительные средства декоративно-прикладного искусства. Декоративная композиция.
1.16. Симметрия в декоративно-прикладном искусстве.
1.17. Форма предмета и его назначение в декоративно-прикладном искусстве.
II. Развитие фантазии и воображения
Развитие у детей желания проявить себя в каком-либо виде творчества. Общее и различие в разных
видах искусства (поэтическое слово, живопись, музыка). Выразительные средства разных видов
искусства (звуки, ритм в музыке; слово, ритм в поэзии, линия, пятно ритм в живописи).
2.1. Работа с литературными произведениями. Создание композиций по описанию литературных
произведений. Сочинение условие развития фантазии и воображения.
2.2. Былины о происхождении дождя, грома, молнии, ветра, радуги, огня, воды, воздуха.
2.3. Выполнение композиций для передачи настроения, впечатления, полученных от чтения сказки, отрывков литературных произведений, поэзии.
2.4. Формирование представлений об объемно-пространственном изображении. Создание коллективных объемно-пространственных композиций. Передача характера героя по описанию в тексте.
2.5. Тематические композиции передача праздничного настроения с помощью элементов декоративного украшения. Разработка всевозможных композиций в реальном пространстве класса.
2.6. Выполнение самостоятельно икебаны с применением природных материалов.
2.7. Выполнение коллективной объемно-пространственной композиции.
2.8. Бумажная пластика. Художественное конструирование несложных форм предметов.
2.9. Стилизация и обобщение. Передача музыкальных, песенных, литературно-сказочных и образно- цветовых словесных описаний в зрительные образы.
2.10. Перенесение реальных предметов в условно-графическое изображение. Плоскостная или глубинно-пространственная композиция.
2.11. Восприятие настроений, заложенных в музыкальных и литературных произведениях и произведениях народного искусства. Осмысление впечатлений ребенка от услышанного: в музыке, в стихе, художественном слове и народной речи. Развитие способности улавливать взаимосвязь между цветом, звуком, движением.
III. Художественно-образное восприятие изобразительного искусства
3.1. Искусство и человек. Развитие представлений о памятниках культуры: Исаакиевский Собор в Санкт-Петербурге, Собор Василия Блаженного в Москве. Художественные музеи как места хранения произведений искусства.
3.2. Формирование представлений о работе над композицией и созданием колорита. Высказывание своих рассуждений о работе, о выразительных средствах и содержании картины.
3.3. Мир природы: разнообразие цвета и формы (цветы, насекомые, птицы). Отображение мира природы в искусстве.
3.4. Писатель-художник-книга. Декоративное оформление книги (обложка, страница, буквица). Выбор текста для иллюстрирования.
3.5. Выразительность народной глиняной и деревянной игрушки разных регионов России.
3.6. Связь и родство изобразительного искусства с другими искусствами: музыкой, театром, литературой, танцем,
фотографией.
3.7. Тема любви, дружбы, семьи в искусстве.
3 класс
I. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму
1.1. Освоение человеком природного пространства (среды). Знакомство с разнообразием, красотой и своеобразием природы.
1.2. Форма, ритм, цвет, композиция, динамика, пространство. Величие природы языком изобразительного искусства. Природа в разных жанрах изобразительного искусства.
1.3. Разнообразие природных объектов в творчестве художника: воздушное пространство; водное пространство; земная поверхность; подземный мир (горы, долины, русла рек, озера, моря, поля, леса, создают в природе свой особый рисунок).
1.4. Ритм и орнамент в природной среде и в искусстве и др. Каждый предмет имеет свое строение
(конструкцию). Рассмотри деревья. Рисунок земной поверхности показан на карте или глобусе (суша, возвышенности, моря, реки, океаны и другие).
1.5. Композиционное размещение предметов на листе при рисовании с натуры, сознательный выбор формата листа.
1.6. Перспектива как способ передачи пространства на картине с помощью планов. Воздушная перспектива.
1.7. Образы, построенные на контрасте формы, цвета, размера. Глухие и звонкие цвета. Главные и дополнительные цвета.
1.8. Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Натюрморт тематический.
1.9. Передача движения. Работа с натуры и по наблюдению: краткие зарисовки (наброски и портрет по наблюдению). Мужская и женская красота в произведениях искусства.
1.10. Передача объема в живописи и графике.
1.11. Понятие стилизации. Использование приема стилизации в создании предметов объемной формы: на примере насекомого, выделяя характерные особенности, создать летающий объект.
1.12. Контраст и нюанс в скульптуре (формы, размер, динамика, настроение, характер, фактура, материал).
1.13. Передача динамики в объемном изображении лепка по памяти фигуры человека в движении.
1.14. Лепка объемно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или глины с помощью каркаса из проволоки и палочек.
1.15. Создание эскизов архитектурных сооружений с использованием материалов природных форм.
Техника рельефа.
1.16. Равновесие в изображении и выразительность формы в декоративном искусстве, обобщенность, силуэт.
1.17. Выявление декоративной формы: растительные мотивы искусства. Кораллы одно из чудес подводного мира: бурые, зеленые, желтые, малиновые, голубые.
1.18. Рождение художественной формы по мотивам природных наблюдений. «Одежда жителей цветочного города» «Лесные феи».
1.19.использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов.
II. Развитие фантазии и воображения
2.1. Раскрытие взаимосвязи элементов в композиции (музыкальной, предметной, декоративной. Цветовое богатство оттенков в живописи. Отображение природы в музыке и поэзии.
2.2. Порождение замысла на основе предложенной темы. Поиск индивидуальной манеры изображения. Смысловая зависимость между форматом и материалом.
2.3. Самостоятельно решать поставленную творческую задачу в разных формах и видах изобразительного искусства (на плоскости, в объеме). Разнообразие художественно-выразительного языка различных искусств. Заполнение пространства листа.
2.4. Взаимосвязь содержания художественного произведения и иллюстрации. Связь урока с внеклассным чтением.
2.5. Взаимосвязь содержания литературного произведения с иллюстрацией и шрифтом. Роль и значение буквицы в сказочных и былинных произведениях.
2.6. Художник в театре. Художник и зритель. Заочная экскурсия в театр. Знакомство с необходимыми атрибутами сцены, оформлением костюмов героев, цветовое и световое оформление спектакля.
2.7. Изменение пространственной среды в зависимости от ситуации (содержание, звуковое оформление). Создание необычного сказочного игрового пространства (эскиза, проекта): решения уголка в классе, на сцене для проведения художественного события. Разнообразие форм в архитектуре. Путешествие «исторические походы» в прошлое и будущее, например: в среду, в которой жил
писатель-сказочник (время, архитектура, страна, декоративное искусство, одежда).
2.8. Передача настроения в форме. Украшение формы декоративными элементами.
2.9. Знакомство с народными художественными промыслами России в области игрушки, их связью с природой и особенностями растительного и животного мира. Отображение природных мотивов в орнаменте и элементах декоративного украшения игрушек.
2.10. Освоение разнообразия форм в архитектуре. Понимание влияния исторического времени и условий жизни художника (архитектора, дизайнера) на его произведения. Цвет и форма в знаковом изображении. Осваивание особенностей работы на небольших форматах.
2.11. Разнообразие художественно-выразительного языка в декоративно-прикладном искусстве. Декоративные украшения как важный элемент народного и современного костюма: украшения, броши, бусы, подвески.
III. Восприятие искусства (музейная педагогика)
1. Выразительные средства изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство): форма, объем, цвет, ритм, композиция, мелодика, конструкция.
2. Применение музыкального и литературного материала для углубления и развития образно- эстетических представлений учащихся во время практической деятельности и восприятия произведений искусства.
3. Художественная форма произведения изобразительного искусства (общая конструкция произведения: формат, композиция, ритм, динамика, колорит, сюжет). Выражение художником своего отношения к изображаемому. Художники: Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега, К. Моне, А. Сислей, Чарушин.
4. Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, анималистический, исторический, бытовой, натюрморт, мифологический.
Русский музей, Эрмитаж (Санкт-Петербург); Музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина (Москва); местный музей.
5. Красота и своеобразие произведений народного декоративно-прикладного искусства. Символика в народном прикладном искусстве. Юмор в народном искусстве. Функциональность произведений народного искусства.
6. Красота архитектурных сооружений. Уникальность памятников архитектуры. Связь архитектуры с природой. История возникновения и развития архитектурных ансамблей и жизнь его обитателей. Образ защитника Отечества.
4 класс
I. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму
Художник творец и природа. Искусство в окружающей предметно-пространственной среде. Развитие пространственного ощущения мира (многомерность историческая, культурная, национальная, географическая): архитектура, быт, народное искусство, религиозные верования разных народов.
1.1. Первоосновой для создания художником произведения искусства выступают впечатления от природы, которая покоряет многообразием состояний, форм, цветов, звуков, ароматов, ритмов, игрой света и тени. Развитие представления о пространстве окружающего мира. Природное пространство разных народов: Север (снежные просторы, океан), Восток (пустыни, пески, сады), Закавказье (горы, леса, озера), средняя полоса России (равнины, реки, поля, леса) и др.
1.2. Развивать представление об особенностях окружающей природной среды и их влиянии на представления каждого народа об устройстве мира мироздании: красоте, добре, чести и справедливости. Формировать представление о красоте и величии природы в большом и малом. Связь былин, сказаний, сказок песен, танцев с природным окружением.
1.3. Освоение разными народами природного пространства. Зависимость архитектуры, одежды, утвари от климатических условий. Развитие понимания того, что каждый народ живет в своем природном пространстве, которые отличаются разнообразием природных ландшафтов (рельеф местности), климатом, флорой и фауной.
1.4. Организация и проведение работ по памяти или по наблюдению на темы по выбору, развитие представлений о композиции на основе кругового распределения фигур в пространстве. Использование в работе способов, приемов, средств художественной выразительности: композиция, манера письма, колорит, ритм, формат, сюжет.
1.5. Содержание и художественный образ в произведениях разных художников в разных видах искусства (изобразительное искусство, архитектура, декоративно-прикладное искусство, литература и музыка) помогают понять, как каждый народ воспринимают природу и выстраивают с ней отношения. Народная архитектура в природной среде.
1.6. Пространственные отношения между предметами в открытом пространстве с учетом единой точки зрения и воздушной перспективы. Формирование понятия об ахроматической и хроматической гамме.
1.7. Сюжетно-смысловая компоновка фигур с учетом организации плоскости рисунка как единого образа. Передача индивидуальной характеристики персонажей через их внешние сюжетно-смысловые атрибуты. Развитие стремления самостоятельно решать творческие задачи в работе над произведением.
1.8. Знакомство с пропорциями тела человека. Передача характерных особенностей модели (формы головы, частей лица, прически, одежды, фактуры и окраски) графическими средствами (наброски, зарисовки, на передачу характерной формы и характера человека) Изображение человека по наблюдению.
1.9. Рисование с натуры одного предмета (домашней утвари разных народностей) в разной цветовой гамме: передача окраски предметов хроматическими цветами; передача окраски предметов с помощью тональных отношений (черно-белое изображение). Передача на плоскости в объеме характерных особенностей предмета, его пропорций, конструкции, масштаба деталей, выразительности формы.
1.10. Знакомство с песенным фольклором, сказками и былинами разных народов. Описание в сказках характеров героев, природного и бытового пространства.
1.11. Коллективные исследования материалов народной архитектуры, условий жизни, занятий, народного творчества разных народов (казахи, горцы, китайцы, русские, др.). Общие и отличительные черты одного народа от другого, в чем это проявляется и причины этого отличия.
1.12. Знакомство с народными праздниками. Оформление и разыгрывание народных праздников, обрядов, соответствующих временам года и сезонным работам. Лепка из глины или пластилина, коллективная многофигурная композиция: «Праздник в деревне, ауле», «Праздник дракона» и др. Лепка человека в национальном костюме, за определенным видом деятельности.
1.13. Пропорции человека. Лепка в глине или пластилине. Связь одежды с регионом и климатическими условиями.
1.14. Литературно-сказочные сюжеты в изобразительном творчестве. Создание объемно- пространственной композиции по мотивам народной архитектуры в природной среде по описанию в народной сказке.
1.15. Декоративное украшение и убранство народной архитектуры (изба, хата, хижина, сакля, юрта, и др.). Узорная резьба наличников, причелин, крыльца и ворот избы. Формирование представлений о том, как по украшению дома можно судить о его хозяине.
1.16. Симметрия и асимметрия в природе и декоративно-прикладном искусстве. Передача на плоскости и в объеме характерных особенностей предмета с учетом его пропорций и конструкции, масштаба деталей, выразительности изображений. Отображение флоры и фауны своего региона в орнаменте каждого народа.
1.17. Изображение замкнутого пространства. Представление о трехмерном пространстве помещения и его изображение на плоскости (три измерения: длина, высота, глубина (ширина). Формирование представлений о внутреннем убранстве народного жилища, в котором отразились представления народа об устройстве мира (мироздании) и красоте. Предметы интерьера (домашняя утварь, мебель и
другие) их форма, украшения, материал, из которого они изготовлены, могут многое поведать о жизни народа, об окружающей природе (растительном и животном мире).
II. Развитие фантазии и воображения
Введение учащихся в мир фантазии, воображаемое пространство разных народов. Освоение сюжетного разнообразия сказок; отражение в сказке жизни народа, особенностей трудовой деятельности; характера флоры и фауны окружающей природы.
2.1. Самостоятельное вычленение творческой задачи. Родной язык, звучащее слово. Раскрытие понятия об устном народном творчестве и литературной сказке. Связь уроков изобразительного искусства с историей нашей Родины.
2.2. Творческие работы на обозначенные исторические темы, созвучные с предметами истории, литературы, внеклассного чтения.
2.3. Выражение исторического времени в литературе, поэзии, театре через отражение среды.
2.4. Формирование представления о композиции без конкретного изображения (абстрактная композиция). Передача в композиции настроения, динамики, колорита, исторического времени.
2.5. «Путешествия на машине времени» (перемещение в другие миры, эпохи прошлого и будущего, космические путешествия, в том числе музыкальные). Лепка по подсказке с соблюдением основной технологии и раскраска. Развивать умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.
2.6. Изучение особенностей формы народных игрушек, взаимодействие материала, пластики, характера, украшения в народной игрушке. Отображение характера традиционной игрушки в современной декоративно-прикладной игрушке.
2.7. Проведение исследовательских работ по выявлению существовавших ранее промыслов и ремесел в близлежащих областях и населенных пунктах. Особенности традиционного декоративно-прикладного искусства у разных народов. Происхождение народного искусства, его изначальная прикладная функция. Зависимость народного искусства от особенностей местности, климата, культурных
традиций, национальных особенностей.
2.8. Символика народного орнамента, узоры народного орнамента. Как через орнамент можно рассказать о жизни людей, которые его создали: как они представляли себе мир вокруг, в каких природных условиях жили и чем занимались.
2.9. Форма изделий определялась их прикладной функцией. У каждого промысла была своя, только ему присущая технология изготовления вещи. Поэтому каждый народный промысел самобытен. Народные промыслы часть декоративно-прикладного искусства. Художник-прикладник создает вещи для жизни красивые (декоративные) и удобные (то есть имеющие практическое прикладное значение).
2.10. Подготовка одного большого художественного события на темы сказок или такие темы, как: «Жизнь на Земле через 1000 лет», «Космическая музыка».
2.11. Народные промыслы в области художественной росписи. Отображение в декоре элементов окружающей природы.
III. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства
3.1. Композиция и сюжет в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве: живопись, графика, роспись (ритм, динамика цветовая гармония, смысловой композиционный центр).
3.2. Народные художественные промыслы в области игрушки (Дымковская, Филимоновская, Богородская, Семеновская), росписи (Жостово, Городец, Хохлома). Работая над игрушкой, мастера создают разные образы. Проведение исследований на темы: какие народные игрушки изготавливались там, где вы живете. Какие природные материалы мастера использовали в их изготовлении? Украшались ли игрушки росписью? Продолжаются ли сегодня традиции народного промысла?
3.3. Особенности и своеобразие формы народной архитектуры, ее зависимость от климатических и природных условий региона. Народная архитектура: форма, декоративное украшение.
3.4. Легенды и мифы в изобразительном искусстве. Сюжетный и мифологический жанры. Сакральное искусство разных народов. Нравственный смысл народного искусства.
3.5.Анималистический жанр. Передача повадок и характера животных в произведениях живописи, графики и скульптуры, росписи, декоративно-прикладном искусстве. Отражение в них формы, характера движений, динамики, смыслового содержания.
3.6. Изображения человека в разных видах изобразительного искусства: живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве (Фаворский, Кустодиев, Репин, Коненков, Суриков, Васнецов, Нестеров и др.). Своеобразие формы, пластики, динамики, характера и манеры изображения каждого художника.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М. : Вентана-Граф
Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М. : Вентана-Граф
Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М. : Вентана-Граф
Савенкова Л.Г., Ермолинская ЕА. Изобразительное искусство: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М. : Вентана-Граф
Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Богданова Н.В. Изобразительное искусство: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. М. : Вентана-Граф,
Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. М. :Вентана-Граф
Савенкова Л Т., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. М. :Вентана-Граф
Савенкова Л.Е., Ермолинская Е. А. Изобразительное искусство: 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. М. :Вентана-Граф
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115