Программа внеурочной деятельности по ФГОСООО Юные музееведы 5-6 классы
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности «Юные музееведы». Автор Д.В. Смирнов., М., «Просвещение». 2010.
Цель программы: помочь школьникам, проявляющим стремление к освоению профессионального мастерства в музейном деле.
Задачи программы:
- знакомство с историей музейного дела и с основными музеями края и страны (краеведческим, художественным, историческим);
- развитие способностей к поисково - исследовательской, творческой деятельности;
- развитие самостоятельности и инициативы.
Помочь молодому поколению в решении этих задач сегодня может такой уникальный социальный институт, как МУЗЕЙ. Особое место в современных образовательных учреждениях России отводится школьным краеведческим музеям, которые призваны комплексно решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности.
Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края, музейного дела, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности.
Программа «Юные музееведы» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец. К овладению элементарными навыками основ научной музейной работы.
Программа имеет интегрированный характер. При реализации содержания этой программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, изобразительного искусства, обществознания, литературы, географии, биологии, и др
Разработка наглядных пособий, различных моделей и муляжей, оформление экспозиций и выставок должны производиться с привлечением возможностей информационных компьютерных технологий, что может быть предметом совместной творческой деятельности руководителя школьного краеведческого музея и учащихся.
Значительное число занятий направлено на практическую деятельность - самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая собственный творческий проект ( выставку, маршрут экскурсии, научноисследовательскую работу), школьник раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно-полезных и личностно значимых формах деятельности.
Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий в течение 2-х лет в объеме 68 часов для обучающихся 5-6 классов.
2) Учебно- тематический план программы.
№
Наименование разделов, блоков, тем
Всего часов
Количество часов
Характеристика деятельности обучающихся
Ауди-
торные
Внеауди-торные
1 год обучения
34
1.
Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения.
4
1
3
поиск в сети Интернет основных понятий и терминов музейного дела, викторина « Кто больше назовёт музейных терминов», составление совместно с родителями кроссворда на тему музея
2.
Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина.
4
2
2
Работа с терминами, экскурсии в музеи края и района
3.
Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музея.
4
2
2
Обзорная экскурсия в школьный музей, по итогам которой определить социальные функции музея.
4.
История музейного дела за рубежом. Коллекционирование ( от Античности до конца 18 века).
5
3
2
Составление презентация об известных музеях мира, просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны, поиск сайтов известных музеев России, подготовка совместно с родителями рефератов и сообщений об известных музеях России (либо проектной работы).
Экскурсии в музеи края
5.
История музейного дела в России. Коллекционирование (конец XVII-первая половина XIX века)
5
3
2
6.
Музейная сеть и классификация музеев. Школьный краеведческий музей.
4
2
2
Рассказ (беседа) о классификации музеев; доклад уч-ся о видах музеев по темам: художественные, естественнонаучные, литературные, комплексные, исторические, технические музеи Проведение экскурсий в школьном музее
7.
Фонды музея. Работа с фондами.
8
2
6
Знакомство с фондами школьного краеведческого музея. Составление учётной карточки экспоната школьного краеведческого музея.
Итого
34
15
19
2 год обучения
34
1.
Музейная экспозиция и ее виды
4
1
3
Участие в подготовке тематической экспозиции школьного музея по учебным дисциплинам к памятной дате.
2.
Поисково-исследовательская и научная деятельность музея.
6
2
4
Разработка проектов
3.
Выставочная деятельность музея. Классификация выставок
4
2
2
участие в поисково-исследовательской работе школьного краеведческого музея, участие в подготовке выставки в школьном краеведческом музее.
4.
Культурно-образовательная деятельность музея
4
2
2
участие в поисково-исследовательской работе школьного краеведческого музея, участие в подготовке выставки в школьном краеведческом музее.
5.
Научно-исследовательская и поисковая деятельность музея
8
2
6
выполнение индивидуального краеведческого задания, оформление дневника выполнения данного задания, самоанализ результатов выполнения индивидуального краеведческого задания.
6.
Организация краеведческой работы в экспедициях
4
2
2
выполнение индивидуального краеведческого задания, оформление дневника выполнения данного задания, самоанализ результатов выполнения индивидуального краеведческого задания.
7.
Подготовка и проведение итогового мероприятия
4
2
2
Защита проектов
Итого
34
14
20
Всего
68
28
40
Содержание программы
5 класс- 34 часа
1.Вводное занятие. Основные понятия и термины- 4 часа ( 1 аудиторный, 3 внеаудиторных)
--Основные понятия и термины в музейном деле (музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсии, экспозиции и др.) Становление и развитие государственно-общественной системы музейного дела. Школьный краеведческий музей -1 час.
-Знакомство с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов музейного дела, составление словаря музейных терминов, викторина «Кто больше назовет музейных терминов, составление кроссвордов, совместно с родителями.
2. Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина-4 часа ( 2 аудиторных, 2 внеаудиторных)
-Современное понимание термина «музееведение». Законодательные акты, регулирующие музейное дело в РФ. Организация работы школьного музея-2 часа.
- Поиск в сети Интернет основных законодательных актов, регламентирующих деятельность школьных музеев. Составление документации для школьного музея-2 часа.
3.Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев 4 часа-( 2 аудиторных, 2 внеаудиторных)
-Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Понятие «социальный институт». Основные социальные функции музеев. Социальная функция школьного музея. Структура краеведческого школьного музея и деятельность его подразделений 2 часа.
-Экскурсии в районный и школьный музей, определение социальной функции музея-2 часа.
4.История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца XVIII века)- 5 часов -(3 аудиторных, 2 внеаудиторных)
-Начало коллекционирования древностей. Коллекционирование в античную эпоху. Древняя Греция: святилища, храмы, пинакотеки. Общественные и частные собрания Древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья(храмы и их сокровищницы; светские сокровищницы и частное коллекционирование).Исторические предпосылки возникновения музеев. Кабинеты и галереи эпохи Возрождения (студиоло, антикварии, кунсткамеры). Естественнонаучные кабинеты XVI-XVII вв. Художественное коллекционирование в XVIIв. Зарождение науки музеографии. Западноевропейские музеи в XVIIIв. Формирование концепции публичного музея. Музеи и картинные галереи Великобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции-3 часа.
-Просмотр видеофильмов об известных музеях мира, подготовка творческих проектов- 2 часа.
5.История музейного дела в России. Коллекционирование (конец XVII-первая половина XVIII в. - 5 часов -( 3 аудиторных, 2 внеаудиторных)
-Первые музеи в России-3 часа
-просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны, посещение музеев края-2 часа
6.Музейная сеть и классификация музеев. Школьный краеведческий музей-4-(2аудиторных, 2 внеаудиторных)
-Музейная сеть и классификация музеев. Частные музеи и музеи, созданные на общественных началах. Школьный краеведческий музей как специфическая образовательная среда развития, обучения и воспитания. Профили школьных музеев. План работы школьного музея, отчет о деятельности-2 часа.
-Участие в разработке плана работы и составление тематической экскурсии-2 часа.
7.Фонды музея. Работа с фондами- 8 часов-(2аудиторных, 6 внеаудиторных)
-Определение понятий «фонды музея», «изучение музейных фондов», «музейный предмет», «экспонат», «артефакт», Музейные предметы как основа работы школьного краеведческого музея. Научная организация фондов музеев. Состав и структура музейных фондов. Пополнение фондов школьного музея. Использование их для выставок и экскурсий. Учет фондов музея. Принципы организации фондов работы в школьном краеведческом музее – 2 часа.
- Знакомство с фондами школьного краеведческого музея, составление учетной карточки экспоната.
6 класс - 34 часа
1.Музейная экспозиция и ее виды- 4 часа-(1аудиторных, 3 внеаудиторных)
-Понятия «музейная экспозиция», «экспонат», «экспозиционный материал», «Тематическая структура», «экспозиционные комплексы». Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии). Особенности экспозиций разных групп музеев (общеисторические, исторические, художественные, этнографические, музеи-заповедники, музеи под открытым небом)-1 час
-Подготовка тематической экспозиции к памятной дате, посещение музеев-3 часа
2.Поисково-исследовательская и научная деятельность музея- 6 часов -(2аудиторных, 4 внеаудиторных)
-Музеи как современные научные и поисково-исследовательские центры. Поисково-исследовательская деятельность школьного краеведческого музея-2 часа
-Выполнение поисково-исследовательского проекта-4 часа.
3.Выставочная деятельность музея. Классификация выставок- 4 часа -(2аудиторных, 2 внеаудиторных)
-Задачи и функции выставок школьного краеведческого музея. Классификация выставок-2 часа
-Подготовка выставок в школьном краеведческом музее, посещение выставок-2 часа.
4.Культурно-образовательная деятельность музея- 4 часа-(2аудиторных, 2 внеаудиторных)
-Культурно-образовательная деятельность музея. Основные требования: высокий теоретический и методический уровень, актуальность и занимательность, учет возрастной и интересов участников. Экскурсии.- 2 часа
-Составление тематических экскурсий для школьного краеведческого музея-2 часа
5.Научно-исследовательская и поисковая деятельность музея- 8 часов -(2аудиторных, 6 внеаудиторных)
-Формы поисково-собирательной работы учащихся( краеведческие походы, экспедиции, работа в библиотеке, музее, архиве, встречи с участниками исторических событий, запись воспоминаний, документирование артефактов). Этапы подготовки научно-исследовательской работы-2 часа
-Участие в краеведческих походах, подготовка проектов-6 часов
6.Организация краеведческой работы -4 часа -(2аудиторных, 2 внеаудиторных)
-Формы выполнения краеведческих исследований-2 часа
-Составление краеведческой работы-2 часа
7.Подготовка и проведение итогового мероприятия -4 часа-(2аудиторных, 2 внеаудиторных)
-Совместный анализ деятельности каждого участника, его вклад в общее дело-2 часа
-Защита собственных проектов-2 часа.
Предполагаемые результаты реализации программы:
Первый уровень – обучающиеся должны знать: историю музейного дела, ведущие музеи мира, жизнь и деятельность выдающихся людей, внёсших вклад в развитие музейного дела, основы музееведческой деятельности, методику проведения поисково-исследовательской работы, основные термины, применяемые в музейном деле.
Второй уровень – должны уметь: общаться с людьми, вести исследовательские краеведческие записи, систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить, вести элементарную поисковую и научно-исследовательскую работу
Третий уровень:
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ - выделение признаков (существенных, несущественных); синтез составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
Коммуникативные УУД: потребность в общении со взрослыми и сверстниками; владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника
Регулятивные УУД: целеполагание; планирование; прогнозирование;
контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Личностные УУД: формирование основ гражданской идентичности личности: сформированность познавательных мотивов – интерес к новому; стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений;установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью.
Формы и виды контроля: организация викторин, выставок, экскурсий, защита проектов.
Методические рекомендации
В первые два года работа по программе предполагает совместную деятельность обучающихся и родителей. На занятиях дети знакомятся с такими понятиями, как музей, экспонат, хранитель, коллекция. Дома дети вместе с родителями находят знакомые предметы-экспонаты, описывают собственные коллекции. Многие творческие работы учащиеся выполняют по специально разработанным иллюстрациям. Значительное количество занятий направленно на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск. Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, маршрут экскурсии, научно-исследовательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.
Подведение итогов деятельности рекомендуется проводить в различных формах общественной презентации (выставка, экскурсия, предметная неделя, конкурс экскурсоводческого мастерства, краеведческая конференция и т.п.). В итоге по окончанию курса у каждого ребенка должна создаться папка-архив «Юный музеевед». В ней собираются все его творческие работы, выполненные в течении четырех лет обучения по программе: фото- и письменные документы участия его в массовых мероприятиях связанных с музейной деятельностью: исследовательская работа, посещение музеев, экспедиционная работа и т.д.
Материально-техническое обеспечение программы
№
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
1.Библиотечный фонд (Книги для учителя)
1.
Емельянов Б.В. Экскурсоведение.- М., 2000;
1
2.
Музей и школа: пособие для учителя/ под ред. Т.А. Кудриной._ М., 2001;
1
3.
Краеведение: пособие для учителя/ под ред.А.В. Даринского.- М., 1987;
1
4.
Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике. М., 2001.
1
2.Технические средства обучения
1.
Интерактивная доска
1шт.
2.
Мультимедиа-проектор
1 шт.
3.
Компьютер
1шт.
4.
Телевизор
1шт
3.Экранно-звуковые пособия
1.
Видеофильм «Эрмитаж»
1 шт.
2.
Видеофильм «Третьяковская галерея»
1шт.
4.Оборудование кабинета
1.
Столы ученические
15шт.
2.
Стол для учителя
1шт.
3.
Стулья ученические
30шт.
4.
Стул для учителя
1 шт.
5.
Маркерная доска
1 шт.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР
________________И.Д.Тенькина
«____» августа 2013г.
15