Капустник В математике есть своя красота
Математический капустник в 10 классе:
"В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии"
192405285115Учитель высшей категории: Минайченко Н.С., гимназия №24, г.Севастополь
Для тех, кто учит математику,
Для тех, кто учит математике
Для тех, кто любит математику,
Для тех, кто еще не знает,
Что может любить математику,
Математический капустник начинается!
Цели:
Реализация принципа умственного развития учащихся
Развитие познавательной и творческой деятельности учащихся.
Сопутствующие задачи:
- прививать навыки самостоятельного поиска новых знаний, закономерностей пробуждать их любознательность,
- развивать культуру коллективного умственного труда,
- формировать и развивать интереса учащихся к занятиям математикой, расширить математический кругозор.
Форма занятия: круглый стол
Ход мероприятия
Вступительное слово
Цель мероприятия очевидна: показать, что математика вовсе не такая "сухая" наука, как думают некоторые, и что ею интересовались не только "чистые" математики, но и люди других профессий.
"Предмет "математика" на столько серьезен, что полезно не упускать случая сделать его немного занимательным", - писал выдающийся ученый XVII века Б. Паскаль. И хотя математика по-прежнему кажется многим не только серьезной, и даже скучной наукой, иногда и в ней проскальзывает озорная улыбка.
В математике издавна существуют шуточные задачи. Но решают их люди не только ради развлечения. Иногда задача-шутка позволяет глубоко проникнуть в суть правил, лучше запомнить.
Чтобы сразу настроиться на математический лад, решим такую задачу: надо доказать, что 2=1. Очевидно, что – = – . Левую часть разложим по формуле разности квадратов, а из правой вынесем общий множитель за скобки.
Получим ( – ) ( + ) = ( – ), сократив, т.е. поделив обе части равенства на (а – а), получим а + а = а, т.е. 2 = или 2 = 1
Где была ошибка? (к зрителям). Почему получилось такая нелепость? Какое правило нарушено?
(а – а = 0, на нуль делить нельзя, а мы разделили)
А сколько в математике загадочных курьезов! Вот, например, если мы сделаем грубейшую ошибку и сократим дроби: и просто зачеркнув цифру 6 в числителе и в знаменателе, получим… верный ответ!!!
А вот курьез, связанный со свойствами числа 12345679. Если его умножить на 9, то в результате получится число, записанное только цифрой 1. Если умножить на 18, то получится число записанное, только 2, а если умножить на 27, как думаете, какой цифрой будет записано полученное число? Верно, цифрой 3.
Еще в глубокой древности условия задач давались в стихах.
Древнегреческая задача о статуе Минервы (богини мудрости, покровительнице наук искусств и религии)
Я изваяние из злато. Поэты то злато в дар принесли
Хоризий принёс половину всей жертвы,
Фестия часть восьмую дала, десятую – Солон.
Часть двадцатая – жертва певца Фемисона.
А девять – все завершивших талантов –
Обет, Аристоником данный.
Сколько же злата поэты все вместе в дар принесли? ( Ответ: 40)
Есть числа с весьма интересными свойствами. Если, например, число 12 записать наоборот – 21, то квадрат вновь образованного числа окажется квадратом числа, также записанного наоборот: = 144, а = 441
Есть и другие числа с таким свойствам. Например 13;102;112;122;221;331 и др. можно строго доказать, что таких "обращенных квадратов" существует бесконечное множество.
Попробуйте вы сами сделать это на досуге и результат показать своему учителю.
Еще один интересный факт: существует всего три числа, равные сумме своих цифр, возведенных в степень, равную их количеству. Вот они 81;512;2401
81 = (8+1); 512 = (5+1+2); 2401 = (2+4+0+1)
Математика - вечно живое дерево науки. И у математики существует свой язык – формулы.
Математика дисциплинирует ум, учит логическому мышлению.
Удивительное сравнение можно сделать, основываясь на математических понятиях. Например, Л.Н. Толстой сделал такое сравнение: "Человек - есть дробь" Числитель – это, сравнительно с другими, достоинства человека, знаменатель-это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя - свои достоинства, не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя – свое мнение о самом себе, а этим уменьшением приблизить к совершенству.
В математике много удивительного. Математикой занимались и занимаются люди разных профессий. Например, русский писатель А.С. Грибоедов окончил физико-математический факультет университета, а крупнейший математик Бунявский был поэтом.
Математику любили Гоголь и Пушкин, Лермонтов и Толстой.
Тот быстрее сообразит, смекнет, угадает, кто больше упражняется, решает арифметические задачи, мастерит, занимается отгадыванием различных математических загадок.
Не только руки, ноги и тело требует тренировки, но мозг человека требует упражнений. Решение задач, головоломок, математических ребусов, развивает логическое мышление, скорость реакции. Недаром говорят, что математика-это гимнастика ума.
4772660170815Так давайте сегодня и займемся этой математикой.
Конкурсы
1. Разминка "Живой арифмометр"
Командам предлагается посчитать геометрические фигуры. От каждой команды приглашаются по три человека.
Считают так: 1-ый круг, 1-ый треугольник; 2-ый – круг; 1-ый квадрат и т.д. пока не собьются. Победителем объявляем того, кто больше посчитает, пока не собьется или кто без ошибок быстро сосчитает.
2. Конкурс "Математическая рыбалка"
Рыбки с заданиями. Ловят по одному участнику. "Задания в математической рыбалке".
1. Какое самое большое число можно записать четырьмя единицами? (Ответ 1111)
2. Расставьте в квадратиках числа от 1 до 9, чтобы сумма трех чисел каждого ряда и по диагонали составила бы 15.
6 7 2
1 5 9
8 3 4
Ответ
3. Двумя прямыми линиями разделить циферблат так, чтобы суммы чисел в каждой части были равными
4. Не производя никакой записи, увеличить число 86 на 12. (Ответ перевернуть)
5. Сумма и произведение четырех натуральных чисел равна 8, что это за числа?
(Ответ 1;1;2;4)
6. Какие цифры скрыты здесь: Ответ: 100-99=1)
7. Применяя знаки действий, напишите число "1" тремя двойками. (Ответ 2 - 2 : 2)
8. Применяя знаки действий, напишите число "3" тремя двойками. (Ответ:2 + 2 : 2)
9. Число "100" записать, применяя знаки действий, пятью единицами.
(Ответ: 100=111–11)
10. Число "10" записать, применяя знаки действий, пятью девятками.
(Ответ: 9:9+9–9+9= 10)
3. Конкурс на внимание и сообразительность
Два отца и два сына разделили между собой три апельсина так, что каждому досталось по одному. Как это могло случиться? (дед, отец, внук)
У человека на руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50 пальцев)
Сколько граней имеет неотточенный шестигранный карандаш? (8 граней)
Одно яйцо варится 4 минуты. Как долго варится 6 яиц? (4 минуты)
У меня две монеты на общую сумму 15 рублей. Одна из них не пятак. Что это за монета?
(10 рублей)
Дедушку зовут Иван Павлович, а его внука - Виктор Петрович. Как зовут отца внука? (Петр Иванович)
Чему равно произведение всех цифр? (Нулю)
Сколько ударов в сутки делают стенные часы, которые отбивают целые часы и каждые полчаса (одним ударом)? ( Ответ: (12 + 1)* 12 + 24 = 180 ударов)
Необходимо отгадать, сколько конфет горошин находятся в стакане? (108)
Требуется рассадить в саду десять яблонь в 5 рядов так, чтобы в каждом ряду было по 4 яблоки. Как это сделать? (Ответ: Точки пересечения сторон пятиконечной звезды )
Подведене итогов
Заключительное слово
"Если ты в жизни…" С.В. Ковалевская
Если ты в жизни, хоть на мгновение
Истину в сердце своем ощутил,
Если луч правды сквозь мрак сомненья
Ярким сиянием твой путь одарил:
Чтобы в решенье своем неизменном
Рок не назначил тебе впереди –
Память об этом мгновенье священном
Вечно храни, как святого, в груди.
Тучи сбегутся громадой нестройной.
Небо покроется черною мглой,
С ясной решимостью, с верой спокойной
Бурю ты встреть и померься с грозой.
К высотам познания! За кручей обрыв!
Дороги орла незнакомы. Пройдет
Человек лишь, но прежде открыв
Природы и Чисел законы.
Искателей истин судьба нелегка,
Но тень их достанет в веках облака.