Статья на тему Установление партнерских отношений между родителями и учителем
«Установление партнерских отношений между родителями и учителем»
Агапитова Наталья Владимировна,
МБОУ СОШ №81 города Челябинска
Выбор тех или иных форм работы с родителями объясняется, прежде всего, уверенностью в их эффективности, а так же возможностью для сближения родителей и педагогов вокруг интересов и потребностей самой семьи, для сближения на основе информированности вовлеченности членов семьи в жизнь ребенка в детском саду, способных улучшить качество образовательных услуг.
Совершенно разные по составу, семейным ценностям и культурным традициям, по-разному понимающие место ребенка в жизни общества, большинство семей хотят для своего ребенка самого лучшего, открыты положительным инициативам и готовы откликнуться на них.
Педагоги придумывают все новые формы вовлечения мам и пап в обучение и воспитание их собственных детей, но откликается на них только малая часть родителей. Почему так происходит? Не хотят, потому что заняты своими проблемами? Не понимают значимости? Всего понемногу. Но в большей степени – потому что не испытывают насущной потребности.
Как привлечь семьи к участию в жизни класса? Необходимо сделать так, чтобы от этого процесса получали удовольствие и дети, и педагоги, и сами родители.
В настоящее время помимо финансовых и прочих материальных отношений, участие родителей в жизни группы во многом остается декларативным. Проблема не только в занятости родителей, но и в самих педагогах. В том, что педагоги не готовы и не умеют использовать их присутствие во благо детям, себе, и самим родителям.
Можно выделить пять уровней в жизни:
- оказание разовой помощи;
- участие в организации образовательной работы с детьми на занятии, в деятельности кружков и т.п.;
- участие в качестве постоянных добровольных помощников;
- участие в принятие решений относительно своего ребенка или класса
- участие в обсуждении вопросов и принятие решений, касающихся школы в целом;
Выделение уровней не означает, что каждая семья в процессе взаимодействия будет продвигаться от одного уровня к другому. Это значит только то, что строить взаимоотношения с семьями нужно на основе индивидуализации, признания за семьей права выбора характера и степени своего участия в совместной с педагогами деятельности.
По аналогии с известной пословицей «Можно привести лошадь на водопой, но нельзя заставить пить» будем понимать, что нельзя заставить принять полезность, можно только «вырастить» желание получить пользу.
Работу с семьёй проводили по направлениям:
Наглядно – информационное направление – оформление тематических зон в классе с участием родителей; выставка народных костюмов; выставка поделок. Активность родителей в создании выставок говорит о том, что эта форма работы является востребованной. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках заранее вывешиваем интригующее, яркое сообщение.
Наглядно – информационное направление даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Второе досуговое направление: спортивные досуги; мини фестиваль народного искусства, спортивные соревнования
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом.
Присутствие в классе родителей в группе имеет для них следующие плюсы:
- они могут наблюдать за своими детьми на фоне сверстников, что дает возможность лучше разобраться в вопросах развития ребенка, научиться и дома применять подходящие методы воспитания;
- у родителей формируется более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них;
- появляется возможность побывать в профессиональной среде, что может побудить к получению дополнительного образования;
-развивается более глубокое понимание процесса обучения детей;
-формируется правильное понимание возможностей обучения и сложностей, которые с этим связанны;
- возникает доверие к учителям
- взрослые знакомятся с друзьями своих детей;
-устанавливаются дружеские связи с другими родителями;
А вот, что происходит с детьми, когда они видят своих родителей в классе:
-присутствие и участие родителей в мероприятиях доставляет детям особое удовольствие, благоприятствует их успехам;
- у ребенка наблюдается буквально взлет чувства собственного достоинства;
- знакомство с другими взрослыми расширяет социальный опыт и дает положительные модели для подражания;
- дети начинают признавать полномочия других взрослых (помимо воспитателей) и относятся к ним как к источнику знаний и опыта;
- взаимодействие с семьями детей, которые представляют разнообразные культурные традиции, формирует толерантность;
- дети из неполных семей смогут частично реализовать свою потребность в общении, внимании, ласке.
А вот некоторые положительные моменты для педагогов:
- изменение соотношений «взрослый-ребенок» в классе.
- возможность использования увлечений, талантов, знаний и интересов родителей в процессе занятий с детьми;
-возможность закреплений знаний, получаемых в школе с помощью занятий дома;
-родители становятся участниками процесса принятия решений по вопросам жизни класса;
- являясь представителями различных культур, родители вносят особый вклад в процесс обучения;
-возможность понять, как родители мотивируют своих детей, увидеть, как мамы и папы помогают своим малышам решать задачи.
Итак, привлечение родителей и других взрослых к работе с детьми в классе создает дополнительные возможности для всех участников образовательного процесса и позволяет, реализовать сложный индивидуальный подход.
Связи между семьей и школой строятся на доверии. Если учителя хотят стимулировать успешное вовлечение родителей в свою работу, им необходимо установить активный, непрерывный, гибкий и позитивный обмен информации с родителями. Для этого педагоги должны находить способы документировать и сообщать информацию о ежедневных успехах учащихся так, чтобы менялись представления родителей о их собственной роли и их взгляды на опыт, которые приобретают дети в школе.
В современных условиях школе трудно обойтись без поддержки родителей. Результат совместного творчества детей и родителей способствует развитию эмоции ребёнка, вызывает чувство гордости за своих родителей.
На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определённая система в работе с родителями. Использование разных направлений дало определённые результаты: родители из зрителей и наблюдателей стали активными участниками встреч и помощниками учителя, создана атмосфера взаимоуважения. Организация взаимодействия с семьёй – работа трудная, не имеющая годовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией инициативой и терпением педагога его умением стать профессиональным помощником в семье.
Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни.