Конспект занятия для подготовительной группы компенсирующей направленности Поможем Бабушке Оле


Муниципальное бюджетное дошкольное
Общеобразовательное учреждение
«Детский сад №17 «Сказка
Конспект занятия
учителя-логопеда
в подготовительной группе,
компенсирующей направленности
для детей с общим недоразвитием речи
«Поможем Бабушке Оле»
Составила:
Учитель -логопед Красовская Л.А

г. Нефтеюганск
2015г.
Тема: « Поможем Бабушке Оле»
Образовательные:
Обеспечить практическое усвоение навыков изменения существительных единственного числа именительного падежа в множественное число родительного падежа на основе лексической темы «Овощи».
Учить составлять предложения с предлогами НА, ПОД, В.
Уметь использовать в речи относительные прилагательные, приставочные глаголы.
Коррекционно-развивающие:
Развивать мелкую моторику пальчиков рук, внимание,
Развивать умение сочетать речь с движением, память, мышление.
Развивать речевую компетентность, умение понимать и принимать задание и предложения взрослого развивать умения ориентироваться в новой для него ситуации, самостоятельно выбирать способы действий из усвоенных раннее.
Воспитательные:
Доводить начатое дело до конца.
Продолжать формировать навыки доброжелательного общения, способности к проявлению чуткости, сочувствия, тактичности.
Оборудование:
Письмо от бабушки Оли, муляжи овощей, презентация по теме «Овощи», картинки сказочных героев сказок: лисы, волка, медведя, зайца; схема действий при уборке урожая; рецепты для бабушки, пирожки.
Роль Бабушки Оли выполняет воспитатель.
Ход занятия.
Логопед. ( Приветствие) Радостно говорит:
С добрым утром!
С новым днём!
Мы все проснулись,
Потянулись! (дети потягиваются)
Мы друг другу улыбнулись! (дети улыбаются друг другу)
Логопед: Дима здесь? Игорь здесь? Артём здесь? Настя здесь? Артур здесь? Владик здесь? И т.д. ( дети отвечают)
Все вместе поднимаем руки со словами: «Мы все здесь».
Логопед: Встаньте парами и поздоровайтесь ладошками.

Пальчиковая гимнастика.
Поздоровайтесь пальчиками:
Здравствуй большой пальчик» (дети выполняют соответствующие движения)
Здравствуй указательный пальчик!
Здравствуй средний пальчик!
Здравствуй безымянный пальчик!
Здравствуй мизинчик!
Логопед : «Скажите, а как можно еще поздороваться?
Дети придумывают: подходят друг к другу спинками, потом поворачиваются лицом друг к другу и здороваются носиками и т.д.
Игра «Повтори за мной»
Логопед: Предлагаю узнать какие мы внимательные и по играть в игру «Повтори за мной». Показываю движения, а дети повторяют : руки вперед, пальчики в кулачки, выпрямили пальчики, ребро, руками рисуем волны, горизонтальные восьмёрки.
Стук в двери. Голос из-за двери : «Вам письмо»
Логопед берёт конверт, открывает его и говорит: «Ребята, нам принесли письмо от одинокой Бабушки Оли. Она живёт одна в деревне в маленьком домике. У неё накопилось много дел, но она не успевает их сделать, просит помочь ей. Давайте мы поедем к ней и поможем справиться с делами.
Дети: Дети принимают решение.
Если принимают решение ехать, то логопед спрашивает: « На чём же нам можно поехать?»
Дети: Можно поехать на машине (на автобусе, на велосипедах, на поезде, полететь на самолёте, на вертолёте, на воздушном шаре, на мотоциклах).
Логопед: На самолёте полететь мы не можем, потому что сейчас очень дорогие билеты. Поехать на велосипедах мы не можем, потому что сейчас осенняя дождливая холодная погода. Ребята, а если, мы поедем на машине, то сможем вместится в одну машину? Сколько нас? Считают. Решают.
Дети: Давайте поедим на поезде.
Предлагаю поиграть в игру « Паровозик с именем».
Логопед: Вы будете двигаться по группе, положив руки на плечи друг друга так, чтобы никто не отставал и никто не убегал вперед. По моему сигналу, паровозиком становится тот, чьё имя назовёт Максим.
Дети начинают движение.
Логопед: «Паровозик Карим» и т.д.
Логопед: Ну, вот и приехали.
Входит Бабушка Оля.
Дети: «Здравствуйте Бабушка Оля!»
Логопед: « Ребята, а вы заметили какое настроение у Бабушки Оли?
Дети: «У Бабушки плохое настроение (печальное, грустное, унылое, мрачное).
Бабушка Оля: Ребята, весной мне из сказки приходили лиса, медведь, волк, заяц (герои сказок) и помогали мне. Они посадили овощи. Но, так как я очень старенькая, то совсем не помню, где они посадили овощи и какие овощи они посадили.
Логопед: « А может мы поможем Бабушке? Вы знаете, где могут расти овощи?
Дети: Овощи растут на грядке, в теплице, в парнике, на огороде.
Логопед: А на подушке? А у Маши в книжке ?
Логопед: А теперь нам надо узнать какие овощи посадили сказочные герои. Для этого отгадаем загадки.
(Дети отгадывают и на экране монитора показываются овощи)
В одной сказке Фея превратила её в карету. Этот овощ посадил волк.
(Тыква)
Круглая, зелёная вся в лоскутках. Её посадила лиса.
(Капуста)
Медведь посадил то, что в другой известной сказке не могли вытащить без мышки.
(Репка)
Заяц посадил то, что полезно для роста и это его любимое лакомство.
(Морковка)
Вот мы и помогли Бабушке вспомнить какие овощи посадили сказочные герои и где растут овощи.
Игра «Один - много»

Логопед: «Ребята, в огороде так много овощей выросло!
Я вам принесла показать эти овощи.
Только у меня один помидор, а на грядке?»
Дети: «На грядке много помидоров»
Логопед: «У меня один баклажан, а на грядке?»
Дети: «На грядке много баклажанов».
Логопед: «У меня один кабачок, а на грядке?
Дети: «На грядке много кабачков»
Логопед: «У меня один огурец, а на грядке?»
Дети: «На грядке много огурцов».
Игра «Правильно - неправильно»
Логопед: «Ребята, а давайте поможем бабушке убрать овощи с огорода»
Дети: « Давайте поможем». Логопед: «Бабушка Оля думает, что мы не знаем, как собрать урожай овощей, потому что живём в городе. Она попросила Незнайку составить для нас схему уборки овощей. Показывает схему, на которой показаны действия при уборке урожая.
Дети рассматривают схему.
Логопед: Правильно Незнайка составил схему?
Огурцы, помидоры, горох надо выкапывать.
Дети: Нет! Огурцы, помидоры, горох надо срывать
Логопед: Капусту, кабачок, тыкву надо выдёргивать.
Правильно?
Дети: Нет! Капусту, кабачок, тыкву надо срезать.
Логопед: Морковь, свёклу, репу, редис, лук надо срезать.
Дети: Нет!
Морковь, свёклу, репу, редис, лук надо выдёргивать.
Логопед. Картошку надо срывать. Правильно?
Дети: Нет! Картошку надо выкапывать.
Логопед. Вот теперь, наша схема такая же как хотела составить её Бабушка Оля.
Логопед: Пойдём все вместе в огород.
Физминутка «В огород мы пойдём»
В огород мы пойдём.
Урожай соберем.
Мы картошки накопаем,
Мы моркови натаскаем,
Срежем мы качан капусты.
Сочный, круглый,
очень вкусный.
Щавеля нарвём немножко
И вернёмся по дорожке.
Логопед: Ребята, во что соберём овощи?
Дети предлагают: Я соберу огурцы в корзинку.
А соберу помидоры в пакет.
Я соберу кабачки в сумку.
Я соберу капусту в коробку.
Я соберу баклажаны в рюкзак.
Я соберу чеснок в мешок.
Игра «Уберём в кладовке»
Логопед: Весь урожай овощей занесли в кладовку.
Наведём порядок.
Куда мы можем поместить их?
Давайте подумаем, где могут находятся овощи в кладовке? Для этого нам пригодятся маленькие слова НА, ПОД, В.
Овощи лежат на полке.
Овощи лежат под полкой.
Овощи лежат в ящике и т.п.
Игра «Рецепты для бабушки»
Логопед: Давайте посоветуем бабушке, что можно приготовить из овощей, которые мы с вами собрали, занесли в кладовку.
Дети: Овощной салат, овощной суп, морковную котлету, овощную запеканку, картофельное пюре, томатный сок, свекольник.
Можно овощи мариновать, солить.
Логопед: Посмотрите на Бабушку Олю. Какое у неё сейчас настроение?
У бабушки радостное (весёлое, счастливое, праздничное настроение)
Она так рада, потому что вы ей помогли сделать много дел.
Теперь у неё на всю зиму хватит овощей. А в овощах ведь много витаминов, значит, бабушка будет меньше болеть.
Ребята, бабушка приготовила нам сюрприз.
Подойдите к столу.
На столе под салфеткой лежат пирожки, а внутри капустная начинка, картофельная начинка, морковная начинка.
Благодарят бабушку и берут пирожки в дорогу.
Давайте попрощаемся с бабушкой.
Говорят бабушке: «До свидания!»
Релаксация. Ребята, нам сказочные герои дают ковёр – самолёт, чтобы мы вернулись домой.
«Мы ложимся на волшебный ковёр самолёт; ковёр плавно и медленно поднимается, несёт нас по небу, тихонечко покачивает, убаюкивая, ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают.
Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озёра…
Постепенно ковёр самолёт начинает снижаться и приземляется в нашей группе ( пауза).
Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно садимся и аккуратно встаём.
Мы вернулись в детский сад.
А кому мы расскажем о том, как помогали Бабушке Оле?