НОД во второй младшей группе по ФЭМП с использованием блоков Дьенеша Поможем зверям из сказки Теремок


Управление образования администрации городского округа Коломна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15 «Светлячок»
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ детским садом №15 «Светлячок»
Н.Н. Агапова
Конспект образовательной деятельности
«Путешествие в сказку теремок.»
Воспитатель
Митрохина Екатерина Вячеславовна
2015 г.
Аннотация.
Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения. Геометрические блоки Дьенеша – познавательный материал, который в полной мере отвечает этим требованиям. Блоки Дьенеша помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся – выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, обобщение, группировка, кодирование свойств, логические операции с использованием отрицании «не».
В упражнениях с блоками Дьенеша дети развивают цветовосприятие и остроту зрения, формируют представления о сенсорных эталонах, совершенствуют пространственную ориентировку.
Развитие мышления ребенка происходит в интересной для него ситуации – при решении задач игрового характера, в подвижной деятельности, что помогает чередовать умственную нагрузку с двигательной.
Подбор игр и упражнений дает возможность организовать занятие с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Даже в одной игре задания можно варьировать – кто-то из детей оперирует только одним свойством, другой уже осилит упражнение, где нужно ориентироваться на 2-3 свойства одновременно.
Предварительная работа: чтение сказки «Теремок»; обсуждение сказки; обыгрывание сказки.
Цель: Формирование любознательности, познавательной мотивации у дошкольников посредствам развивающих игр (Блоки Дьенеша)
для детей - построить теремок, оказать помощь зверюшкам.
для педагога - развивать у детей умение работать по схеме, закрепить свойства геометрических фигур.
Задачи проекта:
Обучающие: формировать умения отличать геометрические фигуры. Закреплять знания геометрических фигур; закреплять знания большой, маленький. Закреплять умение пользоваться блоками Дьенеша. Совершенствовать умение пользоваться планом-схемой способом наложения строительного материала.
Развивающие:
-развивать логическое мышление, внимание, память, воображение, мелкую моторику рук;
-развивать познавательные процессы, мыслительные операции; развивать коммуникативные навыки и умения работать в коллективе.
Воспитательные: побуждать оказывать помощь зверям, вызвать чувство радости при удавшейся постройке;
- вызвать у детей эмоциональный, радостный настрой при восприятии стихотворений, желание их обыграть.
Демонстрационный материал:
Игрушки для сказки «Теремок»: лягушка, мышка, зайчик, лисичка, медведь и волк; карточки с подсказками – круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, красный, желтый, синий цвет, большой и маленький предмет; грузовик с блоками Дьенеша; план-схема «Теремок».
Раздаточный материал: блоки Дьенеша, карточки - схемы.
Планируемые результаты: Личностные: активный, любознательный, эмоционально отзывчивый, коммуникативный.
Интеллектуальные: активное участие в деятельности, умение делать выводы, самостоятельные действия.
Физические: развитие двигательной активности.
Этапы деятельности Деятельность взрослого Деятельность детей Примечание
Орг. Момент.
Приветствие.
Мотивирование к деятельности
Решение проблемной ситуации
Анализ результатов деятельности - Здравствуйте, ребята! К нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними!
Ребята, сегодня утром нам в группу принесли посылку. Хотите посмотреть от кого она?
Воспитатель читает: «Ребятам из группы «Соловушки» от жителей страны русских народных сказок.
Ой, как интересно, давайте скорее откроем и посмотрим, что же там в посылке лежит!
Посмотрите, письмо. Слушайте внимательно, я вам его прочитаю.
«Здравствуйте дорогие ребята, ПИШУТ ВАМ ГЕРОИ СКАЗКИ «Теремок». У нас случилась беда, мишка сломал наш теремок, мы хотим построить новый, красивый большой, но незнаем как. Приезжайте скорее к нам в сказку, нам нужна ваша помощь».
Поможем, ребята, героям сказки? Ну тогда в путь.
На чём же мы поедим? Что быстрее едет, машина, велосипед или поезд?
Правильно, поедим мы на поезде. Я буду паровоз, а вы вагончики, цепляйтесь за меня, и поехали в сказку.
Вот мы и приехали на место. Посмотрите, ребята, герои сказки нас уже встречают.
Давайте с ними поздороваемся.
Проходите, ребята. Посмотрите, и вправду нет теремка в сказке.
РАЗВАЛИЛСЯ! (ВНИЗУ РАСЫПАНЫ БЛОКИ!)
Ну что же давайте помогать. А что бы нам с вами правильно построить теремок и никого из зверюшек не обидеть, давайте вспомним, сколько всего зверей поселилось в теремке? (много)
А сколько там было лягушек?(одна) а мышек?
Правильно.
Ребята, посмотрите, а звери нарисовали схему теремка, какой они хотят. По ней то и будим строить теремок.
Давайте вместе посмотрим, что нам строить предстоит!
Скажите мне, пожалуйста, из каких геометрических фигур состоит наш теремок? (или какие геометрические фигуры мы с вами будем использовать при постройке «Теремка»?)
Смотря на какой вопрос они у тебя ответят!!!!!!!!!!!!!
Комнаты какой формы на схеме изображены? (квадратные)
МОЛОДЦЫ! ПРАВИЛЬНО!
А крыша какой формы изображена на схеме? (треугольная)
Ребята, а как вы думаете, почему в теремке разные по размеру комнаты зверюшки нарисовали?
Ребята, а звери в сказки одинаковые по размеру или разные?
Давайте посмотрим и сравним, Кто самый маленький в этой сказке? А самый большой? Кто больше мишка или мышка? Зайка или лягушка? Лисичка или петушок?
На первом этаже большие квадраты изображены. Ребята, кого мы туда поселим?
Второй этаж состоит из маленьких квадратов. Кого мы поселим на второй этаж?
Всё верно, теперь можно приступать к строительству.
Перед началом работы нужно размять пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Маленькая мышка по городу бежит,
Глядит ко всем в окошко
И пальчиком грозит,
А кто не лёг в кроватку,
А кто не хочет спать,
Такого непослушного я буду щекотать.
Ребята, вы должны наложить на схему все кирпичики (БЛОКИ), чтобы они подходили по размеру и по цвету, будьте внимательны.
Молодцы ребятки, КАК МНОГО КРАСИВЫХ ДОМИКОВ – ТРЕМКОВ У ВАС ПОЛУЧИЛОСЬ. Мы помогли не только нашим новым друзьям , но и всем жителям страны русских народных сказок. красивый построили теремок для зверей, и они вас благодарят за помощь.
Ну а нам пора прощаться, и уезжать на поезде обратно в группу, что нужно сказать зверям? До свидания!
Вагончики, цепляйтесь, наш поезд отправляется в дорогу!

-Вот мы и снова в детском саду.
ВАМ ПОНРАВИЛОСЬ НАШЕ ПУТЕШЕСТВИИЕ?
ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ В какой сказке мы побывали?
С КЕМ ПОВСТРЕЧАЛИСЬ?
Что случилось у героев сказки?
Чем мы помогли?
ИЗ ЧЕГО МЫ ПОСТРОИЛИ ТЕРЕМОК?
Дети под мелодию « В гостях у сказки» заходят в группу.
Дети здороваются
Встало солнышко с утра – улыбнуться нам пора!
С добрым утром, глазки!
С добрым утром, ушки!
С добрым утром, ручки!
С добрым утром, ножки!
Глазки смотрят, ушки слушают,
ручки хлопают, ножки топают.
С добрым утром, друзья!
День наступил прекрасный,
Потому что в нем Вы и я.
Ответы детей.
Отвечают на вопросы
Дети слушают и отгадывают загадку
Дети вместе с педагогом едут в гости к зверям
Активизировать речевую деятельность детей.
Включаются в разговор, активно взаимодействуют с педагогом и друг с другом.
Загудел паровоз и вагончики повез,
          Чу – чу – чу, чу – чу – чу,
          Далеко я укачу.
         Вагончики красивые бегут, бегут, бегут,
          А круглые колесики стучат тук – тук,
          Тук – тук, тук – тук.
Дети вместе с воспитателем рассуждают отвечают на наводящие вопросы. Подвести детей к ответу, что на картинке теремка нет.
Д: «Медведь сломал теремок»
Дети стоят за одним столом и помогаю сортировать кирпичики.
Ответы детей повторение ранее изученного материала (геометрические фигуры треугольник квадрат)
Треугольник. квадрат
Принимают участие в обсуждении проблемы. Отвечают на вопросы
Дети участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющиеся представления, вспоминают ранее усвоенное и отвечают на вопрос.
Дети: туда поселятся большие звери
( медведь, Лиса, заяц),
Дети: туда мы поселим маленьких зверят (лягушка, мышка и петушок золотой гребешок)
Дети, проговаривая слова, отрабатывают четкое произношение слов в сочетании с движениями.
Дети садятся за столы. По схеме методом наложения строят теремок.
Загудел паровоз и вагончики повез,
          Чу – чу – чу, чу – чу – чу,
          Далеко я укачу.
         Вагончики красивые бегут, бегут, бегут,
          А круглые колесики стучат тук – тук,
          Тук – тук, тук – тук.
Дети отвечают на вопросы. Ведут диалог с воспитателем. Сформирована мотивация детей на включение в деятельность.
Готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания
У детей создается положительный настрой .
Внутренняя мотивация на деятельность, формирование желания помочь зверям